Испытание на верность

Испытание на верность

София стала женой Януша. Со стороны казалось, они жили так, как многие магнатские семьи в то время. Муж, выполняя рыцарский долг, стяжал славу на поле брани. Жена, подолгу оставаясь одна, управлялась с хозяйством и немного скучала.

Но иллюзия обыкновенности была обманчива. Известный поэт средневековья Соломон Рысинский в поэме «Кирмпенсим» повествует о Януше Радзивилле не как о заурядном человеке, но как о настоящем герое, мужественном и отважном.

 

Царь разоряет ливонцев, теснит их мечом и железом,
Опустошённые травит жилища жестоким огнём…
Дерзость такую его не стерпеть. Не допустит на берег
Князь Радзивилл знаменитый, Литовской Отчизны глава…
Войско литовцев призывная песня на бой вдохновляет.
Вал – нипочём неприступные стены из дуба.
Заступы, лестницы, ломы неся, чтоб на стены подняться.
Воинам мигом пришлось под горящей смолой проскочить.
Вскоре от сильных ударов секир уже рушатся бревна.
Не помогает обивка железная мощных ворот.
Крепость взята, опрокинута царская грозная сила.
Старцы и юноши – воины вместе с вождями в плену…


(Здесь и далее перевод Якова Порецкого)

 

Описываемые так красочно события относятся ко времени участия Януша в Ливонской войне. Он выехал к месту боевых действий вскоре после свадьбы. Потом были иные походы. Князь принимал участие в шляхетском мятеже – рокоше – против короля Сигизмунда III. Однако самым великим подвигом Радзивилла стало мирное деяние. Верный обещанию, данному Софии, Януш добился от короля привилея, запрещающего введение на Случчине униатства силой. Так благодаря заступничеству княгини и геройству князя Православие на случчине во времена самого ужасающего беззакония получило юридическую защиту. Впоследствии Януш Радзивилл изгнал из всех своих владений униатов. Этим он вызвал радостное ликование православных подданных, а также упрёки и горестные стенания Ипатия Потея. Особенно глава униатской церкви осуждал Софию как подстрекательницу мужа в религиозных вопросах.

София действительно была главным инициатором всех антиуниатских акций Януша Радзивилла. Влюблённый рыцарь быстро научился видеть окружающую действительность глазами возлюбленной жены. Сердце его билось в унисон с её сердцем.

Впрочем, София Слуцкая действовала во благо своих единоверцев не только через мужа. Благочестивая княгиня, получив, наконец, свободу во всех своих действиях, много времени уделяла делам милосердия. Она с радостью раздавала деньги неимущим, помогала больным, опекала гонимых. По воле княгини на землях её княжества было начато строительство нескольких больниц для бедных. Чаще обычного в Слуцке времён Софии звучали золотые слова Священного писания:

 

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущии правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное…


 

Впрочем, вспоминались слова эти в тяжкую годину испытаний на верность во всех уцелевших православных приходах Беларуси и Украины. Люди с верой и надеждой повторяли слова Спасителя нашего Иисуса Христа, и они помогали им превозмогать беды, обрушившиеся на них.

 

Защитники Православия на Беларуси в XVII веке

 

Хотя большая часть магнатства и шляхетства в период гонений на Православие изменила вере предков, несколько знатных семейств остались верны ей: Огинские, Соломерецкие, Стецкевичи… Как три древа, растущие из одной почвы, переплели они ветви свои. Переженив детей, вместе противостояли всем бурям и ненастьям.

Богдан Огинский был старостой Виленского Свято-Духовского братства. При его участии и участии его жены Раины, было создано Минское Петро-Павловское братство. Семья основала в своём имении Евье в Трокском воеводстве мужской монастырь при Вознесенской и Успенской церквях. При этом монастыре действовала школа. В имении Кроны Ковенского уезда Огинские возвели Троицкую церковь. Овдовев, Раина довершила строительство общежитийного монастыря вокруг церкви. Условием вдовы Огинской, которое она поставила перед монахами и монахинями, было твёрдое сопротивление переводу в униатство, подчинение исключительно Константинопольскому патриарху, а также основание при обители школы.

Сыновей Богдана и Раины Ивана, Александра и Самуила называли «столпами православной веры». В 1612 году братья подписали протест против перехода православных священников в униатство. Староста Кричевский Богдан Соломерецкий и его жена Ева Барколабовна финансировали в Барколабове Свято-Георгиевский храм. Настоятелем его стал Фёдор Филиппович, автор «Барколабовской хроники».

Дети Богдана и Евы Соломерецких, Исаак и Елена, основали в Барколабове православный мужской монастырь. Княгиня Евдокия Стецкевич – мужской Петропавловский монастырь в Минске. Её невестка, Анна Богдановна из Огинских, купила соседний дом и на этой территории для женской православной обители. Позднее с сыном Яном Анна Богдановна основала в селе Кутейки Оршанского уезда Успенский женский монастырь. Её второй сын Богдан вместе с женой Еленой Соломерецкой построили мужской Кутеинский монастырь.

Семье Стецкевичей обязаны возникновением ещё два известных монастыря – Буйницкий мужской и Барколабовский женский, которые стали очагами культуры и просвещения на Могилёвщине. Участвовали Стецкевичи и в восстановлении Софийского собора в Киеве. Именно Богдан Стецкевич поддержал Петра Могилу на Варшавском сейме, благодаря чему были восстановлены права Православной Церкви. Многие из этих храмов и монастырей действуют и сегодня. Это самые лучшие памятники бесстрашным и сильным духом людям.


Молитвами о единоверцах начинался и оканчивался день Софии Слуцкой. Свой молитвенный подвиг продолжала княгиня и во время паломничеств по отдалённым храмам своего княжества в дни престольных праздников. Православные храмы, монастыри и принты благодарили её за щедрые пожертвования. Она не только опекала уже существующие храмы, но и возвела новый, на Мир-горе Языльского прихода – храм Покрова Богородицы. Княгиня своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и облачения священников.

София Олелькович оказывала неоценимую денежную и духовную поддержку Слуцкому Преображенскому братству. Благодаря просветительской деятельности этого братства в Слуцке в XVII столетии была достигнута почти всеобщая грамотность. При Спасо-Преображенской церкви с помощью княгини Слуцкой в 1600 году был основан братский Спасо-Преображенский монастырь с больницей и школой.

Всемерно поддерживала София и Минское Петропавловское братство. Благодаря финансовой помощи в том числе и княгини Слуцкой, во втором десятилетии XVII века, в годину самых жестоких гонений на Православие, братство возвело Минскую Петропавловскую церковь на Немиге. Внешний вид этого храма уподобляет его крепости. Это и была крепость, крепость духа.

 

Святыни, возведённые Олельковичами

 

Самой древней обителью на Слуцкой земле был, по-видимому, Свято-Троицкий мужской монастырь. Он упоминается в русских летописях уже в 1205 году. Располагалась обитель в предместье Слуцка Тройчанах. Главный храм монастыря, церковь Пресвятой Троицы, изначально, как и все монастырские здания, был деревянным. В 1505 году в связи с разрушениями храма на его месте построили новый – каменный. Монастырь пострадал также во время войны России с Речью Посполитой – церковь Пресвятой Троицы погибла. Святыня была восстановлена на деньги случчаков и средства князя Богуслава Радзивилла, тогдашнего владельца города. В XVIII столетии церковь Пресвятой Троицы вновь разрушили, а восстановили по заказу Слуцкого архимандрита Виктора Садовского. В XIX столетии все деревянные монастырские здания были перестроены. Монастырь оделся в камень. На территории обители появились новые храмы – Святого Иоанна Богослова и Благовещенский. До начала XX века в монастырском храме Пресвятой Троицы хранили древние святыни: чудодейственный образ Богородицы византийского письма, «Слуцкое Евангелие», а также, подаренные Юрием III Юрьевичем «…для вечное памети и богомолия благочестия святого»… серебряный настоятельский посох и серебряный чеканный потир.

Слуцкая Свято-Михайловская церковь существовала уже в XIV веке. Она была построена в предместье Остров. В 1795 году разобрана. На её место была перенесена из Старого города Константиновская церковь, которая и стала носить имя Свято-Михайловской. Эта церковь, построенная в традициях народного зодчества с элементами стилей барокко и позднего классицизма, является памятником деревянного зодчества.

Замковую церковь Успения Пресвятой Богородицы построили в 1409 году. В ней находилась чудотворная икона Богородицы. В 1505 году она сильно пострадала во время нашествия татар. Была восстановлена стараниями князя Юрия Семёновича Олельковича и его матери Анастасии Ивановны. В более поздние времена при церкви действовало братство и находилась богадельня. В 1819 году на месте этого храма возвели Успенско-Николаевскую церковь.

Братский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан при Спасо-Преображенском храме в 1600 году. При нем действовали госпиталь и школа. Церковь была отстроена в 1628 году после пожара.

Кроме этих святынь известны также возведённые и опекаемые Олельковичами Свято-Ильинский монастырь и Грозовский Свято-Николаевский монастырь, а также церкви Иоанна Крестителя, Рождественская, Воскресенская, Свято-Николаевская, Свято-Юрьевская, Свято-Варваринская, Свято-Семёновская, Свято-Константиновская, Свято-Степановская. Все они не сохранились до наших дней.


Страдания сокращают дни молодости. Переживания за судьбы ближних подорвали здоровье княжны Софии. В 1604 году она родила слабенького и болезненного сына, окрещённого Николаем. Он умер в том же 1604 году. В 1608 году София похоронила годовалую дочь Катеринку. Мать пожелала, чтобы любимица упокоилась в Киево-Печерском монастыре, среди могил достойных своих предков.

Потом на несчастную мать обрушилась череда долгих и безнадёжных лет. Она болела, иногда выезжала с мужем на лечение за границу и неустанно молила Бога о ребёнке, продолжателе рода, продолжателе дел и славы Олельковичей. В 1512 году, казалось, искренние моления княгини были услышаны: она поняла, что станет матерью. Муж и жена с нетерпением и надеждой ожидали появления ребёнка. Но счастье их было недолгим. 19 марта 1612 года в имении Омельно близ реки Птичь княгиня умерла при родах. Ребёнок (девочка) также не выжил. Весь Слуцк оплакивал госпожу.

 

О! Ненадёжной судьбы мановение неоспоримо!
О! Никому не избегнуть плачевного жизни конца!
Смерть презирает и прадедов честь, и родителей дело,
Племени блеск уважать не умеет и разума мощь…
Звёздочка! Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина,
Между литовскими славой ярчайшая, первая дочь!
Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий?
Сила какая, нагрянув нежданно, тебя унесла?

 

 

 

Оглавление
 

К ИСТОКАМ СВОИМ ОБРАЩАЯСЬ…   
 

Олельковичи рыцари Православия   
 

Основатели династии   
 

Слуцк до Олельковичей   
Битва при Грюнвальде   
Магнаты   
Магдебургское право   
Слуцкое летописание   
 

Мятежный князь
 

Слуцкие ратоборцы
 

Александр Ягеллон и Елена Ивановна
«Великий исход» православных князей
 

Мать и сын
 

Мятеж Глинского   
Слуцкое войско в XVI–XVII веках   
 

Князь Юрий II Просветитель   
 

Люблинская уния  
 

Символ нашей духовности   

 

 

Слуцкая сиротка   
 

Опекуны   
 

Обучение магнатских сыновей   
Ян Семён и Александр Олельковичи   
Зофья Мелецкая и Ян Кароль Ходкевич   
Криштоф Миколай Радзивилл   
Брестская церковная уния   
Православные церковные братства   
 

Суженый-ряженый

«Троянская война» на Беларуси
 

Сигизмунд III Ваза   
 

«Католическая» интрига Ходкевича   
 

Гонения на православных в XVII веке   
 

Испытание на верность   
 

Защитники Православия на Беларуси в XVII веке
Святыни, возведённые Олельковичами
 

После кончины княгини

Молись за нас, Святая София!