У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Приметы, связанные с беременностью, детьми

04.12.2018

Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребёнок может родиться мёртвым. – Считалось, что именно в волосах сокрыта жизненная сила человека. С волосами связано большое число запретов: их нельзя, вычесав, бросать на ветер; стричь, мыть и расчёсывать волосы позволялось только в определённые, строго оговорённые дни. Ребёнка до года категорически не рекомендовалось даже причёсывать – не только стричь (лишь при крещении выстригалась прядка волос, для закладывания в воск). Расстаться с волосами – уменьшить свои жизненные силы, укоротить свою жизнь или, самое малое, лишить себя достатка. В некоторых местах считается, что если ребёнка до семилетнего возраста стригут, то ему «ум выстригают». С волосами связаны и все основные обряды: крещение (закатывание прядки волос в воск), свадьба (коса невесты), погребение (распускание волос вдовою) и т. д. Волосы воспринимались как часть человека, способная его «заместить». То есть, имея при себе чьи-то волосы, можно влиять на этого человека. Поэтому нередко матери носят на груди в особом медальоне локоны своих детей, равно как и возлюбленные – волосы своих половин. Эффектом «замещения» объясняется и вера в то, что любой колдун, имея волосы человека, сможет навредить ему, навести порчу. Поэтому не рекомендуется остриженные волосы оставлять на виду (что, кстати, и для чистоты хорошо). Что касается запрета стричь волосы беременной, то он может уходить своими корнями в глубокую древность, когда волосы частично спасали от холода.

Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит, и фотографироваться): ребёнок может мёртвым родиться. – Это суеверие вряд ли имеет под собою реальные основания. Появилось оно, вероятнее всего, под влиянием «эффекта двойников»: мол, если ребёнок запечатлён ещё до рождения, значит, его развитие остановилось, как на портрете (на снимке).

Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребёнок уродом будет. – Эта примета имеет под собою все основания. То, к чему народ пришёл путём многовековых наблюдений, сейчас доказано медициной. Действительно, находясь ещё в материнской утробе, ребёнок чутко реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется почаще смотреть на что-либо красивое, эстетически привлекательное, испытывать побольше положительных эмоций. Это сказывается не только на характере, но и на внешности будущего ребёнка. Размышления об этом есть ещё у Плиния. Сейчас их можно встретить в любом пособии для будущей матери.

Беременная не должна переступать через земляные плоды (редьку, свёклу, картофель и т. д.): может случиться выкидыш. – Ключевое слово в данном случае – «земля». В землю закапывают умерших; следовательно, если переступишь через плод земли, не уважишь его – и земля твой плод не уважит, в себя возьмёт.

Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и в Семицкую неделю, не то у ребёнка либо «заплата» на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет «зашит». – Как видим, речь идёт об острых предметах – ноже, ножницах, иголке. Если, не дай Бог, беременная уколется или поранит себя, она, естественно, испытает чувство испуга и страха, а это сказывается на состоянии ребёнка. Не исключена и связь между кожей матери и кожей плода.

В сорочке родился – счастливый. – Имеется в виду маточная «сорочка». Если после родов она оказалась неповреждённой, то это – свидетельство счастливой судьбы новорождённого. «Сорочку» эту потом берегли и носили на шее в специальной ладанке.

Нельзя беременной есть плоды-двойчатки и яйца с двумя желтками: двойнята родятся. – Примета достаточно примитивна, чтобы сбываться. Хотя можно предположить какое-то влияние «двойного» на организм. Суть же приметы – в предостережении, ибо двойнята всегда считались несчастьем. Конечно, это суеверие. Оно основано на том, что на двоих – одна судьба и душа. Хотя, что касается животных, то им специально давали сросшиеся плоды, чтобы они приносили двойной приплод.

Утонет в купели воск с волосами младенца – значит, ребёнок вскоре умрёт. – Поверье, в сущности, успокоительное, поскольку удельный вес воска меньше, чем удельный вес воды, – следовательно, воску трудно потонуть. Разве что волосы будут содержать в себе какой-либо тяжёлый элемент, свидетельствующий о болезни.

Пустую колыбель нельзя качать. – Запрет основан на том же, что и запрет зарисовывать беременную: если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята, и места будущему ребёнку в ней нет.

По пятницам беременной волосы расчёсывать нельзя. – Суеверие связано с именем Параскевы Пятницы, которую этим можно обидеть, и тогда она во время родов не придёт на помощь.

Сама беременная не должна ребёнку приданое готовить, не то он мёртвым родится. – Частично это можно объяснить верой в «двойников». Мол, если одежда уже готова, то и ребёнок должен быть в ней, а не отдельно. Но не менее реально иное пояснение: беременной и так трудно, а тут надо заниматься приданым – шить, выбирать. Приданое готовить можно и нужно, но заниматься этим должен кто-нибудь из членов семьи, а не сама будущая мать.

Не надо подбрасывать ребёнка после заката солнца: он будет плохо спать. – Логичное наблюдение, т.к. разыгравшегося ребёнка не уложить, а закат солнца и время отхода детей ко сну стоят почти рядом. Родители, как правило, сами ещё молоды и резвы, и эта примета – им в поучение.

Не надо малых детей целовать: немыми могут стать. – На мистическом уровне объяснимо тем, что взрослый своими губами может «забрать», «зацеловать» первое слово младенца. Суть же поверья – в соблюдении правил элементарной гигиены и, следовательно, в заботе о здоровье малыша.

Выпавший у ребёнка зуб надо бросить в угол. Его возьмёт мышка, и тогда у малыша вырастет такой же крепкий зуб на месте выпавшего, как зуб мыши. – Вероятнее всего, это просто забавное, «потешное», именно для детей придуманное поверье, чтобы им не жалко было расставаться с зубом, и чтобы они не спрашивали, где он. Просто выбросить обидно, ведь ещё недавно зуб был неотъемлемой частью тела. Оставить – не эстетично. Мышка – замечательный выход из положения. С другой стороны, может учитываться и магическая роль угла как символ скрепления, крепости дома.

Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью. – Это поверье связано с тем, что ночью буйствует нечистая сила и через одежду на ребёнка может быть наведена порча. По нынешним временам, одёжку могут попросту украсть, так что и с этой стороны есть смысл прислушаться к давнему поверью.

Беременная не должна есть тайком: ребёнок родится пугливым или вором. – Эта примета направлена на защиту беременных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Посредством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: её повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя её спешить или прятаться.

О дне и часе родов чужим нельзя говорить. – Более того, стараются скрывать это даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. Это связано с тем, что роженица может мучиться, не повлияет ли каждый, кто знает о родах, на их исход. В это время нередко специально отвлекают домочадцев и соседей, найдя им какую-либо работу. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза.

На одежде родильницы не должно быть узлов. Если коса заплетена, её надо расплести. – Это связано с представлением о природе узла. Считается, что узел завязывает ребёнку выход в мир. По той же причине беременная не должна иметь дел с верёвками (здесь прямая ассоциация с пуповиной, которая может задушить ребёнка) и наматывать нитки. В то же время среди мистических оберегов, которые носят беременные женщины, – пучки пряжи, красные нитки и т.д. (все – не заплетённое в узлы). Возможно, эта примета уходит своими корнями в давнюю старину, когда на Руси существовало узелковое письмо, – им пользовались волхвы и сказители, вывязывая нити в своего рода иероглифы (отсюда старинные выражения: «плетение словес», «наплёл с три короба»). Таким образом, узел мог обозначать какой-либо словесный знак, возможно, и неблагоприятный.

Беременная не должна сидеть на пороге. – В первую очередь это связано с теми магическими свойствами, которые приписываются порогу как границе между двумя мирами – внешним, чужим, и внутренним, домашним, своим. Нельзя на пороге сидеть и потому, что встарь под ним хоронили умерших некрещёных младенцев – чтобы каждый, кто через порог переступит, «крестил» их. Но, в сущности, за этим просматривается забота о здоровье будущей матери, ибо, во-первых, сидеть на пороге – далеко не самая удобная поза для беременной, а иногда и просто опасная, и, во-вторых, порог – место сквозняков, которые вовсе ни к чему женщине в таком состоянии.

Через полено шагать – тяжело детей рожать. – И снова речь в первую очередь идёт о предписании осторожности. В поверьях фигурирует не только полено, но и верёвка (ассоциация с пуповиной), топор, вилы (колющие, острые предметы), веник (под ним домовой живёт, обидеться может) и т. д. Но, если вдуматься, общее здесь одно – нельзя переступать через препятствие, делать широкие шаги, противопоказанные при беременности.

Нельзя беременной через окно перелезать: роды трудными будут. – Пояснение то же, что и в предыдущем случае. К нему только добавляется мистический запрет, связанный с окном, через которое, по старому обычаю, покойника из дому выносили, чтобы он не запомнил обратной дороги через дверь и не являлся в дом призраком.

Лёгкие три месяца беременности – мальчик родится, тяжёлые – девочка. Левой ногой вперёд беременная выступает – мальчик родится, правой – девочка. – Эти приметы следует принять в качестве опытного наблюдения, без особых пояснений, как и примету: «живот тычком – к мальчику». Даже при известных несовпадениях они всё-таки имеют под собою какие-то основания.

Беременную женщину встретить – к удаче, во сне увидеть – к успеху. – Поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим передником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. Точно так же, но уже от обратного, объясняется поверье, что нельзя беременной женщине отказывать в еде, – не то убыток будет у того, кто отказал.

Нельзя при беременной ругаться: ребёнок с родимым пятном родится. – Это скорее не поверье, а именно примета, то есть замеченное длительным наблюдением. Не случайно и сейчас врачи рекомендуют беременным находиться подальше от шумных мест, резких звуков, нервных ситуаций. Все это отрицательно сказывается на ребёнке. Может, и не родимое пятно, так какой-либо иной изъян окажется следствием ссоры, испуга.

Если облить беременную женщину во время засухи водой, дождь пойдёт. – Вряд ли под этим суеверием есть какое-либо основание, кроме мистического, связывающего два понятия: беременную, как символ плодородия, и дождь, от которого зависит урожай (точно так же беспочвенно и то, что общение с беременной может избавить от бесплодия).

Если мальчик похож на мать, а девочка на отца – счастливыми будут. – Может быть, с точки зрения генетики в этом наблюдении и есть определённый смысл, но нам он пока неведом. Всякий может заметить, что в жизни нередко случается и наоборот. А есть люди, ни на одного из родителей не похожие, и, тем не менее, счастьем не обделённые. Но вспомнив поверье о том, что беременная должна смотреть на красивое и тогда ребёнок красивым родится, можно предположить, в чем тут кроется суть: в любви. Если будущая мать во время беременности много времени проводит с мужем, любит его, считает самым лучшим, то и ребёнок будет похож на него. Почему девочка? Может быть, потому, что при вынашивании девочки первые три месяца беременности протекают тяжелее, чем при вынашивании мальчика, и поэтому присутствие и помощь будущего отца более необходимы, да и беременная часто думает, вспоминает о нём в его отсутствие. Конечно, дети, родившиеся от любви, а не по другим причинам, более здоровы и счастливы. Но, повторяю, вполне возможно, что у генетиков есть более точные наблюдения и объяснения на сей счёт.

Чтобы ребёнка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забелённой молоком. – С одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребёнка: желают, чтобы его было в изобилии. С другой стороны, забелённая молоком вода не только полезна для кожи, но и непрозрачна, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного (ведь и собственная мать, сама того не желая, может сглазить малыша, излишне хваля его).

Отца новорождённого потчуют пересоленной кашей с перцем. – Это скорее обычай, а не поверье или примета. Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать «солоно и горько». Именно эти слова произносят, поднося ему ложку с кашей.

До шести недель ребёнка нельзя показывать посторонним – не то сглазят. – Кроме опасности сглаза, это связано ещё и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель – это сорок два дня. Считается, что после родов женщина на сорок дней отлучена от храма; значит, на мистическом уровне, она не может в это время защитить младенца. На сороковой день женщина приносит ребёнка в храм (как это сделала Богоматерь) и сама снова получает возможность причаститься.

Обучать детей грамоте надо с Наумова дня. – День святого Наума – в декабре. Так что это не поверье, содержащее временной резон, а лишь шутка, игра созвучий («Наум» и «на ум»).

Только ребёнок сделает первые шаги – матери надо между его ступнями ножом провести. – Реальной основы и под этим суеверием нет: речь идёт о несуществующих мистических путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем. Однако суеверие сильно и по сей день. И сейчас родители, а особенно бабушки, пристально следят за первыми шагами малыша, держа наготове нож. Автор этих строк не раз был свидетелем этого, как и самого процесса «разрезания» того, чего нет.

Если ребёнок долго не начинает самостоятельно ходить, надо между его ног положить веник – и прутья потом разбросать. – Суеверие построено на примитивном образе: связанный веник – связанные невидимыми путами ноги, разбросанные прутья – свободные шаги.

Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо. – Логично, если учесть влияние луны как на моря и океаны (приливы и отливы), так и на тело человека, преимущественно состоящее из жидкости. «На возрастающей луне» матери легче рожать, ребёнку – появляться на свет. Полнота же луны трактуется как полнота жизни (долголетие) и богатство.

Новорождённого сразу надо на вывернутый тулуп положить – тогда богатым будет. – Мотив «косматого тулупа» встречается часто, в том числе и в свадебных обрядах, где его тоже связывают с богатством и деторождением. Корень поверья – в мистическом отношении к волосам, а также в поклонении зверю, избранному покровителем рода, племени.

До крестин имя ребёнка никому открывать нельзя. – Этот запрет связан с боязнью сглаза. Считается, что после обряда Крещения, когда у ребёнка появляется Ангел-хранитель, вероятность сглаза уменьшается. Вплоть до XVII–XVIII веков на Руси существовал и обычай давать ребёнку, кроме официального, ещё и потаённое имя (обычно – сохранившееся от «языческих» времён). На Западе обычай давать младенцу несколько имён, не все их разглашая, сохранялся ещё дольше (вспомним тройное имя Гофмана: Эрнст Теодор Амадэй).

До крещения все дети – Богданы. – Суть в том же, что и в предыдущем случае: не открывать настоящее имя, а говорить, что ребёнок Богом дан, то есть Богдан.

На крестинах, когда пьют за здоровье новорождённого, одну рюмку надо вверх выплеснуть. – Ассоциация прозрачна и поверхностна: этим показывают, какого роста желают младенцу. С этой же целью иногда кладут хлеб на самую высокую полку – чтобы новорождённый съел, когда до этой полки дорастёт. Выплёскивая рюмку под потолок, иногда приговаривают: «Чтоб наш Ваня (имя новорождённого) так подпрыгивал!»

Если за крестильным столом кто-нибудь оставит еду на тарелке, ребёнок рябым вырастет. – Это же, кстати, говорят и подросшим детям: не доешь кашу – невеста рябая попадётся (или жених). Дело тут в отношении к еде, которую негоже выбрасывать: это – дар Божий; к тому же она нелегко достаётся.

Нельзя ничего вешать над колыбелью – ребёнок не уснёт. – Считается, что во время сна ребёнка оберегает Ангел-хранитель (в прочее время он тоже находится рядом, за правым плечом). Развешивая что-либо над колыбелью можно закрыть младенца от его Ангела. Кроме мистического, есть и реальный смысл в этом запрете: здоровому сну помогает свежий воздух, поэтому не следует ограничивать его доступ.

Нельзя давать ребёнку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. – Сейчас это поверье соблюдается менее всего, и мы сплошь и рядом встречаем Иванов Ивановичей, Сашу-большого и Сашу-маленького, Петю-папу и Петю-брата… Поверье же вводило строгий запрет, и хранители традиций старики объясняли, что один из тёзок может заболеть и даже умереть. Основывалось поверье на том, что у каждого свой Ангел-хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.

Если в этом году родятся все больше девочки, то в течение года войны не будет. – Примитивно-мистическое поверье, подразумевающее, что на войну идут только мужчины и, следовательно, природа обеспечивает их постоянное число, давая жизнь мальчикам вместо погибших мужчин.

До тех пор, пока ребёнок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой. – Здесь прямая связь с тем, что рыбы «не разговаривают». Следовательно, и ребёнок может остаться немым. Но, думается, нельзя исключить и более прозаичное, бытовое пояснение: в ухе и в рыбе встречаются мелкие кости, и ребёнок, ещё не научившийся говорить, не сможет сказать о том, что он подавился или укололся костью, что чревато осложнениями и даже гибелью малыша.

Нельзя стричь ребёнка до года – вырастет бедным. – Снова видим проявление забытого культа волосатого животного (как и в случае с тулупом). С давних пор считается, что волосатые счастливее, здоровее и богаче прочих. Поэтому лишение волос – лишение и всех мистических благ, с ними связанных. К этому поверью добавлялось и другое: до года младенцу и ногтей не стригут.

Нельзя детей от груди отнимать в дни памяти святых мучеников. – Женская грудь – источник жизни и символизирует собою жизнь (точно так же в славянском фольклоре тучи символизируют грудь, а льющийся из них дождь – молоко). Отнимать ребёнка от груди в тот день, когда у мученика отняли жизнь, значит мистическим образом ассоциировать это в сознании со смертью, чего, естественно, не хочет ни одна мать.

Если беременная в испуге схватится за лицо, у ребёнка на лице родимое пятно будет. Это же относится и ко всем иным частям тела. – Частично это поверье объяснялось выше – тем, что мать и будущий ребёнок составляют единый организм. Стоит сказать, что данное поверье – одно из наиболее живучих и в любой деревне обязательно найдётся женщина, знающая о таком случае. Мне доводилось об этом слышать неоднократно, особенно на Украине. Как-то даже показали на взрослого человека с огромным родимым пятном на лице, поясняя, что его мать схватилась за лицо во время пожара.

Проведывая роженицу, надо с собою хлеб приносить. – Это скорее обычай, чем примета. Здесь явлено и отношение к хлебу как к основной пище и символу благополучия, и отношение к роженице, поскольку она ещё слаба и ей необходима помощь по хозяйству (вспомним, что раньше хозяйки пекли хлеб сами). Теперь этот обычай трансформировался в поднесение подарка «на первый зубок»; чаще всего это бывает серебряная ложка.

 

Приметы о смерти и похоронах

Приметы о человеке

Предсвадебные приметы

Приметы о женихах и невестах

Приметы, связанные с беременностью, детьми


 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 25. Последнее 2018-12-16 01:28:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru