Колодец святителя Димитрия Ростовского в Слуцке

Колодец святителя Димитрия Ростовского в Слуцке

05.02.2015

Когда после Брестского церковного собора 1596 года на территории Речи Посполитой, в состав которой входили и белорусские земли, стала насильственно насаждаться религиозная уния, православные начали объединять силы для защиты своего права на свободу вероисповедания. Так, с целью сохранения своей исконной веры православные жители Слуцка организовали в 1610 году при Спасо-Преображенском мужском монастыре братство. Этому братству значительную поддержку оказывала святая праведная княгиня София Олельковна, муж которой князь Януш Радзивилл, будучи протестантом, исходатайствовал по её просьбе у польского короля грамоту, воспрещавшую «благочестивых», т.е. православных, «принуждать к унии».

В 1677 году братство пригласило к себе из Черниговской епархии талантливого проповедника – иеромонаха Димитрия (Туптало), будущего святителя Ростовского. Поселившись в одной из скромных келий Спасо-Преображенского монастыря, он пробыл в Слуцке чуть больше года, до 29 января 1679 года.

Молодой иеромонах проповедовал в городских и окрестных храмах, просвещая народ истинами православной веры. Следуя опыту подвижников, он сочетал духовный и интеллектуальный труд с трудом физическим. А чтобы не расточать силы без пользы, будущий святитель на погосте Свято-Троицкого монастыря собственноручно выкопал колодец, поставил сруб, на верхней доске которого вырезал стих: «Почто нам в Самарию за водой ходити, Егда и зде, в Случеске, лепо её пити?»

Со временем доска с надписью истлела, но стих этот сохранился благодаря иконописцу, который, исполняя для Троицкого монастыря икону «Беседа Иисуса Христа с самарянкой», начертал на ней упомянутые строки.

Святитель Димитрий РостовскийПочти 200 лет колодец сохранялся как памятник пребывания в Слуцке знаменитого святителя. Но во второй половине XIX столетия его по какой-то причине засыпали, а вскоре и вовсе позабыли.

Вновь о памятном колодце вспомнили уже в начале XX столетия, когда после обнародования 17 апреля 1905 года императорского высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» в крае активизировалось католическое миссионерство. Тогда, как и во времена унии, православные в целях просвещения сомневающихся и апологии своей веры, объединялись в братства. Вместе с тем начала пробуждаться историческая память, люди стали бережнее относиться к своей церковной старине и святыням. В 1907 году в Минске было основано православное народное братство во имя Животворящего Креста Господня. Со временем оно стало разрастаться и во многих местах появились его отделы, в том числе и в Слуцке. Местный отдел братства возглавил слуцкий благочинный – священник Феодор Вечерко. Именно он в 1909 году подал идею о возрождении колодца святителя Димитрия Ростовского.

Но, как выяснилось, даже в Троицком монастыре, на погосте которого святитель выкопал колодец, уже не помнили, где он находился. Стали искать. Расспрашивали старожилов. И те указали место на северной стороне монастырского погоста под большим деревом, посаженным над засыпанным колодцем примерно двадцатью годами ранее. Выкорчевав дерево, братчики совершили «Чин молитвен на копание кладезя» и приступили к рытью земли. Когда углубились на метр, обнаружили фундамент из булыжника под четыре деревянных совершенно истлевших столба. По свидетельству присутствовавших стариков, столбы эти с фундаментом представляли остатки выстроенной над колодцем часовни, в которой находилась икона «Беседа Спасителя с самарянкой», перенесённая потом в монастырскую трапезную. Даже написание самой иконы старожилы приписывали святителю Димитрию. Но это было ошибочное предание, поскольку святитель икон не писал.

Икона «Беседа Спасителя с самарянкой»При дальнейшей раскопке на двухметровой глубине начали попадаться полуистлевшие толстые метровые сосновые доски, какие обычно использовали при устройстве колодцев. Углубившись на метра четыре, обнаружили вполне сохранившийся сруб колодца, представлявший собой правильный квадрат примерно метр тридцать в ширину. При тщательном осмотре обнаружили, что он дубовый. Три верхних венца оказались частично сгнившими, обшиты они были внутри сосновыми «глажеными досками», довольно хорошо сохранившимися. Обшивка эта позднейшая сделана была, по всей видимости, во время ремонта колодца. Остальная, нижняя, часть сруба и скрыня оказались вполне здоровыми. В скрыне наткнулись на большой выкорчеванный пень, брошенный туда, очевидно, при засыпке колодца. Когда пень достали и очистили скрыню, увидели вполне здоровое дубовое дно. Глубина колодца от поверхности земли составила почти восемь метров.

Восстановить колодец запланировали к 28 октября 1909 года – 200-летнему юбилею со дня блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского. Дубовую скрыню с дном, поскольку они хорошо сохранились, решили оставить прежними. Остальной же сруб, «от нижнего дубового сруба вверх», на протяжении четырёх с половиной метров, решили сделать из новых толстых сосновых досок. Глубина колодца должна была оставаться той же. А для пользования из него водой посчитали за лучшее устроить насос. Сохранившиеся от старого колодца полуистлевшие доски, шесть дубовых и четыре сосновых, решили сохранить «в приличествующем месте в монастыре».

Православное народное братство в честь Животворящего Креста Господня Фото:obitel-minsk.byВ том же году ко дню памяти святителя Димитрия братство Животворящего Креста Господня издало небольшую брошюру «200-летие со дня смерти великого подвижника и молитвенника земли русской св. Димитрия Ростовского». В Слуцке священник Феодор Вечерко организовал по случаю юбилея особые торжества, собравшие довольно много народа.

Кроме того, священник Феодор известен как автор брошюр: «Город Слуцк – оплот Православия»; «Св. Димитрий Ростовский и пребывание его в г. Слуцке»; «Страничка из жизни Слуцкого братства»; «Благословение Иерусалимского патриарха Пимена св. крестом в 1620 г. Слуцкому братству»; «Торжественный крестный ход из г. Слуцка на станцию в Уречье, Бобруйского уезда, с ракою и частицею мощей св. младенца Гавриила» и др.

Надо полагать, что обновлённый колодец Димитрия Ростовского ещё долго существовал даже при советской власти. Вероятно, кто-то из слуцких старожилов и сможет указать точное место, где он находился. На наш взгляд, было бы правильно отыскать, если это возможно, прежний колодец и восстановить его, украсив часовней. Это дело представляется важным: так может быть восстановлен памятник пребывания в Слуцке прославленного святителя.

 

Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний,
кандидат богословия