У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

Белорусские территориальные флаги

15.08.2018

В последние годы на улицах наших городов все чаще и чаще можно видеть самые разные флаги. Они развеваются над зданиями государственных органов и частных организаций, украшают автомобили и учреждения, их изображения носят на одежде и используют при проведении различных массовых общественно-политических или спортивных мероприятий. Первенство отдаётся, безусловно, главному символу страны – Государственному флагу Республики Беларусь – одному из официальных символов государства, который является выразителем его независимости, самостоятельности, суверенитета, его идентификационным знаком.

Разработкой флагов занимаются подготовленные профессионалы в области специальной исторической дисциплины – вексиллологии, которая, как и любая другая область научных знаний, имеет свои правила, законы, терминологический аппарат. Предметом изучения вексиллологии являются знамёна, флаги, а также близкие к ним по функциям штандарты, вымпелы, хоругви, прапоры, транспоранты, бунчуки, значки и т.п. Собственно название дисциплины происходит от римского слова «vexillum», означающего квадратное полотнище, которое прикреплялось к горизонтальной перекладине и фиксировалось на древке под навершием. Такие матерчатые знаки различной формы применялось на рубеже II–I вв. до н.э. в армии Римской империи. Первое же знамя, полотнище которого прикреплялось непосредственно к древку, учёные датируют 1122 г. до н.э. и соотносят с периодом правления китайского императора Чоу, представителя Ханьской династии.

«Vexillum» - квадратное полотнище, которое прикреплялось к горизонтальной перекладине и фиксировалось на древке под навершиемВ знаменитом «Слове о полку Игореве» упоминаются «червонный стяг» и «белая хоругвь». Во время сражения стяги находились в самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Сражающиеся стороны стремились сбить в первую очередь стяг противника, к нему направлялись лучшие силы нападающих; вокруг него сосредоточивались и лучшие формирования обороны. В стяговники обычно выбирали богатырей. Самые жаркие схватки, самые кровавые сечи происходили именно здесь. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило войско к замешательству и обычно заканчивалось его поражением.

Одно из наиболее древних изображений белорусских стягов имеется на рукописных миниатюрах Кёнигсбергской летописиОдно из наиболее древних изображений белорусских стягов имеется на рукописных миниатюрах Кёнигсбергской летописи (более широко известна под названием Радзивилловской) – памятника древнерусской литературы, летописного свода начала XIII в., по своему содержанию близкого к знаменитой Лаврентьевской летописи. На одной из них запечатлёны трагические события на реке Немиге в 1067 г., которые являются отправным моментом в истории Минска. Эта миниатюра часто публикуется как в белорусских, так и зарубежных изданиях. Средневековый художник отразил кульминационный момент сечи. В руках воинов развиваются знамёна красного цвета вытянутой треугольной формы. По научной классификации такие знамёна наиболее приближены к вымпелам. Они отличаются особой формой, при которой длина значительно преобладает над шириной.

Польский художник Ян Матейко на своей знаменитой картине «Грюнвальдская битва» (1878) изобразил центральным персонажем великого князя Витовта, над которым развевается алое знамяМожно привести ещё один пример национального исторического флага, если перенестись мысленно на несколько столетий вперёд, к началу XV в. Польский художник Ян Матейко на своей знаменитой картине «Грюнвальдская битва» (1878) изобразил центральным персонажем великого князя Витовта, над которым развевается алое знамя с белым всадником в центре полотнища, и как противовес ему, чуть ниже – белый стяг немецких рыцарей с костыльным крестом и наложенным на него чёрным орлом.

В истории белорусской исторической символики, безусловно, колоссальное место занимают знамёна с белым всадником. Багряное знамя с серебряным витязем являлось государственным вексиллологическим символом Великого княжества Литовского на протяжении нескольких столетий, и фигура этого всадника присутствовала на многих воеводских хоругвях.

Флаги, знамёна, штандарты государственных органов и организаций, политических партий, профсоюзов и общественных объединений сегодня являются одним из востребованных видов символики, но наиболее полно в Государственном геральдическом регистре Республики Беларусь представлена территориальная вексиллология. Здесь хранятся изображения и документация о флагах административно-территориальных и территориальных единиц нашей страны – областей, районов, городов, городских посёлков и деревень. Целенаправленная работа органов местного управления и самоуправления во всех областях позволила сформировать единый республиканский комплекс официальных вексиллолгических символов, начало которому было положено в 1997 г. разработкой и регистрацией в Гербовом матрикуле флага Гомеля. С расширением масштабов работы по созданию территориальной символики увеличивалось и количество флагов, подаваемых на рассмотрение экспертов Геральдического совета. В результате за несколько последних лет подписан ряд указов Президента Республики Беларусь, которыми учреждены флаги всех областей, областных центров и большинства населённых пунктов, имеющих свои гербы.

Флаг Минской областиВ настоящее время уже можно с уверенностью констатировать, что современная белорусская территориальная вексиллология как наука и как практика состоялась. Используя достижения отечественных и зарубежных исследователей, национальные исторические традиции и мировую практику, в Беларуси выработаны общие правила и приёмы создания флагов. В конце 90-х годов начал развиваться процесс становления современного отечественного флаговедения, шли интенсивные поиски наиболее удачных решений в создании новых символов. Во многих случаях флагу присуща историческая преемственность.

Ярким примером таких поисков могут служить несколько флагов, созданных на основе исторических гербов. Характерной чертой этих «вексиллюмов» является их форма; учёные относят их к прапорам. В отличие от привычных прямоугольных полотнищ они имеют так называемые косицы: по три на флагах Радошковичей и Несвижа и две – Рогачева и Новобелицкого района г. Гомель. Все остальные приёмы использованы в них традиционно, а именно: сочетание основных цветов или наличие главной гербовой фигуры на лицевой стороне флага. Следует добавить, что такая форма заимствована из западноевропейской средневековой практики создания всевозможных лабарумов и орифламм, принадлежащих различным воинским контингентам, государственным и религиозным учреждениям, корпорациям, благородным семейным кланам и т.д. В качестве исторического аналога можно привести описание родового герба знатной итальянской фамилии Гонфалоньери из Милана: «В красном поле серебряное знамя (которое имеет две вытянутые тонкие косицы – прим. Авторов) на турнирном копье перевязью справа». Знамя подобной формы можно видеть и на одной из центральных площадей Парижа: всех завораживает величественная конная статуя Жанны Д"Арк с высоко поднятым знаменем, вольная часть которого разделена на две длинные косицы.

Флаг города СлуцкаОднако, исключая приведённые примеры, при новых разработках к такой форме городских флагов не возвращались. Все указы Главы государства об учреждении территориальных флагов фиксируют традиционно прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2. Флаги, как правило, имеют либо однотонную расцветку, либо состоят из одной, двух и более полос различной конфигурации. Тем не менее, каждый флаг уникален, поскольку вдохновение его создателей всякий раз черпается из неповторимого сочетания цветов, фигур и символов единственного в своём роде герба. Ведь герб и флаг любого населённого пункта составляют единый ансамбль так называемой городской официальной символики. Рядом с творчеством присутствует и кропотливый научный поиск, необходимый для более полной и точной передачи духа и сути инсигнии, то есть знака, предмета, который служит для различения одной административно-территориальной единицы от другой, обозначения конкретной местности, района, области. Примером могут служить созданные в наши дни герб и флаг Минской области, сконструированные на основе городского 1591 г. герба Минска и Минской губернии 1878 г. Флаг является вексиллологической трансформацией герба. Цвет полотнища обусловлен исторически. После административной реформы 1564–1566 гг. воеводства Великого княжества Литовского получили из казны утверждённые стяги. Среди прочих был стяг Минского воеводства, имевший полотнище красного («гвоздикового») цвета. Руководствуясь принципами историзма и преемственности, учреждённый Указом от 22 ноября 2007 г. № 595 Президента Республики Беларусь современный флаг столичной области имеет полотнище красного цвета, что на первый взгляд несколько диссонирует с основными тинктурами герба – золотом и голубой эмалью.

Разработка любого флага начинается с изучения истории города, его герба. Затем следует построение целого ряда проектов, в которых используются широкие и узкие, горизонтальные и вертикальные полосы. Полотнище флага может быть одноцветным, двухцветным, трёхцветным, с использованием изображения герба в щите или расположением основной гербовой фигуры в центре или у древковой, наиболее почётной части флага. Применение последнего принципа широко известно в мировой практике. К примеру, все флаги швейцарских кантонов сконструированы подобным образом: определённого цвета гербовое поле «растягивается» до размеров флага, в центре – центральная фигура герба. Иногда на полотнище помещаются зигзагообразные, волнообразные линии, а полосы имеют зубчатые, волнистые и прочие очертания. Эффект неповторимости, узнавания и «броскости» обязательно присутствует в каждом вновь создаваемом флаге. В целом в современной вексиллологии Беларуси представлен весь спектр приёмов, используемых при создании территориальных флагов.

 

* * *

 

Некоторые геральдисты считают, что современный территориальный герб не имеет права на существование. Так как сейчас не существует магдебургского права, утверждают они, то и современный городской герб превращается просто в картинку. Что можно сказать по этому поводу?

Предать забвению историческую геральдику Беларуси – значит лишить себя целого пласта культурного и исторического наследия. Не развивать дальше городскую территориальную геральдику, не пропагандировать её – значит остановиться в своём историческом развитии.

Жители тех городов, у которых появился свой современный герб, относятся с такой же любовью и гордостью к нему, как и жители Могилёва и Витебска, Минска и Бреста, чьи геральдические символы существуют уже несколько столетий. Яркий пример тому – Сморгонь. К празднованию 500-летия города были изготовлены значки, вымпелы и открытки с изображением герба, в юбилейном издании о городе изображение официального городского символа встречается на каждой странице. При проведении торжественных мероприятий был открыт памятный знак с изображением чёрного мишки, а флаг города был освящён священнослужителями. И местные футбольные болельщики имеют отличительный знак – на шарфах у них изображены городские символы.

В Лунинце Брестской области городская символика используется широко и повсеместно. Герб, созданный в 1998 г., высечен в камне на одной из главных площадей города, размещён в здании музея, вместе с флагом присутствует в кабинете руководителя исполкома, на логотипе газеты «Лунінецкія навіны», на продукции местного молочного комбината.

Эти примеры можно продолжить. В Гомеле постамент «нулевого меридиана» отмечен при помощи городского герба с рысью. Олень святого Губерта украшает Гродненский облисполком. Автобусы, курсирующие между городами, оформлены с использованием гербов Солигорска, Узды, Лиды, Молодечно.

Неудавшаяся попытка регистрации флага агрогородка Лучники в 2011 г.Напомним, что Указом Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г., № 229 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. № 441» законодательно закреплено учреждение гербов и флагов не только для административно-территориальных, но и территориальных единиц Республики Беларусь, каковыми являются и деревни. К настоящему времени учреждены и в Государственном геральдическом регистре зафиксированы исторические гербы деревень Малеч (1645) Березовского района, Цирин Кореличского и Перебродье Миорского районов, пожалованные Станиславом Августом Понятовским в 1792 г. Для самоидентификации, сохранения памяти в виде геральдических образов были созданы новые гербы для деревень Гольшаны Ошмянского, Вороцевичи и Молодово Ивановского районов. Гербы одиннадцати деревень Лунинецкого района, ряд из которых существуют несколько веков, отражают яркие события и имена, уникальные ремесла, промыслы, производство. Они являются по своей сути официальными опознавательно-правовыми знаками, ибо утверждены, как и остальные гербы, Президентом Республики Беларусь.

«Большинство людей чувствуют необходимость обозначить свою принадлежность к какому-нибудь сообществу, – справедливо писал в своём труде «Геральдика» С. Слейтер, – будь то футбольная команда, населённый пункт или даже целая нация. Самоидентификация порождает чувство безопасности и силы, а от этой силы рождается чувство гордости». Это вполне можно отнести и к современной геральдике белорусских деревень, хотя этот процесс не форсируется: он протекает весьма взвешенно и обдуманно.

Современная территориальная геральдика развивается во многих странах. Так, Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации сочла возможным включить в Государственный геральдический регистр, помимо исторических, все гербы, созданные в советское время. Работа по созданию новой символики продолжается во многих регионах. В Германии наряду с историческими городскими символами Дрездена и Страсбурга существует гербы Вольфена и Хермсдорфа, на которых можно увидеть все атрибуты современные химической промышленности и сельского хозяйства. В соседней Литве герб Шауляя, полученный городом в 1791 г., или Паневежиса 1812 г., гармонично соседствуют с современными гербами Рокишкиса (1970 г.), Паланги и Обелай, созданными в конце 90-х годов ХХ века. В Польше многие гмины (сельсоветы) имеют современные гербы и широко их пропагандируют в популярных изданиях. В Украине также возрождаются исторические и создаются современные гербы и флаги, которые учреждаются местными органами власти.

Городская геральдика сегодня – это продолжение и развитие исторических и культурных традиций нашего народа. Наибольшую значимость имеют 66 возрождённых исторических гербов тех населённых пунктов, которые были некогда оживлёнными городами и имели свою городскую символику. Всего к сегодняшнему дню в официально учреждённом геральдическом комплексе насчитывается 197 гербов административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, а также 159 флагов. Цифра впечатляющая, тем более, если учесть, что большинство из них – современные.

 

Из книги Адамушко В.И., Елинская М.М. Современная геральдика Беларуси; Департамент по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск: Белорус. Энцыкл.імя П. Броўкі, 2014. – 236 с.

Подбор иллюстраций – Владимир ХВОРОВ



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 512. Последнее 2019-12-06 05:55:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru