Ксёндзы и служители католических храмов Случчины начала XX века

Ксёндзы и служители католических храмов Случчины начала XX века

21.02.2017

В 2008 году Леонид Владимирович Моряков опубликовал книгу «Репрессированные католические духовные, монашествующие и светские особы Беларуси (1917–1964)» («Рэпрэсаваныя каталіцкія духоўныя, кансэкраваныя і свецкія асобы Беларусі (1917–1964)»), в которой определённое место отведено и католикам Случчины.

Ранее служивших в уничтоженном слуцком костёле Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии (найсвятейшей девы Марии) автор указывает следующих священников: Войчинский, Улинский Франтишек (1900-е), Урачанский Виктор Францевич (до 1901), Уминский Франтишек Владиславович (1901–04), Грашис Викентий Викентьевич (1902–08), Аброцкий Владислав Юзефович (1906–08), Мацкевич Леопольд, Ивицкий Витольд Брониславович (1907–09), Ванькович Казимир (1908–09), Рокош Станислав (1909–15), Устинович Карл (1909–10), Латаревич Винсент (1913–15?), Димитрович Казимир (1916–17), Гродис Ян (1916–19?), Собачинский Мечислав-Феликс Юзефович (1920-е), Петкевич Иосиф Станиславович (между 1923 и 1933) и Симанович Марк (1941–42?). О некоторых из них этот материал.

Но в начале немного об авторе. Моряков Леонид Владимирович [5.04.1958 –17.12.2016] (псевдонимы: Владимир Моряков, Анатоль Синчуковский и др.) – журналист, писатель, историк, энциклопедист, член Союза белорусских писателей, полноправный член международного ПЕН-клуба. Исследовал репрессии советских властей против белорусского, польского, еврейского народа.

Он автор уникального энциклопедического справочника в 10 томах (15 книг, 9 из которых были уже опубликованы) «Репрессированные литераторы, учёные, работники образования, общественные и культурные деятели Беларуси, 1794–1991» (опубликованного на белорусском языке под названием «Рэпрэсаваныя лiтаратары, навукоўцы, работнiкi асветы, грамадскiя i культурныя дзеячы Беларусi. 1794–1991»), в котором приводятся биографии более чем 15000 расстрелянных или погибших в сталинских концлагерях (ГУЛАГ) деятелей белоруской культуры, большую часть которых вы не найдёте ни в одной энциклопедии.

Леонид Владимирович МоряковДругие значительные работы опубликованные Моряковым: «Уничтожение» («Вынішчэнне») – книга, посвящённая исследованию истребления беларуских литераторов, осуществлявшегося в сталинские годы; «Жертвы и Палачи» («Ахвяры і Карнікі»), – документальное исследование судеб жертв и их мучителей во времена массовых репрессий; а также не менее уникального двухтомного энциклопедического справочника «Репрессированные православные священно- и церковно-служители Беларуси, 1917–1967» («Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна – і царкоўнаслужыцелі Беларусі. 1917–1967»).

Моряков известен также как автор ряда книг прозы, которые получили высокую оценку критиков как в Беларуси, так и за её пределами, а также ежегодные литературные призы Беларуси и России: «Непримиримые» («Непамяркоўныя»), «Трое», «100 миниатюр». Героев его книг отличает ненависть к несправедливости, неутолимая жажда бороться за свободу, за лучшую жизнь. Бороться до конца, бороться любой ценой. Даже ценой собственной жизни.

Моряков – автор монографии о своём дяде, известном белорусском поэте и переводчике 1920-х – 1930-х г. Валерии Морякове, любимом ученике народного поэта Беларуси Янки Купалы, расстрелянного карательными органами НКВД в кровавую для белорусского народа ночь с 28 на 29 октября 1937 г., когда сталинские палачи в Минской внутренней тюрьме НКВД уничтожили около 100 деятелей белоруской культуры и литературы, элиту белоруской нации.

Начиная с 1999 г., книги Морякова, несмотря на очень небольшие тиражи (автор, пока были средства, издавал книги за свои деньги), постоянно входят в десятку лучших книг года Беларуси.

Много материалов автора можно найти на сайте www.marakou.by, который был использован для подготовки статьи.


Титулярный епископ lesvi, Епископ и Генеральный Викарий Минско-Могилёвской архиепархии, Генеральный Секретарь Конференции Католических епископов Беларуси Антоний Демьянко начинает книгу такими словами.

Бискуп Антоний Демьянко. Фото с сайта 21.by«На протяжении многих веков в Беларуси возводились величественные католические святыни. Старшее поколение и люди в среднем возрасте помнят большинство из них в руинах. Святыни разрушили, перестроили и приспособили к другим, даже хозяйственным целям. Одной из главных причин этого стала политика атеизма, которая была возведена советской властью в ранг государственной.

В последнее время значительное количество храмов восстановлено и служит тем целям, ради которой они строились. Стены большинства храмов снова наполнились голосами людей, посещающих святыни с единственной целью – поговорить с Богом.

Книга Л. Морякова предоставляет краткие сведения о судьбах людей, которые когда-то молились в этих храмах. Они были крещены в святилищах, принимали участие в молитвенных встречах или возглавляли богослужения.

В прошлом веке, когда верующие различных конфессий нашей страны страдали от ужасного преследования, по-разному сложились судьбы и тех, кто принадлежал к католической церкви. Многие из них были репрессированы, приняли терпение за веру. Значительное количество католиков заплатило за свои религиозные убеждения собственной жизнью. Среди католических верующих были также жертвы войн и вооружённых конфликтов. Из-за отсутствия доступа к вероятным источникам и соответствующим архивным документам судьба некоторых лиц неизвестна.

Работа по сбору информации о репрессированных католиках Беларуси началась ещё в 90-е годы XX века… В отличие от прежних работ исследователей справочник Л. Морякова включает данные о наибольшем количестве репрессированных католиков, известных на сегодняшний день. Надеемся, что это работа станет основой для исследователей в деле вынесения из небытия имён и фамилий многих других пострадавших за веру лиц. Представленная читателю книга является важным этапом в исследовании истории Католической Церкви Беларуси.

Как отстроенные храмы являются свидетелями религиозности наших предков и их духовного единения с Епископом Рима, так и эта книга пусть помогает современникам лучше представить непростой путь к Богу наших предшественников, их преданность вере».


Среди множества имён и фамилий мы нашли тех, кто служил на Случчине.

Костёл св. Варвары в д. Замостье Слуцкого района Минской области. Фото В. ХворовГРОДИС Ян (ГРОДЗІС Ян) [1881–1942], ксёндз. Принял таинство священства (1908). С 1916 г. исполнял обязанности настоятеля костёла Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке Минской губернии, теперь райцентр Минской области. С 1920 – 21 директор гимназии в Несвиже, сейчас райцентр Минской области. Арестован немцами в 1942 году. Через несколько месяцев освобождён. Погиб при невыясненных обстоятельствах.

Источники: Памятная книжка Минской губернии; Каталіцкае духавенства Мінскай дыяцэзіі; Catalogus ecclesiarum et cleri archidioecesis vilnensis Spis kościołów i duchowieństwa diecezji pińskiej; Losy Kościoła Katolickiego na Białorusi w latach 1917–1953; Peszkowski, Zdrojewski, Katoliccy duchowni w golgocie Wschodu.

ЛЕЩЕНКО Франц Адамович (ЛЕШЧАНКА Франц Адамавіч) [1904, д. Замостье Слуцкого уезда Минской губернии, теперь Слуцкий район Минской области –?], органист. Из белорусской крестьянской семьи. До ареста работал в костёле иезуитов св. Варвары в родном селе. Арестован ОГПУ 16.2.1930 года. Осуждён 18.3.1930 г. как «член антисоветской организации» на 3 года исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этапирован на Дальний Восток. Снова арестован 27.8.1933 года. Приговорён коллегией ОГПУ 20.1.1934 г. за «контрреволюционную деятельность» на 8 лет ИТЛ. Этапирован в Северо-Печорский лагерь НКВД Коми АССР. Освобождён 5.4.1946 года. В очередной раз арестован и 3.9.1949 г. выслан в Красноярский край. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 30.5.1989 г. прокуратурой БССР. Личные дела Л. №№ 27213-с, 27937-с хранятся в архиве КГБ Беларуси.

Источники: БНДЦЭД.

Малынич-Малецкий Мечислав ВацлавовичМАЛЫНИЧ-МАЛЕЦКИЙ Мечислав Вацлавович (МАЛЫНІЧ-МАЛЕЦКІ Мечыслаў Вацлававіч) [19.9.1888, мест. Берестовица Гродненского уезда, сейчас Большая Берестовица, райцентр Гродненской области – 30.3.1969, Слуцк Минской области], ксёндз. Окончил Виленскую духовную семинарию. Принял таинство священства (1912). Назначен катехетом костёла св. Агнешки в д. Гонёндз (Goniądz) Белостокского деканата, сейчас Польша. В 1912 – 14 служил в Вильно в архикафедральном костёле св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Евангелиста. В начале 1920-х настоятель прихода Пресвятой Девы Марии и св. Казимира в д. Моньки (Mońki) Белостокского уезда Кнышенского деканата, Польша, где начал строительство нового костёла. С 1926 г. служил в приходе св. Станислава в д. Высоцк Слонимского деканата, сейчас Слонимский район Гродненской области. С 1930 г. в костёле Пресвятой Троицы в д. Ясёнувка (Jasionówka) Белостокского уезда Кнышенского деканата, Польша. С 1934 г. в приходе Посещения Пресвятой Девой Марией в д. Новые Троки Троцкого деканата, сейчас Тракай, Литва, и в д. Старый Тракай. В 1936 г. служил в Вильно. С 1939 г. настоятель прихода св. Казимира в д. Вселюб Новогрудского уезда и деканата, сейчас Новогрудский район Гродненской области. В октябре 1944 г. Виленской курией назначен настоятелем храма Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке Минской области, но не получил официальной «справки» Совета по делам религиозных культов. С 1945 г. настоятель костёла Благовещения Пресвятой Девы Марии в местечке Большая Берестовица Берестовицкого деканата, сейчас райцентр Гродненской области. Одновременно проводил активную миссионерскую деятельность в восточных районах Беларуси, призвал католиков отстаивать свои права, требовать открытия храмов. Под влиянием Малынич-Малецкого в приходах Слуцка, Бобруйска, Осипович, Замостья, Тимковичей, Копыля, Бобовни, Дзержинска, Борисова, Могилева, Мозыря, Минска и других мест созданы группы, которые направляли документы на регистрацию костёлов в исполнительные органы власти. Однако на многочисленные письма и телеграммы, даже самому И. Сталину, официальных ответов не было. В знак протеста Малынич-Малецкий отказался участвовать в выборах в Верховный Совет СССР в апреле 1946 года. В результате 26.6.1947 г. он был арестован. Осуждён 3.1.1948 г. в один день с А. Баньковским особым совещанием МГБ за «антисоветскую агитацию» нa 7 лет ИТЛ. Этапирован в Темниковский лагерь МГБ Мордовской АССР. После освобождения (1955) вернулся в Слуцк. Не получив разрешения от советских властей, выполнял обязанности священника тайно, переезжал из деревни в деревню, ночевал у верующих. Под влиянием Малынич-Малецкого в 1955 и 1956 гг. католики Могилева и Бобруйска настойчиво ходатайствовали об открытии храмов и регистрации их религиозных общин, но каждый раз облисполком отказывал. 26.10.1956 г. священника вызвал уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Могилёвской области. В категорической форме он указал Малынич-Малецкому на «нарушение законодательства о религиозных культах», на что тот заявил, что будет до конца своих дней проводить возложенную на него миссию по поддержанию и проповеди религии. Уполномоченный запретил священнику появляться в области и проводить религиозную деятельность. 25.6.1957 г. около 70 человек явились на приём в Совет Министров БССР, требуя открыть костёл в Минске. В 1959 году, уже с подорванным здоровьем, Малынич-Малецкий ездил по населённым пунктам восточных областей республики. Отправлял службы, крестил и венчал, призвал католиков бороться за свои права. В 1960-е купил в Могилёве большой деревянный дом для тайного объединения Сестёр от Ангелов (существовал до 1991 г.), где тайно проводил богослужения. Реабилитирован 4.9.1989 г. прокуратурой БССР. Личное дело М. № 27406-с хранится в архиве КГБ Беларуси.

Источники: Памятная книжка Виленской губернии; Catalogus ecclesiarum et cleri archidioecesis vilnensis; Synodus archidioecesana vilnensis; Hlebowicz, Katolicyzm w państwie sowieckim 1944–1992. Чаплинский, Осипова, Мартиролог Католической Церкви в СССР; Ярмусик, Католический Костел в Белоруссии в годы второй мировой войны; Dzwonkowski, Leksykon duchowieństwa polskiego represjowanego w ZSRS; Ярмусик, Католический Костел в Беларуси в 1945–1990.

Римско-католическая Духовная академия в С.-Петербурге. 1830-е гг.       СОБАЧИНСКИЙ Мечислав-Феликс Юзефович (САБАЧЫНСКІ Мечыслаў-Фелікс Юзафавіч) [19.11.1886 или +1884, д. Цыганка (?) Ченстоховского (Częstochowa) уезда, Польша – после 1937], ксёндз. Из польской крестьянской семьи. Окончил духовную семинарию во Влоцлавеку (Włocławеk), Польша. Принял таинство священства (1909). С 1913 г. учился в Могилёвской духовной академии в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская Римско-католическая духовная семинария – католическая высшая духовная семинария в Санкт-Петербурге, существовавшая в 1879–1917 годах. Функционировала как епархиальная семинария Могилёвской митрополии с фактическим центром в Санкт-Петербурге. – В.Х.). После октябрьского переворота 1917 г. назначен в филиальный костёл Рождества Пресвятой Девы Марии в д. Люшев Рогачевского уезда Могилёвской губернии, теперь Буда-Кошелёвский район Гомельской области. С июля 1921 г. викарий прихода св. Антония в Витебске. С 1922 г. администратор костёла Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке. По некоторым данным, также опекал костёл иезуитов св. Варвары в д. Замостье, сейчас Слуцкого района. Арестован 10.3.1933 г. в Слуцке. Осуждён 24.2.1934 г. с К. Андрекусом и другими особым совещанием при ОГПУ за «антисоветскую агитацию» и как «член контрреволюционной организации» нa 10 лет ИТЛ. Этапирован в Карагандинский лагерь НКВД Казахской ССР. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 31.5.1989 г. прокуратурой БВО. Групповое дело С. и др. № 28053-с (всего более 10 человек) хранится в архиве КГБ Беларуси.

Источники: Каталіцкае духавенства Мінскай дыяцэзіі; БНДЦЭД; НАРБ, ІКБР; Чаплинский, Осипова, Мартиролог Католической Церкви в СССР; Литургический календарь; З асабістага архіва У. Васькова.

Костёл Святой Троицы (Ишкольдь). Фото А.ПосталовскийЛАТАРЕВИЧ Винсент (ЛАТАРЭВІЧ Вінцэнт) [1881 или 22.4.1886 – 19.3.1919], ксёндз. Окончил Могилёвскую духовную семинарию в Санкт-Петербурге. Принял таинство священства (1913). Назначен викарием костёла Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке Минской губернии, теперь райцентр Минской области. С 1915 г. служил в приходе Успения Пресвятой Девы Марии в Пинске Минской губернии, теперь райцентр Брестской области, потом настоятель храма Пресвятой Троицы в д. Ишколдь Новогрудского уезда Минской губернии, теперь Барановичский район Брестской области, прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Бобруйске, теперь райцентр Могилёвской области. Расстрелян красноармейцами в Мирском замке Гродненской области Похоронен в Ишкольди.

Источники: Dzwonkowski, Losy duchowieństwa katolickiego w ZSSR; Komorowski J. Kresowym szlakiem: kapliczki, pomniki, groby. Część II – Nowogródczyzna. Bractwo Krzyżowców PTTK Świdnica, seria monograficzna, zeszyt nr 12, kwiecień 2000. S. 12; Losy Kościoła Katolickiego na Białorusi w latach 1917–1953.

Базилика св. Архангела Михаила 1824 г. Мариямполе, ЛитваГРАШИС Винсент Винцентович (ГРАШЫС Вінцэнт Вінцэнтавіч) [20.7.1870, д. Таураге, сейчас Литва – 2.7.1930, Мариямполе, Литва], ксёндз, марианин. Окончил гимназию, Могилёвскую духовную семинарию в Санкт-Петербурге. Принял таинство священства (3.11.1893). В 1894–1900 гг. викарий петербургской пракафедры. С 1900 г. настоятель прихода Пресвятой Троицы в д. Бабиновичи, сейчас Лиозненский район Витебской области. С 1902 г. священник храма Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке Минской губернии, теперь райцентр Минской области. В 1908 г. администратор костёла св. Иосифа Обручника в Орше Могилевской губернии, теперь райцентр Витебской области, оршанский декан. В апреле 1919 г. арестован как заложник. Освобождён в июле 1921 года. Вернулся в Таураге. В 1925 г. служил в храме в Таураге Жмудьской епархии, Литва. В 1926 г. вступил в орден мариан. Новициат (период испытания вступающих в монашеский орден. – В.Х.) начал 3.11.1926 г. в Мариямполе. Первые законные браки составил 8.12.1927 года. Назначен руководителем новооткрытого законного дома в Вилкомир (Укмерге), Литва. Умер от болезней, приобретённых во время заключения.

Источники: Памятная книжка Минской губернии; Памятная книжка Могилевской губернии; Dzwonkowski, Losy duchowieństwa katolickiego w ZSSR; Peszkowski, Zdrojewski, Katoliccy duchowni w golgocie Wschodu; Bukowicz J. Świadkowie wiary.

Костёл Успения Святой Девы Марии в ПинскеИВИЦКИЙ Витольд Брониславович (ІВІЦКІ Вітольд Браніслававіч) [10.5.1884, Вильнюс – 22.1.1943], ксёндз. Окончил духовную семинарию и академию в Санкт-Петербурге. Принял таинство священства (1907). Назначен викарием костёла Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке, сейчас райцентр Минской области. С 1909 г. викарий костёла Успения Пресвятой Девы Марии в Мозыре Минской губернии, теперь райцентр Гомельской области. В 1914 – 15 гг. учился в Риме, получил учёную степень доктора канонического права. В 1918 г. назначен викарием, потом настоятелем храма св. Станислава в Петрограде, ныне Санкт-Петербург. Арестован 20.9.1920 года. Этапирован в Москву. Освобождён благодаря обмену заключёнными между Россией и Польшей. С 1922 г. викарий костёла Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в д. Негневичи Новогрудского уезда и деканата, сейчас Новогрудский район Гродненской области. С 1926 г. настоятель и декан кафедрального костёла Успения Пресвятой Девы Марии в Пинске, теперь райцентр Брестской области. С 1934 г. настоятель костёла Воздвижения Св. Креста в Бресте. С 1937 г. член Пинской кафедральной кaпитулы. С 1939 г. генеральный викарий епископа К. Букраба, брестский декан, профессор Высшей духовной семинарии в Пинске. Во время 2-й мировой войны оставался на оккупированной территории, помогал евреям и политзаключённым. Арестован фашистами. Выполнял священнические обязанности среди заключённых до самой смерти, не принял от карателей предложения по освобождению. Расстрелян с 38 заложниками в местечке Яново, теперь райцентр Иваново Брестской области.

Источники: Памятная книжка Минской губернии; Каталіцкае духавенства Мінскай дыяцэзіі; Spis kościołów i duchowieństwa diecezji pińskiej; Hlebowicz, Katolicyzm w państwie sowieckim 1944–1992; Осипова, Гонения на Католическую Церковь в СССР; Dzwonkowski, Losy duchowieństwa katolickiego w ZSSR; Чаплинский, Осипова, Мартиролог Католической Церкви в СССР; Литургический календарь; Losy Kościoła Katolickiego na Białorusi w latach 1917–1953; Peszkowski, Zdrojewski, Katoliccy duchowni w golgocie Wschodu.

ИГНАТАВИЧЮС Зенон (ІГНАТАВІЧУС Зянон) [1908–1975], ксёндз. Окончил духовную семинарию. Принял таинство священства (?). Преподавал литургику в Ковенской духовной семинарии. С декабря 1941 г. в Минске как капеллан литовской военной формации, которая сотрудничала с немцами. Посещал приходы в Борисове, Дзержинске, Логойске, Слуцке, Долгиново. По дороге из последнего пункта ограблен и сильно избит. В Минске находился до 1944 года, откуда переехал в Италию. Потом переехал в Бразилию. Позже работал в Риме в Папском литовским коллегиуме.

Источники: Żurek W. Salezjańscy męczennicy Wschodu.

Костёл Девы Марии в ДрохичинеСИМОНОВИЧ Марк (СІМАНОВІЧ Марк) [10.10.1899, д. Акулина Лепельского (?) уезда Витебской губернии, теперь Ушачский район Витебской области (по другим данным, мест. Копыль Слуцкого уезда. Минской губернии, теперь райцентр Минской области) – 1942], ксёндз. Принял таинство священства (1923). С 1937 г. директор Нижней духовной семинарии в Дрохичине (Drohiczyn) Подляского воеводства, Польша, позже настоятель храма Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке Минской области. Накануне прихода немцев выехал в Клецк. Остался в регионе, выполнял пастырскую работу. Осенью 1942 года, несмотря на предупреждение об опасности, приехал в Слуцк, чтобы отправить богослужение. После мессы арестован полицейскими и расстрелян.

Источники: Spis kościołów i duchowieństwa diecezji pińskiej; Losy Kościoła Katolickiego na Białorusi w latach 1917–1953; Hładowski Władysław. Wspomnienia. Drohiczyn, 2000.

Костел Святого Юрия и Божьей Матери в деревне Першаи Воложинского районаУЛИНСКИЙ Франтишек (УЛІНСКІ Францішак) [1873 – 13.7.1942, Барановичи, теперь райцентр Брестской области], ксёндз. Окончил Могилёвскую духовную семинарию в Санкт-Петербурге. Принял таинство священства (1896). По некоторым данным, в 1900-е викарий костёла Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке, теперь райцентр Минской области. В 1906 – 10 администратор костёла св. Юрия в д. Першаи, сейчас Воложинский район Минской области. В 1910 – 15 настоятель храма св. Казимира в д. Вселюб, сейчас Новогрудский район Гродненской области. С 1922 г. исполняющий обязанности настоятеля храма Пресвятого Сердца Иисуса в д. Новосады Барановичского уезда и деканата, теперь Барановичский район. С 1928 г. настоятель прихода св. Апостолов Петра и Павла в местечке Логишин Пинского уезда и деканата, сейчас Пинский район Брестской области. С 1933 г. настоятель костёла св. Станислава в местечке Немиров (Niemirów) Бельско-Подлясского уезда Дрогичинского деканата, сейчас Польша. По некоторым данным, также служил администратором костёла в д. Макеевщина Барановичского уезда и деканата, сейчас Ляховичский район Брестской области. Арестован немцами 29.6.1942 года. Расстрелян. Похоронен на православном кладбище в Барановичах.

Источники: Каталіцкае духавенства Мінскай дыяцэзіі; Elenchus cleri et ecclesiarum archidioeceseos Mohiloviensis; Spis kościołów.

Костел св. Петра и Павла в Копыле. Начало ХХ векаПЕТКЕВИЧ Иосиф Станиславович (ПЯТКЕВІЧ Юзаф Станіслававіч) [1888 (по др. данным 15.9.1892), мест. Лепель Витебской губернии, теперь райцентр Витебской области – 2.9.1937, окрестности Кеми Карельской АССР, ГУЛАГ], ксёндз, общественный и культурный деятель. Из белорусской католической мещанской семьи. Окончил Могилёвскую духовную семинарию в Санкт-Петербурге (1916), где присоединился к белорусскому национальному движению. Принял таинство священства (1917). Продолжал учёбу в духовной академии до её закрытия советскими властями. Был членом академического белорусского кружка. С 1920 г. викарий приходского костёла св. Анны в местечке Дзержинск, с 1932 г. райцентр Дзержинск Минской области. В 1922 – 23 гг. ректор филиального костёла в д. Бобовня Слуцкого уезда Минской губернии, теперь Копыльский район Минской области. Со второй половины 1920-х служил в приходе в с. Симковичи, сейчас Слуцкий (правильно – Столбцовский. – В.Х.) район Минской области, храме Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии в Слуцке, костёле Обретения Св. Креста в местечке Узда, теперь райцентр Минской области. Во время ареста настоятель храма св. Апостолов Петра и Павла в местечке Копыль. Арестован 17.3.1933 года. Осуждён 3.6.1933 г. особым совещанием при ОГПУ за «антисоветскую агитацию и как член контрреволюционной организации» нa 5 лет ИТЛ. Этапирован в Беломорско-Балтийский лагерь ОГПУ Архангельской области и Коми АССР. По некоторым данным, в марте 1935 г. тяжело заболел, находился в лагерном госпитале. Взят под стражу в марте 1937 Католический костёл в Слуцкегода. Приговорён 2.9.1937 г. тройкой НКВД за «шпионаж» к высшей мере наказания. Расстрелян. По первому делу (№ 26931-с; хранится в архиве КГБ Беларуси) реабилитирован 31.5.1989 г. прокуратурой БВО, по второй – 30.11.1989 г. прокуратурой Карельской АССР.

Источники: Каталіцкае духавенства Мінскай дыяцэзіі; Stankievič A. Biełaruski chryścijanski ruch. Vilnia, 1939; БНДЦЭД; Осипова, Гонения на Католическую Церковь в СССР; Канфесіі на Беларусі; Dzwonkowski, Losy duchowieństwa katolickiego w ZSSR; Чаплинский, Осипова, Мартиролог Католической Церкви в СССР; Литургический календарь; Peszkowski, Zdrojewski, Katoliccy duchowni w golgocie Wschodu; Garbińsky, Turonak, Białoruski ruch chrześcijański XX wieku; Інфармацыя з базы даных Ю.А. Дзмітрыева.

Вероятно, нужно обратить внимание читателей, что это не полный список католических священников, служивших в Слуцке и его окрестностях в начале XX века. Также заметим, что ранее в литературе о Слуцке нам не встречалось название костёла Пресвятой Троицы и Успения Пресвятой Девы Марии. Так как действующий костёл в то время в городе был только один логично предположить, что костёл святого Антония Падуанского был на рубеже веков переименован. Остаётся только найти тому подтверждение в надёжных источниках.

 

Андрей ПОПОВ, Владимир ХВОРОВ