Князь Юрий II Просветитель

Князь Юрий II Просветитель

В описании Речи Посполитой, составленном в 1575 году, между прочим, имеются строки: «Находятся в Литве (Великом княжестве Литовском. – Авт.) знаменитые князья и паны. Первое место среди них держит князь Слуцкий, которого по богатству можно сравнить не с одним итальянским либо немецким князем». Такой уважительной характеристики удостоился князь Слуцкий и Копыльский Юрий Юрьевич Олелькович, именуемый многими исследователями Юрием II. К сей характеристике можно было бы добавить, что резиденция князя, Слуцк, в описываемое время считалась одним из крупнейших центров православной культуры во всем Великом княжестве Литовском.

В двенадцатилетнем возрасте Юрий лишился отца. Ещё через три года ушла в мир иной и его мать. А поскольку Юрий был старшим ребёнком, то ему с двенадцати лет пришлось взять в свои руки управление феодальной вотчиной, занимавшей огромную территорию. Даже в те суровые времена совершеннолетие наступало в шестнадцать лет. Лишь в особых случаях специальным указом монарха разрешалось объявить совершеннолетним осиротевшего последнего представителя какого-либо знатного магнатского рода. Так, например, произошло с четырнадцатилетним князем Константином Василием Острожским. Скорее всего, подобный указ был составлен и для Юрия. Иначе как мог бы он быть назначен опекуном своих младших брата Семёна и сестры Софии?

Но не только хозяйственными делами довелось заниматься малолетнему князю. Как представитель династии Ольгердовичей он входил в состав панов-рады Великого княжества Литовского и должен был присутствовать на их заседаниях, так как король всегда присылал ему персональное приглашение.

Довелось Юрию Юрьевичу принимать участие и в военных действиях. Боевое крещение князь получил в 1557 году, когда вместе с братом Семёном во главе четырёхтысячного отряда участвовал в разрешении конфликта между Великим княжеством Литовским и Ливонским орденом. Позднее он принимал участие и в Ливонской войне. Не под впечатлением ли увиденного и пережитого решил Юрий II превратить Слуцк, который был и без того замечательно укреплён, в город-крепость? Сохранив и укрепив Верхний и Нижний замки, построенные ещё его предками, он возвёл на восточной окраине Заречья Новый замок: цитадель, прямоугольную в плане, обнесённую земляным валом, с бастионами, на которых размещались пушки. Она полностью соответствовала новейшим по тому времени фортификационным принципам. Территория Старого Слуцка тоже была окружена земляным валом с бастионами, который наполнили водой. Город стал неприступен.

Жизнь за этими укреплениями била ключом. Развивались ремесла – ювелирное, резьба по дереву, обработка металлов, гончарное. В строительстве начали проявляться черты местной архитектурной школы. В Слуцке работали замечательные художники-портретисты.

Уверенность в безопасности способствовала быстрому увеличению населения. Город стал привлекательным даже для иностранцев. Причём, кроме лютеран, впервые появившихся тут ещё при отце Юрия Юрьевича, здесь также во множестве поселились и кальвинисты. Протестантов стало столько, что они даже образовали свои общины. Большинство этих людей, судя по всему, были выходцами из Германии. Не зря же площадь, вокруг которой они селились, называлась Саксонской. Но часть иностранцев, да и кое-кто из местных шляхтичей, придерживались католического вероисповедания. Князь как владелец этих земель по феодальным традициям того времени был опекуном храмов всех конфессий, находившихся в его владениях, в том числе и возникшего в Слуцке ещё во времена Олельки костёла (единственного в княжестве).

Но, конечно же, основное внимание Юрий Юрьевич оказывал православным храмам и монастырям. И среди них особо – Тройчанскому монастырю, которому неоднократно выделял земли с крестьянами. Обители был передан также целый квартал в Слуцке. Князь поощрял ведение в Тройчанах летописания и переписывание книг духовного содержания. Переписывали книги, видимо, отдавая дань подвигу святой Евфросинии Полоцкой, также и члены княжеской семьи. До наших дней дошло полученное монастырём в дар от старшего сына Юрия Юрьевича, тоже Юрия, богато изукрашенное Четвероевангелие, которое тот на протяжении многих лет переписывал собственными руками и закончил незадолго до смерти.

Стараниями князя Юрия II регулярно пополнялась и без того богатая монастырская библиотека. Да и у себя во дворце он имел прекрасный книгосбор, настолько богатый, что поработать с ним почитали за честь не только отечественные, но и зарубежные исследователи.

Так, например, много полезного почерпнул из неё польский историк и поэт Матей Стрыйковский, гостивший при дворе Олельковича в 1576–1578 годах. Именно на основе книг, документов и рукописей из княжеской библиотеки и библиотеки Тройчанского монастыря создал он свою знаменитую «Хронику Польскую, Литовскую, жемайтскую и всея Руси», ставшую первой печатной историей Великого княжества Литовского. Благодарный Матей посвятил Юрию Юрьевичу следующую свою книгу: «О начале, происхождении, мужестве, рыцарских и общественных делах славного народа литовского, жемайтского и русского».

Сюда же, в Слуцк, прибыл с группой сторонников беглец из русских земель, известный московский церковный деятель, публицист, просветитель нестяжательского течения в Русской православной церкви Аврамий. Этот религиозный вольнодумец осмеливался критиковать сторонников монастырского землевладения, выступать за бедность духовенства, ибо, по его мнению, накопление богатств подрывало авторитет Церкви, и требовать проведения церковной реформы. При всем этом в основных вопросах вероучения и догматических вопросах он сохранял верность позициям официальной Церкви. Аврамий поселился во дворце князя и развил активную полемическую деятельность с идеологами католицизма и протестантизма. В частности, выступал против Симона Будного. В Слуцке организовал кружок учёных-богословов. Руководил также школой, основанной Юрием Юрьевичем совместно с двоюродным братом Константином Василием Острожским при своём дворе. В этой школе изучали богословие, церковнославянский, древнегреческий и латинский языки, основы ряда точных наук. Приютил слуцкий князь и ещё одного беглеца, Марка Саригозина. Ему и поручил он руководить школой после того, как в 1570 году скончался Аврамий.

Юрий Юрьевич искал себе супругу из числа православных; однако знатных семейств, сохранивших верность Православию, в Великом княжестве Литовском оставалось очень и очень немного. Тогда он женился на умной и доброй дочери краковского воеводы Станислава Теньчиньского – Катажине. Мать этой девушки происходила из православной семьи Богушей. А Богуши были из числа слуцкой мелкой шляхты. Несмотря на то, что княгиня Катажина оставалась католичкой и даже имела в духовниках знаменитого иезуита Петра Скаргу, который, кстати, пытался изощрённо воздействовать на её сыновей, чтобы перевести их в католичество, Теньчиньская участвовала в большинстве фундаций мужа, сделанных в пользу православных церквей и монастырей, чем заслужила от Юрия Юрьевича уважительное обращение «добрая жёнка». Поворотным событием в жизни княжеской семьи стала Люблинская уния.

 

Люблинская уния

 

Победы русского оружия в Ливонской войне привели в замешательство Сигизмунда II Августа. Слабый правитель, в поисках выхода из затруднительного положения он пошёл по проторённой предшественниками дорожке: согласился обезопасить Великое княжество Литовское путём ещё более близкого союза с Польшей. На этот раз польское магнатство предложило объединение двух стран в одну. И король согласился. На сейме в 1564 году он выступил перед подданными с таким предложением, но тут же натолкнулся на яростное сопротивление магнатов и шляхты Великого княжества Литовского, которые прекрасно понимали, что для них будет означать такое слияние держав: утрата всех вольностей и привилегий, полное подчинение польским законам, польский быт, польское образование, польская вера. Самым горячим патриотом оказался князь Миколай Радзивилл Чёрный, который, кроме всего прочего, встал на защиту привилея о равноправии вероисповеданий.

В гневе Миколай Чёрный заявил, что поляки «так льнут к Литве, как пчелы на мёд». Однако этот яростный защитник независимости Великого княжества Литовского умер в 1565 году, а остальным не хватило для борьбы последовательности, влияния, твёрдости или принципиальности.

И вот 10 января 1569 года в Люблине открылся знаменитый сейм. Главным вопросом его была уния. Вельможи и шляхта Великого княжества Литовского приехали сюда неохотно. Прежде чем начать переговоры, они потребовали от короля подтвердить сохранение независимости Литвы. Никаких гарантий им не дали. Начались бурные заседания, после которых на улицах доходило до драк. Шляхта двух стран скрещивала оружие, отстаивая свои взгляды. Наконец, литвинам это надоело, и 1 марта они покинули сейм.

Казалось, без представителей одной стороны уния невозможна. Однако Сигизмунд Август заявил, что считает дело объединения решённым, а потому особыми привилеями стал присоединять земли Великого княжества Литовского к Польше. Западные агенты принялись оказывать давление на отдельных депутатов, убеждая их вернуться. В дело пошли угрозы и подкуп. Так к Польше были присоединены Подлесье, Волынь, Подолье и Киевская земля. Территория Великого княжества Литовского уменьшилась вдвое. Ни одна война не приносила таких потерь этому государству, как дружественная помощь Королевства Польского. Гордые магнаты Литвы склонили головы и со словами «Однако волю государя готовы исполнить» вернулись на сейм в Люблин. Жемайтский староста говорил, что посланцы Великого княжества Литовского чувствовали себя как рабы Польши. 1 июля 1569 года был подписан акт окончательной унии. На сейме было провозглашено: «С этого времени оба государства представляют собой одно нераздельное тело, а также одну общую Речь Посполитую, в которой оба господаря и оба народа объединились в единый народ и единое государство».


На Люблинском сейме Юрий Юрьевич не присутствовал. Когда же к нему прибыли официальные лица с предложением подписать присягу на верность королю новообразованной Речи Посполитой, он наотрез отказался, так как после заключения Люблинской унии слуцкий князь не был введён в состав новообразованного верховного органа власти – Сената Речи Посполитой. Ссылались на то, что в сенат попадают только особы с высшими государственными должностями, а близкое родство с династией Ягеллонов утратило свою силу, поскольку в Речи Посполитой король выборный. Но Юрий Юрьевич понял, что главная причина заключается в его поддержке Православия, и начал добиваться восстановления своего права. Весной 1577 года новый король – Стефан Баторий – включил Олельковича персонально в состав сената.

Но радовался слуцкий князь этому недолго. Осенью следующего года Юрий Юрьевич слег. В октябре он написал завещание, по которому жене Катажине Теньчиньской оставлял 60 тысяч злотых и в пожизненное владение поместья Турец в Новогрудском уезде, Старое Село, Тонву и Скирмонтово в Липецком уезде да поместья в Вельском уезде на Подляшье. Слуцкое княжество и владения в других местах разделил между сыновьями Юрием III, Семёном и Александром. Обязал их совместно опекать Троицкий монастырь. Убеждал сохранять верность Православию. Умер Юрий II Юрьевич 9 ноября в своём слуцком дворце, а в апреле 1579 года был погребён в Киево-Печерском монастыре, где покоился прах его предков.

 

 

 

Оглавление
 

К ИСТОКАМ СВОИМ ОБРАЩАЯСЬ…   
 

Олельковичи рыцари Православия   
 

Основатели династии   
 

Слуцк до Олельковичей   
Битва при Грюнвальде   
Магнаты   
Магдебургское право   
Слуцкое летописание   
 

Мятежный князь
 

Слуцкие ратоборцы
 

Александр Ягеллон и Елена Ивановна
«Великий исход» православных князей
 

Мать и сын
 

Мятеж Глинского   
Слуцкое войско в XVI–XVII веках   
 

Князь Юрий II Просветитель   
 

Люблинская уния  
 

Символ нашей духовности   

 

 

Слуцкая сиротка   
 

Опекуны   
 

Обучение магнатских сыновей   
Ян Семён и Александр Олельковичи   
Зофья Мелецкая и Ян Кароль Ходкевич   
Криштоф Миколай Радзивилл   
Брестская церковная уния   
Православные церковные братства   
 

Суженый-ряженый

«Троянская война» на Беларуси
 

Сигизмунд III Ваза   
 

«Католическая» интрига Ходкевича   
 

Гонения на православных в XVII веке   
 

Испытание на верность   
 

Защитники Православия на Беларуси в XVII веке
Святыни, возведённые Олельковичами
 

После кончины княгини

Молись за нас, Святая София!