У нас на сайте
Новое на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Кого не хоронят на общем кладбище и о самоубийцах

05.11.2018

Сегодня на наших кладбищах можно встретить не только могилы артистов, но и захоронения самоубийц. Раньше всё было иначе…

Традиции православных похорон подразумевают, что не все могут быть упокоены на кладбищенской земле. Эти правила не были изобретены православной церковью. Задолго до принятия христианства существовали строгие законы, не позволявшие хоронить на общих кладбищах людей определённых категорий.

Так, в древности и Средние века страшной, противной естеству и даже в чем-то позорной смертью было утопление. Не имело большого значения то, сам ли человек утопился или с ним произошёл несчастный случай. По мнению жителей, все утопленники превращались после смерти в русалок, поэтому их нельзя было хоронить вместе с обычными покойниками.

Русалки были беспокойными душами, имели обыкновение бродить ночами по берегам водоёмов и пугать случайных прохожих. Такой бурной загробной жизнью они могли потревожить «добропорядочных» усопших, которые имели полное право обрести покой после смерти.

Покойников актёрской профессии тоже не особо жаловали после смерти. На ярмарках представления скоморохов и актёров бродячих театров пользовались колоссальной популярностью. Жители обожали такие представления и с восторгом наблюдали за актёрской игрой.

При этом все прекрасно осознавали, что любой лицедей занимается «недостойным» ремеслом. Он перевоплощается в другого человека и тем самым заигрывает с нечистой силой. Такого грешника могла ожидать только одна участь – погребение за кладбищенской стеной.

Если человека убивали в лесу разбойники или он погибал при невыясненных обстоятельствах где-то в пути, на улице, а не у себя дома, он тоже не мог быть погребён на общем кладбище. Преждевременная, насильственная или чем-то подозрительная смерть считалась наказанием за тяжкие грехи. Её называли «наглой» и воспринимали как самое большое проклятие, которое только может постичь смертного.

Воры, лесные разбойники, убийцы и казнённые тоже не имели права лежать в земле рядом с «приличными» гражданами. Преступники считались отбросами общества. Самим своим присутствием на общем погосте они могли оскорбить память предков. Разбойников обычно просто закапывали где-нибудь в поле, лесу или на болоте.

Все перечисленные категории людей относились к «отверженным» покойникам. Их хоронили в общих могилах, называвшихся убогими домами, или божедомками. Последние располагались далеко от общего кладбища и представляли собой огромные ямы, куда тела просто сваливали горой без соблюдения какого-либо обряда. В божедомках также хоронили убитых своими матерями новорождённых.

В общих могилах находили последний приют и многочисленные жертвы эпидемий или мора из-за опасности, которая исходила от их тел. Самоубийц и утопленников также нередко хоронили на перекрёстках дорог или закладывали брёвнами где-нибудь в лесной чаще. Из-за этой традиции таких покойников называли «заложными», то есть буквально заложенными брёвнами.

Считалось, что заложные усопшие пополняли ряды нечистой силы, превращаясь после смерти в беспокойных и опасных духов. Жители Руси считали, что нет ничего хуже и горше, чем умереть вот так, без покаяния и прощания со своей семьёй, а затем быть обречённым на вечные скитания во тьме.

Особо нужно рассказать о суицидах. В этом году Беларусь заняла пятую строчку в мировом рейтинге Всемирной организации здравоохранения по количеству суицидов. Правда, в последнем докладе ВОЗ использованы данные статистики за 2016 год. Так уж ведётся подсчёт. И всё же! В Беларуси на сто тысяч населения приходится 26,2 суицида в год. В этом печальном рейтинге нашу страну опережают только Литва (31,9 суицида), Россия (31), Гайана (29,2) и Республика Корея (26,9).

Учёные считают, что поскольку в официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, реальное число самоубийств превышает официальные цифры в 2–4 раза. То есть на самом деле в мире ежегодно кончает с собой от 1,6 млн до 3,2 млн человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды.

Порядка 20 млн человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Среди выживших высок процент тех, кто в результате наносит непоправимый вред своему здоровью.

Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин, хотя этот показатель может сильно отличаться в разных странах. С возрастом (65–85 лет) это соотношение увеличивается до 6–9. С другой стороны – женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают «щадящие» способы, которые значительно реже приводят к смерти.

Наталья Руткевич, врач-психотерапевт Слуцкой ЦРБ на страницах газеты «Інфа-Кур"ер» приводит такие данные по самоубийствам: «В 2014 году зарегистрировано 30 случаев, в 2015 – 23, в 2016 – 23». По информации сайта naviny.by в 2016 году по всей стране было совершено 2042 самоубийства. Это чуть менее населения Гацуковского сельсовета Слуцкого района.

Самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, подростков, психически больных, а также хронических алкоголиков. Алкоголики совершают около трети всех законченных самоубийств и четверть всех попыток всех самоубийств. Алкоголь при жизни употребляло 60% самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8% случаев, наркотики – в 4%.

 По статистике, состоящие в браке люди  кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведённые. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнёра – они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.

Суицидальный риск для различных профессий выглядит так: на первом месте люди таких творческих профессий как музыканты и художники, далее следуют медицинские работники, зубные врачи, финансисты, психиатры… Замыкают список библиотекарь и продавец.

К суициду даже в древнейшие языческие времена относились крайне негативно. Самоубийцы совершали самое большое преступление против человеческих и божественных законов – отказывались от дара жизни. Считалось, что люди, наложившие на себя руки, не могли обрести покой после смерти, как и русалки.

Во многих районах даже существовало поверье: если кто-то хоронил на общем кладбище самоубийцу или утопленника, всю деревню и прилегающие земли могла постичь большая беда. В старину таких мертвецов начинали выкапывать из могил, если случалось моровое поветрие (чума, холера) или страшный голод.

По церковным канонам к самоубийцам относятся также убитые на дуэли и настоявшие на эвтаназии.

В Русской Церкви сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для её церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока её творчества.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния. Так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству.

Интересные факты об истории самоубийств собрал Владимир Яруга (Издательский дом «Первое сентября»).

Православная Церковь осуждает самоубийство как грех, как преступление против воли Божьей. При Петре I к этому осуждению подключилось и светское законодательство. В Уставе 1716 года читаем: «Ежели кто себя убьёт, то подлежит тело его палачу в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам». Прибавлено ещё: «А ежели кто учинит убийство себя в беспамятстве, болезни, меланхолии, то оное тело в особливом, но не бесчестном месте похоронить».

Многочисленные случаи говорят, что самоубийство совершается человеком почти всегда в здравом рассудке и лишь в редких случаях в умопомешательстве.

У многих древних народов самоубийство было, однако, даже уважаемо. Кельты, например, вообще не ценили земную жизнь, полагая её преддверием лучшей, загробной.

Многие древние предпочитали рабству смерть. Так, после взятия Александром Македонским города Тира его жители совершили коллективное самоубийство.

То же самое сделали жители Нуманции, взятой римлянами. Горожане Ксантаса, лишив себя жизни, не сдались Бруту…

Геродот в своей «Истории» упоминает о диких масагетах, считавших естественную смерть позорной и съедавших своих стариков.

В Индии самоубийство вообще считалось делом обыкновенным. Это шло от веры в будущую жизнь, когда человек воплотится в новом облике, в другом месте. Плутарх рассказывает о нагом брамине Калане, сжегшем себя перед Александром Македонским.

Многие индийские религиозные учения основаны на мысли, что тело есть источник всех страданий, от которых душа стремится освободиться – и слиться с Брамой. Но прежде она, душа, подвергается длительному странствию и переселению. Брамины говорили, что самоубийство не страшно, и тысячи людей бросались под колесницу божества Джагерната.

В Китае до сих пор помнят предание об одновременном самоубийстве пятисот философов, последователей Конфуция, бросившихся в море из-за того, что их книги были сожжены по приказу императора.

Давным-давно существовал обычай мести: обиженный распарывал себе живот на пороге дома обидчика или вешался на его воротах.

В Японии самоубийство пользуется уважением и пониманием. Это акт не только храбрости, но и мудрости. Не счесть, сколько японцев сделали себе харакири.

Ещё в XVIII веке идущий на самоубийство произносил речь перед толпой, доказывая презренность этого мира, и после обильного обеда кончал с собой. Некоторые собирались группой, выезжали в лодке в море, делали дыру в днище и спокойно погружались в пучину.

А вот религия древних персов, финикийцев, ассирийцев не одобряла самоубийства. Сохранилось, правда, предание о самосожжении царя Сарданапала. Предчувствуя своё свержение, он приказал на площади перед дворцом подготовить всё для большого костра. Внутри была зала с мраморными столами, разными кушаньями и винами, где с жёнами пировал Сарданапал. Вокруг этого сооружения зажгли малые костры, и они горели две недели. Потом огонь перекинулся внутрь, и царь – со всеми пирующими – сгорел заживо.

Не одобряли самоубийство и евреи. Они считали, что телесные и душевные страдания нужно переносить, не ропща, чтобы за терпение получить, подобно Иову, награду Божью.

Древние греки жизнь любили. У Гомера в «Одиссее» читаем:

 

 

Лучше хотел бы живой, как подёнщик,
работать в поле,
Нежели здесь над мёртвыми
царствовать мёртвый…

 

 

Храбрые и свободолюбивые греки способны были на самопожертвование, но к самоубийству не тяготели. Правда, и в истории Древней Греции известны случаи самоубийства, но какие?

Аякс Великий пронзил себя в ярости мечом, потому что доспехи Ахиллеса были присуждены не ему, а Одиссею… Поэтесса Сафо, бросившаяся со скалы в море от несчастной любви… Красавица Гилонома, видя, как в битве копье пронзило грудь её мужа, вырвала оружие из раны и сама бросилась на копье.

Спартанский законодатель Ликург, уезжая, взял с граждан клятву, что они будут нерушимо соблюдать законы, пока он не вернётся. Он отправился к оракулу, и тот сказал, что Спарта будет счастлива, покуда будут исполняться её законы. И вот Ликург, чтобы заставить граждан не изменить данной ему клятве, покончил жизнь самоубийством.

Афинскому царю Кодру оракул предсказал, что победа в войне будет на той стороне, у которой погибнет царь. Тогда Кодр пробрался переодетый в лагерь противника и, вступив в схватку, был убит. Зная предсказание, враги устрашились и отступили.

А вообще в Древней Греции самоубийство считалось (не всегда и не всюду) преступлением. По аттическим законам рука лишившего себя жизни самоубийцы отрубалась и закапывалась отдельно от тела. В Спарте и Фивах трупы самоубийц сжигали без всякого почтения.

В некоторых греческих городах был обычай: желающий покончить с собой излагал местной власти причины и просил разрешения на самоубийство. Не часто, но такое разрешение давалось.

Многие философы Древней Греции выступали против самоубийства. Пифагор, например, учил, что человек поставлен в мире богами как солдат на посту и не может по своей воле с этого поста уйти. Платон писал, что «следует лишить погребения того человека, который отнял жизнь у своего лучшего друга, то есть у самого себя». Аристотель в своей «Этике» говорит, что «умирать по причине бедствий, или любви, или каких-нибудь вообще неудач недостойно храброго мужа. Человек, стремящийся к смерти как к благу, тем самым лишь избегает трудностей, с которыми соединено достижение настоящих благ».

Но были и другие представления. Школа Эпикура учила, что жизнь прекрасна до тех пор, пока она даёт возможность наслаждаться. Если же наслаждения кончаются – и почему бы не прекратить жизнь?

Основатель школы стоиков Зенон сам лишил себя жизни. Он учил, что жизнь не есть благо сама по себе. Она является благом, если проживается с пользой, и является злом, если прожита во вред. Поэтому лучше умереть, чем жить во зле.

В Древнем Риме случаи самоубийства были редки. Но потом стали распространяться идеи эпикурейцев и стоиков, повлиявшие на общественное сознание.

Историк Тацит приводит случаи самоубийства в Риме. Обвинённый в оскорблении императора проконсул Испании Люций созвал друзей, объявил, что смертью предупреждает будущие свои беды, и перерезал жилы.

Со скалы в море бросился знатный римлянин Секст Папиний: его мать, погрязшая в разврате, возжелала сына.

Богач Марк Габий Апиций был большим гурманом. Он даже создал поваренную книгу. Все деньги он тратил на пиры. И вот он обнаружил, что осталось полмиллиона. Богач решил, что сможет прожить на них только полгода. И вот, «чтобы не умереть с голода», он созвал друзей на роскошный пир и там выпил яд.

Воспитатель императора Нерона философ Сенека тоже покончил жизнь самоубийством вынужденно. Нерон, приговорив его к смертной казни, разрешил Сенеке самому выбрать род смерти. Сенека в ванной вскрыл вены, но кровь текла медленно, он мучился. Попросил перерезать вены ещё под коленями. Наконец Сенека выполз из ванны и принял яд, но и яд не помог. Потерявшего сознание отнесли в баню, и там он умер от пара.

Нерон тоже покончил с собой – по одной из версий. Всадив меч в живот, он воскликнул: «Какой великий артист погибает!»

Император Адриан, выше всего ценивший красоту, искусство, поэзию, воспылал страстью к прекрасному юноше Антиною. И днём, и ночью, во всех поездках Антиной был с императором. Но скоро жизнь в золотой клетке начала юношу тяготить. Всё чаще одолевали приступы тоски. И однажды Антиной бросился в Нил. Император чуть с ума не сошёл от горя. Он воздвиг в память об Антиное множество статуй и даже назвал его именем созвездие; оно и теперь так называется.

О самоубийстве писал блаженный Августин: «Самоубийца есть человекоубийца, и он тем более виновен, чем менее у него было причин к лишению себя жизни. Шестая заповедь говорит «не убий», не прибавляя твоего ближнего, а так как Спаситель завещал любить ближнего, как самого себя, то, следовательно, убивающий себя грешит против шестой заповеди, ибо она запрещает вообще убивать человека. Нужно уважать тех, кто умеет жить среди неприятностей, а не тех, кто ищет от них спасения в смерти».

Средневековое законодательство очень неодобрительно относилось к самоубийцам. Их имущество конфисковывали. Во Франции тело самоубийцы вешали за ноги на городской площади. В Цюрихе труп вытаскивали верёвкой через дыру, вырытую под дверьми. Если покойный утопился, его хоронили у воды, если закололся – на могиле ставили деревянный кол с воткнутым ножом. Церковь запрещала панихиду по самоубийцам.

И в это время происходит интересный случай. Герцог Роберт Нормандский лишает себя жизни, написав перед этим трактат о самоубийстве, о его пользе. В трактате говорилось: если с телом умирает и душа (то есть нет загробной жизни), то не может быть преступлением самоубийство, поскольку зло причиняется только телу, а не душе. Если же загробный мир лучше земного, самоубийство убыстряет переход в тот мир.

В XIX веке в Париже и Вене существовали клубы самоубийц с уставом, ритуалами. Их члены давали клятву покончить жизнь самоубийством.

Очень повлиял на молодое поколение роман Гёте «Страдания молодого Вертера», герой которого стреляется из-за любви к чужой жене. Роман породил целую серию самоубийств. Настолько эффектно и красочно была описана любовная трагедия.

Покончили с собой изобретатель телеграфа Шапп, известный французский художник Леопольд Робер, немецкий поэт Генрих Клейст, философ Сен-Симон, русский писатель А.Н. Радищев. Как известно, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» был возвращён из ссылки Павлом I. Чуть позже, уже при Александре I, известного просветителя позвали в комиссию по составлению законов. Радищев рьяно принялся за дело, но его предложения встретили холодно, назвав бесплодными мечтаниями. Вспомнили и Сибирь, и книгу. Радищев пришёл домой и отравился.

О самоубийстве размышлял Пушкин:

 

 

Когда бы верил я, что некогда душа,
От тленья убежав, уносит мысли
                                                                   вечны,
И память, и любовь в пучины
                                                       бесконечны,
Клянусь, давно бы я оставил этот мир,
Я сокрушил бы жизнь – уродливый кумир,
И улетел в страну свободы,
                                                     наслаждений.
В страну, где смерти нет и нет
                                                              предубеждений.

 

Мы знаем, что с собой покончили Есенин и Маяковский, Цветаева и Фурцева, Фадеев и Друнина.

В переделкинском сарае повесился хороший русский поэт Борис Примеров.

Бог им судья. А нам не следует забывать, что жизнь сама по себе прекрасна. Даже если она иногда кажется иной…

 

 

Владимир ХВОРОВ,
по материалам открытых источников Интернета

 

 

Кстати, с целью содействия деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире ежегодно, начиная с 2003 года, 10 сентября отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств или Всемирный день предотвращения суицида. Это  — международная дата. Современные ритмы жизни и работы, а также, по-видимому, многие субъективные факторы приводят к тому, что в определённый момент человек решается на преступление — преступление против своей жизни. По статистике, в среднем, половина случаев насильственной смерти в мире приходится на самоубийства. Согласно приводимой ВОЗ статистике, в третьем тысячелетии от суицида погибает больше людей, чем из-за всех войн и насильственных убийств вместе взятых. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастёт в полтора раза.
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 65. Последнее 2018-11-20 09:42:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru