У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

«Колядные цари» как феномен позднетрадиционного фольклора Случчины

21.11.2019

В октябре 2009 года обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района Минской области был включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Этот факт привлёк внимание к данному фольклорному феномену исследователей, СМИ, широкую общественность.

В своём аутентичном виде обряд бытовал в местечке Семежево до конца 1960-х годов. В конце 1990-х годов эта традиция была восстановлена местными жителями. Этот факт зафиксировала белорусский этнограф Т. Кухаронок, по сценарию которой режиссёром И. Волох был снят документальный фильм «Колядные цари» (1997).

Следует отметить, что семежевские «цари» далеко не единичная фиксация типичного фольклорного явления. Ещё в 1995 году мы записали свидетельства информанта о том, что «цари» приходили в их деревню Середняки Слуцкого района из трёх соседних деревень. Более поздние свидетельства, собранные нами, говорят о бытовании этого явления в соседних с Семежево населённых пунктах Жилихово и Подмажье. Таким образом, уже вырисовывается небольшой ареал явления под названием «цари» в центральной части Случчины. К сожалению, во всех этих населённых пунктах, в отличие от Семежева, описания этого обряда весьма фрагментарны. Местная легенда из Семежево рассказывает о происхождении «царей»:

«В XVIII веке тут находился отряд русской царской армии. Солдаты и офицеры во время Коляд ходили в своей обычной военной форме по деревенским домам. Потом эта традиция перешла к местным парням, которые переодевались в костюмы, похожие на военную форму».

Однако в действительности происхождение и формирование народной драмы – более сложное явление. Российская исследовательница А. Некрылова указывает на синтез нескольких культур, которые сформировали народную драму: городской низовой культуры, профессионального театра и непосредственно фольклорно-крестьянской традиции. В более ранних своих публикациях мы уже отмечали жанровую принадлежность «царей» к явлению так называемой живой батлейки, или народной драмы. Показы живой батлейки можно считать развитием традиционного колядования с переодеванием в козу, деда и т. д.

Кстати, некоторые персонажи традиционных слуцких коляд – Дед и Баба действительно вошли в представления «царей». Не исключено также, что на развитие народной драмы «Цари» в конце XVIII века мог оказать влияние и профессиональный театр Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. На Случчине показы народной драмы широко зафиксированы с середины XIX века до 1960-х годов. В деревне Белевичи Слуцкого района в 1963 году был записан также и последний показ этого уникального вида народного творчества. На этой территории зафиксирована большая часть записей белорусской народной драмы, что свидетельствует о развитости этого жанра в данной локальной фольклорной традиции.
 

 

Наталья МАТЫЛИЦКАЯ,
фольклорист и певица, старший преподаватель кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 82. Последнее 2019-12-07 02:02:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru