Развлечения былых времён

Развлечения былых времён

22.10.2018

Зачастую можно услышать от людей жалобы на скучную жизнь и скудный набор повседневных развлечений. Сегодня бывает, что родители пытаются оторвать детей от компьютеров, планшетов и прочих электронных гаджетов, а в ответ слышат вопрос: «А чем заняться?»

Чем же могли развлекаться наши предки несколько веков тому назад, когда не было не только компьютеров, телевизоров, радио, но и электричества вообще? Ведь лампа накаливания изобретена лишь в 1870-х годах, а в жизнь людей электроприборы начали входить только в XIX веке.

В минувшие столетия у дворян, осевших в своих имениях, было не так много развлечений, поэтому, чтобы не умереть со скуки, многие из них периодически устраивали внеплановые праздники, угощая всякими вкусностями и алкогольными напитками своих крепостных.

К примеру, один из отставных генералов Степан Апраксин, живший в начале XIX века, получил славу весьма хлебосольного хозяина, с радостью принимавшего у себя гостей. Однако одними лишь приёмами знати он не ограничивался. В любой день, когда у барина появлялось соответствующее настроение, крестьяне могли услышать громкие звуки барабана, призывавшие их присоединиться к внезапному празднику. Чем бы в это время простолюдины не занимались, они обязаны были всё бросить и присоединиться к всеобщему гулянью, во время которого доставалось пиво и вино из барских погребов. Возражений барин не любил, да их особо и не было.

Поездка Ростовых на святках к Мелюковым. Художник Н.Н. Карамзин. Альбом акварелей к роману графа Л.Н. Толстого «Война и мир», 1893 годВспомним, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» есть несколько эпизодов, события которых разворачиваются в имении Ростовых на святки. В один из вечеров появляются ряженые: «Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры». Молодёжь в доме Ростовых тоже вовлекается во всеобщее веселье, в переодевание, в святочные проказы: «Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до наивысшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани».

Вот такие развлечения. Кроме них – шитьё, вышивка и вязание, чтение романов, исполнение песен и декламирование стихов, балы, приёмы… У простого народа, зачастую малограмотного, и того меньше. Большинство развлечений в стародавние времена находилось в городах или крупных поселениях.

Так как территория современной Беларуси относится к Европе, сделаем небольшой обзор доступных развлечений народа, который подготовила Анна Пузырёва. Я лишь добавил пару фактов из местной жизни.

Во-первых, надо вспомнить, что дней для отдыха и развлечений в средние века было не так уж и мало. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников – Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники – Богоявление, Крещение, Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых – покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон – итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» – посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было своё место, которое определялось положением в обществе. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики, по крайней мере декларативно, осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, горожане сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади.

Моралите – нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Странствующие актёры – гистрионы, шпильманы, жонглёры – старались всевозможными приёмами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглёру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актёру умений:

«… [Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по верёвке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглёров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов. Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых – предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглёры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглёрам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин». Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актёрского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Танец – излюбленное развлечение всех слоёв средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглёры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома. Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землёй, сооружали крышу на четырёх столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины. Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко – один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого – покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, Слуцк в соответствии с Магдебургским правом имел такие привилегии: в субботу и понедельник торги, а также 2 ярмарки в год. Со 2-й половины XIX века происходили четыре ярмарки в год. А в начале XX века ярмарок было уже пять: одна весною и четыре летом. Торги проходили в среду, пятницу и воскресенье. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглёров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками. Карнавал – это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы – все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию. Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались – но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удалёнными территориями. Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми – для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали приём коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства. От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелёными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговорённых к изгнанию, причём они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня – таким образом, они могли вернуться в город. Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель – 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нём участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодёжь. Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьёзные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношёрстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором. Для зрителей строили трибуны, причём каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.

В конце концов, турниры превратились в дорогостоящую и изощрённую придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза – вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья. После окончания события все немедленно отправлялись отметить его весёлой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У горожан были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определённый вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде – кулачному бою, в немецких и фламандских городах – фехтованию и борьбе.

С 1731 г. регулярно проводились соревнования по стрельбе в Несвиже, которые стали характерной особенностью городской жизни.

Городским властям Слуцка Радзивиллы предписывали регулярно проводить стрельбы, военные учения и парады. Для «муштры» отводилось особое место. Одной из форм поддержания военной дисциплины в мирное время были «пописы» членов городских ополчений. Мужское население должно было построиться на площади перед Новым замком, имея при себе исправное оружие и должное снаряжение. Владелец неисправного оружия согласно уставу 1621 г. платил штраф 4 копы грошей. «Пописы» в Слуцке проводились в декабре в течение 3 дней в присутствии старосты, коменданта замка и войта. Такие смотры обычно заканчивались стрелковыми состязаниями. Три лучших стрелка в качестве награды получали на год освобождение от всех городских повинностей, кроме военной. Практиковались также ежемесячные стрельбы. Владелец города выделял из казны три премии: за первое место полагался мушкет, за второе – сабля, за третье – пика. С 60-х гг. XVII в. по распоряжению Б. Радзивилла мещанам разрешалось в начале лета каждое воскресенье и по праздникам стрелять в цель. Победителей награждали подарками.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту – любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определённую черту. В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Поиграть

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали домашние развлечения. Например, жмурки и «Лягушка посередине». Правила последней игры такие: человек садился в центр, а остальные дразнили и били его. Задачей было поймать одного из игроков, не выходя из круга, и тогда тот становился «лягушкой».

Были и спокойные игры: по правилам одних нужно было без утайки ответить на вопрос ведущих, других – рассказать историю. Кроме того, играли в «Святого Косму»: один из участников брал на себя роль святого, а другие становились перед ним по очереди на колени. Ведущий должен был любым способом рассмешить коленопреклонённого игрока, и тогда тот выполнял какое-нибудь задание.

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на неё деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на неё сумму.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий – в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях – и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счёт примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге – 12, в Эрфурте – 10, в Вене – 29, во Вроцлаве – 12. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приёмах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.

В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например, Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах – и пили вино.

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».

Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным – в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

Отдохнуть у городского фонтана

Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоём, сооружённый за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаём. Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви. В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

Посмотреть казнь

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло – на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом. Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам. Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, – правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии. В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.

Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики. 

 

 

Владимир ХВОРОВ
На заставке – картина Свадебный танец. Питер Брейгель Старший. 1566.