У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

Улица имени Дроботова

25.08.2015

Одна из улиц города Слуцка носит имя Михаила Андреевича Дроботова. Известно о нём очень мало, а некоторые опубликованные сведения вызывают сомнения.

По информации брошюры «Их именами названы улицы города», выпущенной Слуцким райисполкомом, вероятно, к «Дожинкам-2005» (дату издания Слуцкая типография не удосужилась поставить!) родился он 25 февраля 1922 г. в «деревне Бирюково Свердловского района Ворошиловградской области (Российская Федерация) в семье служащего».

Почему составители книги решили, что Ворошиловград относится к России – не понятно, ведь это тот же самый украинский город Луганск!

Далее читаем: «В детстве Михаил увлекался авиамоделированием и мечтал стать лётчиком. После окончания в 1941 г. Луганского авиационного училища был направлен на фронт в штурмовой авиаполк».

Во всех имеющихся документах, обнародованных Минобороны России указано, что Михаил Дроботов попал на фронт только 3 сентября 1943 года и начал свою боевую летопись в 431 штурмовом авиационном полку 299-й Неженской штурмовой авиационной дивизии. Сначала на Центральном фронте, далее на 2-м и 1-м Белорусских.

А вот место призыва указано разное в различных наградных документах. Это, что представляется наиболее правильным, Свердловский ГВК г. Свердловска Ворошиловгадской области. В Свердловске, кстати, проживал и отец героя, Андрей Мефодьевич, по ул. Боинская, 1, потом – Бамская, 4. В другом документе местом призыва указан Ровенецкий аэроклуб Ворошиловгадской области. Вероятно, указано название клуба, в котором занимался Михаил до призыва в Армию или поступления в авиационное училище.

Из документов видно, что Михаил вступил в комсомол в 1939 году. Был призван в Красную Армию в 1940 году. В какие войска он попал служить – не известно. В то время срок службы в армии для пехоты и артиллерии был 1 год, для кавалерии, конной артиллерии и технических войск – 2 года, для воздушного флота – 3 года, для морского флота – 4 года.

Наградной лист на Михаила ДроботоваГде и чем занимался Михаил Дроботов до того как попал в 1943 году на фронт, пока загадка. Разумеется, определённое время ушло на обучение лётному мастерству. Если в мирное время программа обучения в училищах соответствует получению высшего образования, в военное время она сокращается до среднего специального, сроки обучения резко уменьшаются, и организовываются краткосрочные командные курсы продолжительностью полгода. Документы свидетельствуют о том, что «Дроботов с первых дней показал опыт в грамотной эксплуатации самолёта Ил-2 и техники пилотирования». Этот самолёт совершил первый полёт ещё 2 октября 1939 года, а началом эксплуатации считается февраль 1941 года. Возможно, Дроботов, как один из лучших пилотов, освоивших Ил-2, занимался переобучением других лётчиков.

Известно, что Ил-2 поступил на вооружение ВВС Красной Армии очень поздно, всего за месяц перед началом боевых действий, к этому времени ВВС получили только около ста Ил-2 из 250 построенных. Первым полком вооружённым «Штурмовиками» был 4 ЛБАП до мая 1941 г. оснащённый многоцелевыми самолётами Р-Зет. После сдачи этих «старичков», полк под командованием майора Гетмана перебазировался на аэродром Богодухово, недалеко от Харькова, на котором, в самом начале июня семнадцать лучших пилотов полка, переименованного уже в 4 ШАП, получили 17 первых Ил-2, которые использовались для быстрейшего обучения пилотов. Был ли среди этих 17-ти Дроботов?

Но это только предположения…

А вот что записано о боевом опыте Михаила Дроботова в последнем представлении к награждению.

«…из рядового лётчика выдвинут на командира звена, с работой справляется хорошо. С сентября месяца 1943 года по 10 апреля 1944 г. произвёл 80 успешных боевых вылетов в районы: СЕВСК, КОНОТОП, БАХМАЧ, ГОМЕЛЬ, ЖЛОБИН, РОГАЧЁВ, КОВЕЛЬ и другие, в результате успешной бомбардировки лично уничтожил: 23 танка, 61 автомашину с грузом, 19 орудий ПА, 9 орудий ЗА, 5 точек МЗА, 12 пулемётных точек, взорвал 1 переправу на реке ДЕСНА, 1 речной пароход и до 450 человек живой силы. Участвовал в 9 воздушных боях с истребителями противника, где показал мастерство ведения воздушного боя и противозенитного маневра, в групповых боях сбито 6 ФВ-190.

За проявленное мужество и отвагу в 1943 году награждён орденами: «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» и «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». После награждения т. Дроботов произвёл 31 успешный боевой вылет, особо проявил себя:

22.04.1944 г. в операции по освобождению города РОГАЧЁВ и форсировании реки ДНЕПР, работая в группе, Дроботов произвёл 3 боевых вылета на уничтожение отходящего противника и подходящих резервов с тыла, умело маневрируя от ЗА огня по 5–6 раз заходил на цель, где была им разрушена переправа.

Действуя в районе Ковеля, произвёл 15 успешных вылетов, где показал образцы, как отыскивать цель в городе, им лично уничтожено 5 огневых точек, расположенных в домах города.

Как лётчик-штурмовик дело своё любит, с большим желанием летает на задания и точно его выполняет. Как командир звена и командир экипажа, пользуется деловым авторитетом среди личного состава. Тов. Дроботов один из лучших идеологически выдержанных офицеров…»

Не за долго до гибели, в 1944 году, Михаил Дроботов стал кандидатом в члены ВКП(б).

29 июня 1944 года перед авиаполком, где служил Дроботов, была поставлена боевая задача – нанести бомбово-штурмовой удар по железнодорожной станции Слуцк. При подходе к цели лётчики обнаружили на станции несколько эшелонов с техникой и живой силой противника. С высоты 900 метров наши самолёты сбросили бомбы, затем, снижаясь, стали вести пушечно-пулемётный огонь.

Из воспоминаний подполковника Ю. Крангача, участника боевого вылета:

«…Я шёл следом за машиной Дроботова, видел, как Миша выпустил «эрэсы», скинул бомбы, как самолёт открыл огонь… И вдруг на плоскостях самолёта заметалось пламя, оно охватило весь фюзеляж… Я рассчитывал, что Миша выведет машину из пике и пойдёт на вынужденную посадку, мы смогли бы его прикрыть с воздуха, снаряды и патроны у нас ещё были. Но случилось непредвиденное: самолёт, ведущий огонь, врезался в эшелоны… Это был 105-й последний боевой вылет Миши. Ему было только 22 года, а он уже был заместителем командира эскадрильи…»

Подполковник Ю. Крангач здесь немного приукрасил. В списке безвозвратных потерь дивизии записано, что Доботов командир звена, а не заместитель командира эскадрильи.

А вот что написал на сайте «Талдомские хроники» внештатный корреспондент И. Кузьмин о воздушном стрелке Александре Соколове, своём земляке.

«После окончания курсов он стал летать воздушным стрелком с лётчиком М. Дроботовым. Много вылетов они сделали вместе.

Наступил 1944 год. Началась операция «Багратион» по освобождению Белоруссии. Продвижение советских войск было настолько успешным, что авиация не успевала перебазироваться за наземными частями.

На железнодорожной станции Слуцк скопилось большое количество эшелонов. Нужно было произвести удар, чтобы не дать немцам эвакуироваться. Только с аэродрома 431-го штурмового авиаполка можно было долететь до Слуцка. В группу, которой предстояло нанести удар, отбираются самые опытные лётчики, самые лучшие самолёты. 29 июня 1944 года на рассвете самолёты взлетели и легли на курс.

Маршрут был проложен так, что произвести можно было только один заход, и ударить с северо-запада.

Вот как рассказывает об этом полете один из его участников Г.В. Баламутин:

«С высоты 900–1000 метров мы сбросили бомбы, потом выпустили реактивные снаряды, а с высоты 600–700 метров открыли огонь из пушек и пулемётов. В это время я и все летевшие в группе лётчики увидели пламя над кабиной стрелка. Но лётчик Дроботов продолжал пикировать, не прекращался огонь из пушек и пулемётов, пока самолёт не врезался во вражеский эшелон с техникой».

Вот так окончился боевой путь комсомольцев М. Дроботова и А. Соколова. На следующий день, 30 июля 1944 года, Слуцк был освобождён.

Прошло немало времени, пока работники прибывшего в Слуцк госпиталя обнаружили разбившийся самолёт, а в нем – останки погибшего экипажа. Тогда и были найдены документы. По ним было установлено, что погибшими были лётчик Михаил Андреевич Дроботов и воздушный стрелок Александр Александрович Соколов из 431-го штурмового авиаполка. Туда и были отправлены документы и награды погибших.

Всей своей короткой жизнью каждый из них доказал, что он был настоящим патриотом своей Родины.

Честь им и слава!»


Герой захоронен на мемориальном комплексе городского кладбищаЗа время Великой отечественной войны Михаил Андреевич Дроботов был награждён орденом Красной Звезды (30.10.1943), двумя орденами Красного Знамени (19.01.1944 и 01.05.1944) и орденом Отечественной войны I степени (18.03.1944).

Примечательно, что в 1943 году Дроботова представляли к награждению орденом Отечественной войны I степени, а вручили орден Красной Звезды. А в марте 1944-го всё произошло наоборот: представляли к ордену Красной Звезды, а наградили орденом Отечественной войны I степени.

Решением Слуцкого городского Совета депутатов трудящихся от 23 сентября 1944 года было удовлетворено ходатайство Слуцкого РК ЛКСМБ о переименовании улицы Садовой в улицу имени Дроботова.

Герой захоронен на мемориальном комплексе городского кладбища. Здесь же захоронен и Александр Соколов, только его именем улицу не назвали. Хотя по справедливости она могла бы носить название экипажа Михаила Дроботова.

Кстати, воздушный стрелок старший сержант Александр Соколов с 1942 года был кандидатом в члены ВКП(б). Им он был и к моменту награждения медалью «За отвагу» в феврале 1944 года. Так что экипаж погиб не комсомольцами, а коммунистами!

Странно, но за этот подвиг ни кого из экипажа не наградили, даже посмертно.

 

 

Владимир ХВОРОВ



Назад
Комментариев: 8

Сергей 2019-05-13 10:30:09

Писали много и о разном. Просто, многие документы засекречены и срок их секретности продлевают, а многие документы УНИЧТОЖЕНЫ. К примеру, так «чистили» документы, когда в мае 1951 г. узнали правду о Гастелло. Не надеюсь, что в ближайшие годы на сайте «Память народа» будут выставлены политдонесения частей. Списки осужденных вт на этом сайте уже встречаются. Так же, нужно внимательно читать сводки медсанбатов и списки потерь, там очень много различной информации, которая не понравится родным. Все это в открытом доступе. Это не «Зимняя война», документы, которых нет в интернете и нужно заказывать за свой счет. Информацию о ШАП прочел 7 мая, в этот же день и опубликовал. Нашел бы ее днем раньше или позже,оставил бы комментарий. Это мое мнение. Без обид.

Александр 2019-05-13 02:50:20

«Не красиво получается»... только о том, что материалы, хоть и нашлись, опубликованы на кануне праздника... Я сомневаюсь, что здесь есть умысел, но будьте внимательны...Я видел тоже много разных документов, война не очень позволяла писать, события бежали быстрее, чем перо... Без обид.

Сергей 2019-05-10 12:24:58

«Не красиво получается», о чем Вы? Комментарий оставил после такого, как посмотрел документы ШАД и ШАП, в этот же день. Смотрел и другие документы частей, которые участвовали в освобождении нашего города для того, что бы установить сколько людей убито в бою и где они первично захоронены, т.к. паспортизация воинских захоронений в г. Слуцке и районе, мягко сказать «не очень».Александр, если внимательно прочтете текст из ЖБД, то там написано «ПО ДОКЛАДАМ ЭКИПАЖЕЙ», кто вернулся из этого боя. После бомбардировки вызван большой взрыв, экипаж сбит ЗА и упал на станцию. О таране, что самолет целенаправленно падал или пикировал на эшелоны, ничего не сказано, это информация «ПО ДОКЛАДАМ ЭКИПАЖЕЙ». Т.е., после возвращения летчики делали доклад, как это было положено. Вот рассказ участника: «…Я шёл следом за машиной Дроботова, видел, как Миша выпустил «эрэсы», скинул бомбы, как самолёт открыл огонь… И вдруг на плоскостях самолёта заметалось пламя, оно охватило весь фюзеляж… Я рассчитывал, что Миша выведет машину из пике и пойдёт на вынужденную посадку, мы смогли бы его прикрыть с воздуха, снаряды и патроны у нас ещё были. Но случилось непредвиденное: самолёт, ведущий огонь, врезался в эшелоны… Это был 105-й последний боевой вылет Миши. Ему было только 22 года, а он уже был заместителем командира эскадрильи…»Почему нет этой информации в ЖБД? За такое и ГС могли вручить. Из своего опыта работы с документами, такие случаи в первую очередь отражены. К примеру, в документах танковых частей освобождавший город, есть даже описания, как и при каких обстоятельствах погибли офицеры и к ним же наградные листы, где есть такая фраза: «командование батальона учитывает заслуги т. , представляет посмертно к правительственным наградам».И опять же повторюсь, что ни в коем случае не ставлю под сомнение героизм летчиков, т.к. они погибли в бою, при выполнении боевого задания. Сражались до конца, ведя огонь из своего горящего самолета до столкновения с землей. Ни какого злого умысла, что бы опорочить имя Героев к Великому празднику, у меня не было и нет. Нестыковка в том, что участники событий не указали в официальных документах о подвиге когда делали доклад, а в послевоенных воспоминаниях говорят об этом. Вот и все.

Александр 2019-05-10 03:06:55

Не соглашусь с комментариями Сергея... только по сроку его написания и выставления на страничку. Не красиво получается. Первое предложение не связано с текстом "расследования", не учтены факторы скорости наступления войск, загруженность данного ШАП, когда обнаружен самолет..."Сбит огнем" или "направил самолет" никто даже из звена не скажет. Моя матушка и дядя рассказывали об этих событиях, им было 10 - 12 лет, и жили в доме напротив ж\д станции... Самолет атаковал эшелоны, стрелял пикируя до столкновения с землёй... Что здесь не стыковки?

Сергей 2019-05-07 20:53:36

Ни в коем случае не ставлю под сомнение героизм летчиков, т.к. они погибли в бою, при выполнении боевого задания. Это уже подвиг, но есть не стыковки по поводу тарана.Из журнала боевых действий 299 ШАД (29.06.1944):«В результате произведенной бомбардировочно-штурмовой атаки 3-х ж.д. эшелонов с паровозами на станции Слуцк, с высоты 1000 до 400 метров с планирования под углом 25-30 градусов с одного захода, под углом 10-15 градусов к эшелоном в строю – правый пеленг. По докладам экипажей, подожжен один эшелон - до 35 вагонов с паровозом, вызван взрыв большой силы с черным дымом, повреждены пути.Потери: 1 – ИЛ 2 летчик Командир звена лейтенант Дроботов, воздушный стрелок сержант Соколов. Сбиты огнем ЗА (зенитная артиллерия), упали на станцию Слуцк, экипаж погиб. 431 ШАП: одной группой 8 – ИЛ 2 в сопровождении 4 – ЯК 9 бомбардировочно-штурмовым ударом, уничтожал ж.д. эшелоны на станции Слуцк. В результате атак подожжен эшелон с паровозом, вызван большой силы пожар, повреждены станционные пути.Потери: 1 - ИЛ 2 лейтенант Дроботов, сержант Соколов сбиты огнем ЗА над целью.»Почему по возвращению из боя, летчики, не рассказали про таран. Такая информация была бы отражена в ЖБД и экипаж представлен к правительственным наградам. Но, ничего такого нет. А, в своих воспоминаниях, они про эту пишут.

Александр 2016-12-06 01:52:52

Первое предложение в моем комментарии -это Ваше. Потом я отвечаю. Т.К. он родился в феврале 22, а передали Украине область позже. Отсюда и такой каламбур. Я даже не пытался оспорить, так маленькое уточнение.

Владимир ХВОРОВ 2016-11-29 11:04:14

Александр, Вы себе противоречите. Это я утверждаю, что город был на территории Украины ко дню рождения, да и сейчас. А авторы брошюры пишут, что город Российский.

Александр 2016-11-29 00:38:26

Почему составители книги решили, что Ворошиловград относится к России – не понятно, ведь это тот же самый украинский город Луганск! Правильно они решили: по дате рождения он ещё не был украинским.

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 2125. Последнее 2019-10-21 07:06:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru