У нас на сайте
Новое на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

 Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

  

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

На постройку самолёта «Партизан Случчины»

20.02.2020

В домашнем архиве Владимира Бойко есть уникальный документ времён Великой Отечественной войны. Это сопроводительное письмо о пересылаемых материальных ценностях Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину. Правда, кому бы не направлялись в то далёкое время такого рода письма, средства всё равно поступали в Фонд обороны или Фонд Красной армии.

Это был специальный фонд, на счета которого поступали добровольные пожертвования, передававшиеся гражданами СССР на нужды фронта. 29 июля 1941 года в газете «Правда» был опубликован обзор писем под заголовком «Трудящиеся предлагают создать фонд обороны». Спустя три дня в передовой статье этой газеты «Фонд обороны – новое проявление советского патриотизма» было сказано: «Фонд обороны возник стихийно. Ему надо придать соответствующие организационные формы – об этом должны позаботиться партийные, профсоюзные и комсомольские организации». Движение за создание Фонда обороны получило всестороннюю поддержку как свидетельство всенародной патриотической поддержки Красной армии в её борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, свидетельство единства фронта и тыла.

Массовый сбор средств в Фонд обороны на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, боевых кораблей, бронепоездов, артиллерийских батарей, стрелкового оружия, миномётов, радиостанций, снаряжения, обмундирования, боеприпасов начался с декабря 1942 года. Всего в Фонд обороны и Фонд Красной армии поступило свыше 17 миллиардов рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиардов рублей драгоценностей, свыше 4,5 миллиардов рублей облигаций государственных займов и др.

По данным Большой советской энциклопедии, на добровольные пожертвования населения было построено более 2,5 тысяч боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров.

Сколько средств перечислили жители Случчины сказать затруднительно. Но то, что наши жители в период немецкой оккупации умудрялись перечислять средства в Фонд обороны – неоспоримый факт.

Документ, хранящийся в архиве Владимира Владимировича – тому одно из подтверждений. Отпечатанное на пишущей машинке письмо оформлено весьма просто.

Сопроводительное письмо о пересылаемых материальных ценностях Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину«Ц.К. тов. КАЛИНИНУ

Соединение партизанских бригад Слуцкой зоны посылает на постройку самолёта «Партизан Случчины» следующую сумму денег и облигаций:

1. Серебра – 27 р.
2. Долларов – 11
3. Сов. знаков – 18 134 р.
4. Облигаций – 34 830 р.
5. Рейхс-марок – 10 000».


Письмо подписали командир соединения капитан Шестопалов Николай Анисимович и начальник штаба Игнащенко Пётр Захарович.

О средствах на постройку самолёта «Партизан Случчины» говорят многие источники. Например, научный сотрудник Слуцкого краеведческого музея Василий Тишкевич в статье «Памяти героя-земляка» (Слуцкий край, 10.01.2020), посвящённой 100-летию со дня рождения Петра Маглыша пишет:

«Самым громким делом подпольщиков стало нападение на банк, где немцы хранили награбленное на Слутчине золото и большие суммы советских денег. Пётр изготовил ключи из слепков, которые ему передал по его просьбе надёжный человек из банка. Ночью сняли охрану, захватили и переправили ценности на Старобинский партизанский аэродром. Ценности затем доставили за линию фронта, которые пошли на строительство эскадрильи самолётов “Партизан Слутчины”».

А вот что писал в историко-экономическом очерке «Слуцк» Анатолий Грицкевич (Минск, Беларусь, 1970):

«Зимой 1941–1942 гг. Минское партизанское соединение осуществило большой рейд по областям Белоруссии. Маршрут рейда в марте 1942 г., проходил и через территорию Слуцкого района. До подхода к Слуцку партизаны ликвидировали немецкий гарнизон Гресска. После этого партизанский отряд под командованием И.Н. Тараховича (“Дунаева”) совершил налёт на город Слуцк.

Смелые действия партизан вызвали панику среди фашистов, воспользовавшись которой, народные мстители освободили советских военнопленных, разгромили банк, захватили все ценности и покинули город. Гитлеровцы понесли большие потери. Партизаны передали захваченные средства на строительство самолёта “Партизан Слуцка”».


Велика вероятность того, что эту информацию он взял из рукописи С.Л. Глухих «Исторический очерк о Слутчине 1116–1967 г.». Рукопись книги была написана к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Сравните сами:

«…Смелые действия партизан вызвали панику среди фашистов. Воспользовавшись этим, народные мстители освободили советских военнопленных, разгромили банк, захватили все ценности и покинули город.

Партизаны передали захваченные средства на строительство самолёта “Партизан Слуцка”. Об этом свидетельствует благодарность от Государственного Комитета Обороны партизанам и жителям Слуцка, которые собрали, а часть ценностей забрали у врага, и передали на строительство самолётов больше 3 миллионов рублей, а также 2810 рублей золотыми монетами».


В своих воспоминаниях бывший секретарь межрайонного подпольного комитета КП(б)Б Слуцкой зоны Александра Игнатьевна Степанова указывала следующие факты (Партийное подполье в Белоруссии (сборник), Беларусь, 1984):

«Когда мы узнали о патриотическом почине колхозника Саратовской области Ферапонта Головатого, отдавшего свои личные сбережения в фонд обороны страны, наши агитаторы призвали население последовать его примеру. В зоне собрали и сдали на постройку самолёта “Партизан Слутчины” 128 тысяч рублей советскими деньгами и на сотни тысяч рублей облигаций Государственных займов, а также золотые вещи. Через некоторое время пришла телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и сообщением о том, что на собранные средства будет построен самолёт.

“Правда” 9 августа 1943 года опубликовала “Обращение воинов-белорусов к партизанам и партизанкам, ко всему белорусскому народу”. Когда доставили из Минского подпольного обкома партии этот номер газеты, устроили громкие читки. Обжигающие душу, западающие глубоко в сердце слова нельзя было читать без волнения».


Пасечник Ферапонт Головатый с Полтавщины, бывший лейб-гвардии кирасир и кавалер двух Георгиев. За годы войны он подарил ВВС РККА два истребителя, о чём широко рассказывала пресса.

Пасечник Ферапонт Головатый передает 2-й самолетУже в январе 1943 года прошедший лётные испытания самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту «Лётчику Сталинградского фронта, гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец" тов. Головатого» был передан упомянутому майору, командиру авиаполка и уроженцу Саратова. За время, пока Борис Николаевич (впоследствии генерал-лейтенант авиации) отлетал от Сталинграда до Крыма, машина порядком поизносилась.

Тогда на семейном совете Головатых было принято решение купить ещё один истребитель, поновее. В мае 1944-го свеженький Як-3 снова принял Ерёмин, только уже с надписью: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага». На нём пилот долетел до Праги, будучи дважды представленным к званию Героя Советского Союза. Кстати говоря, обе машины по сей день живы: Як-1Б стоит в Саратовском музее боевой славы, а Як-3 в 1990-е был продан в США.

В докладной записке секретаря межрайонного подпольного комитета КП(б)Б Слуцкой зоны А.И. Степановой за период с апреля по июнь 1943 г. сказано, что «…В нескольких деревнях Гресского района в мае месяце собрано в фонд Красной армии на строительство боевых самолётов 37000 р. Деньгами и облигациями и одно золотое кольцо».

Аналогичные сведения указывались и в докладной записке секретаря Слуцкого подпольного райкома КП(б)Б И.С. Кононовича о работе среди населения за август 1943 г., сборе средств в фонд обороны, обеспечении партизан продовольствием, одеждой, оружием: «…В августе 1943 года трудящимися Слуцкого района сдано в фонд обороны облигаций на 44400 руб., деньгами 8200 руб., 70 руб. золото, 40 руб. серебра…»

Эти документы опубликованы на официальном сайте «Архивы Беларуси», но качество изображений настолько низкое, что не выдерживает никакой критики.

Известно, что по инициативе командира самого крупного в Беларуси Минского партизанского соединения В.И. Козлова партизаны Минщины собрали более трёх миллионов рублей и облигаций, 2810 рублей золотом, килограмм бытового золота, десять килограммов серебра и отправили в Москву с сопроводительным письмом. В ответ пришла телеграмма:

«Секретарю Минского обкома КП(б) Белоруссии товарищу Козлову:

Передайте трудящимся города Минска и Минской области, партизанам и партизанкам, собравшим 3 075 827 рублей деньгами и облигациями. 2810 рублей золотыми монетами. Золотые и серебряные вещи на строительство самолётов «Партизан Минска», «Партизан Слуцка», «Партизан Борисова», мой братский привет и благодарность Красной Армии.

И. Сталин»


Минобороны России в 2018 году официально сообщило, что Т-34 в 1941 году стоил 269 тысяч рублей, а к концу войны подешевел до 135 тысяч вследствие массовости производства. А цена бомбардировщика Ил-4 упала с 800 тысяч рублей до 380 тысяч в 1945 г. Кроме того, известно, что 27 марта 1942 г. были согласованы договорные цены с авиазаводами, Як-3 обходился армии в 160 тыс. рублей, Ил-2 – в сумму от 300 до 480 тысяч, и в дальнейшем стоимость тоже снижалась. Цена на Ил-2 завода № 1 упала до 162 тыс. руб., Ла-7 завода №23 – до 120 тыс., Як-7 завода № 153 – до 110 тысяч и т. д.

По самым скромным подсчётам научного сотрудника Василия Тишкевича, случчане в годы Великой Отечественной войны собрали столько средств, что их вполне могло хватить на авиаэскадрилью. А это в годы войны – от 9 до 12 самолётов! Количество зависело от периода и вида выполняемых задач. Вряд ли кто-то сегодня знает, в каком полку летали самолёты с надписью на борту «Партизан Случчины».

Всего же в фонд обороны в годы войны от населения поступило в общем зачёте более 118 млрд рублей – среднегодовой расход на нужды всей Красной армии.

Владимир ХВОРОВ
На заставке коллаж автора.

Справочно

Биографии командира соединения партизанских бригад Слуцкой зоны, вызывающей доверие, в Интернете сегодня не найти. Многие сведения, опубликованные в разных источниках, противоречат друг другу. Наиболее вероятен такой вариант, не претендующий на полную достоверность.

Шестопалов Николай Анисимович родился 19 декабря 1909 года в украинском городе Ромны Сумской области. В 1931 г. был призван в ряды в Советской армии, в том же году вступил в ВКП(б). Сменил несколько должностей. Был назначен начальником штаба 88-го Шепетовского погранотряда, который размещался на границе Западной Белоруссии, в д. Тимковичи. Здесь его и застала война. Из донесения о безвозвратных потерях известно, что начальник штаба комендатуры лейтенант Шестопалов Николай Анисимович пропал без вести 23.06.1941 года. В июне 1941 г., выходя из окружения, он отбился от своей части и вынужден был оставаться во вражеском тылу. В марте 1942 года организовал в Копыльском районе партизанскую группу, а в мае того же года был назначен командиром партизанского отряда им. Н.И. Щорса, который входил в состав бригады им. К.Е. Ворошилова. Под его командованием отряд участвовал в разгроме гарнизона в д. Тимковичи, нападении на гарнизон Копыля, в бою против карательной экспедиции в районе д. Старица, в котором каратели потеряли три танка и две бронемашины.
В декабре 1942 года Н.А. Шестопалов был назначен командиром 27-й бригады им. В.И. Чапаева. В мае-августе 1943 г. Шестопалов командир партизанского соединения Слуцкой зоны, член подпольного межрайкома КП(б)Б Слуцкой зоны, Копыльского подпольного РК КП(б)Б. Трудным испытаниям подверглась бригада в период карательной операции «Хорнунг», проводившейся оккупантами в феврале 1943 года. Она вынуждена была уходить на Пинщину, оказалась в окружении, но вырвалась из него, сохранив основные силы и боеспособность. Возвратившись в марте на Копыльщину, бригада ещё больше усилила удары по врагу. В сентябре 1943 года были разгромлены крупные и хорошо укреплённые гарнизоны в деревнях Сейловичи Несвижского и Киевичи Копыльского районов. 29 июня 1944 года бригада, разгромив гарнизон в Копыле, освободила райцентр и удержала его до 1 июля, когда соединилась с частями Красной армии. Н.А. Шестопалов награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Умер 2 июля 1984 года.  



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 444. Последнее 2020-04-02 00:36:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
boikoauto@gmail.com