Александр Казимирович Сержпутовский

Александр Казимирович Сержпутовский

30.07.2015

История Случчины таит в себе ещё немало имён наших земляков, внёсших большой вклад в развитие края. Одним из таких подвижников является и Александр Казимирович Сержпутовский, знаменитый этнографист и исследователь, среди работ которого немало сведений и о Случчине.

Родился А.К. Сержпутовский 21 июня 1864 года в деревне Белевичи Чаплицкой волости Слуцкого уезда Минской губернии, сегодня Рачковичского сельсовета Слуцкого района, в семье бедного белорусского крестьянина, служившего долгое время лесным сторожем. У семьи Сержпутовских и земли-то не было! Отец работал то лесником, то сплавщиком леса… Семья переезжала с хутора на хутор в полесской глуши… Возможность почувствовать поэтичность своей земли была. К тому же Александр родился в 1864 году – в истории Белоруссии этот год отмечен разгромом восстания Кастуся Калиновского.

Считается, что он всю жизнь своей родиной считал деревню Чудин на Ганцевщине. Объясняется это тем, что через полгода после рождения сына семья Сержпутовских переехала на хутор, который находился между деревнями Чудин и Переволоки. Сегодня это урочище Сержпутовщина сельчане произносят проще, по-белорусски – Шарпутоўшчына. Кстати, памятный знак Сержпутовскому Александру Казимировичу размещается в урочище Шарпутовщина в 3 км на северо-восток от деревни Чудин и в 2,5 км на юг от деревни Переволоки, установлен летом 2003 года.

Первоначальное образование Сержпутовский получил в Вызнянском (от названия Вызна) народном училище. Теперь это городской посёлок Красная Слобода в Солигорском районе. В четырнадцатилетнем возрасте поехал сдавать экзамены в подготовительный класс Несвижской учительской семинарии. Знания показал хорошие. Однако пришлось ни с чем вернуться домой. К будущим семинаристам предъявлялись строгие требования, немалое внимание уделялось и к их здоровью. А здоровьем Сержпутовский похвастаться не мог, с детства рос хилым.

От своего решил не отступать и на следующий год снова подался в Несвиж. На этот раз приняли. А ещё через четыре года начал работать учителем Лучицкого народного училища в Мозырском уезде. И хотя сам рос в глуши, по приезду туда не мог не удивиться нищете местных жителей. Ещё его поразило и то, что люди, главной целью в жизни которых было любой ценой выжить, были весьма остроумными, склонными к песням и сказкам.

Александр Казимирович СержпутовскийУ молодого учителя появилось желание записать здешние обряды, законспектировать образцы устно-поэтического творчества. Позже Александр Казимирович признавался: «Живя долгое время на Полесье и имея прямые контакты с народом, мне удалось присоединиться ко всем сторонам его жизни. Таким образом я делал свои наблюдения, при любой возможности знакомился с различными предрассудками, суевериями, которыми так богаты жители этого уголка Беларуси».

Первый очерк «Голос из глуши» был напечатан в «Минских губернских ведомостях» в 1891 году. Всего же в этой газете Сержпутовский опубликовал их свыше двадцати. Сержпутовскому удалось передать своеобразие быта и традиций крестьян. В своих очерках Сержпутовский возмущался тем уроном, который наносят здоровью населения знахари и знахарки и поднимал вопрос о необходимости подготовки для села квалифицированных специалистов. Да и не только врачей. Обращал внимание и на то, что в село надо посылать больше учителей, культработников, специалистов других профессий. Как видно, заботился о том, чтобы в сельской местности работала по-настоящему народная интеллигенция, которая бы несла в глушь, в том числе и в полесскую, культуру, знания, отталкивала людей от мракобесия.

В то время талантливые юноши из Беларуси ехали учиться в Москву или Петербург. В Петербурге оказался и Казимир Сержпутовский… Но до этого ему пришлось долго выбиваться в люди. Ведь он был частью народа, культуру которого ему предстояло прославить. У Александра имелась уличная кличка – Шарпат, именно так он подписал впоследствии свою статью об открытии в Петрограде этнографического музея с богатыми белорусскими коллекциями, возможно, подчёркивая тем, что не отрекается от своих корней и в центре столичной науки. В городе на Неве в то время было много образованных «свядомых» белорусов, именно там печатались книги Янки Лучины и Франтишка Богушевича… Там Александр даже преподавал в белорусской школе для молодёжи.

В 1904 году Сержпутовский окончил Петербургский археологический институт. За годы учёбы он все больше склонялся к мысли, что нужно посвятить себя изучению жизни родного народа, его быта, фольклора, материальной культуры.

В 1906 году учёный дважды выезжал в Слуцкий, в который входила Ганцевщина, и Мозырский уезды. Адрес для своих первых экспедиций выбрал неслучайно. Хотел плодотворно поработать там, где многое было знакомым, встретиться с людьми, с которыми успел сблизиться. Районы, которые посещал Сержпутовский, относились к труднодоступной части Полесья, куда до сих пор исследователи не наведывались.

Храм в местечке Вызна Слуцкого уезда (ныне Красная Слобода). Фото А. Сержпутовского, 1925 г.Результатом поездок стала работа «Белорусы-полещуки (этнографический очерк): Постройки, занятия и поверья крестьян северной половины Мозырского и южной части Слуцкого уездов Минской губернии (38 чертежей и рисунков)». Она была представлена в Русский музей как дополнение к собранным экспонатам. К сожалению, этот труд, как и некоторые другие работы Сержпутовского, осталась в рукописи.

Работа Александра Казимировича Сержпутовского «Предрассудки и суеверия белорусов-полещуков» является результатом многолетней собирательской деятельности учёного. В ней содержится 2275 текстов, записанных преимущественно в деревне Чудин. Кстати, ей посвящён и обстоятельный языковедческий труд Сержпутовского «Грамматический очерк белорусской речи деревни Чудин Слуцкого уезда Минской губернии». Здесь, в Чудине, он записал немало народных сказок, которые сегодня стали хрестоматийными: «Господину наука» – от крестьянина Дударя, «Правда и кривда», «Полещуки и полевики», «Безногий богач» – от Данилы Кулеша, «Первое яичко», «Огонь в сердце, а ум в голове» – от Матрёны Бохмачихи и др. От А.К. Сержпутовского дошли до нас и скупые сведения о выдающемся белорусском сказочнике Редком.

Был Редкий неграмотный. Занимался обычной крестьянской работой. Однако у этого неграмотного народного художника А. Сержпутовский записал 40 сказок: «Музыка-чародей», «Музыка и черти», «Кузнец-богач», «Богатырь» и др. Следует отметить, что Редкий не только рассказывал, но и сам сочинял сказки.

Жатва в д. Ракини Слуцкого уезда Вызнянской волости (ныне Копыльский район). Фото А. Сержпутовского, 1925 г.Собранные А. Сержпутовским сказки, легенды, предания составили два больших сборника «Сказки и рассказы белорусов-полещуков» и «Сказки и рассказы белорусов из Слуцкого уезда».

Не обошёл учёный своим вниманием и народную песню. Сохранилась рукопись его сборника «Белорусские песни». Из его экспедиционных дневников можно видеть, как живо интересовался он народным песнетворчеством. Это подтверждает и «Тетрадь для заметок», которую вёл Сержпутовский во время своей поездки в белорусское Полесье в феврале 1906 года. Описывая деревни Огаревичи, Шашки, Круговичи, Чудин, Денисковичи, Гаврильчицы, он одновременно записывал в этих деревнях пословицы и поговорки, заговоры, песни.

Сержпутовский, хотя и провёл большую часть своей жизни за пределами Беларуси, никогда не порывал связи с ней. Постоянно интересовался работами белорусских исследователей, следил за литературными новинками, поддерживал контакты с некоторыми писателями. Есть сведения, что Александр Казимирович дружил с Янкой Купалой, знал наизусть его многие стихи. Интересовало Сержпутовского и творчество Якуба Коласа. Не в последнюю очередь, видимо, потому, что и Купала, и Колас уже в начале творческого пути были яркими выразителями души своего народа, а именно духовного мира белорусов и интересовали неизменно Сержпутовского.

Как мог, Сержпутовский отстаивал белорусский язык. Ещё в дореволюционное время он гневно осуждал тех, кто отрицал её самостоятельность, действовал по принципу, которого, к сожалению, по-прежнему придерживаются некоторые «интернационалисты». Если ты католик – значит, поляк, а если по вероисповеданию православный, то – русский. Большое внимание Сержпутовский придавал местным наречиям, в которых видел живой источник языка.

Жители окрестности местечка Вызна Слуцкого уезда. Фото А. Сержпутовского, 1925 г.В 1911 году в Петербурге вышла его книга «Грамматический очерк белорусского наречия дер. Чудин Слуцкого уезда Минской губернии», в которой Александр Казимирович поделился наблюдениями за языком полещуков, с которыми немало встречался, подчеркнул его особенность, непохожесть на другие речи.

В советское время Сержпутовский дважды путешествовал по Беларуси, пополняя свои фольклорные записи. А в остальное время являлся своего рода полпредом нашей республики в Ленинграде. Большую помощь Александр Казимирович оказал в начале 1920-х годов, когда Русский музей запланировал проведение ряда этнографических выставок, посвящённых народам, что населяли Советский Союз. Одной из первых в 1923 г. открылась экспозиция «Беларусь». А в том, что материалы попали в город на Неве вовремя, и такие, что характеризовали различные аспекты жизни белорусов, белорусского народа, конечно же заслуга Сержпутовского, который сам отбирал их и являлся консультантом для тех, кто принимал участие в подготовке выставки. При непосредственном участии Александра Казимировича оформлялись шесть из семи её разделов.

Сержпутовский одним из первых начал отстаивать необходимость создания в составе этнографического отдела Русского музея самостоятельного белорусского отделения. На целесообразность этого указывало то, что в фондах накопилось огромное количество этнографических и фольклорных материалов, которые имели отношение к Беларуси. Решение об открытии такого отделения было принято 24 мая 1931 года. Оно занималось исследованием жизни не только белорусов, но и других народов, живших на территории Беларуси: евреев, поляков, латышей, литовцев. Александр Казимирович разработал и план экспедиции «Белорусы и БССР». Выставка под таким названием работала в Русском музее в 1931–1933 годах.

Памятный знак Сержпутовскому Александру Казимировичу размещается в урочище Шарпутовщина в 3 км на северо-восток от деревни Чудин и в 2,5 км на юг от деревни Переволоки, установлен летом 2003 года.Не обошлось без Сержпутовского и в 1939 году, когда из английского города Ливерпуль, где проходила международная этнографическая выставка, поступило приглашение Государственному музею этнографии, так тогда назывался Русский музей, принять в ней участие. Спешно начали готовить экспонаты. Белорусские подбирал Сержпутовский. Комиссия музея отобрала для отправки в Англию 22, шестнадцать из которых были в своё время приобретены самим Александром Казимировичем во время его этнографических экспедиций по Беларуси.

Самая печальная тайна Сержпутовского – судьба его рукописей. Многие из них были вывезены фашистскими оккупантами в Германию вместе с архивами Белорусской академии наук, и следы их потерялись. Не сохранился сборник «Песнi Магiлеўшчыны». Не уцелела самая большая работа Сержпутовского – «Быт беларусаў». Ещё до революции Александр Казимирович был награждён малой золотой медалью отделения этнографии Русского географического общества за сборник белорусских пословиц со словарём. Текст состоял из 6225 реестровых единиц на 260 страницах плюс 158 страниц словаря. Сохранились похвальные отзывы об этой работе… А рукописи нет! В конце 1918 года Сержпутовский передал в отделение русского языка и словесности АН СССР «Кароткi слоўнiк беларускай дзiцячай мовы». Словарь должен был выйти под редакцией академика Карского… Догадайтесь, какова судьба этого творения? Да, тоже полная неизвестность…

Умер Александр Казимирович внезапно, 5 марта 1940 года. Оставил после себя 45 научных печатных работ, материалы, которые собрал во время 25 научных экспедиций. Оставил то, что мы, его потомки не способны оценить по сегодняшний день. Поэтому имя этого истинного патриота, который заболел Беларусью до конца дней своих, ещё будет увековечено благодарными потомками. Спасибо тебе большое, Александр Казимирович, от всей Случчины!

 

 

По материалам интернет-ресурсов
Особая благодарность сайту www.gants-region.info
Перевод и подготовка Владимир ХВОРОВ