У нас на сайте
Новое на сайте
Ссылки

Группа компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА»

 

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

110 лет с первой публикации Слуцкой летописи

09.11.2017

110 лет назад, в 1907 году, впервые была напечатана Слуцкая летопись в Полном собрании русских летописей (ПСРЛ). Она была полностью размещена в 17-м томе «Западнорусские летописи» вышедшем под редакцией С.Л. Пташицкого и А.А. Шахматова. в С. – Петербургской типографии М.А. Александрова. Работа над Полным собранием русских летописей была начата в далёкие 1830-е годы и до сих пор ведётся. Тексты издаются в оригинале, с разночтениями по различным спискам, но без перевода и комментария, иногда лишь с краткими примечаниями. Предполагалось, что летописи будут издаваться по единому плану, но продолжительность издания привела к тому, что соблюдение такого плана оказалось невозможным.

Первоначально собрание носило название: «Полное собрание русских летописей, изданное по Высочайшему повелению Археографическою Комиссиею».

В 2008 году Том 17 «Западнорусские летописи» был снова переиздан. В аннотации было написано, что «В XVII томе ПСРЛ переиздаётся текст издания 1907 г., содержащего важные памятники по истории Белоруссии и Великого княжества Литовского. Описание летописных списков XV-XVII вв. уточнено по современным шифрам местонахождения кодексов и по палеографическим данным. Издание сопровождается новым предисловием, составленным Б.М. Клоссом, а также предисловием Н.Н. Улащика к XXXV тому ПСРЛ издания 1980 г.».

Вот что написано в предисловии к изданию о Слуцкой летописи советским историком с белорусскими корнями, археографом, прозаиком, переводчиком и мемуаристом, специалистом по истории Великого княжества Литовского, доктором исторических наук и членом Археографической комиссии АН СССР Николаем Николаевичем Улащиком.

Слуцкая летопись (иначе Уваровская). Хранится в Отделе рукописей Государственного исторического музея в Москве [Собрание А.С. Уварова, № 1381 (153)]. Рукопись в восьмушку, бумага белая с желтоватым оттенком, чернила коричневые, почти на всём протяжении одинаковые. Писана белорусским полууставом, за исключением нескольких листов одним и тем же почерком. Бумажный знак – тиара. Наиболее схожий знак у Лихачева датируется 1524 г. Листы пронумерованы арабскими цифрами в правом нижнем углу почерком XIX столетия. Кроме того, на верхнем поле чернилами арабскими цифрами пронумерованы обе стороны листов, но первые 5 (дефектных) листов пронумерованы после реставрации на приклеенных к остаткам листов полосках бумаги, на одной стороне. Таким образом нумерация с двух сторон начинается с л. 6; на этом же листе (шестом) на верхнем поле сделан выносной знак, а на нижнем поле почерком XIX в. сделана запись: «Означены страницы целых листов летописи арабскими цифрами мной 14 генваря 1839 г.» Следующая затем подпись вытерта. В данном издании ссылки на листы приведены по цифрам, помещённым на нижнем поле. Всех листов 106, кроме тех, которые помещены в начале при переплетении рукописи и на которых сделана запись.

Летопись делится на две части. В первой из них (лл. 1–76) изложены события, происходившие в Великом княжестве Литовском. Во второй (лл. 76 об. –106) находится летопись общерусского характера. Эта часть озаглавлена: «Летописець о великом князи московскомь, како далеки от роду Володимирова». В этой части на л. 79 есть ещё подзаголовок: «Летописец от великого князя Володимеря киевьского». Заканчивается вторая часть описанием нашествия Батыя.

На лл. 104, 104 об., 106,106 об. рукописи белорусской скорописью XVI в. и другими чернилами, чем писана летопись, помещены записи, сделанные в Слуцке. Они начинаются с л. 106 об. на нижнем поле, причём автор её держал рукопись вверх ногами и таким образом буквы идут в противоположном направлении к основному тексту. Ввиду того, что край последнего листа сильно истёрт, разобрать первые слова не оказалось возможным и в 1854 г., когда А.Н. Попов впервые делал описание рукописи.

Записи следующие: «В лето я… па… раб… верен з с приказу так як на поволского служебника приналежи, а добродею моему» (л. 100 об.); «Государыни нашей милостивой, кнегини Юревои Семеновича Слуцкой, кнегине Олене Миколаевне Родивиловича… велеможным» (л. 106); «В лето 7050 (т. е. 1542. – Н.У.) месяца апреля 15 на день пр. отца Симеона, иже в Персиде, в неделю, вдарило в 2 године в ноч, преставися князь Юрьи Слуцкии; была голова на промысле» (л. 104 об.); «Олкиемонтов рож[аи] Голшанскии. Евнутьев рож[аи] Жеславскии. Кгедиминов рож[аи] Алелковичи. Якаилов рож [аи] королевскии. Витовт Кестутевич» (л. 104).

Эта запись, учитывая также сообщение о крещении князя Семёна Александровича Слуцкого в Слуцке (л. 73 об. рукописи), даёт основание считать, что летопись происходит из Слуцка, почему и названа Слуцкой.

Летопись приобрёл от учителя Успенского И.П. Сахаров, Успенский же добыл её у сельского священника. Сахаров отметил, что Успенский был «из Литвы». По терминологии первой половины XIX в., Литвой (кроме собственно Литвы) называлась вся западная и центральная Белоруссия, поэтому можно предположить, что Успенский приобрёл её где-то в районе Слуцка. Записи Сахарова о истории рукописи местами ошибочны. Так, он полагал, будто приобретённая им летопись является Супрасльской (к тому времени считавшейся утерянной). Сахаров ошибочно пишет, что это та летопись, которая была опубликована И. Даниловичем в «Виленском дневнике» в 1820 г. (Супрасльская была напечатана Даниловичем в названном журнале в 1823–1824 гг.) То же, со ссылкой на Сахарова, повторил архимандрит Леонид. От Сахарова рукопись в 1847 г. перешла к А.С. Уварову.

Первые листы летописи утеряны, в сохранившемся первом листе верх оторван и от строк остались лишь отдельные буквы. На первых листах передаётся жалоба князя Кейстута его сыну князю Витовту на козни Ягайла. Первая часть заканчивается словами: «В лето 6900. Женися князь великии Василии Дмитриевичи, понял за себе дщер Витовтову Софью». «Летописець о великом князи московскомь» начинается со слов: «В лето 6000. То придоша з Немець 3 браты в Новьгородокь» и заканчивается описанием погрома Руси татарами: «И приид Каменьцю, и не мога розбити стены, и к Жаславлю, и взя его. И приде ко Кременьцю; виде же Кременець град тверъд…».

Описание рукописи сделал в 1854 г. А.Н. Попов, он же опубликовал первые 76 листов летописи, озаглавленной им «Летопись великих князей литовских». Вторично рукопись описана в 1894 г. архимандритом Леонидом, напечатавшим остальной текст летописи. Полностью летопись напечатана в 1907 г. в т. XVII ПСРЛ, стб. 85–124.

 

 

Владимир ХВОРОВ




 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 77. Последнее 2017-11-23 10:44:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru