«Ветхозаветная Троица» Василия Маркияновича

«Ветхозаветная Троица» Василия Маркияновича

21.08.2018

Известно, что учение о Троице – первом христианском догмате – было принято после официального установления христианства и включено в решения Первого и Второго Вселенских соборов (IV в.). Сюжет иконописных изображений Троицы основан на библейском рассказе о том, как праотец Авраам и его жена Сара встретили у дубравы Мамвре трёх Ангелов (см. Быт. 18). Им Авраам и Сара гостеприимно приготавливают «пресные хлеба», «телёнка нежного и хорошего», «масла и молока». Один из Ангелов во время трапезы предрекает Саре рождение сына Исаака. От него, по воле Бога, произойдёт «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Согласно традиционным православным толкованиям в образе трёх Ангелов Аврааму было дано откровение о единосущном и триипостасном Боге («Авраам же физическими очами зрел Ангелов и беседовал со Спасителем, но очами духовными видел он Троицу Пресвятую и Единосущную» (ев. Григорий Палама)) [Царство и царствие. Русская икона XVI века. – Мн. – 2003. – С.13]. Подобные толкования были положены в основу символической иконографии Святой Троицы в виде «Гостеприимства Авраама». При этом византийские и русские иконописцы обычно передавали явление Ангелов Аврааму со всеми подробностями. Изображались Авраам и Сара, а также дерево, дом, скала. Художники показывали, как Ангелы явились Патриарху, как он разместил их под сенью Мамврийского дуба, как он велел заколоть тельца и как он и Сара угощали затем Ангелов. Это чаще всего именно рассказ с вытекающими отсюда законами места, времени и действия [Троица А. Рублева. Антология / Сост. Г.И. Вздорнов. – М. – 1981. – С. 11]. Именно такой, библейско-исторический тип «Ветхозаветной Троицы», был распространён в византийском и русском искусстве до конца XIV века. При этом решении Ангел в центре выделялся рядом особенностей и в первую очередь крестчатым нимбом, символизирующим Христа (также фигура второго Ангела выделялась размером, распростёртыми, устремлёнными вверх крыльями, в руках второго Ангела помещался свиток – символ учительства, его десница изображалась сложенной в именословном благословении) [Лазарев В. История византийской живописи. Таблицы. – М. – 1986. – Табл. 18, 53; Архиеп. Сергий (Голубцов). Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева // Богословские труды. – Сб. 22. – М. – 1981; Смирнова Э.С. Иконы Северо-Восточной Руси. Середина XIII – середина XIV века. – М. – 2004.]. С конца XIV – начала XV века получает распространение тип «Ветхозаветной Троицы» с единосущными, равновеликими Ангелами. Следует особо отметить, что в древнерусском искусстве ХV–ХVІ веков происходило одновременное использование этих двух иконографических вариантов [Лаурина В.К. Две иконы «Троицы ветхозаветной» Русского музея и их литературная основа // Труды отдела древнерусской литературы. XXXVIII. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Под ред. Д.С. Лихачева. – Л.: Издательство «Наука», 1985. – С. 109–125.].

***

Единственным известным нам сохранившимся памятником Минской области на сюжет «Ветхозаветная Троица» является датированная 1761 годом икона мастера Василия Маркияновича.

 

Согласно архивным материалам (архивные исследования проводил Ю. Пискун) Маркиянович Василь родился в 1730 году в городе Слуцке (год смерти неизвестен). Происходил из старинного слуцкого православного купеческого рода. Василий обучался живописи в мастерской-школе Киево-Печерской Лавры. Блестящий расцвет иконописи Киева в середине XVIII века не мог не оказать влияния на формирование художника. Барочная пышность, орнаментальное богатство, высокое живописное мастерство исполнения икон в Киеве произвели на него, очевидно, сильное впечатление. Знакомство с барочными формами украинской иконописи сказывается в обильной растительной орнаментике на одеяниях персонажей. Произведения Маркияновича выделяются выразительной авторской манерой письма, индивидуальным типажом, композиционными приёмами. От творческого наследия иконописца сохранилось 9 икон. Он выполнял работы для Слуцкого Троицкого монастыря и других церквей города, для ряда сельских церквей Слуцкого княжества (Пискун Ю.А. Василий Маркиянович – Слуцкий мастак-иконописец середины XVIII в./ Могилянські читання. – 2000. – С. 225–229).

 

Она происходит из села Большой Рожан Солигорского района Минской области.

В. Маркиянович показал Ангелов с белыми, зеленоватыми и голубыми крыльями в красных, синих, зелёных, белых одеждах, затканных крупными пышными цветами и позолоченной каймой.

В нимбах всех Ангелов читаются буквы «СТЪ» (Святая Троица. – Автор.). Ангелы благословляют (у Ангела в центре – имянословное благословение), а в левой руке держат посохи.

Особую ценность представляет расположенная внизу справа надпись в пять строк, сделанная белой краскойПеред столом – Авраам в голубом хитоне, светло-коричневом на красной подкладке гиматии. Он … наделён нимбом с подписью. Сзади слева, на фоне серых палат, предстоит Сара в синем хитоне с белым платом на голове. Этому произведению присущи круговой характер композиции, звучность и локальность цвета, и некоторое нарушение пропорции в рисунке фигур. Особую ценность представляет расположенная внизу справа надпись в пять строк, сделанная белой краской: Сей Öбразъ Пртыя Тройци Надалъ Рабъ Бжи Давыдъ Сђчка и Салóанъ Казолъ за ^пу_еніе Грђховъ Своихъ. До церкви Рожанской. 01k71: Года. Мца ¿юла. кд. дня. (1761 г., 24 июля. – Автор.) Данная икона имеет гладкий красочный фон.

Яркая манера письма В. Маркияновича, выраженная в своеобразии рисунка, композиции, колорита, техники исполнения на деревянной основе практически без грунта (импрематура), позволяет считать его автором других стилистически близких произведений из села Большой Рожан: «Деисус» (1758 г.), «Покров», «Благовещение» (1761 г.), «Богоматерь Одигитрия-Воскресение» (1766 г.), «Св. Николай с житием», «Апостолы Пётр и Павел» (Покровская церковь, 1795 с. Чижевичи Солигорского района Минской области). Кроме 7 икон, написанных для церкви села Большой Рожан, в творческом наследии В. Маркияновича сохранились иконы «Богоматерь Одигитрия Ченстоховская» 1773 года в церкви города Осиповичи Могилёвской области и «Христос-Пантократор» в Слуцком районе Минской области [Пискун Ю.А. Василий Маркиянович – Слуцкий мастак-иконописец середины XVIII в./ Могилянськi читання. – 2000. – С. 227]. Иконописцу приписывают ряд несохранившихся произведений, известных по фотографиям начала 20-х годов XX века. Это две иконы – «Благовещение» и «Покров» – из слуцких церквей и две портретно-аллегорические композиции на холсте из Троицкого монастыря в городе Слуцке – сводный портрет четырёх слуцких князей и портрет Яна Симеона Олельковича [Пискун Ю.А. Василий Маркиянович – Слуцкий мастак-иконописец середины XVIII в./ Могилянськi читання. – 2000. – С. 228–229].

 

***

 

В творчестве Василия Маркияновича сохраняются традиции (особенности) иконописи Слуцка – города, который на протяжении XVI–XVIII веков являлся одним из крупнейших художественных, культурных и религиозных центров ВКЛ. К ним можно отнести сложные композиционные построения, соединение православной иконографии с западноевропейскими иконографическими схемами. Его работы (как и «Троица») сохраняют одухотворённость и символику, характерные для православной иконописи Слуцка [Пискун Ю.А. Василий Маркиянович – Слуцкий мастак-иконописец середины XVIII в./ Могилянськi читання. – 2000. – С. 228]. Архивные материалы содержат информацию о численности, составе, социальном и имущественном положении представителей художественных профессий Слуцка. Инвентарь 1683-го и ревизия 1689 года взаимно дополняют друг друга и указывают на пребывание в этот период в городе 11 живописцев [Пискун Ю.А. Представители художественных профессий среди ремесленного населения Слуцка в XVII–XVIII веках // Dailės istorijos studijos, t. 2. – Vilnius – 2006. – P. 204].

Ревизия 1712 года выявила 5 имён. По материалам Н.Ф. Высоцкой [Высоцкая Н.Ф. Темперная живопись Белоруссии конца XV–XVIII века – Мн. – 1986. – С. 187–197] в 1728 году в Слуцке работало 8 художников. Документы 1750 года сохранили сведения о 15 художниках, трое из которых состояли на службе у И.Ф. Радзивилла, а инвентарь 1767 года – только о 8. Таким образом, упоминание в архивных источниках известного числа художников может служить достаточным основанием для суждения о высоком уровне художественного развития города Слуцка и его значимости в культуре своего региона. Необходимо подчеркнуть, что ещё в 1927 году Н.Н. Щекатихин считал, что в Слуцке существовала крупная живописная школа [Щекотихин Н.Н. Белорусское искусство – БСЭ. – Т. 1. – М. – 1927. – С. 416].

 

Любовь Львовна СЫСОЕВА,
ведущий научный сотрудник отдела древне-белорусского искусства
Национального художественного музея Республики Беларусь

Mинские епархиальные ведомости, №№ 3–5 (116–118)/2015.
Из статьи «Сюжет «Ветхозаветная Троица» в иконописи Беларуси XVII–XVIII веков. Выборочно.

 

Подбор иллюстраций – Владимир ХВОРОВ