Слуцкие Афины

Слуцкие Афины

03.10.2019

Согласно грамоте князя Януша VI от 7 мая 1617 года в Слуцке предполагалось открытие кальвинистского храма и училища при нём. Однако, это намерение не было осуществлено (Януш Радзивилл умер в 1620 г.). Его брат Христофор Радзивилл, исполняя завещание своего брата, завершил начатое дело. В начале 1625 г. была открыта небольшая школа и одновременно общежитие для бедных учащихся. Место для школы было выбрано удобное и живописное: рядом со школой находился красивый княжеский парк, над речкой посажен сад, а в саду – дом для педагогов. В полном объёме Слуцкая гимназия стала работать с 1630 г.

Жизнь учебного заведения определялась двумя уставами: уставом Виленского кальвинистского Синода и Люблинским уставом, имевшим светскую направленность. Оба устава определяли порядок, систему обучения и дали основание называть школу «Слуцкими Афинами». Двойное подчинение давало свободу для творчества педагогов.

Общее руководство гимназией осуществлял суперинтендант евангелистических церквей Новогрудского округа, резиденция которого находилась в Слуцке. Он проводил ревизии, следил за успехами учащихся, дважды в год в качестве председателя присутствовал на экзаменах. Но непосредственным руководителем гимназии был ректор, а его заместителем являлся конректор. И тот и другой должны были иметь духовный сан, а также преподавать различные предметы. Так, ректор обычно преподавал в старших классах, конректор – в средних. В низших классах работали учителя (коллеги). Обязанности ректора и учителей были широкими: кроме обучения они следили за нравственным воспитанием, дисциплиной учащихся, в период каникул занимались с отстающими учениками по два часа ежедневно. Все преподаватели подчинялись ректору, если кто-то из учителей нарушал правила, ректор должен был информировать суперинтенданта, а нарушитель дисциплины на первый раз платил денежный штраф, в следующий раз получал выговор от всего кальвинистского сообщества, что в тот период считалось настоящим позором. Из Европы приглашались талантливые преподаватели и профессора, которые сами создавали учебные программы и учебники. Так, по учебнику риторики Рейнгольда Адама позже учился М.В. Ломоносов.

Общая численность учащихся была небольшой, не более 50. Сначала в Слуцкую гимназию принимали только кальвинистов, но в XVIII веке в ней учились и представители других конфессий.

Количество классов в Слуцкой гимназии в разные годы было разным: от 3 до 5. В каждом классе учились по два года, т. к. весь курс обучения можно было пройти за 6–10 лет, но слабоуспевающим ученикам разрешалось учиться и дольше, ограничений тут не было. За образование не платили. Классы различались следующим образом: 1 – старший класс, 2 – средний класс, 3 – младший класс. Практиковался не предметный, а классный метод обучения, т. е. каждый учитель в своём классе вёл весь комплекс предметов.

Как и другие европейские школы эпохи Реформации, Слуцкая гимназия была учебным заведением гуманитарного, классического типа. Основными предметами считались филологические дисциплины, другим предметам уделялось меньше внимания. Программа гимназии включала в себя следующие предметы: закон Божий кальвинистского вероучения, польский, латинский, греческий, староеврейский, немецкий языки, риторику, этику, историю, законодательство, право, математику.

В младшем классе обучали чтению, письму, счету, приступали к изучению латинского языка. В среднем классе большое внимание уделяли логике, риторике, истории, изучению произведений античных авторов, поэтике, математике. В старших классах изучение языков сочеталось с изучением логики и риторики. После 7–8 лет занятий ученики уже могли писать стихи на латинском языке.

Обучение велось на польском языке, но в старшем классе переходили на латинский язык. Родной язык включался в учебный план, чтобы облегчить понимание и восприятие языков. Но во время игр и отдыха запрещалось пользоваться родным белорусским языком. В гимназии практиковался лекционный метод обучения.

Занятия начинались с 8 до 10 и продолжались после обеда с 13 до 15 часов. По средам и субботам после обеда отдыхали. Отдыхали также в некоторые дни перед или после праздников. После экзаменов давался шестидневный отдых. Каждую субботу следили за тем, чтобы все было аккуратно записано. Помимо домашних заданий учащиеся гимназии выполняли письменные упражнения, писали сочинения, делали переводы. Дважды в неделю устраивались диспуты, в старших классах организовывались театральные выступления. На занятиях особенно ценилась самостоятельность выводов и объем памяти.

Экзамены проводились каждые полгода. На них присутствовали не только суперинтендант, ректор, учителя, но и родители учащихся, почётные гости.

Вступительные испытания обычно проходили в начале каждого года. Ежегодно поступало около 10–25 человек, при наличии необходимых знаний можно было поступить в старшие классы, минуя начальный.

Большое внимание уделялось воспитанию учащихся, цель которого педагоги Слуцкой гимназии видели в подготовке добрых граждан, будущих священнослужителей, учёных, политиков. Они следили за тем, чтобы свободное время гимназистов не проходило впустую: их учили объезжать коней, владеть разным оружием.

Сохранились подробные сведения о питании гимназистов в общежитии, которое располагалось в особом здании недалеко от гимназии. Летом и зимой обед начинался в половине одиннадцатого утра и длился один час, ужинали в 6 часов. Тот, кто опаздывал, мог остаться без обеда и ужина. На обед по воскресеньям, понедельникам, вторникам и четвергам подавались три блюда: два мясных и одно мясное с овощами, на ужин то же самое, но на одно мясное блюдо меньше. По средам, пятницам и субботам обед состоял из двух овощных и одного мясного либо рыбного блюда. Ужинали в эти дни блюдами из овощей, а также сыром и молоком. Хлеб подавался в неограниченном количестве. А ещё каждому ученику полагалось три кружки пива, но перед каждой кружкой требовалось сказать несколько слов по латыни. У того, кто этого не делал, пиво забирали. Следили в гимназии и за гигиеной учащихся. Каждую неделю они посещали баню и стирали у эконома своё белье. Эконом заведовал всей хозяйственной частью общежития.

У значительной части выпускников Слуцкой гимназии был высокий уровень знаний, достаточный для продолжения обучения в университетах Германии, Англии, Бельгии. Для этого были все возможности: благодаря пожертвованиям Радзивиллов, а также брандербургских курфюстов во многих университетах выделялись стипендии и места в общежитии для студентов-протестантов. Так, например, между Слуцком и Франкфуртом-на-Одере существовали прочные связи. В университете Франкфурта Радзивиллы выплачивали несколько стипендий слуцким гимназистам. Многие гимназисты заканчивали не один, а несколько университетов. Некоторые из них достигали значительных успехов на ниве науки. Вот только один пример. В университете Франкфурта профессорскую кафедру занимал один из воспитанников Слуцкой гимназии – белорус Гулевич.

Такой высокий уровень подготовки гимназистов был неслучайным и объяснялся как солидным содержанием программ, передовых методов обучения, а также высоким профессиональным уровнем преподавательского корпуса. Преподавателями в гимназии были только лица с университетским образованием.

Слуцкая гимназия оставалась одним из немногочисленных бастионов гуманизма во времена католической контрреформации, которая захлестнула школьное образование Европы в первой половине XVII века.

В таком виде Слуцкая гимназия оставалась до 1775 года, когда началась реформа образования в Речи Посполитой. Но учебным заведениям протестантского типа удалось уйти от надзора Эдукационной комиссии. Среди них была и Слуцкая гимназия. Литовский Синод кальвинистской церкви создал свою Эдукационную комиссию, которая ввела изменения в подчиняющихся ей школах. Так, в Слуцкой гимназии увеличилось количество классов (на один), увеличилось и количество учителей, были введены новые предметы, в частности, французский язык, увеличилась продолжительность учебного дня с 5 до 6 часов, сократилось количество выходных и праздничных дней, использовались новые учебники и учебные пособия.

С 1778 года Слуцкая гимназия стала публичным евангелистским училищем, которое не давало среднего образования. В 1820–1821 учебном году в училище обучалось 204 человека, большая часть которых была выходцами из богатых семей. В 1824 году Слуцкое училище было реорганизовано в гимназию, которая несколько позднее переехала в новое каменное здание, был назначен светский директор, постепенно гимназия перешла с польского на русский язык обучения, наблюдался большой отсев учащихся, резко увеличилась плата за обучение. После восстания 1863 года многие учителя гимназии были заменены преподавателями русского происхождения.

С 1868 года гимназия стала правительственным учебным заведением. В гимназии было 8 обычных и один подготовительный класс, увеличилось количество детей православного вероисповедания, горожан и сельских богачей. После событий 1917 года гимназия была преобразована в общеобразовательную школу. В 1998 году был возращён статус гимназии с углублённым изучением английского языка.

Слуцкая гимназия прошла долгий и сложный путь, подготовила тысячи образованных людей, которые внесли существенный вклад в развитие науки и культуры: философ и поэт Ян Белобоцкий (XVII в.), видный просветитель XVII века Илья Капиевич, писатель Адам Плуг, художник К.И. Карсагин, белорусский баснописец А. Абухович-Бандынели, директор Московской обсерватории, профессор В.К. Цераский, доктор медицинских наук А.Р. Бржазовский (XIX в.), академик АН Беларуси А.С. Вечер, ректор Витебского института лёгкой промышленности, профессор С.Е. Савицкий (ХХ в.) и др.


Источник
История педагогики: этюды о знаменитых школах. От начала Нового времени до конца XIX века: методические рекомендации / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с.