Ева Фелинская

Ева Фелинская

25.01.2017

Ева Фелинская – писательница, мемуаристка, участница польского национально-освободительного движения.

О её судьбе и особенно об отношениях с дочерью можно снимать кино!

Родилась 26 декабря 1793 года в селе Узнога Слуцкого уезда Минской губернии. Ныне это деревня в Клецком районе Минской области. Урожденная Вендорфф, её предки-немцы поселились в белорусских землях в начале XVIII века.

Детство её прошло в наследственном имении Вендорфов Голынке, где она ходила в приходскую школу вместе с крестьянскими детьми. Учёбу продолжила в знаменитой Слуцкой гимназии.

В 1811 году вышла замуж за помещика Герарда Фелинского и переехала в его поместье Воютин (ныне – Луцкая область, Украина). В браке Ева стала матерью десятерых детей, однако четверо старших умерли в раннем возрасте. Среди выживших шести детей – будущий архиепископ Варшавы Зыгмунт Фелинский, впоследствии канонизированный католической церковью.

В поместье мужа Ева учила крестьян рациональному ведению хозяйства, но понимала, что для коренного изменения народной жизни этого явно недостаточно.

Ева ФелинскаяВ 1820-м семья переезжает в Житомир, в 1831-м – возвращается в Луцкий уезд. В 1833 году, когда Фелинской было 40 лет, она овдовела, на её попечении остались шестеро детей и старенькая парализованная мать. После смерти Герарда семья переехала в Кременец (ныне – Тернопольская область, Украина).

Паулина - дочь Евы ФелинскойУже будучи вдовой, Ева Фелинская увлеклась революционными идеями, познакомилась с польским революционером Шимоном Конарским и вошла в подпольную организацию «Содружество польского народа». Она стала секретарём Конарского, помогала ему скрываться от российской полиции, вела переписку «Содружества», занималась подпольной работой, некоторое время сама скрывалась в Галичине. Также Фелинская создала под псевдонимом «Скала» филиал Содружества – «Женское общество», которое начало вести работу среди крестьян. И это, как свидетельствуют историки, была первая женская нелегальная организация на всех белорусско-литовско-украинских просторах. Изначально в организации состояло 20 участниц. В частности, в 1837 году они организовали в Кременце подпольную школу для девочек из бедных семей. Преподавала сама Ева, её дети и друзья.

Деятельность «Женского общества» показалась властям настолько опасной, что её руководительница была в 1838 году арестована и доставлена в прославленную Киевскую цитадель, а оттуда «Скалу», разлучив с детьми, отправили в сибирскую ссылку «навечно» – в Берёзов Тобольской губернии, недалеко от устья Оби (ныне – Ханты-Мансийский АО, РФ). Ева Фелинская была первой полькой, сосланной в Сибирь. Именно там она начала писать свои «Воспоминания о путешествии в Сибирь и пребывание в Берёзове».

Сын Евы Фелинской – будущий архиепископ Варшавы Зыгмунт Фелинский, впоследствии канонизированный католической церковьюПо словам историка Валентина Грицкевича, Ева Фелинская была первой европейской женщиной, подружившейся с сибирскими туземцами, хантами, мансийцами и ненцами, считавшей их высокоморальными и способными людьми и описавшей их, называя Шимон Конарскийостяками, в своих довольно осторожных дневниках. Сенсационность их заключалась не только в том, что как очевидец автор точно описала быт и нравы жителей юрт, в которых побывала сама, но прежде всего в том, что подробно был восстановлен ход восстания ненцев и хантов под руководством мужественного Ваули Пиеттомине. Это был не разбойник, как утверждали власти, а защитник обездоленных единоплеменников. Схватить же его, утверждает Фелинская, удалось только обманом, заманив в западню.

Дневники Фелинская продолжала вести и в Саратове, куда ей разрешили переехать из Сибири (о причине она ещё не знала и даже не догадывалась). В них достоверно описано бытие местных татар, башкир, калмыков, их колоритные ярмарки, добыча соли в степных уездах губернии. Впечатляет образный рассказ о неудачной попытке побега ссыльного повстанца Мижигурского, организованного его женой, личностью трагической. Именно это описание легло потом в основу рассказа Льва Толстого «За что?».

В переводе Фелинской в Саратов (что было существенным улучшением её жизненных условий), вероятно, сыграла роль её старшая дочь, Паулина. Несмотря на слабое здоровье, она была готова повторить подвиг декабристок и последовать в ссылку за матерью. Но мать не хотела принять жертву дочери и запретила ей приезжать. Вот цитата из письма Паулины матери: «Не отталкивай меня больше от себя, любимая Мама, сжалься над сиротством ребёнка Твоего. Разве хочешь меня приговорить к вечному скитальчеству по чужим домам, где буду для всех грузом и препятствием, тогда как при Тебе ещё могу быть счастливой и нужной Тебе дочерью? Если мне и теперь ещё не разрешишь приехать, останусь, однако иного счастья искать не буду, ибо оно не существует для меня, пока Ты страдаешь далеко от тех, кто Тебя больше жизни любит».
Адам Шемеш
Доведённая до отчаяния Паулина идёт на крайность: узнав, когда и куда приезжает в Киеве император, она тоже устремляется туда, пробивается с письмом сквозь толпу – и в самый решающий момент падает в обморок. Один из офицеров поднимает послание и потом передаёт его адресату. Возможно, именно это письмо сыграло свою роль в переводе Евы Фелинской из Берёзова в куда менее суровый Саратов.

Получив благословение родительницы (будущие зять и тёща называли друг друга «сыном» и «матерью»), Паулина выходит замуж за художника Адама Шемеша. Вскоре он также был арестован за участие в нелегальной деятельности и направлен в ссылку в Херсон. Несмотря на все запреты, Паулина едет с ним, затем неимоверными усилиями добивается замены места ссылки с Херсона на Саратов. Наконец семейство воссоединилось, но, увы, ненадолго. Вскоре Паулина умерла в тяжёлых родах.

Еве Фелинской позволили вернуться на Волынь в 1844 году, и она отправилась в Воютин с маленьким внуком. Там она и прожила до конца своих дней. Жила она в разорённом Воютине в скромной избушке, рассчитывая только на собственные руки. Денег же хватало на два платья – праздничное и будничное. Помогала и своим крестьянам, которые были ещё беднее, чем она.

Ева ФелинскаяПосле возвращения из ссылки Ева Фелинская четырежды напечатала свои дневники и воспоминания в Вильно – сначала в журнале «Athenaeum» (1846), а потом отдельными книгами. Уроженец Беларуси Кристин Лях Ширма перевёл их на английский язык. В Лондоне дневники выдержали три издания, после которых последовал ещё датский перевод. Критика назвала это произведение «документом эпохи».

Успех у читателя сибирских и саратовских дневников вселил в Фелинскую уверенность в её писательских способностях (а также, видимо, деньги были очень нужны). Одну за другой она пишет повести «Герсилия» (1849), «Пан депутат» (1852), «Племянница и тётка» (1853), потом «Воспоминания», посвящённые юности и доведённые до 1821 года (дальше – не успела…) В 1856 – 1860 годах они вышли в пяти томах. Проза Фелинской привлекала читателя (книготорговцы из Вильно и Киева сами торопили присылку рукописей и – о чудо! – платили гонорары, которыми можно было рассчитаться с долгами). Современная белорусская исследовательница Ирина Бурделева считает, что написаны эти книги в немецком стиле бидермайер, переходном между романтизмом и критическим реализмом и отличающемся прежде всего точным описанием повседневной жизни.

Произведения Евы Фелинской хранятся в библиотеках Вильнюса и Люблина. К сожалению, ничего не слышно о переизданиях…

 

 

Книги, рекомендуемые феминистками - fem-books.livejournal.com


 

 

Артур Прокопчук в книге «Жены земли Беларусь. 1000 лет истории Беларуси в женских образах» приводит слова Адама Мальдиса: «Писательское мастерство Евы Фелинской проявилось и в её письмах из ссылки к старшей дочери. Возвышенные рассуждения в них органически сочетаются с точностью деталей… На переписке матери и дочери основана повесть Зыгмунта Щенсного Фелинского «Паулина – дочь Евы Фелинской», написанная в ярославской ссылке».

В ссылке, надеясь на возвращение, писала когда-то его мать, Ева Фелинская:

«Литва, Литва дорогая! Значит, ещё раз ты будешь моей отчизной, ещё буду блуждать по твоим лесам. В поисках детских воспоминаний, узнавая деревья, которые сажались при мне, а теперь, как и я, постарели, или беседуя у печки, при огне из сосновых дров с каким-либо другом детства, будем оживлять воспоминания молодых лет, которые немножко снимут нашу старость. Моё воображение настолько разыгралось, отправленное путём давнишних воспоминаний, что мечтала я только о Литве, желая скорее преодолеть задерживающие меня здесь преграды».

Сбылось, но не для неё и слишком поздно…
 

 

Умерла 20 декабря 1859 г. в с. Воютин Луцкого уезда Волынской губернии.
 

 

Владимир ХВОРОВ