К вопросу об изучении истории Православной Церкви на белорусских землях

История Православной Церкви Беларуси еще не написана. И в этом нет ничего удивительного. Возрождение Православия, которое Беларусь пережила в XIX – начале XX века, привело не только к увеличению числа верующих, но и восстановлению православной культуры (slavia orthodoxa). Проявлением этого непростого процесса стало зарождение православной белорусской интеллигенции с ее обостренным чувством прошлого и глубоким интересом к тому историческому пути, который прошли восточные славяне на протяжении своего тысячелетнего существования. Не случайно именно в XIX веке появляются исторические труды, раскрывающие сложные, подчас трагические страницы Православной Церкви на белорусских землях.

Ее первым историком стал Могилевский архиепископ Георгий (Конисский). Вместе с заботой об устроении единственной в то время православной епархии Речи Посполитой, большие усилия Святитель прилагал к собиранию документов, подтверждавших права православных перед государственными властями. Именно они составили реестр отобранных церквей, положивших начало знаменитому «Архиву Конисского»(1).

Документы и копии Архива использовались православными в тяжбах с католиками и униатами. Этим же целям служили «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской церковью»(2). Не менее обосновано и глубоко, с привлечением широкого круга источников написано «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях, в Польше бывших, благочестивых, т.е. греко-восточного исповедания, кои римлянами обращены или соединены с Римскою церковию» с приложением «Каталога православных епископов Могилевских» (3), которое стало первой попыткой изложения истории западнорусских православных епархий от начала их возникновения «до недавних лет».

Работу архиепископа Георгия (Конисского) по сбору и изложению материалов, отображающих историю Православной Церкви Беларуси, Литвы и Украины, продолжил его внучатый племянник протоиерей Иоанн Григорович. Усилиями исследователя были опубликованы сборники документов, сохранившихся благодаря стараниям Могилевского владыки, а также собранных самим отцом Иоанном по монастырям и архивам. Среди них: «Белорусский архив древних актов» (1824 г.), «Акты археографической экспедиции» (1834-1838 гг.), «Акты исторические» (1841-1842 гг.) и «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846-1853 гг.). Источники, собранные и опубликованные протоиереем Иоанном Григоровичем, не только познакомили широкого читателя с гражданской и церковной историей Западной Руси, но и положили начало развитию археографии и источниковедения. Однако главное значение введенных в научный оборот документов состоит в возрождении тех страниц исторического прошлого края, которые к началу XIX века были в силу разных причин почти утрачены или забыты. Появление нового пласта исторических материалов способствовало возникновению в обществе интереса к историческому прошлому Беларуси и Украины.

Дело, начатое архиепископом Георгием (Конисским) и протоиереем Иоанном Григоровичем, продолжил профессор Санкт-Петербургской духовной академии, уроженец Беларуси, М.О. Коялович. Главной темой научной деятельности историка становится изучение Брестской церковной унии и ее эволюции(4). Увлеченность историка предметом своего исследования и полная неизученность конфессиональной истории Западной Руси, в том числе и Беларуси, способствовали появлению плеяды блестящих исследователей церковной истории, учеников М.О. Кояловича. Наиболее талантливыми среди них стали П.Н. Жукович, С.Г. Рункевич, В.З. Завитневич, К.В. Харлампович, исторические исследования которых были связаны с историческим прошлым Православия на землях Западной и Южной Руси.

В 1884 году вышел фундаментальный труд И. Чистовича «Очерки истории западнорусской церкви»(5) – первое систематическое изложение истории Православия на литовско-белорусско-украинских землях, доведенное до середины XVIII века.

В 1895 году был напечатан «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве» преподавателя Литовской духовной семинарии Г.Я. Киприановича(6), ставший учебным пособием для воспитанников православных духовных школ Беларуси.

Разработка церковной историографии переживает расцвет в последней четверти XIX века. Это было связано не только с публикацией широкого круга источников, к этому времени достаточно хорошо освоенных. Пятидесятилетие Полоцкого церковного собора и совпавший с ним юбилей митрополита Литовского Иосифа (Семашко), осмысление исторического значения этих явлений, вызвали появление многочисленных исследований, раскрывающих малоизвестные страницы в церковной истории Беларуси. Среди литературы, вышедшей в это время, заметное место принадлежит работам церковных историков-краеведов, трудившихся в Литовской, Могилевской, Минской и Витебской семинариях: Г. Хрусцевича, И. Котовича, Е. Орловского, Л. Паевского и многих других. Их исследования, публиковавшиеся на страницах местных «Епархиальных Ведомостей», были написаны на обширной источниковой базе и поднимали малоизвестные и одновременно общественно-значимые темы по истории Православной Церкви на землях, некогда входивших в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

Таким образом, к концу XIX – началу XX века сложилась школа православных историков, уроженцев Беларуси, по преимуществу воспитанников Санкт-Петербургской духовной академии, труды которых охватывали все периоды существования Православной Церкви на белорусских землях, раскрывая историческую роль Православия в судьбе белорусского народа.

Эта традиция на рубеже веков получила продолжение и в творчестве гражданских историков, талантливейшими представителями которых являются воспитанник Санкт-Петербургского университета А.П. Сапунов(7)и воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии К.В. Харлампович(8), а также исследователей, связанных своим служением с Церковью, среди них особое место принадлежит протопресвитеру Георгию Шавельскому(9). Так в начале нового века проблематика, близкая только церковным историкам, становится интересной и светским исследователям Беларуси. В тоже время гражданская история Беларуси делается предметом изучения историков Церкви, например, П.Н. Жуковича(10). Так два исследовательских потока сливаются в едином русле.

Однако интенсивное и плодотворное изучение церковной истории Беларуси было прервано катаклизмами начала XX века. События 1917 года, открывшие богоборческий советский период, привели не только к разгрому церковных структур и физическому истреблению духовенства, но и способствовали уничтожению церковной науки, как одного из направлений исторических знаний. Православная школа церковной истории, созданная к началу XX века, так же как и ее создатели оказались ненужными новым властям. Один за другим в лишениях и болезнях они уходили из жизни. Так трагически сложилась судьба того поколения православной белорусской интеллигенции, которое сформировалось в пост-Полоцкий период. Блестяще образованные и убежденные в светлом будущем белорусского народа в союзе с православной Россией, они оказались лишними людьми в советской России и ненужными в советской Беларуси. Это были первые «диссиденты» нового времени. С уходом из науки и жизни этого поколения историков оборвалась преемственность в развитии исследовательской школы, связанной с изучением церковной истории. Пласты знаний, восстановленные историками XIX начала XX века, так же как и их имена оказались погребенными под руинами. Утраченными и подлежащими реставрации оказались целые направления историко-церковных знаний, таких как церковная археология, церковное источниковедение, церковная историография, библиография, теоретическая разработка которых началась еще в XIX веке.

Только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века вместе с возрождением Церкви начинается и новый этап в развитии церковной истории, в том числе и Беларуси. Первыми работами, положившими начало историко-церковным публикациям нового времени стали появившиеся одна за другой монографии архиепископа Афанасия (Мартоса) «Беларусь в исторической государственной и церковной жизни» (11) и А.А.Мельникова «Путь непечален» (12).

Настоящим событием в осмыслении церковной истории явилась историко-богословская конференция, посвященная 1000-летию образования Полоцкой епархии, состоявшаяся в 1992 году. Впервые в научной жизни Беларуси на совместном заседании встретились светские исследователи и богословы, открыто и непредвзято поставившие вопрос о роли Православной Церкви в истории Беларуси. Материалы, опубликованные по итогам этой конференции, по сей день привлекают яркостью мысли, новизной в понимании прошлого и настоящего Беларуси.

Традиция проведения юбилейных конференций получила развитие. В 1996 году в рамках научно-богословской конференции, посвященной памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, были обсуждены проблемы, связанные с 400-летием Брестской церковной унии(13). В 2005 году XI-е Минские епархиальные Чтения, посвященные 1000-летию Туровской епархии, дали возможность проверить научную достоверность имеющихся исторических суждений о ее возникновении и дополнить их новыми малоизвестными страницами. Каждое заседание этих конференций стало ответом на злободневные вопросы, выдвинутые временем и проверенные в богомудром наследии отцов и учителей Церкви.

Наряду с крупными юбилеями, которые являются катализаторами в развитии научных знаний, началась кропотливая работа по созиданию исторических очерков православных епархий. Продолжая традиции, заложенные церковными историками XIX века, современные исследователи выпустили исторические очерки Минской епархии, историко-статистические обозрения Полоцкой и Минской епархий, историко-справочные пособия «Церкви и приходы Минска» (14), «Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви»(15).

Исключительно важным явлением среди историко-церковных изданий стала серия «Наши духовные ценности» (главный редактор издания Л.Ф. Анцух). Пять книг этой серии, созданные объединенными усилиями многих исследователей, стали для читателя, по словам митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Филарета «добрым посохом в тяжком жизненном странствовании».

Восстановление историко-церковных исследований отразилось и на содержании церковной периодической печати. Возродились «Епархиальные Ведомости» с их неофициальным отделом, в котором, как и в былые времена, печатаются материалы по истории Церкви Беларуси. Лучшие традиции прошлого продолжает альманах «Праваслаўе» (главный редактор прот. Георгий Латушко). Церковно-историческая проблематика выгодно отличает газету «Воскресенье» от другой церковной периодической печати современной Беларуси.

Большая работа проделана по возрождению забытого научного наследия. Среди возвращенных к жизни имен следует назвать М.О. Кояловича, Константина Зноско, В.А. Беднова, протоиерея Иоанна Флерова, епископа Афанасия (Мартоса). Переиздание работ историков XIX начала XX века служит восстановлению утраченной связи веков и школ.

Лучшие традиции, созданные православными историками белорусской школы, продолжены в серии публикаций священника Федора Кривоноса. Среди них особое значение имеет «Синодик за веру и церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы)» (16), легшей в основу канонизации новомучеников Беларуси.

Итогом православных исследований последних десятилетий стала статья «Православие», опубликованная в четвертом томе «Православной Энциклопедии», издаваемой в Москве под общей редакцией святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. История Православной Церкви на белорусских землях содержит материалы с X века до наших дней. По сути – это основа для создания фундаментальной истории Православной Церкви Беларуси.

Параллельно с исследованиями, которые ведут церковные историки, изучением истории Православной Церкви занимаются светские ученые: историки, филологи, юристы, искусствоведы. Несмотря на многогранность проблематики и богатый фактологический материал этих исследований, ошибки методологии и излишняя политизация авторов, зачастую приводит к искажению истории Православия. Поэтому считать изучение церковной истории Беларуси в настоящее время завершенной вряд ли возможно. Это особенно отчетливо заметно при осмыслении истории XIX-XX веков, периода, изучение которого было только начато в начале XX века и внезапно остановлено в 1917 году. Оно возобновилось после большого перерыва в 90-е годы ушедшего века.

Исследованию подлежит не только тот непростой исторический путь, который прошла Православная Церковь Беларуси от Возрождения в XIX веке до ее разгрома в XX и нового восстановления церковной жизни на пороге XXI века. Такие события церковной жизни, как Полоцкий церковный собор или влияние указа о веротерпимости 14 апреля 1905 года на церковную жизнь населения Беларуси, роль Православия в формировании культуры и народного самосознания еще ждут своего исследователя. Многие проблемы, с которыми сталкивалась Православная Церковь в минувшие столетия, возникают перед ней и в настоящем. Прежде всего, это проблемы взаимоотношений с иными христианскими конфессиями, особенно римо-католицизмом. Дать им должную оценку – задача современных историков Церкви.

Историкам надлежит возродить и имена тех людей, благодаря трудам и подвигу которых Святое Православие живо в Беларуси и по сегодняшний день. Именно такими деятелями истинной веры Христовой являются святитель Георгий (Конисский) и его ученик, друг и сподвижник, Минский архиепископ Виктор (Садковский) (1741-1803).

С именем этого замечательного иерарха связано учреждение в 80-х годах XVIII столетия Православной кафедры в Речи Посполитой, первые годы существования Минской архиепископии, открытие и устроение Минской духовной семинарии, духовных училищ. Но, несомненно, самым важным и знаменательным событием в церковном служении Преосвященного Виктора стало воссоединение униатов с Православной Церковью, происшедшее на территории Украины и Беларуси в 1794-96 гг., когда более полутора миллионов униатов, под руководством архипастыря, вернулось в Православие. Значимость этого события и то деятельное участие, которое принимал в столь великом деле Преосвященный Виктор, придают его личности заслуженный авторитет.

Жизнь и церковная деятельность владыки Виктора представляет большой интерес и с точки зрения изучения судеб духовенства Беларуси и Украины в XVIII-XIX вв. Формально (рождением) связанное с Униатской церковью, своим воспитанием и семейными традициями оно было крепко соединено с Православием. Искреннее почитание Православия в унии вместе с симпатией к единоверной России было весьма распространенным явлением среди населения Беларуси и Украины, волей судеб оказавшегося в составе католической Речи Посполитой. Эти настроения выразительно переданы в

«Записках» Литовского митрополита Иосифа (Семашко)(17)и его однокашника по Главной Литовской семинарии Минского архиепископа Антония (Зубко)(18). Примером подобного же мироощущения является переписка М.О. Кояловича с известным издателем А.С. Сувориным(19). Подобные же настроения, по-видимому, царили и в семье Садковских.

Современному читателю жизнь и деятельность первого Минского архиепископа Виктора (Садковского) практически неизвестна. Ее приходится открывать заново. Познакомить читателя с личностью Преосвященного, осветить жизненный путь и труды архиерея, поставленного Богом на служение в один из самых сложных и ответственных периодов жизни Православной Церкви в границах Речи Посполитой – задача настоящего исследования.

Материалы, касающиеся жизни и деятельности архиепископа Виктора, печатались в виде интересных, но весьма ограниченных по размеру статей, опубликованных в разных периодических, преимущественно церковных, изданиях. Среди авторов публикаций можно упомянуть священника Стефана Барановского(20), протоиерея Андрея Страдомского(21), протоиерея Петра Орловского(22), священника П. Л-ва(23). Более обстоятельно деятельность Садковского представлена в монографии М.О. Кояловича «История воссоединения западнорусских униатов»(24). О служении Преосвященного Виктора сведения имеются в трудах по истории западнорусской Церкви таких историков, как В.А. Беднов(25), Г.Я. Киприанович(26), И. Чистович(27). Фундаментальное изучение личности архиепископа Виктора (Садковского) принадлежит С.Г. Рункевичу(28). Архивный материал, лежащий в основе его работы, обогатил исследование рядом точных исторических дат, малоизвестных или совсем неизвестных фактов. Он смог восполнить обширные пробелы, а также устранить и исправить многие неточности в биографии Преосвященного Виктора.

В исследовательской литературе сложилось несколько точек зрения, на личность и деятельность Преосвященного Виктора (Садковского). Одна принадлежит М.О. Кояловичу, который представляет архиепископа Минского человеком нерешительным, слабым и даже недалеким, как будто не понимающим и не дорожащим тем великим делом, во главе которого ему пришлось стать. Другой взгляд, противоположный, рисует Преосвященного Виктора человеком в высшей степени энергичным, полным апостольской ревности и непоколебимой воли, способным затмить славу даже самого Конисского. Наиболее объективная точка зрения на наш взгляд принадлежит С.Г. Рункевичу, который не согласен ни с той и ни с другой позицией. Именно Рункевич наиболее глубоко и обстоятельно исследовал жизнь первого Минского архиепископа. Обилие архивного материала, оказавшегося в свое время в его руках, дало исследователю исключительную возможность восполнить обширные пробелы, а также устранить и исправить многие неточности в биографии Преосвященного Виктора. Он сумел обогатить свое исследование целым рядом точных исторических дат, малоизвестных или совсем неизвестных фактов, воспроизвести максимально точную хронологию многих событий.

Источники, которые положены в основу настоящей работы, весьма разнообразны и представлены материалами разного рода. Прежде всего, это – письма Преосвященного Виктора к разным лицам с 1768 по 1796 гг. (29)и многочисленные материалы официального делопроизводства («Служебный путь Преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа», «Дело об арестовании поляками Преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года»(30), а также документы, опубликованные протоиереем Петром Орловским(31)), собранные и тщательно проанализированные исследователем.

Молодой ученый Гордей Эдуардович Щеглов, чью работу мы предлагаем Вашему вниманию, дает возможность читателю самому ознакомиться с жизнью и архипастырскими трудами Преосвященного Виктора (Садковского) и самому оценить непростой и нелегкий жизненный путь одного из усерднейших делателей потрудившегося на ниве Христовой в нашем Отечестве.

 



Глава 1. На пути к будущему служению

Глава 2. Архипастырские труды    

Глава 3. Первый минский архиепископ
   

Заключение

 

В.А. Теплова

 

Примечания

1.    Конисский Г. Собр. соч. Георгия Конисского, архиепископа белорусского с портретом и жизнеописанием его / Изд. прот. Иоанном Григоровичем. Ч. 1-2. – СПб.: тип. Рос. акад., 1835; То же. Ч. 1-2. – СПб.: тип. А. Вейсмар, 1861.
   
2.    Записки преосвященного Георгия Конисского о том, что в России до конца XVI века не было никакой унии с римской церковью». – М.: Унив. тип., 1847.
   
3.    Конисский Г., архиеп. Собр. соч. Георгия Конисского. – Ч. 2. – С. 187-217.
   
4.    Коялович М.О. Литовская церковная уния. Т. 1. – СПб.: тип. П. Тихомирова, 1859, Т. 2. – СПб.: тип. журн. «Странник», 1861; История воссоединения западнорусских униатов старых времен. – СПб.: тип. 2-го от-ния собств.е.и.в. канцелярии, 1873.
   
5.    Чистович И. Очерки истории западнорусской церкви. Ч. 1-2. – СПб.: тип. Деп. уделов, 1882, 1884.
   
6.    Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего времени до настоящего времени. – Вильна: тип. И. Блюмовича, 1895; 2-е дополненное изд. вышло в 1899 г.
   
7.    О Сапунове смотри: Летапiсец Вiцебшчыны. – Мн.: Полымя, 1993; Хмельнiцкая Л. Гiсторык з Вiцебска. – Мн.: «Энцыклапедыя», 2001.
   
8.    Харлампович К.В. Западнорусские православные школы XVI – XVII века, отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви. – Казань: тип. имп. Ун-та, 1898.
   
9.    Шавельский Г. Последнее воссоединение с православною церковью униатов Белорусской епархии (1833-1839 гг.) – СПб.: тип. «Сельск. вестн.», 1910. Он же. Из былого alma mater. Белорусская [Полоцкая], греко-униатская семинария в 1833-1834 гг. пред воссоединением униатов. – Витебск: тип. М. Неймана, 1906.
   
10.    Жукович П.Н. О русском землевладении в Северо-Западном крае со времени присоединения его к России. – СПб.: печатня С. Яковлева, 1895.

11.    Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. – Мн.: изд-во Белорусского экзархата, 1990. Издание 2-е, исправленное и отредактированное, вышло в 2000 г.
   
12.    Мельников А.А. Путь непечален. – Мн.: изд. Белорусской Православной ЦерквиМосковскогоПатриархата.
   
13.    Памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского / Материалы научно-богословской конференции. – Брест, 16-19 сентября 1996 г. – Мн.: изд. Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1997.
   
14.    Церкви и приходы Минска. История и современность. – Мн.: изд. СвятоПетро-Павловского собора, 2001.
   
15.    Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви. – Мн.: изд. Свято-Петро-Павловского собора, 2001.
   
16.    Кривонос Федор, свящ. Синодик за веру и церковь пострадавших в минской епархии (1918-1051 годы). – Мн., 1996.
   
17.    Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные императорскою Академиею наук по завещанию автора. – СПб., 1883. – Т. I. – С. 572.
   
18.    Антоний (Зубко), архиеп. О греко-унитской церкви в Западном крае России. – СПб., 1889. – С. 60.
   
19.    Цит. по: Цьвiкевiч А. «Западно-руссизм». Нарысы з гiсторыi грамадзкай мысьлi на Беларусi ў XIX i пачатку XX в. – Мн., 1993. – С. 145.
   
20.    Барановский Стефан, свящ. Минско-Волынский архиепископ Виктор Садковский // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1878. – №22. – С. 176179.
   
21.    Страдомский Андрей, прот. Материалы для жизнеописания преосвященного Виктора Садковского, архиепископа Черниговского и Малороссийского // Черниговские Епархиальные Известия. – 1867. – С. 529-539.
   
22.    Орловский Петр, прот. Преосвященный Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор Киевской митрополии управляющий с 1785 по 1796 год всеми православными церквами и монастырями в пределах бывшего ц. Польского // Киевская Старина. – 1892. – №7. – С. 20-54.
   
23.    Л-в П., свящ. Виктор, епископ Переяславский // Киевские Епархиальные Ведомости. – 1861. – №1. – С. 79-89; №2. – С. 135-152; №3. – С. 216-223.
   
24.    История воссоединения западнорусских униатов старых времен. – СПб.: тип. 2-го отд-ния собств.е.и.в. канцелярии. 1873. Изд. 2-е – Мн.: «Лучи Софии». 1999.
   
25.    Беднов А. Православная церковь Литвы и Польши. – Екатеринослав, 1908. Изд. 2-е – Мн.: «Лучи Софии». 2002.
   
26.    Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. – Вильна: тип. И. Блюмовича, 1895.
   
27.    Чистович И. Очерки истории западнорусской Церкви. – СПб.: тип. деп. уделов, 1884. – Ч. 2.
   
28.    Рункевич С. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.). С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794-1796 гг. – СПб.: тип. А. Катанского, 1893.

29.    Письма к разным лицам Преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I–СL). Материалы для истории Минской епархии / С.Г. Рункевич // Минские Епархиальные Ведомости. – 1891. – №24; 1892. №1-24. К истории воссоединения униатов в Минской архиепископии 1794-1795 гг. (Три письма Преосвященного Виктора Садковского к Могилевскому архиепископу Георгию Конисскому) / Горючко П. // Минские Епархиальные Ведомости. – 1902. – №8.
   
30.    Дело об арестовании поляками Преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года / С.Г. Рункевич // Минские Епархиальные Ведомости. – 1892. – №14. – С. 402-422.
   
31.    Официальные документы по делу Виктора Садковского / Прот. Петр Орловский // Киевская Старина. – 1892. – №9. – С. 414-420.