У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Сорогские Храмы

21.10.2013

Как давно возникло поселение Сороги неизвестно. Известно лишь, что с давних времён эти земли принадлежали князьям Слуцким Олельковичам.

Считается, что церковь святого великомученика Георгия Победоносца была основана в деревне Сороги при жизни святой Софии Слуцкой в честь её прародителей – предков из рода Олельковичей. В честь кого конкретно построена была церковь можно только гадать – три предыдущих поколения род Олельковичей возглавляли князья по имени Юрий. Это Юрий I Олелькович (1492–1542), сын Семёна, князь слуцкий; защищал княжество от набегов татар, участник Битвы под Оршей. Юрий II Олелькович (1530–1578), сын Юрия, князь слуцкий, во время Ливонской войны (1558–1583) возглавлял отряд слуцких воинов. Юрий III Олелькович (1559–1586), сын Юрия, последний из рода Олельковичей по мужской линии; собственноручно переписал в 1582 году евангелие, которое известно под именем «Слуцкое Евангелие» и является рукописным памятником конца XVI века. Скорее всего, церковь названа в честь Юрия II Олельковича, который превратил Слуцк в центр православной культуры. Кстати, в течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе, тогда как его светской формой считалось имя Юрий. В XVII–XIX веках имя Юрий встречалось только в среде дворянства и образованных сословий.

Перед смертью Юрий Юрьевич Олелькович, дед Софии, составил завещание, в котором сделал одно принципиально важное указание: «Дети, под страхом отеческого проклятия, должны всегда оставаться верными Православию. При нарушении же воли завещателя лишаются права на наследство». Отец праведной Софии Юрий III оказался единственным из трёх сыновей, кто выполнил завет родителя и сохранил Православную веру. Младшие братья Ян-Симеон и Александр под влиянием иезуитов перешли в католичество. Впрочем, это не помешало по завещанию Юрия Юрьевича получить каждому из сыновей по части города и трети Слуцкого княжества, а также иметь Троицкий монастырь с предместьем Тройчаны в их совместном владении.

Князь Юрий III скончался 6 мая 1586 года, двадцати шести лет отроду. По утверждениям источников, мать Софии умерла в 1594 г. Опекун Софии Юрий Ходкевич, находившийся в денежном долгу у Радзивиллов, договорился отдать её, единственную наследницу колоссального состояния, замуж за Януша Радзивилла.

Свадьба состоялась 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Божией Матери. День был выбран не случайно. Видимо, так пожелала юная княжна, поскольку фамильной иконой рода Олельковичей являлась икона Покрова Божией Матери. Церемония заключения брака состоялась в одном из брестских храмов. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа все свои земли и состояния по своей смерти.

Господь устроил так, что в малолетстве у княгини Софии Юрьевны умирают двое детей. В 1608 году умер Николай XII Радзивилл, а в 1609-м – Екатерина. Скорби и утраты княгиня София восполняет молитвой и трудом. В браке княгиня София являет прекрасный образец жизни благочестивой христианки в миру. В отсутствие мужа княгиня занимается семейной вотчиной, благотворениями. Своими руками вышивает тяжёлые золототканые священнические ризы. Исключительно на свои средства строит княгиня София храм на Мир-горе Языльского прихода Бобруйского уезда. По преданию, на сосне, которая росла на вершине горы, явился чудотворный образ Божьей Матери, и поэтому княгиня распорядилась построить здесь деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сюда София Слуцкая пешком ходила из Слуцка, здесь ступали её святые стопы, здесь она молилась.

В архиве Минской духовной консистории сохранился документ, датированный 2 июня 1799 года. Это рапорт, отправленный в консисторию от Слуцкого Духовного Правления. Из него видно, что в 1799 году церковь, находившаяся на Мир-горе, называлась Рождества Богородичной и в ней сберегалась местночтимая чудотворная икона Божьей Матери, от которой «были многие исцеления приходящим на богомолье людям…»

Всё это подтверждает, что обе княжеские церкви, а именно так их называли, и Георгиевская в Сорогах, и Рождества Пресвятой Богородицы на Мир-горе были построены в начале XVII века.

