История европейского туалета

История европейского туалета

26.07.2017

В прошлом году на страницах нашего сайта был опубликован «Медико-санитарный очерк города Слуцка», подготовленный 19 декабря 1910 года слуцким городовым врачом Щербович-Лечором. А какой же вообще была обстановка с санитарией в Европе? Как известно, нынешняя Беларусь претендует на звание географического центра Европы. Это такая гипотетическая точка. Расположение центра зависит от определения границ Европы и, главным образом, определяется выбранной методикой подсчёта, а также тем, включаются ли удалённые острова в список крайних точек Европы или нет. Кроме точки в 50 км к юго-западу от Полоцка в северной части Беларуси, на звание претендует несколько мест Литвы, Украины, Словакии и Польши. Почти все они были когда-то и на территории Великого княжества Литовского. Логично предположить, что говоря о Европе, мы смело можем подразумевать и нашу местность…

Многие считают, что в Средние века Европа была немытой. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись, правда непростительно редко по сегодняшним меркам – раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку. Традиции Древнего Рима с его культом воды и знаменитыми термами были позабыты.

А зря! Есть утверждение, что цивилизация начинается с канализации, а история возникновения унитаза и его «предков» уходит своими корнями в глубокую древность.

В туалетной истории нельзя обойти Вечный город – главный мегаполис античности. Одним из его древнейших инженерных сооружений является Cloaca Maxima (от лат. Cluo – чистить). Первоначально это был открытый канал, сооружённый в 6 веке до н.э. и служивший как для осушения болотистой почвы, так и для спуска нечистот. По нему всё содержимое спускалось в реку Тибр. Ответвление клоаки подходило к каждому из туалетов, а затем возвращались на главную магистраль. Сиденье с дыркой размещалось прямо над протокой, таким образом, текущая вода постоянно смывала продукты жизнедеятельности. Многие века Cloaca Maxima оставалась самой совершенной канализационной системой в мире. К I веку новой эры население города достигло уже миллиона, а потому клоаку пришлось расширить местами до 7 метров. Работники, следившие за её состоянием, плавали по ней в лодке.

Интересно, что, как и банные процедуры, посещение туалета для римлянина было мероприятием общественным. Сиденья стояли кругом и не разделялись перегородками. Поэтому весёлое журчание постоянно перемежалось разговорами о судьбах империи, а важных клиентов римские бизнесмены тащили не в баню, как сейчас, а в туалет. Так же важным достижением римлян стали подогреваемые сиденья. Делалось это просто – сиденье подогревали рабы, закреплённые за уборной. По очереди, пересаживаясь с одного сидения на другое, раб теплом своего мягкого места поддерживал нужную температуру.

Что же было у нас? Как известно, белорусы – это не только европейцы, но и славяне, у которых языческие и христианские обычаи связаны с водой. Для славян омовения имели не столько гигиенический, сколько сакральный смысл. Баня – это вообще наш своеобразный национальный проект. Она и мыла, и согревала, и грехи отпускала. Да и не было проблем с дровами, не то что в Западной Европе. Чего там, даже для инквизиторских костров дров порой не хватало.

И ладно бы только дрова. Древняя католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А ещё считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдёт выхода. Поэтому, якобы, тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все – от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели, и сильно.

Известно, что Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» – у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась её тела первый раз – при крещении, а второй – перед свадьбой.

Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота – стыдом: видеть тело, не только чужое, но и собственное, – грех. Поэтому если и мылись, то в рубахах. Эта привычка сохранялась до конца XIX века.

Естественно, что на грязном теле плодились различные паразиты. Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюблённые трубадуры снимали с себя блох и пересаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или, если это дама, небольшую собачку. Согласно исследованиям, нормальная температура тела собачки больше человеческой и составляет у мелких пород в нормальном состоянии 38,5–39 ℃, поэтому блохи сами и перепрыгивают на неё.

От вшей избавлялись и по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в причёску. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А ещё носили шёлковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости» для паразитов. «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань. В надежде спастись от вшей многие практиковали и более радикальный способ – ртуть. Её втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

По мнению большинства историков и архитекторов, первый прообраз туалета появился приблизительно за 3000 лет до н.э. в Месопотамии. Чуть моложе их те, что найдены в 1911 году при раскопках в Мохенджо-Даро – древнейшего города долины реки Инд и представляли собой более сложную канализационную систему: нечистоты из уборных, сделанных у внешних стен домов, стекали в уличные канавы, по которым уходили за пределы города. Отхожее место представляло собой ящик из кирпича с деревянным сиденьем. Запасники Британского музея хранят находку не менее ценную и древнюю. Резной трон-стульчак царицы шумеров Шубад из гробницы в Уре датируется 2600 года до н.э.

Что касается древних египтян, то их туалеты, представление о которых мы имеем в основном по раскопкам в Телль-эль-Амарне (14 век до н.э.) – городе фараона Эхнатона, не соединялись с канализацией. В богатых домах позади ванной комнаты устраивалась уборная, выбеленная известью. В ней находилась известняковая плита, положенная на кирпичный ящик с песком, который необходимо было периодически вычищать. В одном из древнеегипетских погребений в Фивах, относящихся к тому же веку, что и город знаменитого фараона, был обнаружен переносной туалет из дерева, под который ставился глиняный горшок.

БлохоловкаАрхеологи, работающие в провинции Хенань на раскопках гробницы одного из правителей западной Ханьской династии, управлявшей Китаем с 206 года до н.э. по 24 год до н.э., обнаружили туалет с каменным сиденьем, удобными подлокотниками и подведённой к нему проточной водой.

В средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати, и то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным – до туалета просто не добежишь.

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно. Германская мода на ходули, с помощью которых только и можно было перемещаться по засранным улицам, распространилась так широко, что во Франции и в Бельгии в средние века даже проводились состязания на ходулях между двумя лагерями, на которые разделялись жители.

Девушка ловит блохВ средние века европейцы имели обыкновение выплёскивать содержимое ночного горшка прямо из окна. После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна в Париже в 1270 году был издан закон, под угрозой штрафа запрещавший «выливать помои и нечистоты из верхних окон домов», а выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!» или «Осторожно, лью!». Власти Лондона, в свою очередь, нашли оригинальный выход: начали нанимать людей, которые должны были ходить по улицам и, заметив, как кто-то высунулся с горшком, выкрикивать: «Поберегись!». Даже мода на широкополые шляпы появилась в XVII веке якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например, Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Он, приглашённый ко двору короля Франциска I, был настолько потрясён зловонием, что спроектировал специально для своего патрона туалет со смывом. В чертежах великого провидца обозначены и подводящие воду трубы, и отводные канализационные каналы, и вентиляционные шахты. И хотя, как и в случае с вертолётом и подводной лодкой, Леонардо на века опередил своё время, чертежи его туалета так и не воплотились на практике.

Туалет Леонардо да ВинчиВ следующий раз о цивилизованном удалении нечистот задумался сэр Джон Харрингтон. В 1596 году он построил для английской королевы Елизаветы оригинальную «ночную вазу», которую не нужно было регулярно выносить и чистить. Она мылась на месте, водой из подключённого сверху бачка. Собственно, отсюда и пошла история смывной системы. В отличие от проточной, где вода льётся постоянно, смывная экономит воду – которую во дворце английской королевы приходилось поднимать до покоев вёдрами. Правда, кроме водопровода, во дворце не было и канализации – так что снизу под свой унитаз Харрингтону пришлось приделать специальную ёмкость. Эти проблемы задержали развитие туалетной техники ещё на 200 лет.

Туалет Леонардо да ВинчиВ самом Версале стояла ужасная вонь! Попав во дворец, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королём. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. Ещё одним изобретением просвещённых европейских аристократов стали «приёмы на горшках». Так, французский король Людовик XIV (1638–1715) считал невежливым прерывать разговор из-за такого пустяка, как желание сходить в туалет. Монарх пересаживался на стул с отверстием посередине и горшком под ним. Этот «унитаз» был из дорогого фарфора, отделан драгоценными камнями, с позолотой и изысканными узорами. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось особо почётным – «гонорис кауза». Подобным образом проводила приёмы и Екатерина Медичи. А когда её муж умер, она сменила цвет бархата, обтягивающего стульчак на чёрный, видимо, чтобы каждый смог по достоинству оценить степень её горя.

Обычные аристократы в то время также не брезговали пользоваться горшком при всём честном народе. Прямо на балах слуга подносил нуждающемуся кавалеру или даме горшок, который они тут же использовали по назначению. Но если мужчины управлялись с горшками без особых проблем, то дамам в пышных нарядах приходилось терпеть некоторые неудобства. Поэтому в XVI веке для них изобрели бурдалу – удлинённые горшки, или вазы, которые легко было спрятать под многочисленными юбками.

В те же времена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» – банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаром. Мебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой и позолотой.

В 1775 году лондонский часовщик Александр Камминг создал первый туалет со сливом. Ещё через три года другой изобретатель, Джозеф Брамах, придумал чугунный унитаз и откидную крышку. Этот унитаз уже пользовался успехом. Также унитазы делались из эмалированной стали. Один такой можно увидеть в Хофбурге, венской резиденции Габсбургов. Вскоре появились и унитазы фаянсовые – мыть их было удобнее и проще. В 1830 году азиатская холера, распространившаяся вместе с испорченной нечистотами водой, забрала жизни многих европейцев. Ещё одной напастью стал брюшной тиф. Тут уж и правительства призадумались и решили раскошелиться на канализацию, а вместе с ней на удобные туалеты. Более всех в унитазостроении прославился Томас Креппер, подавший миру систему «дерни за цепочку». Именно он применил выгнутую сливную трубу с водяным затвором, что оградило туалетную комнату от прямого контакта с канализационной системой.

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.

А около 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, – унитазы. Массовое производство унитазов началось в 1909 году в Испании. Этим благородным делом занялась компания под названием Unitas, что в переводе означает союз или объединение. Сначала их называли гигиеническими керамическими изделиями. Со временем слишком длинное название заменили на короткое «унитаз» – по названию фирмы производителя. Многие славные умы потрудились над простым, обыденным на вид унитазом, которым мы пользуемся ныне.

Первый унитаз со сливным бачком ещё в конце XVI века изобрёл придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался из-за дороговизны и отсутствия канализации.

Если бы не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щётку и дезодорант говорить бы не пришлось. Иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси – дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии – из дерева арак. В Европе использовали тряпочки, а то и вовсе зубы не чистили. Зубную щётку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году её придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу – в XIX веке. Тогда же был изобретён зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме её заменяли губки, смоченные в солёной воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке – кукурузные кочерыжки, а у мусульман – обычная вода. В средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шёлковые тряпочки.

Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет – доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, ещё в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант, судя по всему, собственного производства, в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.

Уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине – запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Хотя, и сегодня найдутся любители понюхать у любимой подмышками…

Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

Кстати, в Киеве находится самый удивительный музей – музей туалета. И расположен он в пятом бастионе киевской крепости. Единственный на просторах бывшего СССР музей подобного рода создал бывший оперативник киевского УБОПа, Николай Богданенко, ныне известный киевский предприниматель и путешественник. Коллекция из нескольких сотен экспонатов собрана им в самых разных странах мира.

 

 

Владимир ХВОРОВ
по материалам интернет-ресурсов