У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Храмы деревни Болотчицы

25.10.2013

Деревня Болотчицы находится на юго-западе от г. Слуцка в 10 километрах по прямой или 20-ти километрах, если ехать через деревню Беличи – центр одноимённого сельсовета Слуцкого района. Дата образования поселения не известна, однако можно предположить, что Болотчицы уже существовали в XVI веке, когда образовался застенок Болотчицы. Поселения с такими названиями появились в Великом княжестве Литовском в результате волочной померы XVI века – аграрной реформы проводившейся по инициативе миланской принцессы, королевы польской и великой княгини литовской Боны Сфорца.

Известно, что в 1799 году в центре деревни был построен филиальный костёл от слуцкой фары – парафиального (приходского) костёла построенного в 1419 году. Размещался он в Старом городе на торговой площади, в начале улицы Островской и действовал до 1852 года. Сейчас эта улица Пионерская, а костёл стоял примерно между домами №2 и №4.

В настоящее время в Болотчицах официально числится 201 домовладение. Из 396 постоянных жителей 49 детей и 197 трудоспособных граждан. Деревня выглядит весьма привлекательно, не бедно. Есть Сельский дом культуры с библиотекой, магазин. Из Слуцка в Болотчицы ходит 4 автобуса, один из которых – ежедневно. Базовая школа закрылась в 2011 году – мало стало детей.

На польских планах XIX века на территории Слуцкого повета мы видим нынешние Чаплицы, Челевичи, Беличи и Болотицы. Население каждой из этих деревень тогда составляло не более 60 дворов.

Окунёмся немного в историю. После польского восстания 1830 года, охватившего и западную часть территории современной Беларуси, российские власти начали проводить ряд мероприятий, направленных на русификацию края с целью упразднения доминирования польского католичества над православием. Тем не менее, в 1834 г. в Болотчицах был построен новый костёл. В 1839 году униатская церковь соединилась с православной церковью, а в 1840 году было отменено действие Статута Великого княжества Литовского.

После поражения повстанцев в шляхетском восстании 1863 года на территории Царства Польского, Северо-западного края и Волыни с целью восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года на востоке, костёл в Болотчицах был закрыт и около 20 лет здание пустовало.

В «Историко-статистическом описании Минской епархии» 1864 года находим, что Преображенская деревянная церковь деревни Болотчицы, была построена в 1856 году на средства помещицы Непокойчицкой. Принадлежала (приписана) она к Рождества-Богородичной приходской церкви села Прус. Деревянный храм воздвигли на расстоянии в полверсты от селения, так как помнили, что «паны-ляхи не дозволяют строить в центре деревни».

В «Описании церквей и приходов Минской епархии» 1879 года, т.е. через 15 лет, уже записано иначе – «в пределах прихода Чаплицкой Георгиевской церкви, в деревне Болотичах, имеется упразднённый римско-католический костёл. В состав сего (Георгиевской церкви – В.Х.) прихода входят 5 селений следующих: Чапличи, Челевичи, Тонежичи, Болотичи и Лавровичи; все деревни в близком расстоянии от церкви и самая дальняя – Болотичи, в 4-х вёрстах от церкви».

Под конец XIX века в добротное здание костёла перенесли Преображенскую церковь – поближе к центру деревни. Старое же здание, то, что было построено за деревней, переосвятили в Николаевскую церковь. Заметим, что и Преображенская и Николаевская церкви были в то время приписными к Чаплицкой Георгиевской церкви.

В архивах неоднократно встречаются упоминания деревни Болочицы, особенно в XIX веке. Например, в Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) в Минске имеется (фонд 183, опись 2, дело 1919) протокол от 8 декабря 1885 года из уголовного дела Ю.А. Дыбовского, обвиняемого в том, что он обучал детей грамоте, не имея на это разрешения властей.

«Полицейский урядник 3 участка Слуцкого уезда, в исполнение предписания господина пристава 1-го стана Слуцкого уезда от 10 сего декабря № 5470, основанного на отношении священника Прусской церкви от 18 истёкшего ноября за № 75 о запрещении обучать детей в застенке Болотчицы, вследствие чего прибыл сего числа в помянутый застенок Болотчицы, зашёл в дом дворянина Ивана Керножицкого, где застал 13 мальчиков, обучающихся грамоте на русском языке, учитель обучающий мальчиков кр-н Царевской волости Дыбовский, который показал, что он родом из застенка Большой Млынки Царевской волости Юльян Адамов Дыбовский, имеет от роду 19 лет, вероисповедания римско-католического, и имеет свидетельство об окончании курса наук… Жители застенка Болотчиц: Фёдор Керножицкий, Фёдор Щепта, Фёдор Круковский, Гавриил Керножицкий, Иван Керножицкий, Доминик Корзон, Иван Бересневич, Семён Крюковский, Василий Искрицкий, Антон Былькевич и Юлия Левкович показали, что они спрашивали разрешения у священника Прусской церкви обучать детей в своих домах, на что священник и разрешил, с тем, чтобы учитель был православный, а когда они православного способного не нашли, то в сентябре месяце сего года условили учителя обучать их малолетних детей, кр-на из застенка Млынки Царевской волости Юлияна Дыбовского, которого они условили обучать до пасхи. А за них выше прописанных лиц как неграмотных по их личной просьбе и за себя расписался ФЁДОР КЕРНОЖИЦКИЙ».

Также имеются «Материалы о состоянии, сдаче в аренду, залоге и управлении имениями кн. П.Л. Витгенштейна администраторами Наднеманского и Слуцкого округов Домбровским и Вагнером: им. Лысица, Топоры, Лахва, Болотчицы, Словатичи, Еремичи» датированные 1857–1871 гг. Есть и множество других документов.

В связи с непрекращающейся «смутою» по поручению Императора Николая II Сергеем Витте был разработан Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, который был обнародован 17 (30) октября 1905 года. Болотчицкие католики, получив свободу вероисповедания после толерантного манифеста, возвели на юго-западной окраине Болотчиц новый деревянный костёл – 2-х башенный, однонефный (неф – зал) безапсидный (апсида – этим термином почти всегда обозначаются алтарные объёмы) храм, прямоугольный в плане, перекрытый 2-скатной кровлей с вальмом (треугольный скат четырёхскатной крыши) над алтарём и сигнатуркой (башенкой) над ним. В интерьере, перекрытом плоским подшивным потолком, над входом размещались хоры с органом на двух столбах. Это здание мы можем сегодня видеть в деревне – оно сохранилось почти в первозданном виде.

В 1920–30-х годах прошлого века советская власть закрыла в Болотчицах все храмы – и костёл, и церкви – причём последние вскоре были вообще уничтожены, осталось лишь здание костёла. Во время Великой Отечественной войны его приспособили под православную церковь. Но в 1956 году закрыли вновь, устроив здесь колхозный склад ядохимикатов. В таком виде храм был объявлен памятником архитектуры деревянного зодчества.

Вот как он описан в книге «Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусі. Мінская вобласць. Кніга 2» (Мінск, выдавецтва «Беларуская Савецкая Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 1987): в. Балотчыцы, Беліцкі сельсавет. 2407. КАСЦЁЛ (архіт.). У цэнтры вёскі. Пабудаваны ў пачатку 20 ст. з дрэва. Будынак прамавугольны ў плане, пакрыты двухсхільным дахам з вальмай пад алтарнай часткай. Бабінец роўны па шырыні з асноўным аб'ёмам, пакрыты двухсхільным дахам у папярочным напрамку. Над уваходам васьмігранная вежачка з высокім шатровым завяршэннем. Сцены ашаляваны гарызантальна, рытмічна прарэзаны прамавугольнымі аконнымі праёмамі. Інтэр"ер зальны, з плоскай бэлечнай столлю. Касцёл – помнік драўлянага дойлідства.

В переводе на русский язык описание звучит так: КОСТЁЛ (архит.). В центре деревни. Построен в начале 20 в. из дерева. Здание прямоугольное в плане, покрыто двускатной крышей с вальмой над алтарной частью. Притвор равный по ширине с основным объёмом, покрыт двускатной крышей в поперечном направлении. Над входом восьмигранная башенка с высоким шатровым завершением. Стены обшиты горизонтально, ритмично прорезаны прямоугольными оконными проёмами. Интерьер зальный, с плоским балочным потолком. Костёл – памятник деревянного зодчества.

Кстати, о колхозе. Массовая коллективизация на случчине проходила в 1929–30 годах прошлого века. Не обошла она стороной и Болотчицы. По имеющейся информации сначала в Болотчицах была организована Сельскохозяйственная артель (колхоз) «Правда». С 1969 выражение «сельскохозяйственная артель» стало считаться устаревшим и сельхозпредприятие стали называть просто – Колхоз «Правда», а с 2003 года уже совсем по-современному – Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Болотчицы». Впрочем, от названия ни чего не изменилось, СПК как был, так и остался убыточным и уже 2004 году СПК «Болотчицы» прекратил своё существование путём присоединения к соседнему, более стабильному СПК «Беличи».

Вернёмся к храмам. Как известно, с началом перестройки в СССР изменилось и отношение к церкви. По всей случчине, где это было возможно, начали восстанавливаться православные церкви, возрождаться приходы. С 1992 года опять начала действовать православная церковь в том самом бывшем здании костёла. Но за долгие годы, пока в помещении хранились ядохимикаты, здание пропиталось отравой. Чтобы не наносить вреда здоровью прихожан во время проведения службы, настоятелем церкви иеромонахом Власием было инициировано строительство нового храма, в чем его поддержала большая часть прихожан. Владыка митрополит Филарет благословил строительство новой церкви. Церковь назвали в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Однако, по рассказам старожилов, среди жителей деревни нашлись и противники строительства нового Покровского храма. Прихожане поделились на два лагеря: тех, кто остался верен старой Преображенской церкви и тех, кто поддержал строительство новой, Покровской. Разобраться в конфликте невозможно – у каждой стороны своя правда. Известно только – чтобы погасить возникший конфликт и примерить стороны иеромонах Власий Дмитриевич Амелькович с благословения Владыки Филарета уехал служить в Киево-Печерскую лавру. Поистине мудрое решение! Сейчас он живёт в Киеве, имеет сан игумена.

Тем не менее, в 1997 году храм строить начали, а уже в 1998-ом новый настоятель Павел Кондратьевич Гончарук провёл первое богослужение. Отец Павел очень любил и любит по сей день деревню и своих прихожан, старается хотя бы раз в год посетить Болотчицы. Сейчас он священник Свято-Петро-Павловской церкви в д. Вишов Белыничского района Могилёвской области.

В 2002 году Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит Филарет освятил Покровскую церковь. Многие прихожане получили грамоты из рук владыки «во внимание к трудам на ниве церковной, в память 2000-летия Рождества Христова». Одной из них стала Мария Миновна Руденя.

Новая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы стоит недалеко от окраины деревни с северной стороны. Над ней вознеслась колокольня, перенесённая с костёла. Правда, настоящих колоколов в храме пока нет. Церковь представляет собой в плане крест. Здание деревянное, на бетонном фундаменте, покрыто оцинкованной жестью, имеет 4 купола в виде луковиц. Барабан звонницы открытый, с 3-мя окнами, в средине церкви и на боковых пристройках барабаны закрытые. Всё здание выкрашено в синий цвет с выделением отдельных элементов белой краской. Входных дверей трое: с севера, юга и основные – с запада, материал – дерево, покрытое лаком. Окна в один ярус. Пол деревянный, крашеный, потолок подбит досками и ламинатом, окрашен краской, стены обиты вагонкой, для отопления стоит цилиндрический котёл с трубой, выведенной через северную стену. Внутренняя площадь храма имеет прямоугольную форму. Престол один. Солея с возвышением и на ней устроены клиросы, ограждённые деревянными перилами с балясинами. Иконостас окрашен белой краской, иконы расположены в 3 ряда.

Над зданием Преображенской церкви вновь возведена колокольня теперь уже с крышей и куполом «под золото». Организовала строительство и взяла на себя основные затраты Тамара Ивановна Кот – жительница этой деревни. Здание бывшего костёла, а ныне Преображенской церкви, памятник архитектуры, стоит вместе с иконами и утварью, находится большей частью с открытыми дверями, чтобы яд хоть как-то улетучивался. Служба в церкви проходит редко, обычно на престольный праздник.

С 25 января 2007 года настоятелем Свято-Покровского прихода д. Болотчицы стал иерей Андрей Михайлович Колосей. Отец Андрей получил высшее духовное образование в 2002 году – закончил Минскую духовную семинарию имени святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. После окончания учёбы полгода служил в Брестском Cвято-Симеоновском кафедральном соборе уставщиком, затем – год в армии на авиабазе «Мачулищи». По окончании службы стал певцом в хоре Минского Свято-Духова кафедрального собора, ценнейшими реликвиями которого являются мощи Блаженной Софии Слуцкой, частицы мощей Св. великомученницы Варвары и чудотворная икона Минской Божией Матери. Был рукоположен с сан дьякона, а затем – священника в 2006 году.



Храмы Покрова Пресвятой Богородицы, Преображения Господня

Контактные телефоны: церковь, домашний (8–01795) 3–29–01, мобильный (МТС) +375 29 270–45–54.

Адрес: ул. Старое Село, 37-а, 223679, д. Болотчицы Слуцкого района Минской области, Республика Беларусь.

Проезд из г. Слуцка автобусом Слуцк-Болотчицы до конечной остановки.

Службы ведутся по воскресеньям и праздничным дням. Начало службы в 9.00.

 

 

 

 

Внутреннее убранство церкви Покрова Пресвятой Богородицы

 

 

 

Внутреннее убранство церкви Преображения Господня





 

Владимир ХВОРОВ
Фото автора




 



Назад
Комментариев: 3

admin 2015-02-26 11:41:02

Конечно, Светлана Владимировна, присылайте. Единственное требование - материал должен быть понятен читателю. Обязательно минимум 1 иллюстрация.

Светлана Владимировна 2015-02-26 08:50:48

Здравствуйте, уважаемые создатели сайта! Пользуюсь вашими материалами уже несколько лет, спасибо вам большое! В этой статье содержится репост моего сообщения с форума VGD.ru http://forum.vgd.ru/post/45/Slutsk_uezd_history/p1255555.htm#pp1255555 о нашем прадеде Юльяне Дыбовском. Хочу написать и предложить вашему сайту статью о его жизни, в которой семейные легенды переплетаются с реальной жизнью и нераскрытыми тайнами. Конечно, имею и свою цель: вдруг откликнутся дальние родственники, судьбы которых мне неизвестны, или откроются неизвестные обстоятельства его трагической кончины.

наталья 2013-12-04 08:05:17

здравствуйте! Очень интересный материал! Я, Керножицкая Н.А.- правнучка того самого Фёдора Керножицког, который упомянут в архивном документе. жили предки в застинке Болотчицы. приписаны были к Прусской Рождества богородицы церкви. Церковный староста этой церкви Керножицкий Иоанн гаврилович, осуждённый и высланный в 1929г.- родной племянник Фёдора Антоновича . Я ищу материалы по истррии фамилии и истории застинка. В частности не могу найти фотографию упомянутой церкви и фото прусской неполной средней школы, где учился мой отец. Спасибо за ответ. А может быть за помощь?

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 959. Последнее 2018-07-19 01:46:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru