У нас на сайте
Новое на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Святая София – образ жены христианки

13.10.2016

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви Христовой.

Читая Евангелие, мы видим, что на всем пути земной жизни и служения Господа нашего Иисуса Христа Ему сопутствуют женщины. Среди них есть и еврейские праведницы, и грешницы язычницы, но всех их объединяет одно: каждая из них в той или иной мере послужила Христу, воздавая Ему славу.

Одни свидетельствуют о Мессии (праведная Елизавета, Анна – пророчица, самарянка), другие являют образец глубокой веры (хананеянка и кровоточивая), третьи воздают Ему почести, помазывая на служение и на смерть, четвёртые же получают исцеления, укрепляя тем самым веру окружающих.

Женщины гораздо быстрее мужчин воспринимают учение Господа, в сердцах женщин вера рождается легче и укрепляется быстрее, даже язычницы исповедали Господа Иисуса как Мессию, в то время, когда даже ученики ещё не были крепки в вере. Через образы женщин в Евангелии раскрывается преимущество Нового Завета над Ветхим: и сила веры, и нескончаемая милость Божия, и смысл истинного следования за Христом.

С евангельских времён женщинам было дано право активного служения Церкви и делу благовестил. Та самоотверженность, с какой они отдавались этому служению, превосходила порой и мужество ближайших учеников Христа. Они служили «Ему имением своим» (Лк. 8, 30), предоставляя в своих домах кров и пищу для Христа и Его учеников; они прошли вместе с Ним весь крестный путь (Лк. 23, 27) и стояли до самого конца у подножия Креста на Голгофе (Ин. 19,25; Мк. 15,40–41); они не побоялись ранним утром покинуть свои дома, чтобы отправиться к Гробу и принести оттуда благую весть о воскресении Христа (Лк. 24,10).

После дня Пятидесятницы женщины разделили благовестнические труды со святыми апостолами, возвещая спасительные истины, служа нуждающимся, повсюду неся свою материнскую заботу о телесных и духовных нуждах членов общин первых церквей. И не только попечительство и благовестничество, но и мученичество выпало на их долю. И на этом поприще женщины не отставали от мужчин, посрамляя безумие мучителей и своей стойкостью обращая язычников к вере Христовой.

Таким образом, уже в евангельские и апостольские времена женщины прочно закрепились как в сфере внутрицерковной деятельности, так и в сфере внешнего миссионерства. В первую очередь им вменялись обязанности попечительства и милосердия. Женщине проще и безопаснее было проникнуть в тюрьму к заключённым христианам, не подвергаясь риску самой потерять свободу (например, мученица Анастасия Узорешительница). Они могли посещать дома христианок, живших в языческих семьях, принимать на воспитание детей, чьи родители погибли в мученическом подвиге, ухаживать за пострадавшими исповедниками.

Осуществляя внешнее миссионерство, женщины во все времена использовали не только и не столько силу убеждения словом; они творили дела милосердия, оказывали помощь больным и бедным, подавали пример кроткой и благочестивой семейной жизни. Апостолы Пётр (1 Пет. 3, 1–5) и Павел (Еф. 5, 21–33), отмечая этот немаловажный фактор, указывают, что через такое скромное и благопристойное поведение неверующие мужья-язычники могут быть уловляемы в истину Христова учения.

В Церкви изначально существовала необходимость в прислужниках и прислужницах (diakonos) как при Таинстве Крещения (для мужчин – мужчины, для женщин – женщины), так и в храме во время богослужений и трапез.

В III–VI вв., по сравнению с веком апостольским и мученическим, задачи церковного женского служения практически не изменились, хотя и появилось специальное женское служение – диаконисы. Они осуществляли в том числе и миссионерскую деятельность, имея право устной частной проповеди. История древней Церкви знает также случаи высокого богословствования (например, преподобная Макрина, сестра святителя Григория Нисского), и литургического творчества (преподобная Кассия). Но эти подвиги являются исключением.

Портрет св. княгини Софии Слуцкой. Худ. Игорь Ермаков. Хранится в храме иконы Божией Матери «Целительница» в г. СлуцкеТакое древнее понимание женского служения перешло и на Русь после её крещения в X веке. Во всех известных житиях подвижниц преобладают дела милосердия над просветительскими занятиями. Хотя известно, что преподобная Евфросиния Полоцкая занималась переписыванием книг, научала молодых инокинь основам веры. Первые насельницы монастырей подвизались также при храмах, прислуживая при совершении Таинства Крещения и во время богослужения, в женской половине храма.

Наша земля возрастила множество праведных благочестивых жён, которые могут и считаются небесными заступниками нашей Белорусской земли и нашего народа.

В год 2012 от Рождества Христова мы особо прославляем святую праведную Софию, княгиню Слуцкую. Из жития святой Софии нам известно, что именно она в непростое время для Православной Церкви стала её защитницей и покровительницей. Княгиня активно занималась церковными делами на благо Православия. После объявления в Западно-Русском крае церковной унии с Римом (1596) святая София встала на защиту народа и православных святынь «от униатского насилия». Благодаря ей жители города Слуцка смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Спасо-Преображенское братство с целью защиты Православия.

Как благочестивая жена праведная княгиня, заручившись поддержкой братства, с настойчивостью убедила своего мужа, кальвиниста Януша Радзивилла, исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении «благочестивых» (то есть православных) принуждать к унии. Эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась успехом.

Даже по смерти святой княгини Януш Радзивилл в память о своей супруге писал в одной из грамот: «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены»; в другой грамоте он писал: «Церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братство в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены должны быть сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных».

Януш подтверждал эти права Слуцка и после того, как святая София скончалась: «…уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышлённым способом…», – говорилось в документе.

Авторитет княгини и её высоконравственный духовный облик способствовали и тому, что, по свидетельству историка Минской епархии архимандрита Николая, «город Слуцк остался единственным из городов Северо-Западного края, который терпеливо выдержал весь гнёт католицизма и был сильной твердыней Православия, сохранив целость, чистоту и неприкосновенность такового, так что все коренное вероисповедание Православия уцелело в том самом виде, в каком оно внушено было первыми просветителями славян».

Благодаря этому город Слуцк был единственным городом Северо-Западного края, оставшимся неприкосновенным перед угрозой унии. София вместе с мужем много жертвовала и занималась благотворительностью. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивиллов о пожертвованиях церквям. На Мир-горе Языльского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства построила Покровский храм. Она своими руками вышивала драгоценные золототканные священнические ризы в дар храмам (эти ризы сохранялись до XX века и описаны, как и Слуцкое Евангелие, воспроизведённое Юрием III, польским исследователем Смолинским в 1903 году).

Как могла, княгиня София охраняла православных от нападок со стороны инославных. Под её кров стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами пешком посещала многочисленные храмы в дни их престольных праздников.

Общественное служение святой Софии на благо Православной Церкви не умаляло её личного благочестия как устроительницы «домашней церкви». Выражение «семья – малая церковь» дошло до нас от ранних веков христианства. Ещё апостол Павел в посланиях упоминает особенно близких ему христиан – супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «и домашнюю их церковь» (Рим. 16, 4).

В житии святой Софии Слуцкой её муж Януш характеризуется как человек непоседливый, энергичный, даже авантюристичный, но вместе с тем образованный, занимающий высокое общественное положение. Супруги старались всячески поддерживать Православие на Слуцких землях. Так, в селе Монастырь, что над озером Жид, супруги Радзивиллы пожизненно утвердили церковь за священником Захаревским, с разрешением передать её одному из сыновей, который окажется достойным священнического сана и будет пребывать в послушании Патриарху Константинопольскому.

В молодой княгине наши православные предки нашли великое нравственное начало, духовную и моральную поддержку, что дало жителям города и края возможность сплотиться под сенью своих святынь, монастырей и храмов, объединившись в Слуцкое Спасо-Преображенское братство.

Идея братств принадлежит преимущественно Северо-Западным и Юго-Западным землям Руси. В то время как на католическом Западе стали объединяться в различные ордены, союзы, ассоциации и проч., формой объединения в православных краях стали братства. Обращаясь к прошлому нашего Отечества, мы видим, что в самые неблагоприятные моменты жизни православным народом выдвигалась идея братств как выражение всей полноты их духовных сил, как определение их исторической индивидуальности и особой миссии, предназначенной самим Богом.

Земля Белорусская была древним достоянием потомков святого Владимира, и православные чада её были соединены кровными и духовными узами родства с Киевом и Русью Восточной. В их жилах текла восточнославянская кровь, в устах звучала от единого кореня происходящая речь, в памяти сохранялись одни и те же предания священной старины, а дух их питался из одного и того же благодатного источника – Православной веры. С началом распространения унии ей стал противодействовать сам народ, объединившийся в церковные общества или братства. Такие братства появились в Киеве, Вильно, Львове, Луцке, Могилёве, Орше, Бресте, Пинске, Вельске, Минске.

Спасо-Преображенское братство в Слуцке появилось в конце XVI века. В плодотворной деятельности его принимала самое активное участие святая София как высокоименитая братчица. При участии святой княгини братство основало Спасо-Преображенский монастырь, при котором были богадельня и училище.

Семена веры, труд любви, благочестия, стойкости в Православии дали свои плоды после блаженной кончины святой княгини. Впоследствии в слуцком Свято-Троицком монастыре (1677–1679) жил и трудился будущий святитель Димитрий Ростовский. Здесь начиналась его проповедническая и агиологическая деятельность. Молодой иеромонах собственноручно написал Диариуш (что означает «келейная летопись» или «ежедневные записки»), датируемый 1681 годом (хранится в библиотеке при Свято-Михайловском соборе города Слуцка). В Диариуше будущий святитель описывает свои паломничества на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1677 году в Ново-Двор, что в Волковысском уезде Новогородского воеводства (ныне Свислочский район Гродненской обл.), а также посещение в пределах Слуцкого княжества в 1678 году таких мест как Грозов – 9 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, 14 июля – село Старожицы, где поклонился чудотворному образу Пресвятой Богородицы. В августе 1678 года он имел встречу с митрополитом греческим Макарием Лигаридом в городе Слуцке.

Молодой иеромонах занимался не только духовным совершенствованием, но и физической работой. Сохранилось предание, что иеромонах Димитрий в Слуцком Троицком монастыре выкопал колодец и поставил сруб, на котором написал знаменитые слова и ими прославил реку Случь, сравнив её с библейской рекой Иордан: «Почто нам в Самарию за водою ходити, егда и зде, в Случеске лепо ее пити».

Заслуги Спасо-Преображенского братства были отмечены Иерусалимским Патриархом Феофаном. В своей грамоте от 6 июля 1620 года он писал: «Святой крест от руки нашои в той святый храм посылаю. Молит Вас смирение наше и отеческим благонравием повелевает Вам не расслабевать душею, не унывати телом, но еже бодренным и готовым быти, вземши вся оружия Божия на прогнание врага. Сею благословенною хартиею нашею тое Братство Ваше Боговожделенное при храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Богоспасаемем граде Слуцку… во вечные роды благословляем и утверждаем».

Приведённые исторические свидетельства говорят о том, как сильно было семя веры, устроенность и защищённость Православной Церкви на Слуцкой земле в непростое время для Православия – время унии. Это стало возможным благодаря устроительнице и благоукрасительнице земных храмов, а потом и посредством молитвенного предстательства святой Софии Слуцкой. Образ праведной Софии Слуцкой, женщины-христианки, в смирении сердца пронёсшей любовь к Богу, Церкви православной и ближним в тяжёлых исторических обстоятельствах, дарует нам силу утешаться – несмотря на собственные скорби; нести духовную радость – невзирая на нестроения земной жизни; любить – несмотря на ожесточение сердец.

Роль женщины-христианки в Церкви та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, национальности, социального положения, состояния здоровья – соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать любое социальное служение – быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельское житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери – но все это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же – это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3,4). Церковь – Тело Христово, состоит из христиан, и цель каждого христианина – мужчины или женщины – по слову прп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго».

Как показывает время, святая праведная София, княгиня Слуцкая, за столь короткую, но тернистую жизнь смогла стать не только примером добродетельного жития, но и объединить людей в отстаивании православной веры, сердцевиной которой является Христос Спаситель.


 

 

Протоиерей Михаил ВЕЙГО
Из материалов церковно-научной конференции, посвящённой 400-летию преставления святой праведной Софии Слуцкой и 400-летию основания Свято-Петро-Павловского собора в Минске (Минск, 3 мая 2012 г.)



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 1048. Последнее 2018-11-21 03:29:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru