Два листа из журнала «Русский паломник»

Два листа из журнала «Русский паломник»

25.06.2018

Вероятно, каждый мало-мальски знакомый с историей Случчины читатель знает об Историческом очерке с шестью гравюрами «Древне-русский город Слуцк и его святыни», который составил Ф.Ф. Серно-Соловьевич и напечатал в Вильне в 1896 году.

Недавно, перебирая свои архивы Владимир Владимирович Бойко натолкнулся на два листа из журнала «Русский паломник» за 1891 год. Это российское дореволюционное периодическое иллюстрированное издание выпускалось в Санкт-Петербурге с 1885 по 1917 годы. Журнал издавался на русском языке и был посвящён преимущественно описаниям храмов, церковных древностей, путешествий к Святым местам Палестины и к русским и заграничным святыням, историко-этнографическим очеркам, жизнеописаниям, рассказам религиозно-нравственного содержания и тому подобным вещам. В Интернете имеется достаточно большой архив оцифрованных журналов, свободных для чтения. Однако, найти №22 и №26 за 1891 год пока не удалось.

На листе из №22 за 1891 год опубликована часть статьи Ф.Ф. Серно-Соловьевича. При чтении этого отрывка, который, судя по всему, печатался в нескольких номерах, складывается впечатление, что этот текст стал прообразом вышеупомянутого очерка. Приведём отрывок текста, который нам достался, а читатель сможет сам сравнить его с текстом очерка 1896 года.


«…и воспрещающую введение унии в княжествах Слуцком и Копыльском, где «Греко-Российского исповедания церкви фундованы и еригованы (т. е. основаны и воздвигнуты) суть от века и времени непамятного».

При архимандрите Иоасафе Липецком, в 1709 году, киевский митрополит Иоасаф Ероковский предписал слуцкому духовенству быть в подчинении ему, а не белорусскому епископу, что подтверждено было в 1718 году и польским королём Августом II, – а в следующем 1719 году император Пётр Великий своим указом запретил русским войскам делать притеснения «братии и крестьянам» слуцкой архимандрии. Архимандрит Михаил Козачинский (1748–1755 гг.) исходатайствовал у кн. Иеронима Радзивилла запрещение христианкам служить у евреев, так как они забывали свои христианские обязанности и привыкали к некоторым обрядам еврейским (в 1751 г.); при нём же, с благословения киевского митрополита Тимофея Щербацкого перенесены были из графства Заблудова, Белостокской области, принадлежавшего к Слуцкому княжеству, в Свято-Троицкий монастырь мощи св. великомученика младенца Гавриила. Не лишне ещё к этому прибавить, что архимандриту Михаилу в 1752 г. Сибирский митрополит Сильвестр Гловацкий прислал архимандричий посох из слоновой кости, к сожалению, перешедший затем в Минский Свято-Духовский монастырь. Наконец, при архимандрите Павле Воточанском, с благословения киевского митрополита Арсения и согласия кн. Карла Радзивилла, был восстановлен при Спасо-Преображенском монастыре «коллегиум» для обучения детей духовного звания, переведённый потом в Свято-Троицкий монастырь и преобразованный в 1792 году в первую белорусскую православную семинарию, существовавшую в Слуцке до 1840 года и переведённую затем в Минск, где она остаётся и поныне, как единственная для духовного образования всего населения Минской губернии [*].

Архимандрит Виктор Садковский, до 1783 игумен при Русском посольстве в г. Варшаве, был назначен настоятелем Слуцкого Троицкого монастыря, а потом епископом Переяславским и Бориспольским. Православное население нынешней Минской губернии, гонимое с одной стороны польскими иезуитами и притесняемое с другой – униатскими епископами, обратилось к заступничеству императрицы Екатерины Великой, которая указом от 27 марта 1785 года, для поддержания и защиты православия, учредила при Слуцком Троицком монастыре «коадъюторство киевской православной митрополии», назначив первым коадъютором епископа Виктора Садковского. Последнему, постановлением Св. Синода от 31 марта того же года, поручено было устройство минской епархии и разбор дел между униатами и православными, назначив ему местопребывание в Слуцком Троицком монастыре, священно-архимандритом коего он и оставался. Это был первый настоятель монастыря, имевший сан епископа. Но не дремали пред всемогуществом императрицы римские нунции, польские вельможи-фанатики и униатские епископы и чуть было не погубили архипастыря, которому вверена была защита православия в Западном Крае.

Нужно иметь в виду, что при Екатерине II-й Русское правительство в деле религии было слишком ещё неустойчиво, да и война с Турцией отклоняла его от прямой обязанности и исполнения долга в отношении православной церкви. Вот почему и произошло, что епископ Виктор Садковский, назначенный самою Императрицею Екатериною II в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь «коадъютором Киевской митрополии, для охранения православных от ига католицизма и унии», – по проискам польского духовенства был арестован и отправлен сначала в Несвижский замок князей Радзивиллов, а оттуда в Варшаву, где и содержался под стражею в крепости почти три года – с 9 мая 1789 по 12 июня 1792 года. Так поступало Польское королевство с поборниками православия на основании наставлений какого-то иезуита 1717 года, писанных на латинском языке; подлинник же их хранится в Минской духовной православной консистории.

Было бы слишком неуместно и несправедливо умолчать о некоторых выдающихся пунктах этих, крайне враждебных для православия, «Наставлений иезуита». Вот они в дословном переводе с латинского на русский.

«Дворяне русского исповедания – не только схизматики, (т. е. оставшиеся в православии), но и униаты, не должны быть допускаемы к публичным должностям, – особенно к таким, при которых могли бы собрать богатства, найти друзей и приобрести силу и уважение, – что всё послужило бы к усилению их единоверцев. Каждый поляк должен стараться показывать презрение к русским, устраняться их общества, не заводить знакомства с живущими в соседстве, кроме случаев, представляющих собственную в том пользу. В разговоре при них (русских, т. е. православных, необходимо распространяться о ложности понятий их о вере и т. п. Уверяю, что, при таком постоянном уничижении, они не только согласятся переменить свою религию, но станут даже стыдиться имени русского и не будут сознаваться, что некогда были русскими. Достопочтеннейшие помещики не должны принимать русских на службу, особенно по таким занятиям, при которых они могли бы приобрести некоторую образованность, исключая тех только, которые бы подавали надежду, что переменят религию. Оставаясь без занятия, они придут в крайнюю нищету и невежество, и будут у всех в презрении, так что, для поправления состояния, им не останется другого средства, кроме оставления своей религии».

Далее вот ещё что говорится в «Наставлениях»: «Римско-католическим епископам следует дело вести так, чтобы православные архиереи оставались при них в качестве суффраганов (викариев) и находились в такой зависимости от них, чтобы и они (православные архиереи), и попы могли быть ревизуемы католическими прелатами, уличаемы ими в суеверии и наказуемы публично за непристойные поступки. Таким путём православные архиереи не будут иметь силы сопротивляться, а народ простой (plebs), избегая притеснений, согласится со временем совершенно оставить и самосущественнейшие свои обряды».

Вот на основании этих иезуитских учений и был арестован светскою властию королевства православный архипастырь Виктор Садковский, дерзнувший, по повелению русской государыни, выступить защитником православия в Западном Крае.

По занятии русскими войсками Минской области, Украины и Волыни, вся эта страна, по указу Императрицы Екатерины II, от 13 апреля 1793 года, разделена на три губернии: Минскую, Изъяславскую (Волынскую) и Брацлавскую, – вошедшие в состав одной православной епархии Минской, управление которою и вверено было бывшему узнику «Речи Посполитой» и защитнику православия, епископу Садковскому, возведённому в сан архиепископа Минского, Изияславского и Брацлавского, с званием «священно-архимандрита Слуцкого Свято-Троицкого монастыря» и «коадъютора Киевския Митрополии»; при этом вменено было ему иметь кафедру не в Минске, а – Слуцке, при описываемом монастыре.

С архипастыря Виктора начинается новая деятельность Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, вышедшего победоносно из борьбы с католицизмом и непоколебимо в течении двух столетий отстаивавшего свою преданность Православной церкви.

Ф. Серно-Соловьевич.
(Продолжение будет).

[* ] – В следующем 1892 году будет праздноваться столетний юбилей первой в северо-западном крае православной духовной семинарии – Слуцкой-Минской. Нет сомнения, что все те, кому дороги интересы православной церкви, не безучастно отнесутся к этому торжеству
».

Кстати, есть тут определённые сомнения в правильности указанной даты создания Духовной семинарии. Ф.Ф. Серно-Соловьевич пишет в сноске «В следующем 1892 году будет праздноваться столетний юбилей первой в северо-западном крае православной духовной семинарии – Слуцкой-Минской», т.е. датой образования он считал 1792 год. На сайте же Минской духовной семинарии утверждается, что «Исторические корни Минской духовной семинарии связаны с… духовной семинарией, основанной в Слуцке в 1785 году, которая в 1840 году была переведена в Минск». Здесь сделана привязка к официальному документу: 15 мая 1785 года новым указом императрицы было предписано синоду «учредить для пользы Церкви Православной и просвящения исповедающих закон наш в Польше, семинарию при коадъюторе (викарии) Киевской митрополии». Чем руководствовался Ф.Ф. Серно-Соловьевич остаётся неизвестным.

Собор в Троицком Слуцком монастыре. Гравюра из «Русского паломника» №22 за 1891 год



Уместно будет отметить, что в данной статье использована иллюстрация – «Собор в Троицком Слуцком монастыре» неизвестного автора. Это та же самая гравюра, которая потом будет использована среди других в очерке «Древне-русский город Слуцк и его святыни». Можно с большой уверенностью сказать, что гравюра выполнена с фотографии. Где фото было опубликовано впервые – сказать трудно, но в издании «Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне: Кн. 1, 2, 3, 4. – СПб., 1909. С. 605» эта фотография размещена, но автор, как тогда практиковалось – не указан.

Свято-Троицкий монастырь г. Слуцка в издании «Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне: Кн. 1, 2, 3, 4. – СПб., 1909. С. 605»



Есть и описание монастыря.

«Свято-Троицкий монастырь, в Слуцке. Не известно, когда и кем основана эта обитель, находящаяся в самом городе. В истории она впервые упоминается под 1455 г., как уже давно существующая. За всё время своего существования монастырь оставался православным. В 1795 г. он оставлен на своём содержании, а в 1842 г. возведён на степень первого класса. В 1870 г. он переведён в Минск и переименован в Свято-Духовскую обитель, а на его месте поселились иноки третьеклассного Иоанно-Богословскаго монастыря, находившегося в местечке Грузове Слуцкого уезда.
В обители ныне три каменных храма. Соборный храм и честь Св. Троицы построен в 1505 г. слуцкой княгиней Анастасией Олелько, восстановлен в 1795 г. минским архиеп. Виктором Садковским и окончен сооружением иконостаса в 1801 г. архиеп. минским Иовом Потёмкиным. В нём два придела: правый во имя св. великомуч. Екатерины, сооружённый на средства императрицы Екатерины II, и левый во имя св. князя Александра Невского. Второй храм над святыми вратами освящён во имя св. евангелиста Иоанна Богослова, а третий – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В монастырской ризнице хранятся пожертвованные Слуцким князем Юрием Юрьевичем Олелько настоятельский посох из литого серебра (в 1580 г.), серебряный золочённый потир и писанное им уставное рукописное четвероевангелие. Кроме того, здесь же находятся фелонь из самотканной цельной серебряной парчи и кипарисный посох, присланный в благословение монастырю в 1611 г. иерусалимским патриархом Феофаном чрез слуцкого князя Иеронима Радзивилла.
У левого придела соборного Свято-Троицкого храма покоятся в металлическом гробике накладного серебра мощи младенца Гавриила (сконч. 1690 г.), а у стены правого придела того же храма в свинцовой раке покоится тело последней слуцкой княжны Софии Юрьевны Олелько, скончавшейся 19 марта 1612 года.
В числе настоятелей Свято-Троицкого монастыря был известный Михаил Рагоза, впоследствии киевский митрополит. Управляет ныне этой необщежительной обителью архимандрит».



Что касается листа из «Русского паломника» №26 за 1891 год, то о нём мы поговорим в одном из следующих материалов.

 

Владимир ХВОРОВ