У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

Старчицкий монастырь

05.08.2015

В 20 километрах от Солигорска есть деревня Октябрь, называвшаяся до 1937 года Старчица, а также Старчичи, Старчина, Старожиле, Старожица. Примечателен этот населённый пункт тем, что недалеко от него на возвышенности, именуемой Вышковская гора, некогда располагался мужской монастырь, устройство которого связано с явившимся здесь в середине XVII века чудотворным образом Божией Матери. Сведений об этой обители сохранилось немного, но и они довольно противоречивы, вследствие чего публикации о Старчицкой обители, особенно современные, изобилуют всякого рода ошибочными сведениями. Однако попробуем разобраться, обратившись сперва к вопросу о времени основания обители, относительно чего существуют разные данные и мнения.

В 1781 году настоятель Слуцкого Троицкого монастыря архимандрит Павел (Волчанский), отзываясь на запрос Киевской духовной консистории относительно сведений о монастырях Слуцкой архимандрии, составил справку, в которой мы находим первое письменное свидетельство об устройстве Старчицкой обители.

Вот что сообщал архимандрит Павел: «Означенный Старчицкий монастырь или скиток поскольку не имеет за собою никаких деревень, ни грунтов, то по сей надеюсь причине не имеет у себе никаких писем, а потому и о происхождении оного написать нет из чего, кроме сего. Из старейших старожилов Свято-Троицкого архимандрии Слуцкой монастыря братии о начале означенного Старчицкого монастыря или скитка некоторые сообщили следующее». Далее архимандрит Павел сообщает то, что ему удалось разузнать от монастырских старожилов. Но, как видим, источник этот крайне ненадёжный.

В документе читаем: «На том месте, где ныне скиток Старчицкий устроен, из давних времён (как они братия памятуют с давнишних людских повестей) была только устроена каплица, в которой была икона Богоматери, к которой каплице в праздничные дни собирались люди для богомолья, оная ж каплица была под ведомством архимандрии Слуцкой.

Когда ж (как говорят) в тысяча семисотом году во время собрания в оной каплице, от иконы Богоматери явилось чудо, которое чудо когда бывший архимандрит Феофан Креховецкий и княжества Слуцкого управитель Казимир Клокоцкий надлежащим порядком исследовали и оное за истинное при многонародном собрании на том месте подтвердили, тогда ж оный княжества Слуцкого управитель Клокоцкий по власти своей на построение церкви и скитка приказал старосте своему Ярошу Сицку вымерить земли моргов восемь, потом в скором времени от доброхотных даятелей, приходящих к оному месту на богомолье, состроена церковь изрядная и келия для монашествующего, от того времени и поныне там жительствуют монахи, хотя в малом числи, и питаются либо собранием милостыни либо с присева своего на наёмной земле, либо снабжаются с архимандрии Слуцкой в нужных потребах. И сие место в Слутчизне для собрания там людей есть и по сей день славное, а больше ничего подлинного о сём скитку написать неоткуда» [1].

Вот эта последняя фраза – «а больше ничего подлинного о сём скитку написать неоткуда» – на наш взгляд, является ключевой. В связи с этим и данные о времени и обстоятельствах основания монастыря, приведённые архимандритом Павлом, не могут быть приняты как достоверные. Во-первых, Слуцкой архимандрией упомянутый Феофан (Креховецкий) управлял с 1678 по 1686 год, поэтому никак невозможно соотнести 1700 год с его деятельностью. Во-вторых, под сомнение можно поставить и само участие архимандрита Феофана в учреждении Старчицкого монастыря.

Сохранились дневниковые записи о посещении Старчиц, сделанные в 1678 году иеромонахом Димитрием (Туптало), будущим святителем Ростовским. В то время он проживал в Слуцком Преображенском братском монастыре, будучи приглашён туда в качестве проповедника. В Старчицы для поклонения чудотворной иконе Божией Матери иеромонах Димитрий выезжал дважды. В первый раз он побывал там в воскресенье 14 июня (по старому стилю), оставив в келейной летописи заметку об исцелении во время Литургии пяти человек. Второй раз он был там 22 сентября, отметив в дневнике, что в течение двадцати недель от образа Богородицы совершилось 76 чудотворений [2]. Исследовавший биографию святителя Димитрия И.А. Шляпкин высказал предположение, что в Старчицах он мог быть по случаю закладки там монастыря новым Слуцким архимандритом Феофаном (Креховецким) [3]. Предположение это можно отнести лишь ко второй поездке иеромонаха Димитрия, поскольку архимандрит Феофан прибыл в Слуцк 3 августа, но и оно маловероятно.

Заметим, что иеромонах Димитрий говорит об исцелениях во время Литургии – значит, храм, а, следовательно, и монастырь в Старчицах уже существовал. К тому же он упоминает о чудесах, происходивших на протяжении довольно длительного времени. Таким образом, можно полагать, что Старчицкая обитель была основана ранее 1678 года и, скорее всего, при архимандрите Феодосии (Василевиче). Вместе с тем встречающаяся в некоторых публикациях информация об основании монастыря в 1670 году [4] не может быть принята, поскольку неизвестно откуда взята.

Архимандрит Николай (Трусковский) в «Историко-статистическом описании Минской епархии» указывает, что в монастыре было две церкви: Петропавловская и Рождества Богородицы [5]. Но он, кажется, ошибочно называет церковью часовню, которая, вероятно, и была освящена в честь Божией Матери, поскольку там первоначально хранилась Её явленная икона.

Также он сообщает, что к числу благодетелей Старчицкого монастыря принадлежал старчицкий эконом Павел Залесский, «давший плац для построения церкви и монастыря и 6 моргов пахотной земли» [6], то есть более трёх гектаров. Архимандрит Павел (Волчанский) упоминает о восьми моргах, выделенных по распоряжению управляющего Слуцким княжеством Клокоцкого. Как видим, сведения разнятся. Однако известно, что Старчицкий монастырь не имел ни собственной земли, ни крестьян. Лишь высочайшим указом 18 декабря 1797 года в качестве казённой платы ему была отведена мельница, приносившая незначительный доход [7].

Наиболее достоверной в справке архимандрита Павла является информация о численности братии и средствах её пропитания. Это он, как Слуцкий архимандрит, знал хорошо. Старчицкий монастырь был действительно крайне малолюдным даже на фоне того, что белорусские монастыри всегда были бедны монашествующими. Так, например, к началу 1812 года в нем числился всего один иеромонах [8]. Именно невозможность улучшить положение с монашествующими кадрами побудила Минского архиепископа Анатолия (Максимовича) упразднить Старчицкий монастырь. Указом Святейшего Синода 8 марта 1818 года обитель была закрыта, а монастырский Петропавловский храм сделан приходским [9].

Архимандрит Николай (Трусковский) ошибочно указывает, что монастырь упразднён в 1817 году [10]. Но на него иногда ссылаются, повторяя ошибку [11].

Ещё встречается упоминание Старчицкого монастыря как Успенского [12], а также указание, что близ него находился Успенский монастырь [13]. И это очевидные ошибки.

Также можно встретить утверждение, будто «наместники» Старчицкого монастыря «имели вес в церковном управлении», как об этом пишет протоиерей Александр Шкляревский. В качестве аргумента он, в частности, указывает, что при воссоединении униатов в 1794 году в помощь архиепископу Виктору (Садковскому) был назначен архимандрит Варлаам (Шишацкий), «ставший настоятелем Старчицкого монастыря» [14]. Но это совершенно не так: крохотный малообеспеченный приписной Старчицкий монастырь (скиток) никакого значения в церковном управлении не имел, и архимандрит Варлаам никогда его «наместником» не был. «Отправляя последнего в распоряжение преосвященного Виктора, – пишет С.Г. Рункевич, – Св. Синод окружил отправляемого архимандрита особенною заботливостью, предписывая преосвященному Виктору определить Варлаама в «богатейший» и «лучший» монастырь епархии. Преосвященный Виктор определил Варлаама в Дятловичский Преображенский монастырь – единственный богатый в епархии монастырь, среди множества совершенно обедневших» [15].

В некоторых публикациях можно встретить сообщение и о том, что святитель Димитрий Ростовский посещал Старчицы, будучи уже в сане митрополита и т.д. Как видим, всевозможных ошибок в сведениях о Старчицкой обители, и без того скудных, накопилось немало. Надеемся, что наши скромные замечания будут полезны исследователям и послужат поводом к более внимательному ознакомлению с источниками.

 

Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний,
кандидат богословия




 

[1] Мицик Юрій. Albaruthenica. Студії з історії Білорусі. – Київ, 2009. – С. 268.

[2] Жиленко Ирина. Автобиография свят. Димитрия Савича (Туптало) [Электронный ресурс]. – http://www.izbornyk.ru/synopsis/avtob.htm

[3] Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). – СПб.: Типо-хромолитография А. Траншель, 1891. – С. 29.

[4] Слюнькова И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – С. 611.

[5] Николай (Трусковский), архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии. – СПб.: Тип. дух. журн. «Странник», 1864. – С. 122.

[6] Там же.

[7] Рункевич С.Г. История Минской архиепископии (1793–1832): С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. – СПб.: Тип. А. Катанского и К., 1893. – С. 502.

[8] Там же. – С. 534.

[9] Там же. – С. 535.

[10] Николай (Трусковский), архимандрит. Указ. соч. – С. 122.

[11] Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 томах. Т. 1. – Репринтное издание 1890–1897 гг. – СПб.: Альфарет, 2007. – С. 203.

[12] Рункевич С.Г. Указ. соч. – С. 39; см. также «Православный собеседник» за 1913 г.

[13] Семенов-Тян-Шанский П.П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. 4. – М., 1873. – С. 752.

[14] Монастырь на Вышековской горе [Электронный ресурс]. – http://www.celitelnica.by/2015/05/02/monastyir-na-vyishekovskoy-gore/ – Дата доступа: 20.07.2015.

[15] Рункевич С.Г. Указ. соч. – С. 210.
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 1711. Последнее 2019-06-20 08:06:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru