Десантники 4-й стрелковой дивизии

Десантники 4-й стрелковой дивизии

09.10.2018

Всем известно, что в г. Слуцке всегда дислоцировались войска. В довоенный период, в 30-е годы прошлого века, в Слуцке находилось достаточно большое количество военных. Часть из них служила в 4-й стрелковой дивизии им. Германского Пролетариата. Управление дивизии, 10-й стрелковый им. Германского пролетариата полк и 11-й Сычёвский стрелковый полк находились именно в Слуцке, а 12-й Ярцевский стрелковый полк и 4-й артиллерийский полк – в Бобруйске.

Есть сведения, что в составе этой дивизии в 1933–36 годы, было ещё одно особенное подразделение, а именно нештатный отдельный стрелковый батальон особого назначения. Эти батальоны стали в будущем элитными войсками – ВДВ или воздушно-десантными войсками.

Алексей Суконкин в своей книге «Десант Страны Советов» об истории создания, организации, структуре и боевом применении десантируемых частей Советского Союза писал «Ни для кого не секрет, что именно наша страна стала пионером в создании и формировании совершенно нового вида вооружённых сил, который, в свою очередь, смог появиться только благодаря качественному развитию авиации и парашютной техники.

Вопреки расхожему мнению, по своей сути десант – это не только общеизвестные воздушно-десантные войска. Это так же и части специального назначения Главного разведывательного управления, и десантно-штурмовые части Сухопутных войск, и разведывательно-десантные роты мотострелковых и танковых дивизий, а также десантно-штурмовые подразделения морской пехоты и части специальной морской разведки. Всех их объединяет одно – парашют. С помощью этого прибора десант доставляется в тыл противника. Именно поэтому все они имеют полное право называться десантными частями».

Первые советские парашютисты капитан Яков Мошковский и комбриг Леонид МиновКстати, в военной сфере термин «десант» означает высадку или выброску боевой группы из какого-либо транспортного средства на занятую противником территорию для нанесения внезапного удара с целью обхода фортификационных сооружений. Да и сама боевая группа тоже называется десантом.

История создания этих войск достаточно объёмна для изложения. Мы же постараемся представить имеющиеся сведения о вышеназванном батальоне особого назначения.

П.И. Гроховский демонстрирует десантный парашют Г-1Командующий Ленинградским военным округом М.Н. Тухачевский в 1928 году начал активно пропагандировать идею создания в структуре РККА специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху – «аэромобильных частей», как бы это было названо сейчас. По его замыслам такие подразделения, вооружённые, в том числе, и тяжёлым оружием, должны были самолётами вывозиться в тыл противника и там выполнять задачи по нарушению работы тыловой инфраструктуры врага – уничтожать склады, обозы, штабы, узлы связи, захватывать стратегически важные объекты – мосты, перевалы и т.д. Грузоподъёмность существовавших тогда самолётов позволяла поднимать в воздух бойцов, вооружённых пулемётами, винтовками, взрывчаткой и шанцевым инструментом. С таким набором огневых и инженерных средств уничтожить узел связи или штаб противника было вполне реально.

В марте 1930 года под руководством командующего войсками Ленинградского военного округа М.Н. Тухачевского были проведены тактические учения с экспериментальным десантированием войск, для чего командование военно-воздушных сил (ВВС) округа выделило семь самолётов ТБ-1. В качестве десанта привлекались около семидесяти бойцов и командиров сухопутных частей округа.

О применении парашютов для высадки бойцов, тогда ещё никто серьёзно не думал. Парашют в то время рассматривался исключительно как средство спасения военных лётчиков, и вниманием военных теоретиков пока был обделён…

Лёгкий танк Т-38 на подвеске ДПТ-2 под ТБ-3, 1939 г.Начало созданию советских ВДВ положил комбриг Красной Армии Леонид Григорьевич Минов, который из командировки в Америке привёз интересный багаж – опыт парашютных прыжков. Затем он стал организатором самого первого в мире вооружённого парашютного десанта, в составе которого было всего 12 человек. Именно эти двенадцать и стали первыми советскими десантниками. День этого эксперимента, совершённого 2 августа 1930 года, традиционно и с размахом отмечается бывшими и действующими десантниками. Место высадки в г. Воронеже занимает сегодня площадь в границах улиц генерала Лизюкова, 60 армии, 60 лет ВЛКСМ и бульвара Победы. В 1997 году здесь появился памятный знак: гранитный камень и мемориальная доска.

Плавающий танк Т-37 на парашютной подвеске под самолётом ТБ-3Началась активная работа в области воздушно-десантного дела. В начале тридцатых годов в СССР действовали два опытно-конструкторских бюро, ведущих исследования в области применения парашютной и другой десантно-высадочной техники. Одно бюро возглавлял П.И. Гроховский, другое Н.П. Благин. Оба этих бюро разработали массу различных образцов, как десантной тары, так и различных вариантов крепления вооружения на подвесах существующих самолётов. Так же ими были разработаны различные образцы грузовых парашютов и парашютных подвесок. Было проведено множество парашютных занятий и учений. Так в СССР в 1931 году был совершён 621 прыжок с парашютом. Прыгало около двухсот человек, из которых четыре – женщины. Кроме лётного состава и десантников, с парашютом прыгали 10 командиров частей различных родов войск, а также несколько слушателей военных академий, в том числе и будущий Маршал Советского Союза С.М. Будённый – в то время слушатель Военной Академии имени М.В. Фрунзе.

5 января 1932 года Революционный Военный Совет СССР обсудил вопрос о применении воздушных десантов на учениях Ленинградского и Украинского военных округов. Учитывая достигнутые в парашютно-десантном деле успехи, было принято решение сформировать в Ленинградском, Московском, Украинском и Белорусском военных округах штатные десантные отряды. Этим решением за отрядами было закреплено специальное наименование «авиамотодесантные». Так же было принято официальное сокращение – амдо.

Во исполнение решения РВС к 1 июля 1932 года в Ленинградском военном округе в Детском Селе (до 1918 года – Царское Село, с 1918 по 1937 год – Детское Село, потом – Пушкин) был сформирован штатный авиамотодесантный отряд, которому был присвоен сразу номер 3 (3-й амдо). Точно известно, что ни 1-го, ни 2-го отрядов не существовало.

Десантная кабина для двух человек под крылом Р-5. Один из люков кабины полуоткрытВ соответствии с «Указаниями НКО» на 1933 год воздушное десантирование становилось составной частью оперативно-тактической подготовки в РККА. Ему придавалось особое значение: «В пространственной операции авиадесанты должны найти широкое применение… Проведённые опыты выброски и высадки авиадесантов и состояние материально-технического «базиса» парашютно-десантного дела позволяют в 1932–1933 годах практически перейти к отработке авиадесантных кадров в войсковых частях РККА…».

Требовалось отрабатывать выброску и высадку авиадесанта в каждой стрелковой, кавалерийской дивизии, механизированной бригаде – для этого в указанных частях приступили к формированию 29 нештатных десантных батальонов.

К марту 1933 года 3-й авиамотодесантный отряд был переформирован в 3-ю авиационную десантную бригаду особого назначения, а в Приволжском, Белорусском, Украинском и Московском военных округах были сформированы авиационные батальоны (отряды) особого назначения – 1-й (ПриВО), 2-й (г. Бобруйск, БелВО), 3-й (г. Житомир, УкрВО), 4-й (г. Люберцы, МВО) абон.

Штатная численность 3-й адброн составила 480 человек, батальонов – по 150 человек.

В состав авиационного батальона (отряда) особого назначения вошли:
– парашютная рота;
– пулемётная рота (18 пулемётов);
– рота танкеток Т-27;
– артиллерийская батарея (шесть лёгких пушек);
– автомобильный взвод (пять автомобилей);
– авиационная эскадрилья.

10 мая 1933 года в Детском Селе силами бойцов 3-й авиадесантной бригады по проекту ОКБ П.И. Гроховского была построена металлическая парашютная вышка высотой 25 метров. Это была первая в СССР парашютная вышка.

Впоследствии такие вышки появились в парках культуры и отдыха практически всех крупных городов СССР. Считалось хорошим тоном, если ты прыгал с парашютом, тем более вошедшие в обыденную жизнь спортивные нормы ГТО требовали совершения нескольких прыжков…

В этом же году, во исполнение постановления РВС началась работа по формированию 29 нештатных отдельных стрелковых батальонов особого назначения в кадровых дивизиях и корпусах РККА во всех военных округах с подчинением Штабу РККА. Изначально они использовались в качестве посадочно-десантных подразделений без парашютной подготовки, затем, по мере оснащения материально-техническими средствами, её ввели. Приказы на формирование таких нештатных батальонов были изданы в 4-ой (Слуцк), 5-ой (Полоцк), 8-ой (Бобруйск) и 64-ой (Смоленск) стрелковых дивизиях Белорусского военного округа, а также в 17-ой сд (Горький), 18-ой сд (Тула) и 19-ой сд (Воронеж) Московского военного округа.

К этому времени накопившийся опыт учений и повседневной службы бригады и отдельных батальонов подсказывал о необходимости укрупнения существующих авиадесантных подразделений. В 1936 году на базе имеющихся десантных частей были сформированы в Киевском военном округе 13-я (командир – полковник Арнольд Оттович Индзер), а на базе десантных частей Белорусского военного округа – 47-я (командир – полковник Фёдор Филиппович Кармалюк) авиационные десантные бригады особого назначения. В командование 3-й авиационной десантной бригадой вступил комбриг А.С. Зайцев, который сменил комдива В.С. Коханского, убывшего на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского и одновременно принявшего 5-й тяжелобомбардировочный корпус Забайкальского военного округа.

Дислоцировалась 47-я авиадесантная бригада особого назначения в с. Боровское (7 км юго-восточнее г. Починок и 60 км юго-восточнее Смоленска).

В 1936 году вводится штат авиадесантной бригады ВВС Красной Армии. Согласно этому штату в составе бригады дополнительно формируется мотомеханизированный батальон 2-х ротного состава – 189 человек. На вооружении бригады по штату находится шесть 45-мм пушек, восемнадцать 82-мм миномётов, 16 лёгких танков, 6 бронеавтомобилей Д-8, 32 автомашины и 6 мотоциклов.

В этом же году 47-я авиадесантная бригада первой получила на вооружение лёгкие плавающие танки Т-37А.

Летом 1938 года началось переформирование 47-й адброн в 214-ю воздушно-десантную бригаду с выводом из их состава Военно-воздушных сил и введением в состав Сухопутных войск.

Из эскадрилий 47-й адброн на аэродроме Боровское, началось формирование 3-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка на самолётах ТБ-3. Из остальных, наземных частей, подразделений 47-й адброн формируется 214-я воздушно-десантная бригада БелВО (с 26 июля 1938 года – Белорусский Особый военный округ) в г. Марьина Горка. Командиром бригады назначен А.Ф. Левашов.


 

***

 

Так быстро появились и так же стремительно ушли десантники из наших мест. Можно считать, что воздушно-десантные войска Беларуси берут своё начало на Случчине.

Последними десантниками, служившими в нашем городе, были бойцы разведывательно-десантной роты 50-го отдельного разведывательного батальона 29-й танковой дивизии. После завершения Великой Отечественной войны Советские Вооружённые Силы переходили к мирной жизни, изменяли свои организационно-штатные структуры и места дислокации. Приказом Народного Комиссара обороны СССР от 10 июня 1945 года 29-й танковый корпус был переведён на штаты танковой дивизии, а бригады переформировывались в полки с сохранением почётных наименований и полученных орденов.

В 1947 году в соответствии с приказом командующего войсками Белорусского военного округа 29-я танковая дивизия была передислоцирована в город Слуцк, где разместилась в четырёх военных городках и в военном городке Уречье.

В связи с проведением организационных мероприятий, связанных с сокращением численности Вооружённых Сил Советского Союза, приказом командующего Краснознамённого Белорусского военного округа в августе 1990 года 29 танковая дивизия была расформирована.

 

 

Владимир ХВОРОВ
На заставке – Высадка парашютного десанта с бомбардировщика ТБ-3.