У нас на сайте
Новое на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

91-й Слуцкий Краснознамённый инженерно-сапёрный батальон

09.12.2015

Среди воинских частей и соединений, которым за освобождение г. Слуцка присвоено почётное наименование «Слуцких» – 91-й Слуцкий Краснознамённый инженерно-сапёрный батальон.

Информация о нём весьма скудна. Вероятно, сведений осталось мало в связи с тем, что 36-я инженерно-сапёрная Брестско-Берлинская ордена Александра Невского бригада, в составе которой находился батальон, в декабре 1945 г. была переформирована в 36-й армейский инженерно-сапёрный батальон, который в свою очередь в июле 1946 г. расформирован.

К моменту начала Великой Отечественной войны инженерные войска делились на: войсковые инженерные подразделения и части (сапёрные взводы, роты, батальоны, входящие в состав стрелковых, кавалерийских и танковых полков, дивизий, корпусов), армейские инженерные части (отдельные инженерные части подчиняющиеся командующему армией), окружные инженерные части (инженерные части в составе округов) и инженерные части резерва верховного главнокомандования (РВГК). Эти части подчинялись непосредственно начальнику инженерных войск РККА. В основном инженерные части РВГК состояли из 18 инженерных и 16 понтонно-мостовых полков.

Каждая общевойсковая армия по штатам должна была иметь: отдельный моторизованный инженерный батальон, отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, отдельную роту полевого водоснабжения, отдельную маскировочную роту, отдельную электротехническую роту, отдельную гидротехническую роту, отряд глубокого бурения, резервный понтонный парк Н2П, отдельный запасной инженерный полк, отдельную роту особой техники (радиоуправляемого минирования). Это всё, не считая сапёрных батальонов корпусов, сапёрных рот дивизий и сапёрных взводов полков.

Однако времени на мобилизацию и развёртывание инженерных частей не было. К 22 июня 1941 года во всех западных округах в сумме имелось армейских инженерных частей: два сапёрных батальона, один моторизованный инженерный батальон и два инженерных батальона.

Отдельный сапёрный батальон стрелкового корпуса (901 человек) состоял из трёх сапёрных рот по четыре взвода в каждой, технической роты и лёгкого понтонного парка НЛП. В технической роте имелись два плуга-окопокопателя, две буромоторные машины, лесопильная рама, два лесообрабатывающих станка, компрессор, водолазная станция, две электростанции 3 квт.

Отдельный сапёрный батальон стрелковой дивизии (522 чел.) состоял из двух сапёрных рот (по три взвода) и десантного парка (60 надувных лодок).

Сапёрная рота стрелкового полка (85 чл.) состояла из двух сапёрных взводов, огнемётного отделения и прожекторного отделения.

Офицеры инженерных войск готовились в четырёх училищах (Ленинград, Москва, Борисов, Чернигов) и военно-инженерной академии.

В целом некомплект командного состава инженерных войск к началу войны составлял 40%, что в условиях высокой механизации инженерных войск делало их мало боеспособными.

Во временном Полевом уставе РККА 1936 г. (ПУ-36), в статье 178 отмечалось, что инженерное обеспечение увеличивает темп наступления танков и пехоты и обеспечивает продвижение вперёд артиллерии. Основными задачами инженерного обеспечения наступления являются:
– непрерывная инженерная разведка местности и системы обороны противника;
– подготовка колонных путей и дорог;
– маскировка сосредоточения войск;
– организация снабжения войск водой;
– заготовка и устройство массовых средств для преодоления препятствий при следовании в атаку (лестницы, мостики, маты);
– устранение и преодоление препятствий и заграждений;
– закрепление за собой захваченных рубежей и устройство заграждений;
– устройство дорог и мостов.

Считалось необходимым для успешного наступления иметь тактическую плотность инженерных войск 4–5 рот на километр фронта, а оперативную плотность до 8 рот на километр фронта. Инженерные части и подразделения включались в боевые порядки войск. В обороне инженерные мероприятия призваны были обеспечить упорство и активность обороняющихся войск.

Виктор Леонтьевич Гоголев. Герой Советского Союза. Советский военный инженер. Подполковник (http://viupetra.3dn.ru)Точная дата первичного формирования 91-го инженерного батальона не известна, но судя по тому, что первым из городов, в освобождении которых принимал участие батальон упоминается Слуцк, формировался он незадолго до этого. Найдены сведения, что на базе 40-го штурмового инженерно-сапёрного батальона, 91-го, 313-го и 321-го Новгород-Северского Краснознаменного инженерных батальонов 29 мая 1944 г. была сформирована 36-я инженерно-сапёрная бригада. Формирование проходило на 1-м Белорусском фронте вблизи дер. Мармовичи Калинковичского района Гомельской области Белоруссии.

Воины батальона принимали участие в боевых действиях в составе 36-й бригады 28-й армии на 1-ом и 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах (01.06 – 14.09.1944 г.; 13.10.1944 г. – 31.03.1945 г.; 20.04 – 11.05.1945 г.). Участвовали в Бобруйской, Минской, Люблин-Брестской, Гумбинненской, Инстенбургско-Кенигсбергской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Обеспечивали преодоление войсками рек Птичь, Случь, Лань, Шара, Западный Буг, Ясельда, Нарев, Писса, Ангерапп, Алле, Шпрее, каналов Мазуришер и Тельтов. Участвовали в освобождении городов Слуцк, Барановичи, Брест, Вышкув, Шталлу-пенен, Гумбиннен, Гердауен, Фридланд, Домнау, Прейсиш-Айлау, Дом-тау, Цинтен, Хайлигенбайль, Хайльсберг, Берлин, в освобождении Польши, Германии и Чехословакии.

91-й инженерно-сапёрный батальон был награждён орденом Красного Знамени 25 июля 1944 года.

Среди воинов, служивших в батальоне особенно известен его командир – майор Гоголев Виктор Леонтьевич.

Он родился 1 мая 1912 года в селе Елань ныне Ртищевского района Саратовской области. Русский. Окончил школу-семилетку и полковую школу. До призыва на военную службу работал плотником в овцеводческом совхозе. В Советской Армии служил с 1934 по 1955 год. В 1938 окончил курсы младших лейтенантов. Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 годов.

С декабря 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, Воронежском, 1, 2, 3-м Белорусских и 1-м Украинском фронтах. Принимал участие в обороне Кавказа, Курской битве, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Трижды ранен.

В. Л. Гоголев (1975 год)24 апреля 1945 года войска 1-го Украинского фронта заняли в южной части Берлина городские районы Мариендорф, Осдорф, Штансдорф. К исходу следующего дня войска 28-й армии с боями вышли на канал Тельтов в районе Ланквица. Все мосты через канал были взорваны. Попытка наших частей преодолеть канал с ходу окончилась неудачей.

Командир 91-го инженерно-сапёрного Слуцкого Краснознамённого батальона майор Виктор Леонтьевич Гоголев получил задачу: к утру 26 апреля навести через канал переправу и обеспечить наступление наших частей к центру Берлина. Разминировав разрушенный немцами мост, Гоголев с взводом сапёров, пользуясь темнотой, стал продвигаться по нему к противоположному берегу. Противник вёл сильный, но бесприцельный огонь. Сапёры во главе с Гоголевым внезапным нападением уничтожили группу противника, прикрывавшую мост, и захватили небольшой плацдарм. Огонь противника несколько ослаб, и батальон приступил к ремонту разрушенного моста. Однако противник, почуяв опасность, осветил мост ракетами и усилил обстрел. Только что законченную работу приходилось нередко начинать сначала: снаряды и мины разрушали настил. На рассвете немцы предприняли контратаку, но взвод под руководством Гоголева отбил её с большими для врага потерями. В. Л. Гоголев получил четыре ранения, в том числе, в плечо и в голень. Однако, отказавшись от госпитализации, он продолжал руководить батальоном до тех пор, пока мост не был полностью восстановлен. Лишь после того как Виктор Леонтьевич, доложив старшему начальнику о выполнении задания, потерял сознание, его эвакуировали в полевой госпиталь. Мост был готов на два часа раньше назначенного срока.

За доблесть и мужество, проявленные при штурме Берлина, Виктору Леонтьевичу Гоголеву 27 июня 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8615).

После войны он продолжал службу в армии. В 1947 г. окончил КУОС при Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. С марта 1955 г. подполковник Гоголев был в запасе. Жил в Москве. Умер 4 июля 1987 года.

За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награждён орденами Ленина (1944), Красного Знамени (1954), Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1949), медалями «За боевые заслуги» (1944), «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина» и четырьмя другими медалями.

Почётный гражданин Берлина. Имя Героя носила школа совхоза «Ульяновский» в посёлке Первомайский Ртищевского района. В селе Елань Ртищевского района одна из улиц носит имя В.Л. Гоголева.

 

 

Владимир ХВОРОВ

 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 1435. Последнее 2018-11-22 09:49:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru