По следам слуцкого герба или двадцать пять лет спустя

По следам слуцкого герба или двадцать пять лет спустя

06.01.2017

Вопрос утверждения первого герба города Слуцка в Новейшей истории Республики Беларусь возник 25 лет назад, в 1991 году. Этот год стал судьбоносным для Белорусской ССР. В результате «Беловежского соглашения» было прекращено существование Союза Советских Социалистических Республик. Главами России, Беларуси и Украины было подписано соглашение о создании СНГ – Союза независимых государств.

После провозглашения независимости Верховный Совет БССР 19 сентября 1991 года утвердил новый герб – «Погоню», а фактически восстановил в Белоруссии герб Белорусской Народной Республики (БНР) и Великого княжества Литовского (ВКЛ). В этот же период руководство исполкома Слуцкого городского Совета народных депутатов подняло вопрос об утверждении городского герба.

Кто-то поинтересуется: зачем вспоминать события двадцатипятилетней давности? Ответ может быть только один – чтобы наши потомки через сто или двести лет не смущались вопросом: «Каким был герб Слуцка в Новейшей истории Республики Беларусь». Для этого пришлось обратиться к свидетелям тех событий и их непосредственным участникам.

Сергей Иванович Богдашич, член редколлегии газеты «Инфо-Курьер», в 1991 году – член Слуцкого городского Совета народных депутатов. Он был инициатором нашей встречи, во время которой рассказал интересную историю двадцатипятилетней давности.

«В 1990 году наши воинские части выводились с европейских территорий, входящих в войска Западного направления: Западной, Центральной и Северной групп войск. Движение в Слуцке было невероятное. Люди приезжали, уезжали, и кто-то из депутатов городского Совета из числа военнослужащих, был переведён к новому месту службы. В связи с этим, были организованы дополнительные выборы в состав городского Совета народных депутатов. Я тогда работал преподавателем истории в 6-ой школе. Моя кандидатура была предложена избирателям, и в результате голосования по своему избирательному округу я попал в число народных избранников.

Через год нашей работы, в 1991 году, было заключено «Беловежское соглашение», это конечно отразилось на поведении членов депутатского корпуса. По инициативе молодых и активных депутатов была даже организована фракция «Демократическая инициатива». Хотя она так и не была зарегистрирована, но свою роль в решении городских проблем того периода сыграла. Нами поднимались вопросы состояния экологии в Слуцке, был организован приём граждан по наболевшим для людей вопросам: каждый вторник с 18.00 до 20.00 кто-то из депутатов дежурил в Горсовете. Приходили люди, поднимали проблемы. Депутатами эти вопросы выносились на Совет, доносились до исполнительной власти. Не скажу, что решалось всё, но решалось.

Председателем Горисполкома в то время был Николай Николаевич Николаев: вечная ему память, замечательный был человек и руководитель от Бога. Кстати, только благодаря его настойчивости и энергии было организовано строительство нового жилья в городе – микрорайона «Чехова». Он же предложил мне должность председателя Комиссии по делам молодёжи, образования, физкультуры, спорта и религии. Должность эта обязывала входить в состав президиума Совета депутатов. Николаев практиковал совместные заседания Исполкома и президиума Совета, что связывало работу депутатского корпуса и представителей власти, ну и способствовало более оперативному решению многих вопросов.

Герб г. Слуцка Минского наместничества, утвержденный в 1796 г. Цветная реконструкция Владимира ХвороваВремя тогда было бурное: перестройка, гласность, первые кооперативы. Новая жизнь требовала новых ценностей и идеалов. Сначала Советом депутатов было принято решение о переименовании некоторых улиц города. Вместе с Игорем Адамовичем Титковским, как человеком, хорошо знающим историю Слуцка, мы подготовили на рассмотрение Совета «Записку о переименовании улиц». При этом учитывались и мнения членов Исполкома. Так было предложено переименовать улицу Володарского в ул. Новомейская, ул. Урицкого – в ул. Копыльская, ул. К. Либкнехта – в ул. Виленская. Предложение было принято за исключением ул. Володарского. Её переименовали в ул. Максима Богдановича в честь 100-летнего юбилея со дня рождения классика белорусской литературы.

Чуть позже, уже в конце 1991 года, мне было поручено подготовить служебную записку «О принятии герба Слуцка». Для принятия такого решения авторитетного мнения местных историков мне показалось недостаточным. Поэтому я предложил получить письменное заключение на эту тему у мэтра истории Слуцка А.П. Грицкевича и специалиста по геральдике А.К. Титова.

Сотовой связи тогда не было, поэтому о встрече было договорено заранее по простому проводному телефону, и нас командировали в Минск. Нас – это Николая Сергеевича Колядко, тоже учителя истории и депутата городского Совета, и меня. По приезду в Институт культуры, где А.П. Грицкевич работал заведующим кафедрой, а А.К. Титов доцентом, Титова мы застали, а вот Грицкевич оказался болен. Делать нечего, вопрос житейский. Анатолий Кириллович от руки на трёх листах написал своё мнение о том, как должен выглядеть герб Слуцка. Мнение его известно – это «Пегас». Вот с этим «Пегасом» мы в Слуцк и вернулись. И первая записка на рассмотрение вариантов герба города мною была подготовлена только с учётом мнения А.К. Титова. В этой ситуации в качестве герба на первом же заседании Совета должны были принять «Пегас».

Утром, в день заседания Совета, звонит мне Игорь Титковский и сообщает, что ему на домашний адрес пришло письмо от А.П. Грицкевича с обоснованием его варианта герба города – «Погоня». Анатолий Петрович был человек очень ответственный и не только знающий историю Беларуси, в том числе и Слуцка, но и волнующийся за историческую правду. Он не забыл о своём обещании дать заключение о первом слуцком гербе. Как только выздоровел, написал и выслал Игорю Адамовичу, поскольку знал его лично.

Эскіз герба «Пагоня» для горада Слуцка. Аўтар праекта, мастак і краязнаўца Ігар Ціткоўскі. Фота - Сяржук КійкоПришлось срочно переписывать записку, уже с учётом мнения Грицкевича. И зачитывал её на Совете сам Игорь Адамович. Хотя он и не был народным депутатом, в порядке исключения Совет принял решение выслушать мнение избирателей в лице Титковского. Было принято решение о переносе рассмотрения вопроса на следующее заседание с учётом сложившихся обстоятельств. Мне было поручено подготовить детальные справки и эскизы. Решение это кое кого из депутатов и Горисполкома расстроило, поскольку противников «Погони» было предостаточно. И для них письмо Грицкевича было полной неожиданностью.

Следующее заседание, на котором обсуждался вопрос слуцкого герба проходил в городском Доме культуры в январе 1992 года. Докладывал по вопросу я сам. С учётом того, что мнения между утверждением «Пегаса» и «Погони» могут кардинально разделиться, было предложено ещё два варианта герба. На них были изображены вместе и вооружённый всадник, и крылатый конь. Обсуждения предложенных эскизов проходили не бурно, но результативно. Новые варианты были отметены сразу. Мнение депутатов было однозначно: двух коней не надо. Некоторые пытались выяснить моё мнение, спрашивали: «Какой герб правильный?» Своё мнение вслух я не высказал, хотя и склонялся к «Пегасу». Вдохновлял он меня, как поэтический образ и олицетворение свободы.

Окончательное решение было принято после выступления отца Михаила Вейго. Он высказал убеждение в том, что «Пегас» – это символ языческий, и Православная церковь против.

В результате голосования гербом города была выбрана “Погоня”».


Мне показалось логичным выслушать воспоминания других участников того исторического для города периода. Для этого я встретился с некоторыми из них.

Николай Сергеевич Колядко, преподаватель истории УО «Слуцкий государственный колледж», в 1991 году – член Слуцкого городского Совета народных депутатов.

Николая Сергеевича я выловил в колледже во время перемены. Вопрос после приветствия был стандартный: «Как принимали первый слуцкий герб в 1992 году?»

«Давно это было… Да, мы с С.И. Богдашичем ездили в Минск к Титову и Грицкевичу. Действительно, Грицкевича не было на месте, он болел. И на первом заседании герб не приняли. А позже была утверждена “Погоня”. Но она не долго была гербом Слуцка. Депутатом я был до 1994 года. Так вот, ещё до 1994 года на одну из летних сессий был приглашён Титов. Он, так сказать, в живую обосновал свою точку зрения, и тогда приняли решение об изменении “Погони” на “Пегас”. Хотя я голосовал за “Погоню” (смеётся)».

Евгений Аркадьевич Левшунов, заведующий организационно-методическим кабинетом Центральной районной больницы, в 1991 году – член Слуцкого городского Совета народных депутатов.

С Евгением Аркадьевичем мы встретились на его рабочем месте – в административном корпусе ЦРБ. Он очень удивился, что вопрос первого герба Слуцка в Новейшей истории ещё кого-то волнует, но с удовольствием вспомнил:

«Депутатом Горсовета я был 17 лет. И этот период конечно помню. Тогда я возглавлял медицинскую комиссию в Совете депутатов. Было тогда среди депутатов много молодых и горячих. Станкевич Сергей Дмитриевич – сейчас главный редактор газеты “Курьер”. А тогда он тоже был депутатом и возглавлял эту группу горячих активистов.

Герб принимали действительно в ГДК. И я был однозначно против «Двух коней». Не эстетично это. Разные образы, разные символы. А голосовал за “Погоню”».

Отец Михаил (Вейго), настоятель Храма святителя Николая Чудотворца в д. Лучники, в 1991 году – член Слуцкого городского Совета народных депутатов, благочинный Слуцкого церковного округа.

Когда я подъехал к Лучниковской церкви, служба уже закончилась. Отца Михаила я нашёл в храме. Получил благословение и ответы на свои вопросы.

«Конечно, я помню то заседание Совета. И эскизы помню. По поводу “Двух коней” я был однозначно против. По поводу “Пегаса”. Кто такой Пегас? Это мифический образ, появившийся неизвестно каким образом из пучины морской. Летающий конь с расстроенной психикой. Конечно я высказался против. Вооружённый же всадник символизирует защитника. Вот за воина-защитника города я и голосовал. И сейчас, двадцать пять лет спустя, моё мнение не изменилось».

Игорь Адамович Титковский, преподаватель Слуцкой городской детской художественной школы, в 1991 году – директор Слуцкой городской ДХШ.

Игорю Адамовичу в его плотном рабочем графике найти время для беседы было сложно. Но мы все-таки встретились поздно вечером после того, как он закончил читать лекцию об истории города в Епархиальном управлении. После того, как я объяснил суть вопроса, он ответил:

«Сергей Богдашич верно рассказал и про заседания, и про письмо А.П. Грицкевича, и про моё участие. Но “Погоня” не долго продержалась. Меня вызывали в Горисполком, наверное, после референдума 1995 года “Об изменении государственной символики”. Выслушали моё мнение о гербе города. Я высказался в пользу “Погони”. Но окончательное решение было принято в пользу “Пегаса”. Вместе с тем, это тоже исторический факт, и достоин внимания».

Сергей Дмитриевич Станкевич, директор ЧУП «Инфо-Курьер» и главный редактор одноимённой газеты, в 1991 году – член Слуцкого городского Совета народных депутатов.

С Сергеем Дмитриевичем мы встретились в редакции газеты. Он подготовился к беседе. Показал статью «Герб Слуцка», опубликованную в газете «Слуцкий край» №89 от 21 октября 1992 года. В ней указывалось, что «на мінулым сесіі гарсавета (10-я сессия проходила 2 октября 1992 года) зацверджаны эталон герба горада Слуцка і яго апісанне. Аўтар эталона і апісання герба – дырэктар дзіцячай мастацкай школы I.А. Ціткоўскі». На эскизе герба изображён вооружённый мечом всадник со щитом. В отличии от Государственного герба Беларуси того периода крест на щите воина слуцкого герба был изображён восьмиконечный с двумя ровными параллельными перекладинами. На государственном гербе крест был более фигурный и по форме напоминал крест Ефросиньи Полоцкой.

На той далёкой сессии 1992 года Сергей Дмитриевич отдал свой голос за вариант городского герба «Погоня».


Пячатка Аляксандра Алелькі «слуцкага перыяду» княжання з выявай «Якара»Кстати, вопрос о том, что было изображено на городском гербе древнего Случеска за последние двадцать пять лет обсуждался неоднократно. Как известно, впервые Слуцк получил привилей на самоуправление по Магдебургскому праву в 1441 году. Это право было даровано городу Великим князем Литовским Казимиром IV Ягеллоном (1427–1492 гг.). Вместе с правом на самоуправление город получал право на использование герба на городской печати. Княжеством Копыльским и Слуцким в то время владел Александр (Олелько) Владимирович (1399–1443 гг.). Вначале XVI века земли Слуцкого княжества сильно пострадали от набегов Крымских татар. И по воле Слуцкого князя Юрия I (1492–1542 гг.), в связи со сложным экономическим положением на Случчине, городское право на самоуправление было отменено. Во второй раз Слуцк получил право на самоуправление, а вместе с ним и право на использование на городской печати герба, в 1652 году от короля Польского и Великого князя Литовского Яна II Казимира (1609–1672 гг.). В то время городом владел Богуслав Радзивилл (1620–1669 гг.).

Историки и краеведы предлагали для рассмотрения три основных варианта описания первого городского герба. Анатолий Кириллович Титов – белорусский историк, геральдист и сфрагист, в книге «Геральдыка беларускіх местаў (XVI – пачатак XX ст.)» (Полымя, 1998) даёт такое описание:

«У блакітным полі срэбны конь з крыламі; на чырвонай гуньцы пад княжацкай каронай манаграма R[adivil] D[ux]. Атрыманы 27 жніўня 1652 г.».

Однако, А.К. Титов в своих книгах приводит оттиски печатей города Слуцка, городского суда Слуцкого княжества, датируемые XVII–XVIII вв., в которых запечатлены изображения как крылатого коня, так и вооружённого всадника.

Белорусский историк, бывший при жизни председателем Научного совета по защите докторских диссертаций в культурологии, действительный член Международной Академии наук Евразии Анатолий Петрович Грицкевич в одной из своих работ, цитируя привилей польского короля Яна II Казимира, приводит такое описание герба:

«Надаём… городу герб даўні Княства Слуцкага, менавіта вершніка ў полі чырвоным у панцыры на белым кані, звычайна названага Пагоньчык, які трымае меч дабыты…»

Краевед, художник, автор книг о Случчине Игорь Адамович Титковский в своей статье «Загадкi слуцкага герба», опубликованной в 2011 году в газете «Инфо-Курьер», пишет:

«Гербам князёў Алелькавічаў як прадстаўнікоў вялікакняжацкай дынастыі была “Пагоня”. Яе выява прысутнічае на пячатках прадстаўнікоў гэтага роду. Між іншым, слуцкі князь Аляксандр Уладзіміравіч Алелька, стаўшы яшчэ і князем кіеўскім, адбыў у Кіеў. Там ён замацоўваў дакументы (некаторыя з іх захаваліся) пячаткай з выявай не свайго герба, а з геральдычнай выявай, якая адносілася да Кіева – “Трызубцам”. Аднак захаваўся і адбітак пячаткі гэтага князя, зроблены яшчэ ў “слуцкі перыяд”, на якой мы бачым выяву “Якара”. Дык, магчыма, гэта і ёсць першы слуцкі гарадскі герб?»

Поэтому вопрос о первом гербе древнего Случеска ещё требует дополнительных исследований.


В заключение хотелось бы сказать. Как бы ни сложилась судьба Слуцка в дальнейшем, наши потомки должны знать: первым гербом города Слуцка в Новейшей истории Республики Беларусь была «Погоня». И вычеркнуть эту страницу из летописи города может только забывчивость.

 

 

Андрей ПОПОВ, полная авторская версия

P.S. При новом составе городского Совета депутатов 18 июня 1996 года был утверждён новый герб города Слуцка «Пегас».

 

 

Справочно:

Понятие «Местные Советов народных депутатов» существовало до Республиканского референдума 14 мая 1995 года, 11 июня – 25 июня 1995 года проводились Выборы депутатов местных Советов депутатов без слова «народных».

Газета «Шлях Ільіча» с марта 1992 года стала называться «Слуцкий край».


 

 

Описание Герба в газете «Слуцкий край» за 1992 годЭскіз герба ўяўляе: вершнік на фоне фігурнага шчыта (так як дакументальныя звесткі, што захаваліся аб зацвярджэнні герба горада, адносяцца да сярэдзіны XVII стагоддзя – часу, калі ў культуры і мастацтве Еўропы пачынае дамінаваць стыль барока, для якога характэрны вытанчаныя, выкручастыя формы, то і форма шчыта мае быць у адпаведнасці з густамі таго часу – адрозненне ад больш простага па малюнку і архаічнага па характару шчыта на гербе рэспублікі).

Колер шчыта – чырвоны (усе звесткі, якія захаваліся апісваюць выяву «Пагоні» на чырвоным фоне.

Акантоўка шчыта – жоўтая (залатая). (Заўвага: у малюнку герба Слуцка, выкананым расійскім мастаком да збору гербаў, змешчаных у кнізе «Гербы… городов… Рос¬сийской империи» – С.П.Б 1899 г.» – яздок скача па зямлі – не адпавядае гістарычным даным).    

Малюнак каня i ездака (вершніка) у параўнанні з аналагічным малюнкам у дзяржаўным гербе больш дынамічны, у правай руцэ вершніка – меч па дыяганалі (заўвага: у малюнку выкананым расійскім мастаком да вышэйназванай кнігі, у вершніка замест мяча – та¬тарская шабля, што не адпавядае традыцыі выявы «Пагоні»).

Нахіл ездака – уперад (таксама ў адпаведнасці з дынамічным характарам выявы барочнага стылю).   
Колер вершніка, каня, збруі – белы (сярэбраны – у адпаведнасці з традыцыяй, якая склалася, у дахрысціянскія часы вершнік і конь – сімвал бога Сонца).

У левай руцэ вершніка – шчыт, па малюнку напамінаючы шчыт самога герба. Колер шчыта – чырвоны (або пурпурны).

(У апісаннях слуцкай «Пагоні» акрамя белага і чырвонага, іншыя колеры не ўпамінаюцца. Таму відаць, уводзіць новыя не варта, бо гэта не будзе адпавядаць традыцыі. Акрамя таго, чырво¬ны або пурпурны колеры шчыта ў старажытнарускіх воінаў – гэта традыцыя, якая не выклікае сумнення ў гісторыкаў).

На шчыце – шасціканцовы крыж з дзвюма роўнымі паралельнымі папярочкамі. (Крыж, салярны знак, як і 3, 4, 5, 6 – канцовыя зоркі, маючы дахрысціянскае паходжанне). Ва ўсходніх славян крыж з дзвюма роўнымі паралельнымі перакладзінамі – сімвал Сонца і бога Ярылы. Пры традыцыйным ужыванні такого крыжа ў «Пагоні», пазней ён, хаця і не адпавядаў хрысціянскай традыцыі ў выяве крыжа, але і не меў з боку царквы забароны на ўжыванне.

Заўвага: у малюнку расійскага мастака да вышэйназванай кнігі крыж на шчыце вершніка – праваслаўны з дыяганальнай ніжняй папярэчынай, што не адпавядае традыцыі выяўлення «Пагоні».

У выяве дзяржаўнага герба Беларусі сучасны мастак зрабіў крыж больш фігурным і па форме напамінаючым крыж Ефрасінні Полацкай, але гэтае змяненне выклікае крытычныя заўвагі некаторых навукоўцаў.

Ігар ЦІТКОЎСКІ
«Слуцкі край» №89, 21 лістапада 1992 г.


 

 

Эскиз герба представляет: всадник на фоне фигурного щита (так как документальные сведения, что сохранились об утверждении герба города, относятся к середине XVII века – времени, когда в культуре и искусстве Европы начинает доминировать стиль барокко, для которого характерны утончённые, заковыристые формы, то и форма щита должна быть в соответствии с вкусами того времени – в отличие от более простого по рисунку и архаического по характеру щита на гербе республики).

Цвет щита – красный (все сведения, которые сохранились описывают изображение «Погони» на красном фоне.

Окантовка щита – жёлтая (золотая). Примечание: в рисунке герба Слуцка, выполненном российским художником для сборника гербов, помещённых в книге «Гербы… городов… Российской империи» – С. П. Б 1899 г.» – ездок скачет по земле – не соответствует историческим данным.

Изображение коня и ездока (всадника) по сравнению с аналогичным рисунком в государственном гербе более динамичный, в правой руке всадника – меч по диагонали (примечание: в рисунке, выполненном российским художником для вышеназванной книги, у всадника вместо меча – татарская сабля, что не соответствует традиции изображения «Погони»).

Наклон ездока – вперёд (также в соответствии с динамическим характером изображения барочного стиля).

Цвет всадника, коня, упряжи – белый (серебряный – в соответствии с традицией, которая сложилась, в дохристианские времена всадник и лошадь – символ бога Солнца).

В левой руке всадника – щит, по изображению напоминая щит самого герба. Цвет щита – красный (или пурпурный).

В описаниях слуцкой «Погони» кроме белого и красного, другие цвета не упоминаются. Поэтому вероятно, вводить новые не стоит, ведь это не будет соответствовать традиции. Кроме того, красный или пурпурный цвета щита у древнерусских воинов – это традиция, которая не вызывает сомнения у историков.

На щите – шестиконечный крест с двумя равными параллельными поперечинами (Крест, солярный знак, как и 3, 4, 5, 6 – конечные звёзды, имеет дохристианское происхождение). У восточных славян крест с двумя равными параллельными перекладинами – символ Солнца и бога Ярилы. При традиционном применении такого креста в «Погоне», позже он, хотя и не соответствовал христианской традиции в изображении креста, но и не имел со стороны церкви запрета на употребление.

Примечание: в изображении российского художника к вышеназванной книге крест на щите всадника – православный с диагональной нижней поперечиной, что не соответствует традиции раскрытия «Погони».

В изображении государственного герба Беларуси современный художник сделал крест больше фигурным и по форме напоминающим крест Ефросиньи Полоцкой, но это изменение вызывает критические замечания некоторых учёных.

Игорь ТИТКОВСКИЙ
«Слуцкий край» №89, 21 ноября 1992 года.


 

 

Перевод и иллюстрации – Владимир ХВОРОВ
На заставке – Герб г. Слуцка с использованием пурпурного цвета по эскизу и описанию И. Титковского. Рис. В.Хворов