Старые школьные документы

Старые школьные документы

27.06.2013

«Давно известно, сколь обманчива и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняются из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа»

 

Василь Владимирович Быков, «Наша сила и воля», 1985



Да… Как жаль, что наступили времена, когда история своего города, своего народа, предков интересна всего лишь узкому кругу людей.

В настоящее время в Слуцке ведутся работы по возрождению древнего промысла – производства Слуцких поясов. А всего лишь в 300-х метрах от места основных событий, фабрики «Слуцкие пояса», находится не менее важное, с точки зрения истории, место – первая белорусская гимназия, основанная Янушем VI Радзивиллом 20 мая 1617 года как Слуцкоге кальвинистское училище. Статус гимназии училище получило в 1630 году. Сейчас это ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка». Написано о ней не мало. Но, как оказалось, в столь прославленном и старейшем учебном заведении Беларуси в настоящее время нет собственного музея, музея в котором бы отражалась история учебного заведения, да, собственно, образования и педагогики многих и многих лет.

А ведь в музее было бы чего показать. Вы только ознакомьтесь с «Золотым фондом гимназии»!!! Вот список её выпускников (с официального сайта).
XVII в. – Ян Белобоцкий, философ и поэт.
XVII в. – Илья Капиевич, один из первых просветителей.
1840 г. – Антон Петкевич (Адам Плуг), писатель.
Начало XIX в. – К.И. Карсалин, художник.
40-е гг. XIX в. – А.Я. Красовский, классик отечественного акушерства.
1851 г. – Иван Нешкеровский, доктор медицинских наук.
XIX в. – Альгерд Абухович-Бандынели, белорусский баснописец.
60-е гг. XIX в. – Витольд Карлович Церасский, профессор, директор Московской обсерватории.
1876 г. – Бранислав Белобоцкий, социолог, литературный критик.
1885 г. – Л.С. Севрук, преподаватель Петербургского университета, автор учебников по ботанике.
1889 г. – А.Р. Бржазовский, доктор медицинских наук.
Я.Л. Дыла – белорусский писатель.
В.А. Дубовик – генерал-лейтенант, военный атташе в США.
Анатолий Федюшин – доктор биологических наук, профессор Омского сельхозинститута.
И.А. Сержанин – доктор биологических наук, профессор.
А.С. Вечер – академик АН БССР.
М.П. Лобан – белорусский советский писатель.
С.А. Косберг – доктор технических наук, Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда.
С.Г. Лиходиевский – доктор филологических наук.
П.Ф. Пратасеня – советский философ.
В.Ю. Мирончик – заслуженный врач БССР.
С.Е. Савицкий – профессор, ректор Витебского института лёгкой промышленности.
А.С. Данченко – доктор ветеринарных наук, Академия сельскохозяйственных наук, Сибирское отделение.
В.П. Козлов – БГУ, доктор технических наук.
В.А. Гилеп – председатель Белорусского фонда культуры.
Н.М. Слюсарь – Военная Академия РБ, доктор технических наук, профессор.


Совсем недавно к нам попали документы 30-х годов XX века, относящиеся к истории Слуцкой гимназии № 1. Облададель документов хотел было передать их, а так же некоторые другие экспонаты, касающиеся истории гимназии в её музей. Однако, подарить ценнейшие раритеты пока некуда. Вернее подарить их гимназии, безусловно, можно, но люди их не увидят. В лучшем случае эти экспонаты будут храниться в каких-то сырых подвальных помещениях, но ни как не будут выставлены на всеобщее обозрение. А хотелось бы. Ведь туристы, посещая музейный комплекс обновлённой фабрики «Слуцкие пояса» наверняка с интересом посетили бы и первую белорусскую гимназию.

Что же. Сегодня мы расскажем о некоторых экспонатах на страницах нашего сайта.

В 1930–1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырёхлетнее начальное, а в городах и рабочих посёлках – семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.

Настаивая на общем образовании всех детей до 17 лет, А.В. Луначарский (Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875 – 26 декабря 1933) – русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. С октября 1917 года по сентябрь 1929-го – первый нарком просвещения. Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств. В 1929 году был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930)) писал, что «школа должна дать ребёнку и подростку широкое образование, которое откроет перед ним все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями».

Несмотря на трудности в стране, система народного образования и работа учебных заведений в результате реформы 1930–1934-х годов заметно изменилась. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, введён важный школьный документ – дневник.


Ну а мы представляем документы того времени. Принадлежали они Тамаре Александровой 1925 года рождения, проживавшей по ул. Красной, 19 и Владимиру Александрову 1924 года рождения, проживавшему по ул. Красной, 21. Скорее всего, судя по фамилиям, это были родственники, проживавшие в соседних домах. В настоящее время ул. Красная в Слуцке носит имя дважды Героя Советского Союза И.А. Плиева.

Первый и очень интересный документ – это Единый билет школьника. Несмотря на то, что документы выданы в смежные 1934 и 1935 годы, они имеют некоторые различия. В первую очередь бросается в глаза различие в оформлении обложки документа. На более старом документе, принадлежавшем Владимиру Александрову, имеется надпись «Карыстаецца правам уваходу праз пярэднюю плащчадку вагона трамвая» (Пользуется правом входа через переднюю площадку вагона трамвая). На втором удостоверении такой надписи уже нет, хотя форма удостоверения в обоих случаях была утверждена Коллегией Народного Коммиссариата Просвещения БССР 16 февраля 1933 г.

Также замечаем, что сменились должностные лица, подписавшие «Типовой распорядок…» (полностью текст публикуется ниже): Народного Комиссара Просвещения БССР А.М. Платуна (Платун Антон Мартынович (1896–1938), партийный и государственный деятель БССР. Академик АН БССР (1931). В 1929–1933 г. нарком просвещения БССР. Член ЦК КП(б)Б в 1927–1933 г. Член ЦИК БССР в 1927–1933 г., Президиума ЦИК в 1931–1933 г. Репрессирован в 1937 г.) сменил А.А. Чернушевич (Чернушэвич Александар Аникеевич (1899–1938), партийный и государственный деятель БССР. В 1932–1933 г. секретарь Минского горкома КП(б)Б. В 1933–1936 г. нарком просвещения БССР. В 1931–1934 г. член Бюро ЦК, в 1935–1936 г. кандидат в члены Бюро ЦК КП(б)Б. Член ЦИК БССР (1931–1936), член Президиума ЦИК БССР (1935–1936). В 1938 г. приговорён к высшей мере наказания. Реабилитирован посмертно), а заместителя Наркома Охраны Здоровья БССР Морозова сменил Сильвестров.

Здесь необходимо сделать некоторое отступление и немного окунуться в атмосферу «борьбы за выживание» высших эшелонов власти 30-х годов прошлого века.

Антон Платун, бывший председатель профсоюза работников просвещения, был назначен на должность наркома просвещения БССР вместо одного из руководителей белоруского национального движения, арестованного Антона Балицкого (Балицкй Антон Василевич (1891–1937), государственный и общественный деятель БССР. С 1922 г. заместитель наркома просвещения, в 1926–1929 г. нарком просвещения БССР. Один из активных авторов и руководителей политики белорусизации. Арестован в 1930 г. по делу «Союза освобождения Беларуси», приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Повторно арестован в 1937 г., приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян. По первому приговору реабилитирован в 1988 г., по второму – в 1958 г.).

Управлял профсоюзами он очень незначительное время. До этого назначения некоторое время был прокурором в Борисове, потом секретарём коммунистической партии в Слуцком округе (единица административного деления Белорусской ССР, существовавшая с июля 1924 по июнь 1927 года и с июня 1935 по февраль 1938), считался работником среднего звена. Ни педагогического, ни даже среднего образования Платун не имел, закончил так называемое высшее начальное училище. Ради повышения авторитета перед назначением на должность Наркома просвещения БССР Платуну было присвоено звание академика. Учёных работ он не имел, лекций не читал, за исключением выступлений на митингах. Когда началась компания выискивания нацдемовщины, Платун довольно активно участвовал в разоблачении национальных уклонов поэтов Янки Купалы и Якуба Коласа. Работая в Наркомпросе, особенной инициативы не проявлял, не разрушая той системы, что сложилось ещё до него.

После увольнения из наркомата Платуна послали в Сибирь начальником политотдела совхоза. На его место был назначен А. Чернушевич, заведующий культпропогандного отдела ЦК. Незадолго до ареста его освободили от должности по обвинению в национальном демократизме. Месяца два он был на свободе, пытался выехать из Беларуси в Ростов-на-Дону. Не получилась. Через месяц его арестовали, а через какое-то время такая же судьба постигла и его жену.

Кстати, о причинах довольно частой смены руководителей высших эшелонов власти Беларуси интересно пишет Симон Кандыбович в своей работе «Разгром нацыянальнага руху ў Беларусі», её легко найти в интернете.


На удостоверении Вовы Александрова 1933/34 гг. мы видим, что гимназия в то время называлась 1-й Слуцкой 10-ти летней Ш.К.М. (вероятнее всего – школой коммунистической молодёжи – прим. В.Х.). В следующем учебном году школа уже имеет другое название – I-я узорная (образцовая) школа. Так она обозначена в билете Тамары.

Ещё одно отличе удостоверений – на последней странице. На удостоверении более раннего выпуска изложены обязанности школьника в таком виде:

1. Кожны школьнік і піянэр павінен быць членам юных друзей т-ва «За здаровы быт» (Т.З.Б.).
2. Члены Ю.Д.Т.З.Б. актыўна змагаюцца за перабудову быта на сацыялістычных пачатках і ўцягвае бацькоў і старэйшых таварышоў у гэту работу.
3. Члены Ю.Д.Т.З.Б. вядуць нясупыльную барацьбу за цьвёрдую дысцыпліну, супроць перажыткаў старога быту – курэньня, пянкі, хуліганства, бязкультур'я, лаянкі, за чыстату і ахайнасьць, за выкананьне санмінімуму ў школе і сям'і.
4. Члены Ю.Д.Т.З.Б. – ударнікі вучобы, ударнікі культурнай рэвалюцыі.
5. Члены Ю.Д.Т.З.Б. – актыўныя будаўнікі бязклясавага сацыялістычнага грамадзтва.


То ли товарищество «За здоровый быт» распалось, то ли было решено, что всех школьников в юные друзья товарищества загонять не хорошо, но в более новом бланке билета на последней странице уже было написано:

Школьнік! будзь ударнікам вучобы, ударнікам культурнай рэволюцыі, актыўным будаўніком бяскласавага соцыялістычнага грамадства, вядзі несупынную барацьбу за дысцыпліну, супроць перажыткаў старага быта – курэння, п'янкі, хуліганства, бескультур'я, лаянкі, за чыстату і ахайнасць, за выкананне санмінімума ў школе і сям'і.

Обращает на себя внимание и тот факт, что именно в то время поменялась грамматика белорусского языка. Вместо «цьвёрдую» стали писать «цвёрдую», вместо «курэньня» – «курэння», вместо «ахайнасьць» – «ахайнасць»…

Вероятно, что в Слуцке дневнеки школьников ещё не были широко внедрены. Поэтому основные права школьников были прописаны в Едином билете школьника в следующем виде (излагается по билету Алексанровой Тамары).

 

 

Тыповы распарадак

школьных заняткаў і нормы нагрузкі школьнікаў усімі відамі вучэбна вытворчай і грамадскай работы.

1. Пачатак заняткаў для ўсіх школ у малодшых i старэйшых класах устанавіць не раней 8 гадзін і 30 мінут раніцы.

2. У тых школах, у якіх устаноўлен 6-ці дзённы рабочы тыдзень (гарадскія і фабрычна-рабочыя пасёлкі), для вучняў I і II класаў устанавіць 20 лекцый (па 50 мінут) у шасцідзенку, для III класа 25 лекцый, для IV класа 25 лекцый і для V, VI, VII і VIII класаў 30 лекцый у шасцідзёнку, уключаючы сюды ўсе вучэбныя і вытворчыя заняткі.

Для вучняў школ вясковых мясцовасцей устанавіць для I і II класаў 24 лекцыі ў 7-мідзёнку, для III і IV класаў – 30 і для V, VI, VII і VIII класаў – 36 лекцый у 7-мідзёнку.

У в а г а. Толькі для нац. школ (апрача рускіх) дапускаецца павелічэнне гэтае сеткі ў IV і V класах на лекцыі, для VI, VII і VIII класаў на 2 лекцыі ў шасцідзёнку-сямідзёнку.

3. Перапынак паміж лекцыямі ўстанавіць 10 мінут, а вялікі перапынак паміж 2-й і 3-й лекцыямі ў малодшых класах і паміж 3 і 4-й у старш. класах – 30 мінут.

4. Забараніць правядзенне 2-х лекцый падрад без перапынка і канцэнтрацыю такіх лекцый і заняткаў на працягу аднаго дня.

5. Заданне вучэбнай работы да хаты абмежаваць такім аб'ёмам, каб дзеці трацілі штодня на ўсе заданні 30–34 мінуты ў I і II класах, адну гадзіну – у III і IV класах, 1,5–2 гадзіны – у старэйшых класах. Заданне работ да хаты перад выходнымі днямі школьнікаў не дапускаць.

6. Раздачу гарачых снеданняў для школьнікаў усіх класаў і змен праводзіць выключна ў часе вялікага перапынку.

7. Устанавіць, як правіла, што ў школах, якія працуюць у 2 змены, дзеці малодшых класаў (1–4) займаюцца ў пёршую змену. Пры занятках у 2-й змене ўсе заняткі і работы вучняў I і II класаў павінны канчацца не пазней як а 6-й гадзіне, вучняў III і IV класаў – не пазней як а 7-й гадзіне, а вучняў старэйшых класаў – не пазней як а 8 гадзіне ўвечары. У З-ю змену якія-б то ні было заняткі забараняюцца. Пасля 8-й гадзіны вечара забараніць якія-б там ні было заняткі ці сходы вучняў малодшых і старэйшых класаў як у школе, так і па-за школаю.

8. Школьныя памяшканні да заняткаў у час перапынка паміж лекцыямі павінны быць добра праветраны. Перапынак паміж зменамі павінен быць не менш як 1 гадзіна. Устанавіць абавязковае выпаўненне вучнямі элементарных правіл гігіены (выціраць абутак, сядзець у класах без верхняй вопраткі, мыць рукі перад ядой і інш.). Заняткі фізвыхам забяспечыць адпаведным памяшканнем і пляцоўкамі на вольным паветры. Загадчыкам школ сачыць за тым, каб у школьных раздзявальнях быў належны парадак.

II. Грамадская праца.
1. Кожны школьнік можа мець не больш як адну выбарную (пастаянную) нагрузку або ў школе, або ў піонер-атрадзе.

У в а г а. Каб не было перагрузкі, кароткатэрміновыя заданні (даручэнні) павінны быць дакладна рэгламантаваны. У кожным асобным выпадку яны дазваляюцца па дагаворанасці паміж школамі і піонерскімі дзіцячымі арганізацыямі і зацвярджаюцца дырэктарам і загадчыкам школы.

2. Агульная нагрузка ўсімі відамі грамадскай работы (выкананне грамадскіх заданняў, сходы, паседжанні) у школах піонер-атрадзе, на прадпрыемствах і ў грамадскіх установах і арган-зацыях не павінны перавышаць шасцідзёнку-сямідзёнку

для дзяцей 8–10 г. (I, II клас) – 3 гадз.
для дзяцей 11–13 г. (III, IV клас) – 4,5 гадз.
для дзяцей 14–16 г. (V, VI, VII, VIII клас) – 6 гадз.

3. Працягласць грамадскай работы за адзін дзень не павінна перавымаць:

для дзяцей 8–10 г. (I, II клас) – 1 гадз.
для дзяцей 11–13 г. (III, IV клас) – 1,5 гадз.
для дзяцей 14–16 г. (V, VI, VII, VIII клас) – 2 гадз.

4. Дзіцячыя сходы павінны насіць характар гутарак у даступнай і цікавай для дзяцей форме. У абмеркаванні пастаўленых пытанняў павіннЫ прымаць удзел усе вучні.

Кожны дзіцячы сход навінен быць дакладна рэгламантаваны ў часе і прадаўжацца:

для дзяцей 8–9 г. (I клас) – не больш як 30 мін.
для дзяцей 10–11 г. (II клас) – не больш як 1 гадз.
для дзяцей 12–13 г. (III, IV клас) – не больш як 1,5 гадз.
для дзяцей 14–16 г. (V, VI, VII клас) – не больш як 2 гадз.

Колькасць дзіцячых сходаў і паседжанняў павінна быць даведзена да мінімума з тым, каб кожнаму вучню прыходзілася прымаць удзел не больш, чым у трох сходах на працягу наст. месяца.

5. Для рацыяналізацыі грамадскай нагрузкі дзяцей патрэбна:

а) з усіх палітычна-важных і патрэбных галін грамадскай працы дзяцей выбіраць толькі тыя, якія маюць вучэбна-выхаваўчую каштоўнасць і адпавядаюць асаблівасцам узроста дзяцей;

б) забараніць дзецям даваць нагрузкі, шкодныя для здароўя і правільнага развіцця арганізма, а таксама работы, звязаныя з магчымэсцямі інфекцыйных захворванняў (па ўказанню ўрача, які абслугоўвае школу);

в) пры размеркаванні грамадскай працы трэба ўлічваць узрост дзяцей, іх інтарэсы, стан здароўя, паспяховасць у школе і індывідуальныя здольнасці.

III. Быт і адпачынак дзяцей.
1. Пры ўстанаўленні распарадку школьнай і пазашкольнай працы дзяцей трэба прадугледжваць і забяспечваць нармальны сон дзяцей, які павінен працягвацца для дзяцей 8–10 год не менш як 10–11 гадз., для дзяцей 12–16 год не менш як 9–10 гадз.

2. Пры ўстанаўленні школьных і грамадскіх работ трэба заўсёды прадугледжваць вольны ад усіх нагрузак час на чытанне, спорт, гульні і інш.

3. Нагрузку дзяцей хатняй працай (гаспадарчай) давесьці да мінімуму, праводзячы адпаведную растлумачальную работу з бацькамі вучняў. Лічыць неабходным устанавіць кантроль грамадскіх арганізацый (камсоды, прафсаюзы, т-ва «Прыхільнік дзяцей», праўленні калгасаў, ЖАКТ'аў, камсамол, піянэрарганізацыі) за ўсёй хатняй гаснадарчай нагрузкай дзяцей.

4. Катэгарычна забараніць правядзенне ў выходныя дні ўсякіх сходаў, паседжанняў, наведванне прадпрыемства музеяў ды інш. вучнямі ўсіх класаў НСШ. Раіцца наладжваць у выходныя дні прагулкі і заняткі спортам розных відаў.

5. Забараніць знаходжанне вучняў у ва ўсіх відах падпрыемствах пасля 8 гадзін увечары.

 

 

Народны Комісар Асветы БССР                                      Чарнушэвіч

Нам. Наркома Аховы Здароўя                                          Сільвестраў

 

 

Для сравнения можно обратиться к Образовательному стандарту «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования», утвержденному постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.10.2008 № 96.

Так, например, пунктом 6.3.2. «Общие требования к обязательной и максимально допустимой учебной нагрузке на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю» определено:

На II ступени общего среднего образования устанавливается следующая обязательная и максимально допустимая учебная нагрузка на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

обязательная учебная нагрузка на одного учащегося в учебную неделю:

V класс – 24 учебных часа;
VI класс – 26 учебных часов;
VII класс – 27 учебных часов;
VIII класс – 28 учебных часов;
IX класс – 28 учебных часов;

максимально допустимая учебная нагрузка на одного учащегося в учебную неделю:

V класс – 27 учебных часов;
VI класс – 30 учебных часов;
VII класс – 30 учебных часов;
VIII класс – 31 учебный час;
IX класс – 33 учебных часа.

При изучении на II ступени общего среднего образования учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, в базовых школах – колледжах искусств, средних школах – колледжах искусств, гимназиях – колледжах искусств – допускается увеличение максимально допустимой учебной нагрузки на одного учащегося в учебную неделю в V–IX классах в объеме трех учебных часов.

Впрочем, те, кого заинтересует сравнение документов из прошлого с настоящими, смогут это сделать самостоятельно. Современные документы всегда можно найти на сайте отдела образования Слуцкого РИК.

 

Изучая Единый билет школьника у меня невольно возник вопрос: а не возродить ли этот документ в Слуцких школах? Ежегодная необходимость выписки справок для поездок на автобусе, вероятно бы отпала. Ну, это так, к слову...


Другим, документом, который мы представляем, является Табель паспяховасці (табель успеваемости).

Табель оформлялся классным руководителем и хранился в школе, в личном деле ученика. В конце каждой четверти табель выдавался ученику для предъявления родителям или опекунам. Не позднее чем через 5 дней табель должен был быть возвращён классному руководителю с подписью родителей.

Успеваемость обозначалась не цифровыми оценками, а сокращениями: «вд» (вельмі добра), «д» (добра), «зд» (здавальняюча), «н» (нездавальняюча).

В конце учебного года делалось заключение за подписью директора школы о переводе в следующий класс, назначении проверочных испытаний на осень (на школьном жаргоне – «переэкзаменовка», повторный экзамен), оставлении на 2-й год или выпуске из школы.

Вероятно, что требования к ведеию документа не очень-то выполнялись некоторыми учителями: у Володи родители за целый год в табеле так ни разу и не расписались.

Обращает на себя внимание фамилия классного руководителя Тамары – З. Добровольская, не очень распространная, но известная фамилия в Слуцке.

Наряду с табелем успеваемости на учеников велась Ведамасць ацэнкі ведаў і паводзін (Ведомость оценки знаний и поведения). Вероятнее всего этот документ пришёл на смену табелю успеваемости, а не вёлся с ним параллельно. Такой вывод напрашивается при сравнении формы документа – она изменена незначительно, да и утверждена одним и тем же документом от 7 мая 1933 г. № 88 Центрального управления народно-хозяйственного учёта (ЦУНХУ) Госплана СССР. Правила ведения Ведомости также сохранились почти без изменений.

Кстати, в 1938–39 учебном году бланки ведомостей видимо закончились, и на Тамару была составлена ведомость, написанная от руки.


Ещё один документ – Пераводнае пасведчанне (Переводное свидетельство).

После Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены. Однако недостаток систематических знаний у оканчивающих школу заставил восстановить систему периодической проверки знаний учащихся в СССР.

По этому поводу 5 сентября 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». В 1932 году появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся.

До 1956–57 учебного года экзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетании переводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за данный учебный год, с выпускными экзаменами, где проверялись знания за ряд лет или за весь курс обучения. В целях разгрузки учащихся с 1956–57 учебного года переводные экзамены были отменены, и учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам знаний.

Всего лишь несколько старых документов. А сколько интересного можно узнать изучая их!

 

 

Администрация сайта надеется на проявление интереса госорганизаций и общественности к созданию музея старейшей белорусской школы.

Владимир ХВОРОВ