У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

С кем воевали наши предки

24.09.2018

Этот материал несколько выходит за рамки тех , которые мы обычно публикуем на нашем сайте. Возможно, что напрямую к Случчине он не относится, но будет, несомненно, интересен многим читателям.

При подготовке материала о Герое Советского Союза Василии Романовиче Лазареве моё внимание привлекла статья на сайте «Военного обозрения» «Небоевые потери» заслуженного военного лётчика России, командующего морской авиацией Балтийского флота ВМФ России в 2001–2004 гг., генерал-лейтенанта запаса Виктора Николаевича Сокерина.

Говоря об этих потерях, в своей статье он приводит такие факты. «По данным Военно-исторического отчёта о боевых действиях ВВС ДКБФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (часть третья, 1946 г.), в результате небоевых потерь безвозвратно утрачено 625 самолётов, не вернулись с задания 364, разбито при посадке от боевых повреждений 353, сбито истребительной авиацией 558, сбито зенитной артиллерией 308. Всего: 2208.

С большой степенью достоверности можно предположить, что из 364 не вернувшихся с задания половина может быть отнесена на счёт небоевых потерь. Из 353 разбитых при посадке, со слов ветеранов войны, минимум каждый третий, а то и второй был утрачен отнюдь не по причине боевых повреждений, а был разбит из-за банальных ошибок лётчиков в технике пилотирования. Это ещё примерно 300 машин. С учётом официально признанных небоевыми потерь (625) получается, что практически каждый второй самолёт был безвозвратно утрачен без какого-либо воздействия противника.

…По данным Академии ПВО, небоевые потери истребителей ВВС Красной Армии в 1943 г. несколько превысили боевые потери, в 1944 г. уже превышали боевые более чем в 2 раза, а в 1945 г. – почти в четыре (!) раза. За 1944 и 1945 годы в результате боевых потерь ИА было безвозвратно потеряно около 5000 самолётов, за тот же период небоевые потери составили 13 000 (!) самолётов-истребителей».

И дале: «Лучшие асы антигитлеровской коалиции: Кожедуб и Покрышкин сбили 62 и 59 самолётов соответственно. Мало кто знает, что 102 фашистских лётчика сбили более 100 самолётов каждый, 15 – более 200, а двое – более 300 наших самолётов. Эрих Хартман – 352 (из них 347 наших и 7 американских), Герхарт Баркхорн – 301 (все победы на Восточном фронте).
Весьма сложно даже просто представить, что 15 немецких лётчиков сбили более 3-х с половиной тысяч, а 300 немецких лётчиков – более 24000 наших машин. Причём, отдельные из них, сбивали по 15, 16 и даже по 18 наших самолётов в день и 13 – в одном бою».

Интересна судьба Эриха Хартмана, этого лётчика-аса. Предлагаем статью с сайта исторического журнала «Дилетант» «Наши враги. Эрих Хартманн», хотя другие, более подробные, варианты его биографии легко найти на сайтах, посвящённых авиации. Воевал ли Э. Хартманн в небе над Случчиной не известно.


352 сбитых самолёта. 802 воздушных боя. Более 1400 боевых вылетов. Высшая награда рейха – Рыцарский крест с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. Слава лучшего аса не только Второй мировой войны, но всех времён и народов, рекорд которого уже никогда не будет побит…

Герои-асы Второй Мировой, хоть их и оставались единицы, выходили из неё всё-таки в иной мир, нежели их отцы – асы Первой мировой бойни. Герман Геринг и Рудольф Гесс вынесли из поражения слепоту ненависти, а вот Эрих Хартманн, самый результативный лётчик за всю историю мировой авиации, пройдя ещё и десятилетний опыт советских лагерей, вернулся в Германию без злобы в сердце к этим «славным парням русским» и русскому народу, о котором до конца жизни отзывался только с уважением и теплотой.

Можно сказать, что Эрих Хартманн был и оставался славным парнем, если забыть, чьи самолёты он сбивал. Но забывать нельзя. Если в Германии его с умилением и восторгом называли «белокурым германским рыцарем», то в небе над нашей Малороссией он получил прозвище «чёрного дьявола Украины», поскольку его результативность дорого нам стоила. Всего Хартман подбил 352 самолёта – цифра фантастическая и подвергаемая сомнению.

А начинал Буби – второе его прозвище за молодость, – на редкость неудачно, даже нелепо. Летать его ещё подростком учила мать, опытная лётчица-спортсменка. Пройдя обучение в знаменитой лётной школе в Гатове под Берлином, затем во 2-й Школе лётчиков-истребителей, Эрих Хартманн в возрасте всего лишь 20 лет был направлен в Geschwader-52, воевавший над Кавказом. И в третьем же воздушном бою, вместо того, чтобы прикрывать ведущего, умудрился попасть в его зону обстрела, потерял ориентацию и скорость и, что называется, плюхнулся, то есть сел, выведя самолёт из строя. Кое-как добрался до аэродрома на грузовике и получил нагоняй. Но это бы ещё ничего: опытные лётчики снисходительны к новичкам, однако они очень не любят тех, кем овладевает так называемая «новичковая лихорадка», а именно яростное желание сбивать, вместо того чтобы учиться для начала хотя бы удерживать своё место в строю. Буби тоже этим переболел: сбив наш Ил, тут же был сбит сам.

Свою настоящую победу, и прежде всего над самим собой, он одержал только весной 1943-го. В дальнейшем его тактика заключалась в том, чтобы «нажимать на гашетку только тогда, когда вражеский самолёт уже заслонял собою весь белый свет», то есть подпускать противника как можно ближе. Это была смертельная тактика, потому она и вызывала восхищение. Многие последователи Хартманна гибли; ему же удивительно везло. Хотя, по сути, он обладал той самой особой интуицией, которая и отличает аса от неудачника.

Хартманн побывал и в плену, когда его всё-таки сбили над нашей территорией, но сумел бежать. Счёт его побед рос едва ли не по часам. Например, только в августе 1944-го года он сбил 78 советских самолётов; причём 19 – только за два дня – 23 и 24 августа. После чего Гитлер собственноручно наградил его Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами к нему.

Свой последний самолёт Эрих Хартманн сбил 8 мая 1945 года. Это был его 1425-й боевой вылет. Потом он приказал сжечь оставшиеся самолёты полка, вместе со своими подчинёнными добрался до американских позиций и сдался в плен. Но в середине мая всю группу передали советским оккупационным властям и «чёрного дьявола» отправили в лагерь. Там он вёл себя откровенно вызывающе: отказывался выходить на работу, всячески провоцировал охранников, как потом объяснял жене, в надежде, что его пристрелят. В 1955 году Хартманна освободили, и он вернулся в Германию, похожий на скелет, обтянутый кожей. Вместе с женой Урсулой, которая ждала его все эти годы, он сумел начать новую жизнь.

В 1958 году Эриху Хартманну было всего 37 лет, и, поступив на службу в ВВС ФРГ, он ещё одиннадцать лет командовал 71-м истребительным полком «Рихтгофен». Выйдя в отставку, долго жил в пригороде Штутгарта.

Жил с комфортом. В окружении близких. С чистой совестью. С багажом ярких воспоминаний для внуков. Герой-рекордсмен. Таким он мог бы остаться и в нашей памяти, но… Пока продолжаются войны, забывать не нужно.



Через много лет после окончания войны Хартман вспоминал:

«…меня никогда не заботили проблемы воздушного боя. Я просто никогда не ввязывался в поединок с русскими. Моей тактикой была внезапность. Забраться повыше и, по возможности, зайти со стороны солнца… Девяносто процентов моих атак были внезапными, с целью застать противника врасплох. Если я добивался успеха, то быстро уходил, делал небольшую паузу и вновь оценивал обстановку.

Обнаружение противника зависело от наземных боевых действий и от возможностей визуального осмотра. С земли нам сообщали по радио координаты врага, которые мы наносили на свои карты. Поэтому мы могли вести поиск в нужном направлении и выбирать для своих атак наилучшую высоту. Я предпочитал эффективную атаку снизу, так как на фоне белого облачного неба можно было обнаружить самолёты противника издалека. Когда пилот видит своего врага первым, то это уже половина победы.

Принятие решения было вторым этапом моей тактики. Когда противник перед тобой, необходимо решить, атаковать ли его сразу или же подождать более благоприятного момента. А можно было сменить позицию или вовсе отказаться от атаки. Главное – держать себя под контролем. Не нужно тотчас, забыв обо всем, бросаться в бой. Подожди, осмотрись, используй все выгоды своего положения. Например, если тебе приходится атаковать противника против солнца, а ты не набрал достаточной высоты, и, кроме того, вражеский самолёт летит среди рваных облаков, держи его в поле зрения, а тем временем измени свою позицию относительно солнца, поднимись повыше над облаками или, если надо, спикируй, чтобы в ущерб высоте достичь преимущества в скорости.

Затем атакуй. Хорошо, если тебе попадётся малоопытный или зазевавшийся пилот. Обычно это нетрудно определить. Сбив его – а это нужно сделать обязательно, – ты тем самым ослабишь моральный дух противника. Самое важное – уничтожить вражеский самолёт. Маневрируй быстро и агрессивно, открывай огонь с близкой дистанции, чтобы стрельбой в упор обеспечить попадание наверняка и сберечь лишние боеприпасы. Я всегда советовал своим подчинённым: «Нажимайте на гашетку только тогда, когда ваш прицел заполнен вражеским самолётом!»

Отстрелявшись, немедленно уходи в сторону и выходи из боя. Попал или нет, думай теперь только о том, как унести ноги. Не забывай о том, что творится у тебя за спиной, осмотрись, а если все в порядке и позиция у тебя удобная, попробуй повторить это снова».

 

 

Владимир ХВОРОВ
На заставке – Самый результативный лётчик люфтваффе Эрих Хартманн. Фото с сайта www.diletant.media.
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 400. Последнее 2019-11-15 13:14:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru