Два листа из журнала «Русский паломник» (продолжение)

Два листа из журнала «Русский паломник» (продолжение)

28.06.2018

Продолжаем рассказ о найденных в личном архиве Владимира Бойко листах из журнала «Русский паломник» за 1891 год. Пожалуй, наибольший интерес для случчан представляет гравюра «Архиепископский дом в Слуцке» на странице 409 из №26 за 1891 год. Здесь изображено большое деревянное здание. Справа вдалеке едва виднеется двухэтажное кирпичное строение: то ли здание Духовного училища, то ли монастырский кирпичный корпус.

В издании 1913 года «Минская старина: труды Минского церковного историко-археологического комитета» так описываются постройки монастыря: «Близ церкви – звонница с малым и большим колоколами. Куски большого, отлитого ещё при Олельковичах, долго лежали на земле; колокол, видимо, был сброшен при очередном разгроме XVII в. В начале XIX в. на звоннице было 8 колоколов, больший, отлитый слуцкими литейщиками в 1799, весил 207 пудов. Далее было 5 келий, большой деревянный дом настоятеля на каменном фундаменте, окружённый верандой, с поварней и трапезной. И ещё дальше – колодец, баня, сараи, жилые постройки, ставок с рыбой, огороды, сад. Со временем деревянные постройки исчезли, и в 1865–1867 строится двухэтажное каменное здание в стиле позднего классицизма с комнатами настоятеля, кельями и церковью Благовещения Святой Девы».

Игорь Титковский в книге «Слуцк. История города в памятниках архитектуры» пишет, что «К 1800 г. в монастыре появился новый дом архимандрита. Он стоял слева от собора, вероятно на том месте, которое ранее занимала перенесённая в Ильинский монастырь Благовещенская церковь. Этот деревянный дворец стоял на каменном фундаменте, состоял из десяти комнат. К его главному объёму были сделаны пристройки – помещения для жилья, поварня (кухня), ледник. В одной из комнат дворца была основана новая тёплая церковь Введения во храм Богородицы. А в старом настоятельском доме, где имелось девять комнат, разместили трапезную и помещения для послушников. Рядом – под одной крышей – стояли шесть монашеских келий. Далее территорию занимали хозяйственные постройки: три деревянных двухэтажных амбара, известный уже нам каменный погреб и колодец с «покрышкой», расписанной красками, конюшни, сараи для сена и телег, дом для конюха».

Гравюра «Архиепископский дом в Слуцке» из журнала «Русский паломник» на странице 409 из №26 за 1891 год.И, наконец, Ф.Ф. Серно-Соловьевич в очерке «Древне-русский город Слуцк и его святыни» описывает, что «На протяжении XIX в. многих старых деревянных построек не стало. В 1865–67 гг. был возведён в стиле позднего классицизма кирпичный корпус, где разместились покои архимандрита, администрация, кельи монахов и заново основанная тёплая церковь Благовещения святой Девы. Сюда из соборной церкви на холодный период года переносили мощи блаженной княгини Софии Слуцкой. В тёплую же пору саркофаг с мощами стоял около стены правого придела соборного храма, около плащаницы».

Вряд ли фотография, с которой выполнена гравюра, сделана на много раньше выхода в свет журнала. Скорее всего, это было сделано в одну и ту же фотосессию вместе известной фотографией Троицкого собора, которую мы представили в первой части материала.

Исходя из найденных описаний можно предположить, что несмотря на то, что покои архимандрита перенесли в кирпичный корпус монастыря, деревянное здание не было разрушено до времени фотосъёмки на переломе 1880-х – 1890-х годов.

На той же странице, где размещена гравюра, опубликована часть статьи за подписью Ф. Палеолог. Скорее всего – это чей-то псевдоним. В статье речь идёт о деятельности Палестинского общества. Императорское православное палестинское общество (ИППО) — международная научная, и гуманитарная организация, созданная в России в 1882 году, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Предшественниками Палестинского общества были Палестинский комитет, основанный в 1859 году, и Палестинская комиссия, в которую он был преобразован в 1864 году. Общество действует по сей день. В Беларуси ни представительств, ни отделений не имеет, хотя на территории бывшего СССР они есть во многих странах.



Страница из журнала «Русский паломник» №26 за 1891 годАвтор в статье приводил «следующие факты: в Назаретской школе в течение 3-х лет, с 1888 г. по настоящее время, училось 460 мальчиков, в Рамэской с 1883 г. по 1891 г. – 550, в Меджельской с 1882 г. по 1891 г. – 175, в Ясифе и Шаджаре с 1882 г. по 1885 г. – 99, а всего в пяти школах до 1400 мальчиков. Таким образом, в течении девяти лет, благодаря заботам Пал. Общества, только мужское население Палестины увеличилось на 1400 человек, грамотных и обученных в духе истинного православия. Эти 1400 человек-то семя истинного православия, которое, внедрившись в почву и проросши, может со временем покрыть своими ростками всю священную ниву Палестины.

А что дети православного населения Палестины действительно обучаются в школах Пал. Общества в духе истинного православия, это доказывается программами школ, в которых их учат: Закону Божиему, арабскому языку, русскому языку, географии, арифметике, чистописанию, пению и ремёслам. Кроме того, им каждое воскресенье объясняют Евангелие и, под руководством своих учителей, они каждый праздник обязательно посещают вечерню и литургию. Во всех школах детей учат говорить по-русски. Обучение в школах, само собой, бесплатное. А вот и имена учителей, трудящихся в мужских школах Пал. Общества над духовным развитием юных душ: И. Г. Асад, И. С. Ишарой, Ю. И. Наср, Д. И. Укде, свящ. о. Н. Ханн и X. Оваед.

В заключение обращаем внимание читателя на следующее роковое совпадение. Над Назаретом и теперь высится тоже лазоревое небо, на которое возводил Свои очи Спаситель во дни Своего пребывания в этом городе; жители Назарета и теперь дышат тем же благорастворённым воздухом, которым дышал и Отрок Христос; они пьют ту же воду, что пил и Христос; они топчут ту же землю, которая освящена стопами Богочеловека; в Назарете ещё каждая песчинка жива воспоминанием пребывания в нем Сына Божия, – и удивительно! из того Назарета, откуда раздались первые слова учения Спасителя мира, оттуда же теперь и наиболее деятельно сеется на Палестину дух истинного православия».


И последняя статья на этом листе «Русского паломника» посвящена празднику Ивана Купала, который по сей день отмечается в ночь с 23 июня (6 июля) на 24 июня (7 июля). К сожалению, часть статьи оторвана, но основной объем текста сохранился.

Иванов день в древности и его значение (Очерк)

День 24 июня известен в русском народе под именем Ивана Купала или просто Иванова дня. Первое из этих названий особенно сильно держится в народе.

(далее оборвано)

… мужие и жены чаровницы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы в пагубу человекам и скотам, туте и дйвии корение копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действием диаволем в день Предтечева рождества, с приговоры сатанинскими. Егда бо приидеть праздник, во святую ту нощь весь град возмятется, в селах возбесятся, в бубны и сопели, и гудением струнным, плясканием и плясанием; женам-же и девкам, и главам киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверныя плети, и хребтам их вихляния, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отрокам великое падение».

В Стоглаве находим такое же известие о празднике Купалы. Здесь, между прочим, говорится, что в это время мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские песни и плясали под гусли. По прошествии ночи все отправлялись в рощи и омывались в реке «яко бешенные».

Подобное же свидетельствует и архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий Газель. В его время в навечерие рождества Иоанна Предтечи следующим образом отправляли праздник Купалы: «В навечерии рождества Предтечиева собравшиеся в вечеру юноши, мужеска и девическа и женска полу, соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главы и опоясуются ими. Еще-же на том бесовском игралище кладут огонь и, окромя его, вземшися за руце нечестиво ходят, и скачут, и песни поют, сквернаго Купала часто повторяюще и чрез огонь прескачуще, самих себя тому бесу Купалу в жертву приносят».

Эти характерные черты празднования Ивана Купала сохранились в русском народе и до настоящего времени.
Из описанных обрядов праздника Купала нельзя не видеть, что он был для наших предков каким-то великим днём очищения огнём и водой. Что именно древне-русский Купала был праздником очистительным, в доказательство этого достаточно только вспомнить, что вообще у многих народов древности огонь считался высшею очистительною стихией и на поклонении ему даже основывались целые религии. Равным образом и омовение водой постоянно и у всех почти народов признавалось действием очищения; даже в христианской церкви погружение крещаемого в воду знаменует очищение его от первородного греха. Нельзя также сомневаться в том, что наши предки с праздником Купалы соединяли мысль о летнем солнцестоянии. Известно, что до христианства русский праздник Купала совершался в самое время солнцестояния, когда солнце достигает…

(далее оборвано)

Страница из журнала «Русский паломник» №26 за 1891 год…Иоанн Креститель крестил не только водою, но и обещал крещение огнём (Матф. 3, 11); это обстоятельство народная мысль, не расставшаяся окончательно с языческими мировоззрениями, усвоила себе и приурочила к языческому смыслу праздника Купалы. Таким образом, языческий Купала, с принятием Русью христианства, смешался с великою личностью Иоанна Крестителя (по древне-русскому выражению Купала, от слова «купать») в народном понятии и отсюда празднование Купалы начало совпадать с кануном дня рождения Иоанна Крестителя. Обыкновенно как в древности, так и теперь в навечерие рождества Предтечи жители сёл и уездных городов сначала идут в церковь для христианского празднования, а затем – к ночи отправляются на луга и поля и там предаются языческим играм и забавам.

Не лишне ко всему этому добавить, что в старину верили, что рождество Иоанна Крестителя придаёт особенные чудодейственные свойства травам и цветам, и потому, согласно с народными верованиями и обычаями в этот день, по свидетельству г. В-ва, запасались разными травами и цветами. Так, царь Алексей Михайлович в 1657 г. писал к московскому ловчему стольнику Матюшкину: «которыя волости у тебя в конюшенном приказе ведомы, и ты-бы велел тех волостей крестьянам и бобылям под рождество Предтечи, июня в 23 день, набрать цвету серебориннаго, да трав империновой да мятной с цветом и дятлю, и дятелеваго корню по 5 пудов». В старину также верили, что под рождество Предтечи расцветает особенный «Перунов» цветок и кто тот цветок найдёт, тот будет обладать волшебным могуществом и всякими чарами. Этот цветок сам находит клады, сам ломает замки и рвёт цепи, сам привораживает девиц и парней, делает невидимкой его обладателя и врачует от всяких болезней и т. д.

Празднование кануна Иванова дня распространено во всей христианской Европе, но особенно он торжественно справляется у южных славян и у финнов, о чем мы когда-нибудь и расскажем.


Оканчивается лист отрывком стихотворения неизвестного автора.

 

БЛАГОВѢСТЪ.

Протяжно колокола звонъ
В туманѣ утра раздается,
Тревожатъ ночи смутный сонъ,
Въ душѣ укоромъ отдается,

Зоветъ къ себѣ въ святую сѣнь
Подъ мирный кровъ святаго храма
Стряхнуть съ души и сонъ, и лѣнь,
Возжечь молитвъ сердечныхъ пламя…


 

Владимир ХВОРОВ