Первоначально церкви были в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Высочайшим указом Екатерины II от 13 апреля 1793 года для западных областей, вошедших в состав Российской империи по второму разделу Польши, взамен Туровской епархии, а также епископской кафедры в Слуцке, была учреждена Минская епархия. Первоначально полностью епархия называлась Минская, Изъяславская и Брацлавская.

В «Историко-статистическом описании Минской епархии», составленном ректором минской духовной семинарии архимандритом Николаем в 1864 году говорится, что Георгиевская деревянная церковь, расположенная «в застенке Сораге», является приписной к Преображенской, 5-го класса, деревянной церкви села Языля. Построена она прихожанами неизвестно когда.

Упоминаний географического места Сороги и местных церквей нашлось немного. Учитель географии УЗ «Государственная гимназия № 1 г. Любани» Екатерина Николаевна Ковшер пишет, что 11 марта 1789 года прихожане местечка Уречье обратились к архиепископу Виктору (Садковскому – прим. В.Х.) с просьбой о том, чтобы вместо сгоревшей в 1788 г. Свято-Никольской церкви совершать богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы, что на Мир-горе. В конце концов, от архиепископа Виктора прихожанам поступило благословение посещать Языльскую Спасо-Преображенскую церковь или Свято-Георгиевскую церковь в д. Сороги.

Напомним, что именно в этом году, 18 апреля 1789 года, архиепископ Виктор был схвачен и отправлен в Варшаву, где начались строгие допросы в особых заседаниях следственной комиссии о замышляемом «восстании». Владыку водили на допросы несколько раз. Его допрашивал Луцкий католический епископ в присутствии сеймовых маршалов и депутатов. Три года и три месяца Садковский находился в заключении сначала в Варшаве, а потом в Ченстохове. 21 июля 1792 года он был освобождён русскими войсками.

Обе сорогские церкви являлись приписными к храму Преображения Господня в Языле. Службы в них обычно совершались на престольные праздники или же по случаю того или иного требоисполнения для здешних жителей: священники из Языля совершали службу и уезжали обратно. По данным 1840 г. сорогских прихожан обслуживал священник Яков Пигулевский.

Прошло время… 4 апреля 1866 года Д.В. Каракозов совершил покушение на царя. Когда Александр II направлялся от ворот Летнего сада к своей карете, раздался выстрел. Пуля пролетела над головой императора: стрелявшего толкнул стоявший рядом крестьянин Осип Иванович Комиссаров, который в дальнейшем единственный был награждён за это золотой медалью «4 апреля 1866 года». Для увековечивания памяти чудесного спасения царя были выделены огромные денежные средства на строительство и восстановление церквей по всей империи. Повезло и церкви на Мир-горе. Благодаря усердию отца Иоанна Яковлевича Пигулевского, который служил в этом приходе в конце 60-х гг. XIX века, вместо старой, обветшавшей Рождества Богородичной церкви на Мир-горе построили новую, переосвятив её во имя Покрова Божьей Матери. Церковь была возведена в память чудесного спасения жизни Государя императора Александра II. Тогда же в новую церковь перенесли чудотворную икону Божьей Матери, по-прежнему привлекавшую в Сороги богомольцев.

Несмотря на то, что верующие периодически приходили на Мир-гору в Покровский храм, церковь к началу XX века снова обветшала и развалилась, так как постоянного ухода за зданием не было – она, как известно, была приписной. Тогда православные христиане стали собирать деньги и всем миром построили новую церковь. Но простояла она не долго.

После октябрьских событий 1917 года отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Опросные листы 1924 года по Бобруйскому уезду свидетельствуют, что на Покров Пресвятой Богородицы на Мир-гору собирались люди с окрестных деревень. Здесь проводили осеннюю ярмарку, напоминавшую современные «Дажынкi». Ярмарочная традиция сохранилась вплоть до 1950 годов.

Однако, развитие событий поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви. Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. На открывшейся 20 января 1918 г. в Москве второй сессии Поместного собора патриарх Тихон выступил с анафематствованием большевиков и призвал «верующих чад Православной Церкви с такими извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение». Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил её прав юридического лица и права владеть собственностью.

Была разрушена и Покровская церковь. Толчком к разрушению храма на Мир-горе послужило то, что 8 ноября 1933 года бандитами был убит местный парень Пётр Гуринович. Жители пришли к мнению, что преступники могли укрываться в церкви на Мир-горе. К тому времени храмы посещали единицы, а церковь на Мир-горе и вовсе была заброшена. Во-первых, это произошло из-за раскола в самой церкви на «тихоновцев» и «обновленцев», а во вторых из-за мощной атеистической пропаганды. Чтобы в дальнейшем у бандитов не было такого удобного убежища, и решили церковь разобрать. Чудотворная икона, а также церковные ценности были разобраны жителями окрестных деревень и бесследно исчезли. Чтобы добро не пропадало, из брёвен церкви в деревне соорудили зерносклад, который, кстати, стоит до сих пор на мехдворе СПК «Сороги-Агро».

Судьба же церкви в Сорогах складывалась по-иному. По свидетельству местных жителей, в 1933 году богослужения прекратились, и церковь была закрыта. Во время оккупации деревни немцами несколько раз приезжал священник и совершал богослужения. После войны здание церкви было перестроено и превращено в клуб: по бокам достроены две комнаты и топочная. До сих пор старожилы помнят, как снимали колокола с колокольни и кресты. Когда в деревне построили новый клуб, здание служило складом для магазина, затем и вовсе пустовало.

Незаметно пришло время больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре Советского Союза, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым в 1987–1991 годах – перестройка. Началом перемен считается 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства. Наряду с реформами в экономике и политической сфере изменилась и идеология советского партийного руководства. Осуждению подверглись черты тоталитаризма, в том числе и репрессии в отношении религии. Изменилось отношение к религиозным организациям. Церкви стали возвращать храмы, хотя и в сильно «потрёпанном» виде, создавались и регистрировались новые церковные приходы, восстанавливались монастыри, возвращались культовые ценности, которые каким-то чудом смогли уцелеть после советских репрессий. Значительно расширился выпуск духовной литературы. Руководители страны признали огромное нравственное влияние церкви на воспитание молодёжи и всего населения в целом… Гонения на церковь остались в прошлом.

В 1991 году волна перемен докатилась и до деревни Сороги. По инициативе благочинного православных церквей Слуцкого округа Михаила Вейго было принято решение организовать в деревне приход. За долгое время люди позабыли, как называлась церковь раньше. Приход получил вместо исторического названия святого великомученика Георгия Победоносца новое – Архангела Михаила, как у слуцкого Собора. В старом церковном здании установили алтарь, восстановили иконостас. Был произведён капитальный ремонт здания, достроен купол. Благоустроена территория вокруг храма, построена ограда от улицы. Назначен первый настоятель – иерей Леонид Веремейчик.

Вопреки ожиданиям, верующие посещали богослужения, мягко говоря, не активно. Сказались последствия более чем 70-летней эпохи насаждения атеизма, преследования верующих, да и то, что церкви в этих краях были в своё время только приписными. Ходить регулярно в церковь люди были не приучены. Не задерживались здесь надолго и священники: и с жильём были проблемы, и с местным населением не удавалось наладить правильных отношений. С 1991 по 1998 год сменилось 10 священников церкви.

Наконец настоятелем Свято-Михайловского прихода д. Сороги был назначен иерей Александр Васильевич Щеголютин. Человек, уважаемый в церковных кругах. Он не сбежал, как его предшественники, а начал налаживать жизнь и церкви, и свою. В 2004 году отец Александр закончил Минскую духовную семинарию имени святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – получил высшее духовное образование.

Постепенно проводилась реконструкция здания. В 2006 году были заменены окна, в 2007 году – алтарь и молитвенный зал был обшит вагонкой. Однако дойдя до купола, дело остановилось: никто не брался за его ремонт. Стены наклонились и могли не выдержать веса нового купола. Для консультации был вызван главный архитектор Минской епархии Николай Иосифович Лукьянчик, который пришёл к выводу, что старое здание церкви и купол реставрировать невозможно, необходимо новое строительство.

Была вызвана комиссия, которая произвела технические расчёты и дала заключение об аварийном состоянии здания. Оказавшись в такой ситуации, отец Александр возложил все упование на Господа и заступницу, и покровительницу слуцкого края святую праведную Софию Слуцкую.

В 2010 году был разработан проект нового храма. Однако для разборки старой церкви, необходимо было построить помещение для проведения богослужений. Владыка митрополит Филарет благословил строительство новой малой церкви рядом со старой. Приписную к Михайловской церковь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 декабря этого же года освятил Епископ Борисовский Вениамин. После окончания строительства малой церкви, началось строительство нового храма Архангела Михаила.

Уже через год новый Михайловский храм был возведён. Епископ Борисовский Вениамин совершил 5 октября 2011 года освящение храма Святого Архангела Михаила в д. Сороги. Викарию Минской епархии сослужили благочинный Слуцкого благочиния протоиерей Михаил Вейго и настоятель храма иерей Александр Щеголютин. После богослужения владыка Вениамин возглавил крестный ход и вручил награды Патриаршего Экзарха активным участникам храмостроительства.

Получившийся архитектурный ансамбль смотрится очень красиво. Стены церквей выполнены из клеёного бруса, натуральная текстура и цвет дерева смотрится весьма привлекательно. Обе церкви покрыты красно-коричневыми двускатными крышами. Алтарная часть крыши Михайловской церкви имеет сложную многогранную форму. У каждой церкви по 3 тёмно-коричневых купала в виде луковицы, увенчанные золочёными крестами. Храм св. Иоанна Крестителя имеет лишь один вход – с западной стороны. Храм архистратига Михаила ещё имеет двери на северной и южной стороне строения. Винтовая лестница ведёт на колокольню Михайловской церкви, где размещены 7 колоколов: самый большой – весом 350 кг с образом Софии Слуцкой, средний – весом 100 кг и 5 малых. Установка и освящение колоколов состоялось 19 марта 2011 года. Обязанности звонаря легли на матушку Елену. Отец Александр определился, что будет именно 7 колоколов в связи с тем, что эта цифра часто используется в библейском рассказе «Взятие Иерихона»: в течение семи дней армия окружает городские стены Иерихона, на седьмой день войско обошло город семь раз в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы. Многие считают 7 числом добродетели и символом Бога, культурной и духовной основы вещей. В древних традициях рост и развитие человека описываются с помощью семеричных циклов и других циклов, кратных им по длительности.

Всячески старается на благо церкви и своего прихода настоятель иерей Александр Щеголютин и его супруга матушка Елена.

В 2012 году по благословению Высокопреосвященнейшего владыки митрополита Филарета Патриаршего Экзарха Всея Беларуси, отец Александр с матушкой составил акафист святой праведной Софии Слуцкой, утверждённый Издательским Советом Белорусской Православной Церкви.

В том же году отец Александр возглавил большой двухнедельный крестный ход, посвящённый празднованию 400-летия со дня преставления Святой праведной Софии Слуцкой. «От (Минского) кафедрального собора до Слуцка с неизменной улыбкой, ни на минуту не теряя бодрости духа, прошёл настоятель Свято-Михайловского прихода деревни Сороги иерей Александр Щеголютин», – так писали все средства массовой информации 6 июня 2012 года, когда закончился последний этап паломничества по маршруту Греск-Слуцк.

В сентябре этого же года отец Александр возглавил паломническую поездку в Иерусалим, где настоятельница женского монастыря святой Марии Магдалины игуменья Елисавета передала ему в дар Святые частицы мощей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и святой преподобномученицы Варвары. Ковчежец с частицами мощей 29 декабря 2012 г. был доставлен для молитвенного поклонения в Борисовский храм святого благоверного князя Александра Невского при Свято-Воскресенском кафедральном соборе. В настоящее время ковчежец с частицами мощей хранится в церкви Святого Архангела Михаила д. Сороги.

15 июня 2012 года состоялось освящение иконостаса церкви рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В церкви святого архистратига Михаила хранятся особо чтимые святыни: иконы свв. Валентины Минской, Софии Слуцкой, архангела Гавриила от старого храма, Спиридона Тримифунтского, Ксении Петербуржской, Николая Чудотворца с частицей мощей святого, Божией Матери «Скоропослушница», мощевички с мощами святых угодников божиих, факсимильная копия Слуцкого Евангелия, колокол с образом Софии Слуцкой.

В церкви рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна особо чтимые иконы: Божией Матери «Жировицкая», Георгия Победоносца.

 

 

 

Старое здание Свято-Михайловской церкви в д. Сороги




Контактные телефоны: церковь, домашний (01795) 9–45–10, мобильный +375 29 617–39–99.
Адрес: ул. Советская, 95-а, 223634, д. Сороги Слуцкого района Минской области, Республика Беларусь.

 

E-mail: otets.alexander@gmail.com

 

Проезд из г. Слуцка автобусом Слуцк-Сороги до конечной остановки.

Службы ведутся по воскресеньям и праздничным дням. Начало службы в 9.00.



В настоящее время настоятелем церквей святого архистратига Михаила и Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна является иерей Александр Васильевич Щеголютин.

 

Указом №43 по Слуцкой епархии от 3 апреля 2015 года настоятель прихода храма Святого Архангела Михаила д. Сороги Слуцкого района, помощник председателя Приходского совета Спасо-Преображенского собора в городе Слуцке иерей Александр Васильевич Щеголютин назначен настоятелем религиозной общины «Приход храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Слуцке Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви» по совместительству.

Владимир ХВОРОВ

фото автора

 

 

 

Стопа святой праведной Софии Слуцкой вновь в родных местах
16.04.2015

В среду Светлой седмицы, 15 апреля 2015 года, епископ Антоний посетил храм Архангела Михаила деревни Сороги Слуцкого района.

Архиерей доставил прихожанам стопу святой праведной Софии Слуцкой для поклонения.

За Литургией Его Преосвященству сослужили: личный секретарь епископа Слуцкого и Солигорского, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в посёлке Привольный Минского района протоиерей Анатолий Иващук; настоятель Михайловского храма иерей Александр Щеголютин; настоятель Георгиевского прихода села Залужье Стародорожского района протоиерей Александр Пигаль.

В храме присутствовали председатель Сорогского сельского совета Адам Леонидович Женжевский, директор ОАО «Сороги-Агро» Василий Петрович Статкевич, директор ОАО «Козловичи-Агро» Сергей Владимирович Пенязь, другие официальные лица.

Приехало множество паломников не только из Слуцкого района, но и из других городов Беларуси. На литургии была настоятельница Бобруйского монастыря в честь святых жён-мироносиц игуменья Раиса (Путилина) с послушницами.

В конце богослужения архипастырь и сослужившие ему клирики совершили крестный ход.

По окончании крестного хода владыка Антоний обратился к священнослужителям и прихожанам со словами поздравления со светлым праздником Воскресения Христова, поблагодарил всех за совместную молитву и преподал верующим архипастырское благословение.

 

 

 

 

 

Владимир ХВОРОВ

фото автора


 



Назад
Комментариев: 1

ingenegr 2013-10-22 06:36:21

Юрий 1 защищал город вместе с матерью Анастасией Слуцкой, поскольку в тот период был ещё юношей. Александр(брат Юрия 3)возможно остался православным, т.к. похоронен был в Слуцком Троицком Соборе.

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 956. Последнее 2018-12-11 04:25:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru