«…Две сестры: Беларусь и Россия…» или «А как у них?»

«…Две сестры: Беларусь и Россия…» или «А как у них?»

22.08.2012

 

Уходящим летом мне довелось опять посетить два райцентра Нижегородской области России. Каждый год я стараюсь побывать на Родине, слава Богу, что ещё родители и другие родные живы, да и друзья детства всегда рады моему приезду…

Для тех, кто не очень сильно увлекался в детстве географией, подскажу, что эта область находится в центре Европейской части России и входит в состав Приволжского федерального округа. Это один из крупнейших регионов Центральной России. Площадь её составляет 76 900 км², а протяжённость с юго-запада на северо-восток – более 400 км.
Население – около 3 300 тыс. человек (2012), удельный вес городского населения – около 79 % (2009).
Область граничит на северо-западе с Костромской областью, на северо-востоке – с Кировской, на востоке – с республиками Марий Эл и Чувашия, на юге – с республикой Мордовия, на юго-западе – с Рязанской областью, на западе – с Владимирской и Ивановской областями.

Естественно, когда оказываешься в другом городе, начинаешь невольно сравнивать его с тем местом, где ты живёшь постоянно. Мне, наверное, как ни кому другому проще сравнивать жизнь там и тут, ибо для меня одинаково дороги как Россия, в которой я родился и вырос, так и Беларусь, в которой я живу уже больше, чем прожил в России – 26 лет.

Итак, город Володарск – административный центр Володарского района. Расположен в западной части Нижегородской области и граничит на севере с Чкаловским районом и Ивановской областью, на востоке с Балахнинским районом и городом Дзержинск, на юге по реке Оке с Богородским и Павловским районами, на западе с Владимирской областью.
Территория Володарского района занимает 1,05 тыс. кв. км.   Лесами занято 60,5 тыс. га — 57,6% всей площади.
Население на 1 января 2011 г. составляло 58757 чел.
На территории района 32 населённых пункта, из них: 1 - город, 7 - поселков, 24 - сельских населённых пункта.

Из 9 предприятий района в самом Володарске находятся:
ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская», выпускающая яйцо куриное, мясо птицы, колбасы, деликатесы, фарш куриный, молоко;
ООО «Мукомольный комбинат «Володарский» (мука пшеничная, комбикорма);
ООО Завод «Лакокраска-Юганец» (краски, лаки, эмали);
ООО «Сеймовские мельницы» (мука пшеничная).
Около 70 процентов земли района находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

Некогда тут жил Николай Александрович Бугров (1839–1911), самый крупный промышленник-финансист Нижегородской губернии конца XIX – начала XX века, меценат и благотворитель. Многие здания, построенные им в те времена, стоят до сих пор и носят в народе его имя: например, «бугровская баня» или «бугровский магазин».

Уникальным по своему внешнему виду и по содержанию является Володарский исторический музей. В 1994 г. ему было передано здание бывшей летней дачи Н.А. Бугрова – двухэтажный деревянный особняк с фигурной крышей, украшенный замечательной резьбой. Дом построен без единого гвоздя, из собственного леса Бугрова. Профессор Нижегородского университета Андрей Васильевич Седов нашёл в архиве сведения о том, что проект бугровской дачи выполнил архитектор Малиновский. Среди экспонатов – вексель на 1000 рублей с личной подписью Н.А. Бугрова, подлинные предметы обстановки кабинета композитора Б. Мокроусова.

Долгое время в городе было одно крупное предприятие – мельница (построенная ещё Бугровым).
В 1964 году в городе была основана Птицефабрика «Сеймовская», как предприятие яичного направления, рассчитанное на содержание 100 тыс. кур-несушек.  За до перестроечное время существования птицефабрика преобразила маленький городок. Был построен новый микрорайон четырёх- и пятиэтажек, называемый в народе «Птичник». Проложены асфальтированные дороги, построены дворец культуры, детский сад, школа, магазин, столовая, почта, ходили рейсовые автобусы птицефабрики. Ситуация была схожа с той, что была в колхозах случчины. Денег – «куры не клюют», только успевай осваивать. Но пришла перестройка…

Сейчас по объёмам производства куриных яиц «Сеймовская» входит в первую десятку птицефабрик России. Но средств на содержание инфраструктуры, увы, теперь не хватает. Нет, видимо денег и в бюджете района. Кругом наблюдается не ухоженность и заброшенность. Асфальтовые дорожки, сделанные ещё в 60-е годы прошлого века, разрушены временем, покрыты слоем грязи. Заборы покосились, дома не красятся. Да что дома! Школа – и та выглядит весьма плачевно: штукатурка отвалилась, краска на стенах облезла. Немного чувствуется забота об автомобилях – иногда дороги подлатывают, а вот пешеходам приходится передвигаться по обочине, где обычно пыль, грязь и коровий помёт. Однако местные жители к этому относятся философски – по земле ходить всё же полезнее, чем по асфальту.
Зато мне очень понравилось решение местных властей, сделавших искусственное озеро для отдыха горожан. Подпитка озера осуществляется из местной реки Сеймы. С одной стороны берег крутой – для любителей понырять, с другой – пологий для отдыхающих с детьми. Очень толково сделано. Вода всегда тёплая и чистая.

А вот к решению Нижегородских властей о строительстве спортивно-оздоровительного комплекса «Триумф» местные жители отнеслись с непониманием. Говорят, что губернатор лично контролировал ход строительства, прилетая чуть ли не ежедневно на вертолёте. Почему решено было строить этот объект именно здесь не понятно, ведь в городе до сих пор нет ни современной поликлиники, ни больницы… Они бы жителям были куда более полезны. А комплекс всё же предназначен для немногочисленной части населения, которая может себе позволить такие «излишества» как занятия хоккеем, теннисом, плаванием. Большинство предпочитает всё же огород, телевизор, а то и, чего греха таить, бытовое пьянство.

Несмотря на статус районного центра, торговля развита очень слабо. Необорудованный, стихийный рынок возле железнодорожного вокзала и такой же в микрорайоне «Птичник». Магазины сильно похожи на наши райповские в Слуцком районе. Выбор товаров скуден – только самое необходимое. За любой гайкой необходимо ехать в соседний город Дзержинск. Широко распространены мини-магазины, или, как их у нас называют, «роллеты». Практически любая торговая точка продаёт и спиртное и табак.

В этом году в городе появился новый магазин «Магнит». Он занял старое здание, в котором размещалась всевозможная торговля. Тут были и продукты, и аптека, и автозапчасти, и мебель, и стройматериалы. Но без излишеств – всего по минимуму.

В «Магните» повстречал «земляков»: слуцкий сахар и пошехонский сыр. Было очень приятно. Как видим наш сахар по 29 рублей 60 коп. или 7577,6 белорусских рублей (здесь и далее приводятся цены в белорусских рублях по курсу 1:256). Сыр – 240 р. 70 коп. (61620 бел. руб. Для справки: в фирменном магазине сыродельного комбината - 45 730 бел. руб.). В другом магазине девушка любезно предложила бытовую химию белорусского производства. А мама моя всегда поддерживает Слуцкого производителя – покупает зелёный горошек. Правда, в этот приезд на прилавках я его не увидел. Все поголовно хвалят белорусскую сгущёнку. Если кому-то говорю, что приехал из Беларуси – сразу же все вспоминают сгущённое молоко. Бренд!

Кстати, прочувствовал на себе полезные советы телепередачи «Контрольная закупка». Захотелось мне к обеду свининки поджарить... Аккурат в новом магазине «Магнит» я и присмотрел красивый кусок замороженной вырезки. Только дома я вспомнил все сюжеты программы о том, как шприцуют солевым раствором мясо с целью увеличения веса! После разморозки я реально увидел, сколько в этом куске мяса присутствует воды, но и это ещё не всё. Во время жарки солевой раствор начал вытекать из мясных волокон. Продукт был настолько пересолен, что его пришлось несколько минут вымачивать в воде. От килограммового куска мяса осталось едва ли грамм триста. Оказалось, что местное население такое мясо вообще не покупает – только свежее на рынке. Кстати, о ценах: свиная вырезка доступна по 250 рублей за кг (64 000 бел. руб.).

Несколько обескуражило отсутствие регулярного автобусного движения. Вернее автобусы ходят, но по очень хитрому расписанию: с периодичностью не менее 1 часа и несколькими непонятными перерывами. К тому же ещё есть какие-то проходящие маршруты. Местное население всё это знает, а приезжему сориентироваться трудно, тем более, что на остановках ни какой информации нет. Стоимость проезда составляет 15 рублей (3 840 бел. руб.).

За то в городе большой популярностью пользуется такси. И, кажется, что таксистов здесь на много больше, чем в Слуцке. Вызов осуществляется через диспетчера. Стоимость проезда днём в любой конец города – 80 рублей (20 480 бел. руб.), ночью – 90 (23 040 бел. руб.). Нужно отметить, что за вами может приехать в 80% случаев автомобиль без всяких признаков или опознавательных знаков, что это такси. Поэтому диспетчер обычно уточняет маршрут, называет госномер автомобиля и согласовывает стоимость проезда.

Огородничеством занимаются только те, кто живёт в частном секторе. Так называемые «сотки» заброшены лет 15-17 назад. Народ научился считать деньги. Теперь легче и дешевле купить, чем самому вырастить сельхозпродукцию. На месте бывших огородов вымахали деревья выше человеческого роста.

Интересно организованы платежи за коммунальные услуги. Если нет льгот, то за двухкомнатную квартиру приходится платить около 3000 рублей (768 000 бел. руб.). Большинство граждан установили счётчики учёта потребляемых услуг. Но вот что интересно, несмотря на то, что за воду граждане платят по счётчику, на них «вешают» ещё и дополнительные расходы воды. Как мне объяснили – это покрытие расходов за тех, кто не вовремя платит за услуги и различные потери воды по пути к потребителю.

Ещё сильнее меня удивило то, что оплата за отопление разбивается на весь год. Это делается якобы для того, чтобы людям было не так много платить в отопительный сезон. Каким образом ведётся учёт тепловой энергии, и каким образом формируются суммы в «жировках» для меня так и осталось загадкой – ни кто пояснить толком не смог. То ли оплата за тепло производится наперёд, то ли кредитным способом. Как рассчитывают людей при переезде, продаже жилья – всё это непонятно. Однако народ смирился с таким положением дел и не представляет иного подхода к решению вопроса коммунальных платежей.

Многие жители поставили себе счётчики не только на газ (тариф – 3971,69 руб./тыс.м3 или 1016752,64 бел. руб./тыс.м3. Напомним, что у нас 1 кубометр летом стоит 933,6 бел. руб.), но и электронные для дифференцированной оплаты за электроэнергию. По времени суток тариф на электроэнергию дифференцируется как ночная и дневная зона или вообще делится на три зоны: ночная зона с 23:00 до 7:00; полупиковая зона 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00 и пиковая зона 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00. Кто пользуется – говорят о значительной экономии.

Я расспросил некоторых компетентных лиц и знакомых электриков о том, как обстоит с дифференцированной оплатой за электроэнергию в Слуцке. Оказалось, что пока это у нас не практикуется, да и по расчётам не даёт заметной экономии, а зимой можно оказаться и в проигрыше. К тому же и по времени суток у нас совсем другая разбивка. Вот наши тарифы (с сайта РУП «Минскэнерго»):
одноставочный тариф – 445,6 руб./кВч;
дифференцированный тариф по временным периодам: минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00) – 311,9 руб./кВч; максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00) – 891,2 руб./кВч.
Каждый может сам посчитать свою выгоду.

В целом же, на мой взгляд, мы, случчане, имеем услуги, связанные с жильём на много дешевле и качественней.

Довелось мне окунуться и в бюрократическую волокиту. В соответствии с Федеральным Законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении ...»  граждане должны установить сами различные счётчики. Требования установки приборов учёта распространяются на учёт электрической, тепловой энергии, газа, воды, нефти и нефтепродуктов, а так же иных товаров, снабжение которых производится через присоединённую сеть.
Вот я и решил помочь престарелым родителям в установке счётчика учёта холодной воды. Оказалось, что по телефону такие вопросы не решаются и никакой службы «одно окно» тут и в помине нет.

Немного предыстории. Буквально перед поездкой в Россию я устанавливал счётчик учёта расхода газа у себя дома в Слуцке и поэтому есть с чем сравнивать. Вопрос был решён элементарно. Я позвонил в Слуцкмежрайгаз, девушка записала необходимые данные. В назначенное время приехал мастер и после обсуждения вариантов установки сказал примерную стоимость. Потом я назначил удобный день и время для монтажа счётчика. Приехала бригада, установила прибор, сразу же его опломбировала, мы подписали необходимые документы, я заплатил деньги. Вот и всё! Всё по уму: без нервотрёпки и лишних движений.

А так я устанавливал счётчик в России. Сначала пришлось идти с мамой-старушкой в домоуправление с заявлением. На моё предложение о том, чтобы всё сделало домоуправление, а мы им только заплатили, увидел только удивлённо-ошарашенные глаза специалиста. Пришлось продолжить мытарства: сначала заплатить за составление технических условий (это типа проекта). Счётчик и сопутствующие кран и фильтр нужно приобретать самому (а если сам не соображаешь – нанимай помощников). Затем нужно ехать на другой конец города в ЖКХ для заключения договора, т.к. решить по телефону вопрос чиновники категорически отказались, несмотря на 85-летний возраст потребителей и наличие у отца всяких льгот инвалида Великой Отечественной войны. Транспорт, естественно, туда не ходит – пришлось ехать на такси. Хорошо, что ещё не потребовали от меня заверенную доверенность от родителей!

Оказалось, что в ЖКХ я нужен только для того, чтобы бумажки носить из кабинета в кабинет. Опять заставили писать заявление, теперь уже на предмет заключения договора на оплату по счётчику. С заявлением послали к начальнику на подпись. Начальник был занят, и секретарша пообещала, что он сам подпишет потом. Затем нужно было зайти в соседний кабинет к экономисту. Экономист в заявлении проставил сумму – 300 рублей. От экономиста нужно пройти в кабинет напротив, к кассиру бухгалтерии. Кассир принял от меня сумму, указанную экономистом, о чем поставил стильный штамп на заявлении и подпись. Потом я вернулся в тот кабинет, где писал заявление и подписал договор.

В каждом кабинете, в издёвку над посетителями была вывешена табличка о том, что не стоит мотать нервы ни себе, ни людям типа «Не тратьте нервы на то, на что вы можете потратить деньги!» или «Нервы надо беречь – а если тратить, так уж на что-нибудь действительно стоящее!!!».

Я гордо поведал работницам ЖКХ о том, как такие вопросы решаются у нас в Слуцке. Оказалось, что в больших городах такой способ работы с клиентами, оказывается, практикуется, а у них ещё пока не внедрили.

Осталось совсем малое – найти тех, кто счётчик установит, а потом пригласить специального человека который опломбирует счётчик. Кстати, пломбируют почему-то только один день в неделю – в пятницу.

Сантехники нашлись быстро – одноклассники помогли, а вот уж опломбировали без меня – я уехал. Установка одного счётчика от начала до конца обошлась примерно в 2500 рублей (640 000 бел. руб.).

Из райцентра Володарск в административный центр городского округа «Город Дзержинск» (так правильно звучит) можно добраться как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

Железная дорога сейчас находится в идеальном состоянии по причине того, что с 30 июля 2010 г. здесь стал курсировать высокоскоростной поезд «Сапсан» Нижний Новгород – Москва – С.-Петербург. Скорость движения поезда составляет до 240 км/ч. Повезло и остальным поездам и электричкам – они стали ходить на много быстрее.

Электричка – это место работы не только работников железной дороги, но и множества торговцев газетами, мороженным, конфетами и шоколадом, разными мелочами типа батареек, носков и иголок. Они практически идут друг за другом. Пока один делает вступительную речь, предыдущий уже идёт по вагону со своим товаром. Встречаются торговцы талантом – певцы и музыканты. По моим прикидкам музыкант за одну песню имеет не менее 100 рублей (25 600 бел. руб.) с одного вагона. На электричке из одного райцентра в другой можно добраться за 23 минуты, заплатив 32 рубля (8 192 бел. руб.). Примерно 1 рубль за километр пути.
Кстати, победить безбилетных пассажиров удалось самым простым, но надёжным способом – в каждом вагоне работает кассир-контролёр. Иногда один на два вагона.

Город Дзержинск расположен в центре Нижегородской области, на левом берегу Оки в 30 км выше Н.Новгорода. Территория – более 60 кв. км. Город образовался в 1930 году на месте посёлка Растяпино. На сегодняшний момент население города составляет  261,84 тыс. человек. В городе более 15 высших учебных заведений. Имеются своя телекомпания и радиостанция, действует сеть кабельного телевидения и работает уличное радио, издаются десятки газет.

Дзержинск является одним из центров химической промышленности России: предприятия города производят минеральные удобрения, гербициды, продукты органического синтеза. Ядро химического комплекса Дзержинска формируют десять крупных акционерных обществ: «Сибур-Нефтехим», «Синтез», «Дзержинское Оргстекло», «Корунд», «Пластик», «Авиабор», ФКП «Завод им. Я.М.Свердлова», «Акрилат», «Дзержинскхиммаш» и «Дзержинский завод химического оборудования „ЗАРЯ"». Из за их наличия город считается одним из самых экологически грязных в России. Именно сюда за консервантом, используемым в пищевой промышленности, сернистым ангидридом (указывают на упаковке под кодом Е220) ездили и ездят наши пищевики.

За внешним обликом города местные власти не очень то и следят. Кое-какой порядок наблюдается в центре, вокруг площади Дзержинского. А так в основном – разбитые дороги (особенно периферийные и дворовые), свалки мусора, облезлые здания – на каждом шагу. За 10 дней пребывания я лишь один раз увидел газонокосильщика (Вспомните, как они надоедают нам в Слуцке своим жужжанием под окном!). Зелёные насаждения не стригутся, полные урны мусора там, где они есть и газоны, усыпанные пластиком и другими разными обрывками упаковки.

Нужно отметить широко развитый рекламный бизнес. Наружной рекламой увешаны практически все городские здания.

Муниципального транспорта практически не видно – редко можно встретить трамвай или троллейбус. Люди в основном пользуются рейсовыми автобусами частных транспортных фирм. «ПАЗики», которые выпускаются здесь же в Нижегородской области, шныряют по городу как муравьи. Долго ждать автобуса нужного маршрута не приходилось. Быстро набирает популярность велосипед, особенно в молодёжной среде.

В Дзержинске такси работает совсем по другим законам, чем в Володарске. У диспетчера стоит компьютерная программа, которая следит по GPS за каждой машиной, вышедшей в рейс. Заказы распределяются строго по очереди. Водитель никогда не получит заказ вне очерёдности, даже если автомобиль будет стоять у соседнего дома. В случае отказа от выполнения заказа вызов передаётся другому водителю. Заехать за 30 км из одного районного центра в другой стоит 350 рублей (89 600 бел. руб.). В оба конца платить не надо даже глубокой ночью.

Порадовало, что широко развита ежедневная палаточная торговля. В палатке можно не только выпить прохладительных напитков или пива, но и вкусно поесть. Постоянно поддерживается чистота и порядок. Возле каждой палатки стоят биотуалеты, что не может не радовать. А работают палатки с раннего утра и до тех пор, пока есть клиенты. Т.е. можно не только поужинать, но даже и позавтракать. Нашим «палаточникам» есть чему поучиться у российских коллег.

Рынок ни чем особо от нашего не отличается, разве что на много более широким выбором мяса говядины и телятины, баранины и особенно речной рыбы. Последнее обусловлено близким расположением реки Волги и её притока Оки. Средняя цена килограмма речной рыбы составляет около 120 рублей (30 720 бел. руб.).

Проходя по улицам зачастую можно встретить торговые марки белорусских производителей. Единственное, что мне не попалось на глаза – продукция Слуцкого мясокомбината, как, впрочем, и других производителей мясной продукции из Беларуси. Правда целенаправленно я её и не искал.
В широком ассортименте представлена продукция СП «Санта Бремор» ООО.

На главной площади города стоит своеобразная Доска почёта. Понравилось, что не забывают в городе и о меценатах. Тут же не далеко установлен указатель городов-побратимов.

Трудно делать какие-то выводы за столь короткий срок пребывания, да и уровень жизни в двух соседних муниципальных образованиях заметно разнится. Тем неимение хочется отметить, что благосостояние у нас с россиянами примерно одинаково. У них заметно выше доходы, но и цены на коммунальные услуги, медицину и образование значительно выше. Да и на улицах как-то неприятно себя ощущаешь после Беларуси. Хотя местное население к грязи привыкло и не обращает на неё особого внимания, особенно из окна автомобиля.

У нас же наоборот – более развитая социальная защита в сфере коммунальных платежей, медицинского обслуживания, образования. А нашей европейской чистотой россияне давно восхищаются. Опять же отдых в санаториях по профсоюзным путёвкам больше доступен белорусу, чем россиянину.


Как бы ни было, но переезжать в Россию на постоянное место жительства пока совсем не хочется. Почему? Посмотрите на фото и всё поймёте.



 

Владимир ХВОРОВ


  • г. Дзержинск. Ф.Э.Дзержинский и площадь, названная в честь него
  • г. Дзержинск. Города побратимы (указатель)
  • г. Дзержинск. Лучшие благотворители
  • Гордость города – это, конечно же, люди!
  • г. Дзержинск. Что-то типа Доски почёта
  • г. Дзержинск. А тут опять реклама женского белья от «Милавицы»
  • г. Дзержинск. А вот и «Белвест»
  • А это уличный ценник
  • г. Дзержинск. И здесь всё из Беларуси
  • Продукция явно популярна в России
  • г. Дзержинск. А вот наша белорусская «Милавица»
  • Уличная торговля на рынке. В этих краях почему-то принято клубнику называть Викторией
  • Лещи – просто загляденье!
  • Выбор свежей речной рыбы весьма широк
  • Российские продавщицы любят фотографироваться и никогда не закрываются от фотографа. Они рады бесплатной рекламе
  • г. Дзержинск. Центральный рынок
  • г. Дзержинск. Популярность набирает велосипед
  • г. Дзержинск. Автобус – самый распространённый вид транспорта
  • г. Дзержинск. Наконец-то встретился газонокосильщик. Инженера по технике безопасности у них видимо сократили
  • г. Дзержинск. У центрального входа на рынок. Свалка мусора – в порядке вещей
  • г. Дзержинск. Реклама на торговых точках. Лошадки возят детей ежедневно, а не только по праздникам
  • Зюганов обещает заставить вернуть украденное. Интересно, что и когда, а главное – кому?
  • г. Дзержинск. Рекламные щиты
  • Станция «Дзержинск»
  • Вагонный артист. За качественное исполнение денег не жалеют, хотя на электричке ездят не самые богатые люди
  • В вагоне работает контролёр-кассир
  • г. Володарск. Электричка – самый быстрый транспорт
  • г. Володарск. Железнодорожная станция «Сейма»
  • Высокоскоростной поезд «Сапсан»
  • Вот такие счётчики для дифференцированного учёта расхода электроэнергии установлены почти у всех
  • г. Володарск. На месте огородов («соток») растут деревья и бурьян
  • г. Володарск. Ненавязчивое и дешёвое такси
  • г. Володарск. Это тоже произведено в Беларуси
  • г. Володарск. Произведено в Беларуси
  • Пошехонский сыр Слуцкого сыркомбината. Цены весьма сильно накручены
  • Новый облик магазина. В центре – слуцкий сахар
  • Прошлогодний прилавок в здании, где сейчас находится магазин «Магнит»
  • Вход в магазин раньше завораживал своим дизайном!
  • Так выглядел магазин в прошлом году. Зимой в магазине отопления не было
  • г. Володарск. Новый продуктовый магазин «Магнит» ещё достраивается
  • г. Володарск. Мини-рынок в микрорайоне «Птичник»
  • г. Володарск. Искусственное озеро в черте города
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс «Триумф». Есть всё от искусственного льда до теннисного корта
  • г. Володарск. В очереди на приём к врачу
  • г. Володарск. Центр России – такое в порядке вещей
  • г. Володарск. Это регистратура, зубной и ещё какие-то кабинеты
  • г. Володарск. Районная поликлиника
  • г. Володарск. Это родная школа
  • г. Володарск. Это районная аптека
  • г. Володарск. Так выглядят тротуары на главной улице районного центра
  • г. Володарск. Летняя дача Н.А.Бугрова
  • г. Володарск. По преданию на этой улице Н.А.Бугров строил дома для своих работников, когда они женились
  • г. Володарск. ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская»
  • Здание администрации Володарского района. Центральная площадь
  • Нижний Новгород. Вид на Стрелку – место, где Ока впадает в Волгу