Метрология с древних времён до современности

Метрология с древних времён до современности

20.01.2017

Современная метрология (от греческих слов «метрон» – мера и «логос» – наука, учение) – наука о мерах – объединяет две дисциплины, которые различаются по своим задачам и назначению. С одной стороны, метрология – это наука о точных измерениях. Основной её задачей является конкретное создание единиц измерения в виде точнейших образцов – эталонов. Для создания образцов измерения метрология разрабатывает специальную методику измерений, которая позволяет достигать точности, необходимой для научных и практических целей.

С другой стороны, метрология – вспомогательная историческая дисциплина, предметом изучения которой являются применявшиеся в прошлом отдельные единицы измерения длины, площади, объёма, массы, а также измерительные инструменты и приёмы измерений.

Метрология как историческая дисциплина в своём становлении и развитии прошла немалый путь. Так, в средневековой Западной Европе первыми «метрологическими» сочинениями можно признать трактаты юристов и купцов; XIV – XV вв. (например, «Торговую практику» Франческо Бальдуччи Пеголотти, итальянского торговца XIV в.), в которых систематизировались для нужд коммерции сведения о применяющихся в разных краях мерах и весах. Примерно тогда же появляются и первые обширные трактаты землеустроителей, где подробно излагались способы измерения длины и поверхности. Среди этих сочинений заслуживает упоминания «Кульмская геометрия» (рубеж XIV и XV вв.), обобщившая опыт немецких поселенцев, по разметке полей, который они приобрели в ходе многовековой колонизации ряда областей Центральной и Восточной Европы.

В Беларуси первые работы по метрологии появились в XVI в. в связи с введением валочной меры. В XVIII в. метрологические вопросы разрабатывались историками Ф. Лойко, Т. Чацким, С. Богуш-Сестренцевичем. С принятием во Франции в конце этого же века метрической системы мер и постепенным её распространением в европейских государствах возникла необходимость в соотношении ранее применяемых мер в Речи Посполитой с новыми мерами. В этом направлении можно отметить работы А. Сапего «Таблицы соотношений новых французских мер и веса с литовскими и польскими» и А. Хадкевича «Таблицы соотношений давних мер и веса Французских и коронно – литовско-польских с мерами и весами новыми и принятыми во Франции». В XIX в. вопросы по метрологии Речи Посполитой разрабатывались такими историками как И. Лелявель, Ф. Пекосинский. Материалы по белорусской метрологии помещены в «Словаре древнего актового языка Северо-западного края и Царства Польского» М. Горбачевского. В конце XIX – начале XX вв. меры феодальной Беларуси изучали А. Сементовский, М. Довнар-Запольский, В. Пичета; отдельные вопросы, касающиеся истории мер и веса XVI – XVIII вв., рассмотрены в работах Ю. Копысского, П. Козловского, А. Грицкевича, Я. Онищенко и др.

Таким образом, историческая метрология на протяжении своего периода становления и развития была предметом интереса – с одной стороны, как необходимая вещь в экономической сфере, с другой – как направление в исторической науке.


Эволюция восточнославянской метрологической системы Метрологические единицы древнерусского периода X – начала XII вв. и эпохи татаро-монгольского ига

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Верста – старорусская путевая мера (её раннее название – «поприще»). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы.

Известны упоминания в письменных источниках XI в. В рукописях XV в. есть запись: «поприще сажений 7 сот и 50» (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1 000 саженей. При Петре I одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении – 213,36*500 = 1066,8 м.

Меры длины: пядь, локоть, аршин, саженьОдной из наиболее распространённых мер длины в Древнерусском государстве является сажень – русская мера длины, определяемая средними размерами человеческого тела. В соответствии с этим различают малую сажень – от поднятой на уровень плеча руки, до пола и косую сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки.

Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: «В лето 6 576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил… 10 000 и 4 000 сажен». Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени 151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значение русских народных мер. Существовали саженные мерные верёвки и деревянные «складени», имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.

Что касается такой меры длины как аршин, то есть различные версии происхождения данного термина. Возможно, первоначально, «аршин» обозначал длину человеческого шага (порядка 70 сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень «ар» в слове аршин – в древнерусском языке означает «земля», «поверхность земли», и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – шаг. Практически, счёт мог производиться парами шагов взрослого человека или тройками, а при измерении шагами небольших расстояний, применялся пошаговый счёт. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки.

Наименование древнерусской меры длины «локоть» объясняется тем, что по происхождению данная мера представляла длину локтя – расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки. Впервые локоть как мера длины упоминается в «Русской правде» Ярослава Мудрого: «…мостнику, помостивше мост, взяти от дела, от десяти лакот ногата». Значение древнерусского локтя 10,25 – 10,5 вершков (в среднем приблизительно 46 – 47 см) было получено из сравнения измерений в Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом, и более поздних измерений тех же размеров в точной копии этого храма – в главном храме Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре (XVII в).

«Малая пядь» – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (19 см)Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. Так, в розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле локоть сохранял своё значение в качестве контрольной меры, т.к. был неудобен для измерений. Полотно, сукно и пр. поступали в виде больших отрезов – «поставов», длина которых в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей. Но в конкретное время и в данном месте она имела вполне определённое значение.

«Пядь великая» – расстояние по прямой между вытянутыми большим пальцем и мизинцем руки (20 – 25 см)Пядь являлась самой мелкой единицей измерения длины, означавшей кисть руки. Первоначально под пядью понималась мера длины, равная максимальному расстоянию по прямой между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

Пядь упоминается в описаниях путешествий русских паломников XII – XVI вв. Её часто употребляли в обиходе для приближенного определения небольших длин, особенно размеров цилиндрических тел. Вещественного оформления пядь не имела – использовали кисть руки.

Известны и разновидности пяди: «малая пядь» – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (19 см); «пядь великая» – расстояние по прямой между вытянутыми большим пальцем и мизинцем руки (20 – 25 см); «пядь с кувырком» – длина малой пяди плюс 2 или 3 сустава указательного пальца (27 см).

«Пядь с кувырком» – длина малой пяди плюс 2 или 3 сустава указательного пальца (27 см)В качестве народной бытовой меры пядь употреблялась довольно долгое время, ею измеряли, например, иконы или толщину снежного покрова ещё в XVII в. Её название сохранилось до наших дней в поговорке «Семь пядей во лбу».

Наряду с антропологическими в Древней Руси применялись приближенные бытовые меры, неточные и не воспроизводившиеся материально. Например, «перестрел» (расстояние, которое пролетела выпущенная из лука стрела, – 60 – 70 метров), «вержение камня» (расстояние, на которое мог быть брошен камень), «день» (проходимое за день расстояние); при организации конной почты вошла в практику такая своеобразная путевая мера, как «выпрежай» (расстояние между пунктами, в которых перепрягали лошадей при перевозке казённой почты).

В период феодальной раздробленности Руси и в эпоху татаро-¬монгольского ига (XIII – первая половина XV вв.) продолжали использовать те же меры длины, система которых сложилась в Киевской Руси: версту, сажень, локоть, пядь. Обособление княжеств, нарушение контактов из-за прихода татаро-монгольских завоевателей, нехватка «законных» мер увеличили использование местных, антропологических и бытовых мер. Например, «волок» или «гон» (расстояние которое может пройти косец либо пахарь без остановки). В середине XIV в. на смену версте в 750 сажен приходят две её разновидности: в 500 и 1 000 сажен.

Таким образом, по мнению ряда исследователей, древнерусская система мер длины имела следующий вид: 1 верста = 750 саженей = 2 250 локтей = 4 500 пядей.

Меры площади. Данные источников для выяснения мер поверхности, употреблявшихся в Древней Руси, ещё более скудны и неопределённы, чем для мер протяжения. Основными единицами измерения площади служили село и плуг. Эти термины могли обозначать не только метрологические понятия, но и единицы обложения. «Повесть временных лет» сообщает, например, что вятичи платили дань хазарам «по шелягу от плуга или рала».

В Древней Руси в целях податного обложения использовали чисто условные единицы, характеризовавшие рабочую силу или сельскохозяйственный инвентарь, а также меры, в основе которых лежали трудовые возможности. Отсюда такие наименования земледельных мер как «дом» (семья) или «дым», «рало», «соха», «обжа» и пр. Трудовой характер мер «соха» и «обжа» и их соотношение явствуют из сохранившегося ответа новгородцев на запрос Ивана III в 1478 г.: «Три обжи – соха, а обжа – 1 человек на 1 лошади орёт (пашет); а кто на 3 лошадях и сам третий орёт, ино то соха».

Для сенокосных угодий широко применяли «урожайные» меры – копны сена. Копны иногда использовали и в качестве мер посевных площадей. Все «трудовые», «урожайные» и «посевные» меры проявлялись непосредственно в практике использования этих мер.

Во время феодальной раздробленности Руси как меры площади применялись «дом» (дым), «соха», «обжа». Но они отличались по количеству в зависимости от княжества. Отличия были и в наименованиях мер. В Новгороде, например, в качестве посевной меры применялась «коробья» (площадь, на которую высевали коробью ржи – меру объёма).

Площади сенокосных участков оценивали копной (площадь луга, на которой можно накосить копну сена). Эти меры позволяли определить урожайность, а о форме и размерах земельных участков полного представления не давали.

В середине XIII в. монголы проводили в значительных масштабах описи земельных площадей. В основу описей в качестве единицы измерения было положено отдельное хозяйство («дом» или «дым»).

В памятниках древней письменности с конца XIV в. упоминается геометрическая мера земельных площадей – десятина. Первоначально применяли «круглую» десятину – квадрат со стороной, равной десятой доле версты (50 сажен), откуда и происходит название «десятина». С середины XV в. десятину стали употреблять для пахотных земель, а не только для сенокосных угодий. С этого момента можно говорить об использовании в землемерной практике действительно мер в метрологическом смысле слова.

Меры объёма имели две области применения для сыпучих тел и для жидкостей.

В Древней Руси основная система мер для сыпучих тел выражалась следующей схемой: 1 кадь = 2 половникам = 4 четвертям = 8 осьминам.

Древнейшей мерой сыпучих тел, употреблявшейся в Киеве и других городах Древнерусского государства, была кадь или кадка – ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Основное отличие кадки от бочки – кадка может находиться только в стоячем положении, а бочки, закрыв крышками и затычками, можно положить и перемещать в лежачем положении. Это выявил ещё В. Даль и назвал кадку «стойковой посудиной». Кадь делилась, по системе двух, на два половника, на четыре четверти, на восемь осьмин. Упоминаний о более мелких делениях в источниках не встречается. Что кадь употребляется как мера сыпучих тел, видно из ст. 58 «Русской правды» по Карамзинскому списку, где речь идёт о посеве 16 ростовских кадей ржи. В том же смысле упоминает о кади и игумен Даниил. Описывая плодородие палестинской почвы, он говорит: «Родится пшеница и ячмень изрядно – одну кадь сеявши, паки вземлют 130 и 50 кадей». Кадь здесь названа в качестве меры сыпучих тел.

Кроме того, «Русская Правда» называет более мелкие единицы измерения сыпучих тел – уборок и лукно. Выяснить их метрологическое значение пока не удаётся. Позднейшая народная мера – лукошко, равная 16 кг ржи, может быть связана с древнейшим лукном только этимологически.

Для мер жидкости чаще всего употреблялись бочка, ведро, корчага.

Бочка, как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 вёдрам (492 л). Материал для изготовления бочки выбирали в зависимости от её назначения: дуб – для пива и растительных масел; ель – под воду; липа – для молока и мёда. Чаще всего в крестьянском быту использовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров. Большие бочки вмещали до сорока вёдер (сороковки).

Ведро – это железная, деревянная или кожаная посуда, преимущественно цилиндрической формы, с ушками или дужкой для ношения. Выражалось в следующей схеме: ведро = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 100 чарок = 200 шкаликов = 12 литров.

ЕндоваВ быту и в торговле употребляли разнообразные хозяйственные сосуды: котлы, жбаны, корчаги, братины, ендовы. Значение таких бытовых мер в разных местах было различно: кожаный мешок (бурдюк) – до 60 л; корчага – 12 л; насадка – 2,5 ведра (Ногородская мера жидкости, XV в.); ушат – высота посудины около 30 – 35 см, диаметр – 40 см, объем – 2 ведра или 22 – 25 л; короб – из цельных кусков луба, сшитых полосами лыка, донце и верхняя крышка – из досок и т.д. Например, ендова – это деревянная или металлическая утварь (часто, украшенная орнаментом), используемая для подачи к столу напитков, представляла собой невысокую чашу с носиком. Металлическая ендова изготавливалась из меди или латуни. Деревянные ендовы изготавливали из осины, липы или берёзы.

Меры веса, их связь с денежными единицами. В конце Х в. в Древней Руси развитие торговли разнообразными товарами требовало использования различных мер веса. В литературных источниках XI – XV вв. упоминаются следующие меры веса: берковец, пуд, гривна, гривенка, золотник, с XIII в. ещё почка и пирог. На основании более поздних источников, в частности «Торговой книги», удаётся установить, что почка очень мелкая весовая единица и употреблялась главным образом при определении веса монет во время их чеканки, составляла 1/25 часть золотника. В переводе на современный вес почка равняется 0,17 гр. Пирог ещё более мелкая единица, равный 1/4 почки, или около 0,04 гр. К концу XV в. эта мелкая весовая единица почти выходит из употребления.

В качестве весовой единицы употреблялась гривна либо полугривна, которая иногда называлась уменьшительно гривенка. Упоминание гривенки как весовой единицы встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича церкви Ивана Предтечи на Опоках (1134 – 1135 гг.).

Из других весовых единиц в древнерусских источниках упоминается золотник. Но не всегда удаётся установить, что это именно весовая единица, а не название золотой монеты.

Кроме гривны, гривенки и золотника, в источниках древнерусского государства говорится о пуде. Но некоторые указания источников приводят к мысли, что пуд употреблялся не только как орудие взвешивания, но и как весовая единица. В Уставной грамоте Всеволода Мстиславовича даётся распоряжение, какие дары дать после его смерти, в частности, где указывается, что наместнику следует дать «20 пуд меду», дворецкому – «10 пуд меду», тиуну – «5 пуд меду». На основании этого можно сделать заключение, что пуд употреблялся и как весовая единица.

В качестве весовой единицы употреблялся и берковец. В той же Уставной грамоте Всеволода вес воска исчисляется берковцами.

Таким образом, соотношения между мерами веса можно представить следующим образом: берковец = 4 пудам = 400 гривнам (большом гривенкам, фунтам) = 800 гривенкам; гривенка = 2 полугривенкам = 48 золотникам = 1200 почкам = 4800 пирогам.

Исходя из выше изложенного материала видно, что на всей территории Древнерусского государства, как и в белорусских землях, в частности, Полоцком княжестве, для практических измерений использовались как деревянные меры длины, так и каменные и металлические меры веса, что подтверждают археологические находки.

 

 

 

Метрология с древних времён до современности

 

Эволюция восточнославянской метрологической системы Метрологические единицы древнерусского периода X – начала XII вв. и эпохи татаро-монгольского ига

 

Метрология Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой

 

Системы мер белорусских территорий в составе Российской империи и СССР





 

 

А.КОРСАК
«Полоцкий государственный университет»
Вспомогательные исторические дисциплины, 2010

Публикуется с сокращениями