Заключение

Окидывая взором жизненный путь Преосвященного Виктора отчетливо видится как Промысел Божий вел своего избранника к будущему архиерейскому служению. Уже с юного возраста жизнь Садковского протекала под непосредственным влиянием и отеческим руководством святителя Георгия (Конисского) – человека исключительных дарований, необычайной энергии и целеустремленности. Большую половину жизни он имел руководство и находил поддержку в лице этого великого человека, всегда оставаясь его верным послушником и продолжателем того важного дела, во главе которого стоял святитель Георгий. Преосвященный Виктор в свое время последовательно прошел череду послушаний и служений, явившихся необходимой духовной и административной школой для предстоящего ему епископского служения.

Само архипастырство владыка Виктор начал в весьма неспокойное время в стране, где православие находилось в крайне стесненном положении. В церковной жизни огромной епархии, в управление которой он был поставлен, царили разруха и неустроенность. И вот, благодаря деятельности Преосвященного, походившего больше на миссионера, нежели на епархиального архиерея, жизнь епархии заметно изменилась. В самые трудные минуты владыка Виктор вернул к жизни две сотни умиравших православных приходов и в течение целого ряда лет поддерживал жизнь четырех десятков монастырей при самых неблагоприятных для того условиях. Он положил начало духовному просвещению в своей епархии, цену которому очень хорошо знал. В то время и в тех условиях, в которых находилась Православная Церковь в Речи Посполитой, был дорог всякий не только сколько-нибудь образованный, но и просто грамотный человек. Кульминационным же моментом служения Преосвященного Виктора можно считать первые годы становления Минской архиепископии и воссоединение с Православной Церковью униатов.

Ученик Конисского, верный его помощник и последователь, хорошо знакомый со всеми проблемами и тонкостями православного вопроса в Речи Посполитой, окруженный ореолом трехлетнего заключения архиерей – Преосвященный Виктор – был, конечно, не только вполне достойным, но и единственным в то время человеком, который мог бы стать во главе такого важного дела. Его глубокая и искренняя преданность своему служению, его мягкий характер, разумная сдержанность делали его незаменимым там, где требовалось, прежде всего, соблюдение и установление «спокойствия края». Но, к сожалению, замечательные личные качества и усердие Преосвященного на протяжении всего времени его служения очень часто подавлялись внешними условиями и обстоятельствами.

Выработанная Преосвященным Виктором программа воссоединения не может вызвать упреков ни с одной своей стороны. Если ее применение на деле и не оказалось безупречным, то это уже не вина Преосвященного. Разумеется, что такое грандиозное дело, как воссоединение 1794-96 годов не могло пройти, чтобы на своем пути не встретить тех или иных препятствий. Но когда эти препятствия возникают на каждом шагу и своей массой подавляют и благоприятные условия дела, тогда таковые условия не могут быть названы иначе, как условиями неблагоприятными. При таких обстоятельствах масса энергии и сил уходит на их преодоление, и малейший успех дается с большим трудом. Усталые, измученные и обессиленные уходят с поля битвы те, которые, при других условиях могли бы стяжать себе громкую славу.

Владыка Виктор не пожал при жизни плодов шумного успеха и не собрал себе похвал. Он ушел незаметно и даже в какой-то мере в бесславии, не приобретя среди современников себе ореола бумажной известности. Но дела его свидетельствуют сами за себя и полтора миллиона возвратившихся в православие душ, не это ли громкий успех. Часто бывает так, что Бог по Промыслу Своему не дает человеку земного утешения за труды, дабы полнее вознаградить его в жизни будущей. Верится, что владыка Виктор достойно совершил свое служение в глазах Божиих и ныне утешается там «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная»(1). С расстояния времени все мелкое и незначительное становится едва заметным или вовсе теряется, а выступает только большое, значимое и общее. Несомненно, владыка Виктор был искренний труженик, полагавший душу свою «за овцы своя» и личность его бесспорно достойна незабвенной благодарной памяти.

К вопросу об изучении истории Православной Церкви на белорусских землях

Глава 1. На пути к будущему служению

Глава 2. Архипастырские труды    

Глава 3. Первый минский архиепископ
   




Примечания

1. Требник. – М.: изд. Сретенского м-ря, 2000. – С. 239.





Источники и литература

1.    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: «Жизнь с Богом», 1989. – 2516 с.

2.    Анiшчанка Я.К. Беларусь у часы Кацярыны II (17721796 гады). – Мн.: ЗАО «Веды», 1998. – 220 с.

3.    Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем академиею. – Киев, 1856. – Ч. 2. – 186 с.

4.    Барановский Стефан, свящ. Минско-Волынский архиепископ Виктор Садковский // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1878. – №22. – С. 176-179.

5.    Беднов А.В. Православная церковь Литвы и Польши. – Мн.: изд. «Лучи Софии», 2002. – 430 с.

6.    Богдановский К. Столетие первого воссоединения униатов Минской губернии (1795-1895 гг.) // Минские Епархиальные Ведомости. – 1895. – №9. – С. 239-247.

7.    Буглаков Михаил, свящ. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. – Мн.: изд. «Виноград», 2000. – 656 с.
8.    Вержболович М.И. Первый период существования Минской Духовной Семинарии (1785-1817 гг.) // Минские епархиальные ведомости. – 1892. – №22. – С. 644-661; №23. – С. 696-707; №24. – С. 745-757; 1893. – №1. – С. 10-24.

9.    Грыгаровiч I.I. Беларуская iерархiя: Да 1000-годдзя хрысцiянства на Беларусi. – Мн., 1992.

10.    Дакуметы і матэрыялы па гісторыі Беларусі (17721903). – Мн.: АН БССР, 1940. – Т. 2. – 938 с.

11.    Дело об арестовании поляками Преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года / С.Г. Рункевич // Минские Епархиальные Ведомости. – 1892. – №14. – С. 402-422.

12.    Жудро Ф.А. Основание и первые годы Могилевской духовной семинарии (1757-1780 гг.) // Могилевские Епархиальные Ведомости. – 1893. – №5. – С. 97-100; №6. – С. 118-122.

13.    Жукович П.Н. Отзыв о сочинении г. Рункевича «История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794-1796 гг.» СПб., 1893. СПб.: тип. Акад. наук, 1896. – 10 с.

14.    Зноско Константин, прот. Исторический очерк церковной унии. – М.: Отдел по благотворительности Московского патриархата, «Мартис», 1993. – 233 с.

15.    Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска. (Екатерининский собор) // Минские Епархиальные Ведомости. – 1877. – №16. – С. 321-326; №17. – С. 344-349; №18. – С. 364-370; №19. – С. 383-390; №20. – С. 416-423.

16.    Келтуяла В. История русской литературы от половины XIII в. до конца XVII в. – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1911. – Т. 2. – 938 с.

17.    Кивлицкий Е. Мнимый бунт на Волыни в 1789 г. // Киевская Старина. – 1902. – №11. – С. 283-300.

18.    Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. – Вильно: тип. И. Блюмовича, 1895. – 236 с.

19.    Костомаров Н. Последние годы Речи Посполитой. СПб.: тип. М.И. Стасюлевича, 1886. – 3-е изд. – Т. 1. – 763 с.

20.    Котович И. Портреты духовных деятелей эпохи воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью с кратким очерком Православия в унии в Западнорусском крае. – Вильно, 1889. – 30 портр. и рис.

21.    Коялович М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800 г.). – Мн.: изд. «Лучи Софии», 1999. – 400 с.

22.    Л-в. П., свящ. Виктор, епископ Переяславский // Киевские Епархиальные Ведомости. – 1861. – №1. – С. 79-89; №2. – С. 135-152; №3. – С. 216-223.

23.    Линчевский М. Педагогия древних братских школ и преимущественно древней киевской академии // Труды киевской духовной академии. – 1870. – №3. – С. 43-76; №4. – С. 104-154; №5. – С. 437-500; №6. – С. 536-588.

24.    Максимович М.А. Собрание сочинений. – Киев, 1876. – Т. 1. – 437 с.

25.    Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи (992-1892). Т. 1-3. – М.: изд. Сретенского м-ря, 2002-2004.

26.    Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского в польских тюрьмах / П.Ф. Николаевский // Христианское чтение. – 1892. – Ч. 2. – С. 165-201.

27.    Мiнская епархiя // Беларускi Праваслаўны календар 2000. – Мн.: Свято-Петра-Паўлаўскi сабор г. Мiнска, Беларускае Праваслаўнае Брацтва Трох Вiленскiх Мучанiкаў, 1999.

28.    Орловский Петр, прот. Преосвященный Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютер Киевской митрополии, управляющий с 1785 по 1796 год всеми православными церквями и монастырями в пределах бывшаго ц. Польского // Киевская Старина. – 1892. – №7. – С. 20-54.

29.    Официальные документы по делу Виктора Садковского / Прот. Петр Орловский // Киевская Старина. – 1892. – №9. – С. 414-420.

30.    Петров Н. Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности. – Киев, 1916. – Т. 1. – С. 23.

31.    Письма к разным лицам Преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I–СL) / С.Г. Рункевич. Материалы для истории Минской епархии // Минские Епархиальные Ведомости. – 1891. – №24. – С. 740-748; 1892. – №1. – С. 16-21. – №2-3. – С. 22-30; №4. – С. 31-45; №5. – С. 46-52; №6. – С. 53-78; №7-8. – С. 79-93; №9. – С. 84-107; №10. – С. 108-127; №11. – С. 128-153; №12. – С. 154-178; №15. – С. 179-190; №16. – С. 191-216; №17. – С. 217-229; №18. – С. 230-256; №19. – С. 257-274; №20. – С. 275-283; №21. – С. 284-299; №22. – С. 300-316; №23. – С. 317-331; №24. – С. 332-347.

32.    П.Л. По поводу 900-летия Черниговской архиерейской кафедры // Киевская Старина. – 1892. – №10.

33.    Польская конституция 3 мая 1791 г. // Хрестоматия по русской истории / Сост. М. Коваленский. – М.-Петроград: Гос. изд., 1923. – 2-е изд. – Т. III. – 561 с.

34.    Рункевич С. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.). С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью в 17941796 гг. – СПб.: тип. А. Катанского, 1893. – 574 с.

35.    Серно-Соловьевич Ф.Ф. Древнерусский город Слуцк и его святыни. – Вильна: тип. Сыркина, 1896. – 32 с.

36.    Служебный путь Преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа. Материалы для истории Минской епархии / С.Г. Рункевич // Минские Епархиальные Ведомости. – 1894. – №21. – С. 578-582; №22. – С. 621-626; №23. – С. 668-670; 1895. – №7. – С. 168-203; №8. – С. 229-233.

37.    Смолич И.К. История Русской церкви. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1996. – Т. 8. Ч. 1.

38.    Стефан (Корзун), архиеп. История Минской Духовной Семинарии // Ступени. – 2000. – №1. – С. 6-8.

39.    Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. Репр. воспр. изд. 1959 г. (Джорданвиль). – М.: изд. Сретенского мря, 1997. – 924 с.

40.    Требник. – М.: изд. Сретенского м-ря, 2000. – 655 с.

41.    Три письма Преосвященного Виктора Садковского к Могилевскому архиепископу Георгию Конисскому / П. Горючко. К истории воссоединения униатов в Минской архиепископии 1794-1795 гг. // Минские Епархиальные Ведомости. – 1902. – №8. – С. 180-186.

42.    Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года. – Петрозаводск: «Фолиум», 1997. – Ч. 2 – 957 с.

43.    Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. – СПб., 1884. – Ч. 2. – С. 388-389.

44.    Чистович И. Очерки истории западнорусской Церкви. – СПб.: тип. деп. уделов, 1884. – Ч. 2. – 419 с.