У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

Музей истории слуцких поясов

24.02.2014

Слуцкая фабрика художественных изделий – одно из крупнейших предприятий художественных промыслов Белоруссии. Размещена она в древнем, насчитывающем без малого девять столетий, летописном Случеске, который издавна славился искусными ремесленниками. Замечательная страница в историю Слуцка была вписана во второй половине XVIII – первой половине XIX веков, когда на мануфактуре, принадлежавшей Радзивилам, было налажено производство поясов. Впоследствии эти пояса получили название «слуцкие». Под руководством Яна Маджарского армянского мастера из Стамбула, а позже его сына Лео Маджарского, Слуцкая мануфактура или, как её называли «персиярня», выпускала в год около 200 поясов тончайшей работы. Из шёлковых, серебряных и золотых нитей искусством художников и ремесленников-ткачей создавались подлинные шедевры.

В 30 ых годах XX века в городе Слуцке была создана артель, объединявшая ткачих и вышивальщиц, владевших приёмами традиционного народного ремесла. В 1960 году артель была реорганизована в Слуцкую фабрику художественных изделий. В настоящее время Слуцкая фабрика художественных изделий специализируется на выпуске тканых, вышитых, швейных изделий. Это покрывала, пледы и разнообразные комплекты – для гостиной, кухни, дачи, скатерти и салфетки, постельное и столовое бельё, женская и мужская одежда изо льна. Различные сувенирные изделия: куклы, национальная одежда, пояса, рушники и декоративные дорожки, панно. Важное место в деятельности Слуцкой фабрики художественных изделий занимает производство полушерстяной пряжи и ватина. Современное оборудование позволяет выпускать продукцию высокого качества.

Тканые изделия, как правило, создаются вручную. В ткацком цехе, как когда-то в крестьянском доме, стоят ручные ткацкие станки – «кросны». Разнообразие рисунков и цветовых сочетаний в народном стиле – отличительные признаки тканей Слуцкой фабрики. Приверженность национальной традиции не мешает художникам фабрики придавать своим изделиям современное звучание. Традиционное они умеют убедительно сочетать с новым. Ритмы и пропорции узоров, цветовая гамма изделий разрабатывается с учётом современной моды, оформление жилья, наших сегодняшних представлений о красивом.

Изделия Слуцкой фабрики неизменным спросом пользуются у покупателей, которых привлекает возможность приобрести не просто нужную в быту вещь, но уникальный предмет народного искусства, созданный добрыми и умелыми руками мастеров.

Настоящий каталог познакомит Вас с образцами изделий Слуцкой фабрики художественных изделий. Они прекрасны, потому что заключают в себе такую ценность, как человеческий труд, одухотворённый талантом. Их цель – воспитывать в людях тонкий вкус и чувство прекрасного, дарить радость прикосновения к подлинному искусству.

В рамках реализации Государственной программы возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012–2015 гг. на предприятии была завершена реконструкция производственного корпуса по ул. М. Богдановича, 8. Создано новое производство по изготовлению копий, аналогов слуцких поясов, открыт музей истории слуцких поясов, кафе «Старый город», торговый объект «Сувенирная лавка».

Музей истории слуцких поясов состоит из нескольких зон. В первой – «Пласты истории» можно увидеть представителей разных мировых цивилизаций в определённые периоды истории. На протяжении всей истории пояс был обязательной частью костюма у всех народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков.

Зона «Пласты истории»



Считается, что мода на длинные, широкие, шёлковые узорчато-тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племён сарматов. Под воздействием легенд, широко распространённых в государстве в XVI–XVIII вв., представители верховного сословия страны стремились во всем быть похожими на «славных предков».


В зоне «Слуцкий пояс» представлен оригинал и копия слуцкого пояса. В XVIII–XIX вв. пояса изготавливались из шёлка, золотых и серебряных нитей. Одно изделие могло содержать от 65 до 200 грамм драгоценного металла.

Зона «Слуцкий пояс»



У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса – каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.

Слуцкие пояса стали выдающимся художественным явлением не только белорусского, но и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX вв. Это результат тысячелетнего развития на территории Беларуси ручных ткацких технологий и художественного таланта её жителей. Слуцкие пояса – это вклад белорусского народа в мировую культуру.

В зоне «Фрагмент дворца Радзивиллов» можно увидеть, как жили представители знатного рода. Будучи представителями одной из самых старинных знатных польско-литовских фамилий, Радзивиллы состояли в родстве со многими влиятельными родами, в том числе с королевскими домами Европы. Несвижские Радзивиллы были фантастически богаты. Дворцовые залы украшала роскошная мебель, персидские ковры, полотна знаменитых художников, бесценные коллекции предметов искусства, хрусталя, оружия, монет и медалей. Некоторые залы были целиком отделаны мрамором, алебастром или золотом.

Зона  «Фрагмент дворца Радзивиллов»



Зона «Мануфактруа» даёт представление о состоянии производства XVIII–XIX вв. Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь – 2,4 гектара. Общее число работников доходило до 60 человек. На персиарне изготавливалось 200 поясов в год.

Зона «Мануфактруа»



Вскоре после присоединения Беларуси к России пояса выходят из моды. Леон Маджарский прекратил аренду мануфактуры в 1807 г. Бывшая «персиарня» сократила изготовление поясов и расширила выпуск парчовых узорных и золотных тканей, главным образом, для нужд церквей и костёлов. Этот период нашёл отражение в «Сакральной зоне».

«Сакральная зона»



«Народная зона» знакомит посетителей с бытом обычных людей. Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.

«Народная зона»



В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. Он выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.

Первый поясок в подарок ребёнку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды. Такой пояс выступал в роли оберега.

Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах, что обозначало согласие на брак; пояс клали на рушник, на котором стояли молодые во время венчания; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом.

Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром.

Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными – ткаными или плетёными. Они отличались большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора.

В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.

В музее можно увидеть станок немецкой фирмы Mageba, сделанный по специальному заказу и не имеющий аналогов в мире. Состоит он из 2 частей: ткацкий станок и жаккардовая машина. Управляется станок двумя компьютерами. В его состав входит 7 основ, 1200 нитей, 6 челноков, что обеспечивает уникальные возможности.

 

Музей гісторыі слуцкіх паясоў. Дакументальны фільм з цыклу «Музеі Беларусі».
«Белтэлерадыёкампанія», 2014 г.



Режим работы музея: вторник-суббота 9.00–17.30.
Обеденный перерыв: 13.00–13.30
Выходной: воскресенье – понедельник.


Подробную информацию можно получить по телефону: (801795) 36809


 

Информация с сайта www.slutskiepoyasa.by
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 8054. Последнее 2019-10-17 05:18:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru