У нас на сайте
Ссылки

Группа компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА»

 

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Храм Святой Живоначальной Троицы аг. Солтановщина

06.12.2017

Солтановщина – это агрогородок в Несвижском районе Минской области, находящийся в 10 километрах от райцентра и в 155 километрах от столицы Беларуси.

Считается, что деревня получила своё название от фамилии местного помещика Солтана, который был арендным владельцем земель Несвижских князей Радзивиллов и основал в этой местности фольварк, который был назван по его фамилии – Солтановщина.

Когда именно учреждён приход в Солтановщине и построена в этой местности первая церковь – достоверно неизвестно. Местное предание свидетельствует, что данный приход был образован, и в нём существовала церковь с незапамятных времён.

Вот о чём, например, свидетельствует «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879).

А в издании «Историко-статистическое описание Минской епархии» (1864) написано ещё меньше – всего несколько строк.

Из визитной описи церковного имущества, составленной в 1696 году, было видно, что в то время в Солтановщине существовали 2 деревянные очень ветхие, одна за другой разрушившиеся церкви. Следы этих церквей можно было ещё видеть в конце XIX столетия. Но в какое именно время эти церкви были построены, об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств.

Настоящая однопрестольная Свято-Троицкая церковь, расположенная в деревне Солтановщина, построена в 1826 году, трудами бывшего здесь униатского священника Александра Коленды, на собранные им добровольные пожертвования жителей окрестных сел на сумму 8000 польских злотых.



Существует описание данного храма за 1879 год: «Зданием церковь сия каменная, сложена на половину из кирпича и булыжника, имеет вид продолговатого прямоугольника, покрыта гонтом, без купола, снаружи выбелена мелом, кровля на ней окрашена. Фасад и здание сей церкви, не имея надлежащей законченности и приличной храму благовидности, более похожа на жилой дом, нежели чем на церковь… Вообще здание церкви в стенах крепко, покрыты полы, потолки и окна совершенно ветхи и нуждаются в капитальном ремонте с постановкой по крайней мере одного купола, необходимого для надлежащей благовидности храма… Иконостас дощатый, неблаговидный. Церковь вокруг обнесена каменной оградой из булыжника, и возле оной устроена в 1870 году деревянная на каменном фундаменте, трёхъярусная колокольня, на коей завешено 3 колокола весом: в 4 пуда и 9 фунтов, 2,5 пуда, 1 фуд и 13 фунтов».

К Солтановщинской церкви принадлежала кладбищенская каменная церковь в деревне Куковичи (сейчас Копыльский район) во имя Воздвижения Креста Господня. Она была построена в 1806 году на средства прихожан. Так же была ещё одна приписная церковь в деревне Кудиновичи (Копыльский район). Она была построена прихожанами в 1870 году и освящена во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

Строительство церкви в данной местности связано с видением жительницы деревни Кудиновичи Пресвятой Богородицы, и появления после этого видения на месте будущего храма двух камней. Эти камни и в настоящее время находятся на месте первоначального появления. На одном из этих камней была видная стопа (по преданию Богородицы), а на втором выдавлено изображение креста, возле которого есть небольшое углубление, в этом углублении, независимо от поры года, появляется вода. Эту воду используют приходящие сюда больные люди и по вере исцеляются.

По статистическим данным 1879 год в состав прихода входили 9 следующих деревень: Солтановщина, Новосёлки, Грибовщина, Раковичи, Лесуны, Юшевичи, Славково, Кудиновичи, Куковичи и Наруцы. Самая дальняя из них была в 8-ми вёрстах от церкви. Прихожан насчитывалось: 1007 лиц мужского пола и 1051 – женского. За исключением 167 человек обоего пола – дворян, мещан и военных, все остальные 1891 человек были крестьяне собственники, преимущественным занятием которых было земледелие.

Церковь владела 2-мя волоками земли, которая была расположена между крестьянскими наделами в 6-ти отдельных полосах и состояла из 2-х отдельных усадеб.

Храм Святой Живоначальной Троицы аг. СолтановщинаПамятник погибшим в годы Великой Отечественной войны



Кладбищ, кроме приходского при Троицкой церкви, было ещё 7 в деревнях прихода, из которых самая дальняя находилась в 7-ми вёрстах от Солтановщины. Часовен на них не было установлено.

При церкви было учреждено церковно-приходское попечительство, а для обучения детей грамоте в каждой деревне были частные школы, которые содержались за счёт прихожан и находились под наблюдением священника. Но в педагогическом и материальном отношениях школы были в неудовлетворительном состоянии. Грамотность в приходе составляла не более 3%.

По штату на 1879 год причт состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в это время был священник Поликарп Строковский, окончивший курс Минской Духовной Семинарии, священствовавший с 1837 года. В одной из стен храма вмурована гранитная плита с надписью:

«Священник

Поликарп Исидорович

Строковский
ум. 14 июня 1882 г. священств. 46 л.»

 

 

После священника Поликарпа Строковского в 1882 году настоятелем прихода был назначен священник Николай Севчук.

По статистическим данным на 1887 год в приходских школах обучались: в церковно-приходской в Солтановщине – 24 мальчика, а в земских школах в деревнях Кудиновичи, Наруцевичи, Куковичи, Раковичи, Юшевичи – всего 70 мальчиков.

Во время проведения политики ревиндикации в 2019–30-х годах на территории Западной Белоруссии, входившей в состав Польши, куда вошла и деревня Солтановщина, Свято-Троицкий храм, как бывший униатский, не был закрыт.

В 1929 году в приходе в деревне Юшевичи была построена деревянная на каменном фундаменте церковь на средства прихожан и освящена во имя Николая Чудотворца.

С 1934 года по 1952 год настоятелем Свято-Троицкого храма был священник Алексий Шибковский.

С 1939 года по 1941 год приписные церкви в деревнях Кудиновичи и Куковичи были закрыты. В Кудиновичах церковь была закрыта в связи с укреплением советско-польской границы, которая проходила в то время как раз за деревней. Советские войска построили по сторонам древнего кладбища, на котором находилась церковь, два бетонных ДОТа.

С 1952 года по 1953 год приход возглавлял священник Филипп Сидорчук, а в 1953 году вернулся священник Алексий Шибковский и служил на приходе до 1954 года.

В храме находится одна из самых старинных и самых больших из известных икон Ченстоховской Божией Матери на территории БеларусиХрам украшает большая старинная икона Казанской Божией МатериХрам украшает большая старинная икона Казанской Божией МатериДревняя фелонь или риза – верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Ему более 100 лет, а выглядит, как новая.Сохранилась и старинная епитрахиль – принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископаВ храме находится одна из самых старинных и самых больших из известных икон Ченстоховской Божией Матери на территории БеларусиЕсть в храме и редкая коптская икона – Святой Меркурий Двухсабельник, по арабски «Абу Сеифэн», которую священник особенно почитает



Согласно Указу от 29 октября 1953 года архиепископа Минского и Белорусского Питирима церкви в деревнях Куковичи и Кудиновичи, Бобруйской области, приписные к Солтановщинскому приходу, Барановичской области, были приписаны к Копыльскому Спасо-Вознесенскому храму, Бобруйской области и благочиния. В 1954 году согласно Указу за № 1851 Высокопреосвященнейшего Питирима обе церкви вошли обратно в состав Солтановщинского прихода, так как указанные выше деревни по-новому административному делению вошли в состав Минской области.

С 27 мая 1955 года настоятелем прихода в Солтановщине был назначен священник Иоанн Версоцкий, который послужил здесь до 1956 года.

С 1956 года по 1957 год приход возглавлял священник Николай Дрозд.

С 1959 года по 1962 год настоятелем был игумен Николай (Самойлик). Отец Дмитрий был последним настоятелем до его закрытия.

В 1962 году Свято-Троицкая церковь была снята с регистрации и закрыта.

Во второй половине 1980-х годов Свято-Троицкий храм был открыт. Его настоятелями в то время были священник Алексий Зиновьев, а затем священник Георгий Комель.

Настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы является священник Олег Александрович АбрамовичС 1997 года по сегодняшний день настоятелем храма является священник Олег Александрович Абрамович. Он родом из Владивостока Приморского края России, родился 7 апреля 1969 года, многодетный отец – имеет пятерых детей.

С 1988 по 1990 гг. проходил службу в Советской армии, десантник, ветеран военной разведки.

В 1997 году рукоположен сначала в сан диакона, потом в сан иерея. В том же году назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Солтановщина.

В 2007 окончил Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. Дипломная работа на тему: «Педагогические основы организации православного детского лагеря». В 2015 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение на тему: «Педагогические методы воспитания подрастающего поколения в православных лагерях», кафедра практического богословия и церковного искусства Украинской богословской академии Карпатского университета.

В 2016 году возведён в сан протоиерея.

Сегодня протоиерей Олег является не только настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы аг. Солтановщина, храма святителя Николая Чудотворца аг. Юшевичи, храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя д. Кудиновичи Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви.

С 2016 года является основателем и духовником братства «Преображения Господня».

С 2002 года – руководитель православного слёта «Святая Русь».



Указом Правящего архиерея епископа Слуцкого и Солигорского Антония с июля месяца 2016 года назначен ответственным за реконструкцию одного из зданий в Несвиже для последующего учреждения в нём «Православного молодёжного духовно-просветительского и социального центра Несвижского благочиния».

Жизненный путь отца Олега тесно переплетается с возрождением храма Святой Живоначальной Троицы. За это он неоднократно награждался. В 2007 г. вручена Грамота митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси за помощь в организации и проведении IX международного фестиваля православных песнопений; в 2013 г. – Юбилейная медаль «95 лет разведке вооружённых сил Республики Беларусь»; в 2016 г. – Почётная грамота от Начальника разведки Брестского района территориальной обороны за сохранение и поддержание славных традиций военной разведки.

В старинном храме много реликвий, которыми гордится настоятель. В храме находится одна из самых старинных и самых больших из известных икон Ченстоховской Божией Матери на территории Беларуси. Храм украшает большая старинная икона Казанской Божией Матери. Иконостас однорядный, но иконы восхищают и радуют глаз. За время его службы на приходе в храме появилось множество частиц мощей святых и мучеников. Многие иконы и святыни отец Олег привёз сам со Святой Горы Афон в Греции. Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха – крупнейшее в мире средоточие православного монашества. Есть в храме и редкая коптская икона – Святой Меркурий Двухсабельник, по арабски «Абу Сеифэн», которую священник особенно почитает. К счастью в храме сохранились не только старинные иконы, но и церковная утварь. Например, древняя фелонь или риза – верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Ему более 100 лет, а выглядит, как новая. Сохранилась и старинная епитрахиль – принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа. В неё настоятель облачается в особо торжественных случаях. Обе реликвии шиты настоящими серебряными нитями, имеют значительный вес и необычайную красоту.

По информации настоятеля церкви были неоднократные случаи воровства ценностей из храма, но потом украденное возвращается в церковь чудесным образом.

Более подробно о жизни прихода храма Святой Живоначальной Троицы, работе отца Олега с молодёжью можно узнать на официальном сайте прихода.

 

 

Владимир ХВОРОВ

Благодарю краеведа Андрея Николаевича Попова организовавшего паломническую поездку в храм. Андрей Николаевич руководит циклом открытых публичных лекций «Познай свой город», посвящённым истории Слуцка, известным личностям, памятникам культурного наследия, храмам и монастырям, и организован отделом по делам молодёжи Слуцкой епархии и местными краеведами совместно с газетой «Інфа-Курьер». Идея проекта родилась в конце лета 2016 года, а в октябре он начал осуществляться.

 

 

Справка

Ревиндикация в Польше (1918–1939) – процесс уничтожения или передачи части имущества Польской православной церкви в собственность Римско-католической церкви или местных властей. С середины 1920-х годов ревиндикация проходила в условиях внутреннего кризиса Православной церкви в Польше и мероприятий Святого Престола по распространению на восточных землях Польши католицизма, в том числе посредством католицизма восточного обряда и неоунии. Официальным основанием передачи в большинстве случаев было то, что раннее (до Третьего раздела Польши в 1795 г.) это имущество находилось в собственности римско-католической церкви или греко-католических церковных общин или использовалось ими. В разных частях Польши и в разные временные периоды ревиндикация проходила по-разному. Ход и масштабы ревинидикации зависели от региональных властей. Процесс прекратился после немецкой оккупации Польши в 1939 г.
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 69. Последнее 2017-12-13 22:17:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru