У нас на сайте
Новое на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Светоч земли белорусской

21.01.2016

В богатом прошлом Беларуси есть события и лица, без которых невозможно осознать глубинные течения духовной и политической истории этого края, а тем более – бытия Православной Белорусской Церкви. Обращение к светлой личности святой праведной Софии, княгини Слуцкой, – это попытка на основе собирания и классификации документов разного характера реконструировать её генеалогию по отцовской и по материнской линиям, её биографию, её духовный облик, показать самую суть её вероисповедного подвига.

Князья Слуцкие (Олельковичи) являлись древним православным родом, корни которого восходили к крестителю Руси, святому равноапостольному князю Владимиру, и святой равноапостольной княгине Ольге. Представителями этого рода было основано много православных храмов и монастырей в пределах Киевской и Белой Руси. Князья жертвовали земли, средства на содержание храмов и предметы церковной утвари, богослужебные книги. Князь Юрий III Юрьевич Олелькович собственноручно переписал Святое Евангелие и передал его в дар Слуцкому Троицкому монастырю.

В семье православного князя Юрия III Юрьевича Олельковича и Варвары Николаевны Кишка 1 мая (4 мая) 1586 года [1], в четверг, родилась дочь. Новорождённую девочку нарекли Софией – «Премудростью Божией», словно в ознаменование её будущей мудрости и усердного попечения о Православии, хранимом родом князей Олельковичей на протяжении всего своего существования. Согласно некоторым свидетельствам, крещена она была духовником князей Слуцких, настоятелем Свято-Варваринской церкви города Слуцка, православным священником Малофеем Стефановичем [2].

6 мая 1586 года после тяжёлой болезни умирает её отец Юрий III Юрьевич Олелько. Примерно до 1588 года София жила вместе с матерью.

В соответствии с нормами и устоявшейся практикой, существовавшими в магнатских семьях Великого Княжества литовского, дети после смерти отца находились на попечении матери, если она оставалась во вдовстве. Если же она выходила повторно замуж, то дети передавались заботам опекунов.

В 1588 году Варвара Николаевна Кишка [3] выходит замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу. В этом браке у Варвары Николавены Кишка родилась дочь Элеонора.

Храмовая икона святой праведной Софии СлуцкойВ Национальном историческом архиве Беларуси находится документ «Завещание гомельской старостиной Барбары (Варвары) Николаевны Кишчанки Андреевой Сапежиной», написанный 12 апреля 1596 года [4]. В нем Барбара Кишка завещает похоронить её в своём имении в Ботках в Ботковском костёле. В завещании она не оставляет наследства ни своей дочери Софии Юрьевне Слуцкой, ни своей матери, ни родному брату, ни родной сестре. Варвара Николаевна умерла после продолжительной болезни в начале февраля или конце января 1597 года, когда Софии Слуцкой было почти одиннадцать лет.

На протяжении нескольких лет умерли дяди княжны Софии по отцу – Александр Юрьевич (умер 28.06.1591) и Иван-Семён Юрьевич (умер 9.03.1592). Детей у них не было, поэтому Софии перешли все остальные владения рода Олельковичей. Согласно завещанию деда, Юрия Семёновича Олельковича, София стала ещё и княгиней копыльской. Осиротевшей Софии досталась третья часть родового состояния.

Встал вопрос об опекунстве. Опеку над Софией принял Жмудский староста Юрий Ходкевич, что полностью соответствовало закону. Ходкевичи – это самые близкие оставшиеся родственники по линии князей слуцких. Действия родственников княжны Софии были подчинены букве закона.

Ходкевичи решили найти достойную партию для Софии. Было принято заранее заботиться о будущем детей в замужестве или женитьбе. Её богатое приданое привлекало внимание многих магнатов, в том числе и Кристофа Радзивилла. Женой Кристофа была бабушка Софии Слуцкой Екатерина Тенчинская, от которой у него были дети, а его сын от предыдущего брака Януш являлся правнуком слуцкой княгини Александры Семёновны Олелькович, поэтому Кристоф Радзивилл считал, что он имеет большие права на владения Софии, и сосватал своего сына за Софию. Ходкевичи также считали, что жених из такого знатного рода будет достойной партией для Софии. Родство, династические связи очень ценились, и, чтобы укрепить позиции рода Олельковичей, 18 января (октября) 1594 года два друга: опекун Софии Юрий Ходкевич (двоюродный брат её отца) и отец Януша, Виленский воевода князь Кристоф Радзивилл Перун, заключили письменное соглашение о выдаче Софии Слуцкой замуж за Януша Радзивилла [5]. В соглашении указывалось, что бракосочетание могло состояться, если княжна, достигнув совершеннолетия, сама захочет выйти за князя Януша.

Януш Радзивилл. 1609 год. Ян Хейден – Herzog Anton Ulrich-MuseumПосле смерти Юрия Ходкевича, в начале июля 1595 года, опекуном Софии стал его брат виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.

Ходкевич обязался отдать молодую княжну в жёны Янушу Радзивиллу 6 февраля 1600 года, если она сама этого захочет.

Опекунами Софии стали и племянники Варвары Иеронимовны Ходкевич, бабушки Софии Слуцкой, Александр и Ян Кароль Ходкевичи, которые от этого брака не получали никаких финансовых выгод.

Включение важного условия – обязательного получения согласия «панны» на брак – позволило Ходкевичу согласиться на этот договор. К заключению договора подталкивала и общая военно-политическая ситуация в стране.

В 1595 году произошло антифеодальное восстание Северина Наливайки. Восстание казаков затронуло большую часть земель Слуцкого и Копыльского княжества.

Но 6 ноября Наливайко взял Слуцк. Предполагается, что ворота города кто-то предательски открыл. Наливайковцы забрали 12 пушек, 80 пищалей, 700 мушкетов, боеприпасы, взяли «налог» с богатых горожан в сумме 5 000 копеек грошей.

Объединённые войска Ходкевичей и Радзивиллов выдавили войска Наливайко из города. Не известно точно, был ли свадебный договор ценой, которую Иероним Ходкевич заплатил за обещание военной помощи Кристофом Радзивиллом.

Рака с мощами святой праведной Софии Слуцкой. Свято-Духов кафедральный собор города МинскаПосле нападения казаков надо было восстанавливать город и княжество. Скорее всего, этим пришлось заниматься Ходкевичам. За время опекунства они понесли большие расходы. Но Ходкевичи старались исполнять принятые на себя обязательства. Преимущество таковой опеки для Софии в данном случае очевидно – девочка всё-таки воспитывалась близкими ей людьми, которые обеспечили защиту её личных и имущественных прав.

Младенчество и детство Софии проходили в Берестье, Слуцке, Вильно, Новогрудке и Тимковичах. София воспитывалась в семье опекунов, поэтому оказалась под католическим влиянием. Иероним Ходкевич – окатоличенный представитель древнего православного рода, который в прошлом оказывал большую помощь Православной Церкви.

Пребывая в Слуцке, София попадала в мир Православия: почти на каждой улице они видела православные церкви, построенные её предками. Неоднократно она бывала и в православном Супрасльском Благовещенском монастыре, фундаторами которого являлись Ходкевичи. Главной святыней монастыря была чудотворная икона Божией Матери «Супрасльская».

Существуют сведения ещё об одной православной иконе Богородицы, связанной с родом князей Слуцких.

Это икона Покрова Божией Матери. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

Слуцкий Троицкий монастырь. Н. Орда. Тройчаны, город Слуцк, 2-я половина XIX векаХодкевичи воспитывали Софию вместе со своими детьми, дали ей достойное образование, у них были лучшие преподаватели и воспитатели. В доме Ходкевичей сохранялись и православные традиции. кроме того, в условиях опеки, вероятно, было учтено православие отца княжны Софии и его желание видеть дочь православной.

Воспитанием Софии занималась придворная дама и экономка пани Влодская, София Мелецкая, вдова Ивана Семена (Яна Симеона) и вторая жена Иеронима Ходкевича Анна Тарло. Пани Влодская была католического вероисповедания. Строгая экономка молилась вместе с женщинами-католичками, а София молилась «отдельно и в другое время, потому что она православной веры». К княжне Софии были назначены и молодые служанки [6].

Чтобы подготовить её к браку, князю Янушу разрешили видеться с ней в доме опекуна в Берестье и в виленском доме Ходкевичей. Вскоре их свидания стали редкими. Януш часто отсутствовал: он учился в Страсбургском и Базельском университетах, много путешествовал по Германии, Чехии, Венгрии и Австрии. Ходкевичам также приходилось часто переезжать из города в город, так как большого внимания требовали Слуцкое княжество, города Берестье и Вильно, ведь опекун Софии Иероним Ходкевич был каштеляном Виленским, старостой Брестским.

Представители знатных родов Ходкевичей, Олельковичей, Радзивиллов и Острожских состояли в родственных отношениях между собой через заключаемые браки. Периодически между ними возникали вопросы о наследовании.

В 1600 году произошёл конфликт между Радзивиллами и Ходкевичами, едва не приведший к войне. Когда приблизился срок бракосочетания княжны Софии с князем Янушем Радзивиллом, эти претензии достигли апогея. Шли судебные тяжбы, усугубляя противостояние двух родов, отягощённое тем, что речь шла уже и о свадьбе, соглашение о которой было заключено под денежный залог. И хотя тяжба началась между Радзивиллами и Яном Карлом Ходкевичем, в конфликт был вовлечён опекун княжны Софии Иероним Ходкевич. Ходкевичи имели во владении по закладному праву имение Копысь, составлявшее часть достояния жены Кристофа Радзивилла, урождённой Острожской. В 1596 году, после процесса в Трибунале Литовском, имение Копысь перешло к Кристофу Радзивиллу. Ходкевичи были оскорблены. Ян Карл Ходкевич и троцкий воевода Александр посоветовали Иерониму Ходкевичу отказать Радзивиллам в руке Софии. Иероним Ходкевич решился на расторжение договора. В конце января 1599 года Янушу отказывают во встречах с Софией.

Тогда Кристоф Радзивилл решил силой забрать невесту своего сына.

В конце октября 1599 года он начинает готовиться к вооружённому походу на Вильно, где должно было произойти заключение брака. Ходкевичи стали готовиться к обороне.

Печать святой слуцкой княгини Софии Олельковичевой (XVII в.) с родовым гербом «Пагоня», 1602 г. А. Цітоў. Сфрагісціка і геральдика БеларусіВ Слуцком княжестве объявили трёхдневный пост с молебнами во всех храмах и монастырях княжества.

Известие о военном противостоянии дошло до короля Речи Посполитой Сигизмунда III Вазы. Он понимал, что конфликт угрожает целостности государства. Чтобы разрешить ситуацию, король создал комиссию для примирения сторон.

Наступил назначенный день свадьбы – 6 февраля 1600 года. В этот день предстоящей свадьбы или предстоящего сражения в городе Слуцке во всех церквях начались молебны [7].

Радзивиллу не удалось запугать Ходкевичей, а проливать кровь он не хотел.

С утра миротворческая королевская делегация с увещеваниями посетила и Ходкевичей, и Радзивиллов. В этот день обе стороны сделали первые шаги к исполнению предбрачного договора.

6 февраля 1600 года бракосочетание Януша и Софии не состоялось. Януш Радзивилл не явился на брачную церемонию, хотя Ходкевичи и подтвердили своё намерение исполнить договорённости при условии согласия невесты.

До кровопролития, в которое, по некоторым данным, могло быть вовлечено до 20 000 человек, оставались часы. Со своей стороны Иероним Ходкевич заявлял: «Я готов исполнить обещание и жду князя Януша с его друзьями. Отдам ему княжну, которую я не принуждал и не отговаривал от брака, и как Бог её вразумит ответить, пусть так и будет» [8].

Предположительно, ещё до февраля 1600 года юная княжна увещевала князя отказаться от этого брака, желая стать невестой Христовой. Но в такой трагический момент княжна высказала свою волю о браке, ибо не было уже никакой другой надежды избежать войны и многих жертв. София неустанно молила Бога остановить неминуемое кровопролитие и гражданскую смуту, невольной причиной которого она стала.

Княжна Слуцкая, радея о судьбе края и своего народа, во имя мира приняла подвиг крестоношения в браке, предотвратив кровопролитие. Стороны отказались от ведения боевых действий. После долгих переговоров Ходкевичи и Радзивиллы заключили мировое соглашение.

После разбирательства Ходкевичам выдали свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии. В своём завещании «добровольном листе» передачи наследства 31 октября 1600 года София напишет: «…мне, Софье Юрьевне Слуцкой, от Его Милости пана Яронима Ходкевича, каштеляна виленского, старосты берестейского с опеки передано и вернуто, ничего себе и потомком не оставлено» [9].

10 апреля 1600 года, в воскресенье, со взаимным обменом кольцами, состоялось обручение Софии и Януша.

Близкое родство между Янушем и Софией считалось одной из причин, препятствующих браку. Опекуны Ходкевичи прикладывали усилия для получения диспенсации. Несмотря на хлопоты родственников, она не была выдана.

София Юрьевна утверждала, что ни при каких условиях не предаст веры рода Олельковичей, издавна являвшихся опорой Православия в Слуцком княжестве, и поставила непреложное условие: крестить будущих детей в православной вере. По вопросу непременного воспитания детей в православной вере велась переписка между Константинопольским Патриахатом и Римским Папой. Янушу пришлось согласиться на эти условия, хотя наследники обычно принимали веру отца. Согласие Януша показывает его искреннее отношение к Софии и уважение её воли.

Бракосочетание решили совершить в Берестье (Бресте). Оно было назначено на 1 октября 1600 года по старому стилю. По сведениям польского историка К. Бартошевича, ссылающегося на рукопись, которой он располагал, бракосочетание княжны Софии Юрьевны и князя Януша Радзивилл прошло по православному обряду [10].

Бракосочетание состоялось в православном кафедральном Никольском соборе – замковой церкви Бреста. 31 октября 1600 года княгиня София составляет завещание – «добровольный лист» передачи наследства, в котором записывает в Новогрудском суде на мужа все свои земли и состояния.

В этот же день Януш и София на сессии Литовского трибунала написали благодарность Ходкевичам в трибунальскую книгу за воспитание Софии и дали опекунам квитанцию о выходе из-под опеки и получении наследственных имений: «…которые, имея меня в опеке своей за те все года с молодых лет моих, не только мне самой добросовестное воспитание, соответствующее моему положению, со своими большими затратами дали. Но даже выдав меня замуж с немалой людскою похвалою мою собственность наследственную Слуцк <…> целиком не только без потерь, но наоборот с увеличением доходов отдали» [11].

София оказала большое влияние на своего мужа, он уважал её взгляды и считался с её мнением, она ценила его заботу и любовь. Это подтверждается и в завещании самой Софией, где княгиня отвергает «намову людскую», говорит о «любезном отношении Его Милости, супружеской и благосклонной заботе о здоровье и всех добротах» [12].

Святая праведная София Слуцкая жила в тяжёлое время для православных, когда народная культура, язык и сама православная вера вытеснялись польской культурой и католичеством. Праведная София была последней из угасшего рода князей Олельковичей. На ней одной лежала ответственность за выполнение завета предков, согласно которому наследники всегда должны оставаться в Православии.

После смерти митрополита Киевского Михаила Рагозы опекун княгини Слуцкой Виленский каштелян и староста Брестский Иероним Ходкевич своей жалованной грамотой от 28 декабря 1599 года переписал Слуцкую архимандрию вместе с Троицким монастырём на униатского митрополита Ипатия Потея «до живота его» [13]. Софии предстояла борьба за возвращение Троицкого монастыря в Православие. Самым верным и близким помощником для неё стал муж Януш Радзивилл. Буквально через месяц после их бракосоченания, в конце 1600 года, князь «отнял» [14] у униатов Троицкий монастырь с имениями, изгнал из него «слугу» [15] и отдал обитель православным.

В письме к Николаю Радзивиллу Сиротке униатский митрополит Ипатий Потей жаловался на падение «католической юрисдикции над тамошними немалочисленными церквями», возрождение в Слуцке «проклятой схизмы» и на неблаговоление к нему Януша Радзивилла, считая, что это связано с огромным «влиянием молодой жены его» [16].

В силу конституций 1607 и 1609 годов Православная Церковь была законно признана.

Православная Церковь в Речи Посполитой стала юридическим лицом. Предположительно, после этого события княгиня София убедила своего мужа исходатайствовать у польского короля грамоту о запрещении принуждать православных к унии, не позволять закрытие их церквей. Такая грамота была королём выдана [17]. Этим княгиня обеспечила юридическую защиту православных своего княжества от принуждения к унии. Благодаря усилиям благочестивой ревнительницы Православия Слуцк сохранил чистоту и неприкосновенность Православия, являясь единственной в крае твердыней православной веры. Благодаря княгине Софии при её жизни в Слуцке действовало 15 храмов. Януш совместно с Софией подтвердил ранее выданные пожертвования на церкви и получил от Константинопольского Патриахата право назначения священников в православные приходы.

В 1606 году стараниями князя Януша Радзивилла и святой Софии было обновлено основанное ещё в 1586 году Юрием III Слуцкое Преображенское братство. Кроме Преображенского, действовало и Успенское братство.

При княгине Софии и князе Януше Ильинский мужской монастырь, действовавший с 1515 года, в 1611 году становится женским монастырём.

Князь Януш под влиянием княгини Софии постепенно выгнал всех униатских священников, а после её смерти, в 1612 году, избавился от униатских монастырей и церквей.

Княгиня София с мужем принимали живое участие в церковных делах. Князь Януш Радзивил издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая её волю.

У Павла Михайловича Шпилевского, писателя-этнографа, публициста, кандидата богословия, названо имя духовника Софии Слуцкой – православный иеромонах Прокофий [18]. Православная княгиня София вместе с мужем щедро жертвовала на храмы Божии, о чем свидетельствуют грамоты четы Радзивиллов. Княгиня собственноручно вышивала золотом и серебром священнические ризы в дар церквям, которые сохранялись до ХХ века.

София Юрьевна на Мир-горе Языльского прихода Бобруйского уезда на свои средства построила православный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1866 году храм переосвящён в честь Покрова Богородицы.

Как паломница, несмотря на опасности пути, вместе с богомольцами в дни престольных праздников княгиня пешком ходила и в другие отдалённые храмы. Под её покровительство стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений.

В 1604 году в семье случилось большое горе: умирает во младенчестве сын Николай XII Радзивилл, а в 1608 году умирает во младенчестве дочь Екатерина Радзивилл [19]. Скорби и утраты святая София переносит стойко, утешаясь молитвой и трудом. В браке она являет прекрасный образец жизни благочестивой христианки. Невзгоды сблизили супругов.

София часто болела. Муж заботился о её здоровье. В 1602 году Януш Радзивилл пригласил на должность княжеского врача и секретаря Даниила Наборовского. 27 июля 1609 года княгиня в сопровождении мужа ездила на лечение в Швейцарию на воды в город Базель. В 1611 году она вновь ждала ребёнка. Самочувствие её было настолько плохим, что она начала готовить завещание с распоряжением по личному имуществу.

София Юрьевна умерла 9 марта 1612 года [20] в селе Омельно (Омельянец) при рождении третьего ребёнка – дочери, которой также дали имя Екатерина и которая тоже умерла в младенчестве.

В архивах Радзивиллов найдено несколько документов, подтверждающих смерть Софии Юрьевны 9 марта 1612 года [21] (прежде ошибочно считали датой смерти 19 марта 1612 г.).

Княгиню Софию похоронили 28 мая 1б12 года [22] в православном соборе Успения Пресвятой Богородицы города Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий III Юрьевич. Сразу по смерти София стала почитаться как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями, рожениц, младенцев, детей, сирот. К ней стали обращаться в молитвах об устройстве семейной жизни, деторождении, защите от голода, распрей и пожаров. Святая София почитается как целительница головных болей, покровительница благочестивых браков, заступница при тяжбах с властями и миротворица. Мощи её прославлены нетлением, от них происходили и происходят чудеса исцеления.

Русской Православной Церковью святая София, княгиня Слуцкая, канонизирована по благословению Патриарха Пимена в Соборе Белорусских святых 3 апреля 1984 года.



Людовика Каролина, дочь Богуслава Радзивилла и Анны Марии Радзивилл (правнучка Александры Семёновны Олелько в 3-м колене)Благодаря межмагнатским бракам Олельковичи были связаны родственными узами со многими могущественными магнатскими династиями Великого Княжества Литовского.

Предками славного рода Олельковичей были великие князья литовские: Ольгерд, Кейстут, Витовт, Гедимин; Рюриковичи: Дмитрий Донской, Александр Невский, великий князь Владимир – креститель Руси и великая княгиня Ольга.

Род Олельковичей продолжился по женской линии от слуцкой княжны Александры, дочери князя Симеона Михайловича Олельковича (1460–1503) и княгини Анастасии Ивановны Мстиславской.

Марта Луиза, принцесса Норвегии, дочь короля Норвегии Харальда V и королевы Сони, с мужем Арии Бен и дочками Эммой, Леа, Мод – правнучками слуцкого князя Семена михайловича Олельковича и Анастасии мстиславской в 15-м колене, правнучками Константина Ивановича Острожского и Александры Семёновны Олелькович в 14-м колене, правнучками Януша Радзивилла в 11-м коленеКняжна Александра вышла замуж за прославленного князя Константина Ивановича Острожского. От него был сын Константин Константинович Острожский – великий радетель и защитник православия. Дочь Константина Констаниновича Острожского Екатерина вышла замуж за Кристофа Радзивилла, от которого родился сын Януш Радзивилл – будущий муж святой праведной Софии Слуцкой.

После смерти первой жены Софии, княгини Слуцкой, Януш Радзивилл вторично женился на графине брандербургской Софии Эльжбетте Гогенцоллерн, от которой родились Елизавета, София, Иван и сын Богуслав. Богуслав женился на своей племяннице Марии-Анне, и у них родилась дочь Людовика-Каролина Радзивилл.

Людовика-Каролина Радзивилл вышла замуж за Карла Филиппа, принца пфальц-нейбургского. Именно с Каролины-Людовики начинается родственная связь Олельковичей-Радзивиллов с королевскими семьями Европы. В дальнейшем представители этого рода вступали в брак с принцами и принцессами. Они становились принцессами и герцогинями лейхтенберскими (Франция), королями и королевами Швеции, Норвегии, Бельгии и Люксембурга.

 

Литература

[1] – НИАБ. Материалы к родословной Радзивиллов Ф. 694 оп. 1 д. 2 б.с. 45 Портреты князей Радзивллов. (Портрет кн. Софии Слуцкой). Ф. 694. Оп. 1. Д. 23. С. 177; Ф. 694, Оп. 1. Д. 19, С. 284; Ф. 694. Оп. 1. Д. 23. С. 177; Ф. 694. Оп. 1. Д. 19. С. 284.

[2] – «Никаких документов, свидетельствующих о католическом крещении Софии, не имеется, поэтому нет никаких оснований и для переосмысления традиционной точки зрения» (Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний. Ещё раз о вероисповедании святой Софии Слуцкой. www.sluck – eparchiya.by).

[3] – Долгое время считалось, что она умерла при родах, однако новые данные опровергают это мнение.

[4] – НИАБ. Ф. 1741. Оп. 1. Д. 63. С. 342–345.

[5] – Naruszewicz Adam. Historyia Jana Karola Chodkiewicza wojewody Wilenskiego hetmana wielkiego WXL t. 1. Warszawa.1805. s. 520. Протоиерей Виталий Антоник. В память вечную будет праведник. / / Брестские епархиальные ведомости. – 2012 г. – № 1.

[6] – Крашевский Юзеф Игнаций. Последняя из слуцких князей. – С. 50 //www.rulit.net/books/poslednyaya-izsluckih-knyazej-read-326327-10.html

[7] – Святая праведная София княгиня Слуцкая. – Свято-Троицкая Церковь: Киевец, 1997. – С. 7.

[8] – Бутвиловский И. Эпизод из виленской хроники начала XVII века // Вестник Западной России. Вильна, 1868. – Кн. II. – Т. 4 – С. 217.

[9] – Выпись из актовых книг Комиссии по установлению Радзивилловских интересов. 1825, марта 6. Archiwum Glowne Akt Dawnych w Warszawie, Archiwum Radziwillowskie, teka 116, plik 2, k. 118–128.

[10] – K. Bartoszewicz .Radziwillowie poczatek I dzieje rodu… Warszawa. – 1928. – C. 175. Протоиерей Виталий Антоник. О святой праведной Софии Слуцкой. Сборник материалов церковнонаучной конференции, посвящённой 400-летию памяти святой праведной Софии Слуцкой. – Мн. – 2013. – С. 42.

[11] – Archiwum Glowne Akt Dawnych w Warszawie, Archiwum Radziwillowskie, teka 116, plik 2, k. 108.

[12] – Выпись из актовых книг Комиссии по установлению Радзивилловских интересов. 1825, марта 6. Archiwum Glowne Akt Dawnych w Warszawie, Archiwum Radziwillowskie, teka 116, plik 2, k. 118–128.

[13] – Жалованная грамота Виленского каш – теляна старосты Брестского Иеронима Ход – кевича Киевскому униатскому митрополиту Ипатию Потею на Слуцкую архимандрию. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные археологической комиссией. – Т. 4 (1588–1632). СПб. В типографии Эдуарда Праца. – 1851. – С. 202–203.

[14] – Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. – СПб. – Типография Главного Управления Уделов, Моховая, 40. – 1901. – С. 395 (Рук. Имп. Публ. Библ. Собр. автогр. № 233, письмо 37, Л. 83 от 31 декабря 1600 г. из Рожанки). – С. 395.

[15] – Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. – СПб. – Типография главного Управления Уделов, Моховая, 40. – 1901. – С. 395 (Рук. Имп. Публ. Библ. Собр. автогр. № 233, письмо 37, Л. 83 от 31 декабря 1600 г. из Рожанки). – С. 395.

[15] – Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. – СПб. – Типография Главного Управления Уделов, Моховая, 40. 1901. (Рук. Имп. Публ. Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л. 83 от 31 декабря 1600 г. из Рожанки). – С. 396.

[16] – Афанасий, архимандрит Слуцкий. Блаженная Слуцкая княгиня София Юрьевна Олелько (+19 марта 1612 года). // Минские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1912. – № 4. – С. 77; 29; 5. По статье иерея А. Шкляревского «Историческая значимость и духовный подвиг династии князей Олельковичей (1395–1612). Сборник церковно-научной конференции, 2013 г.

[18] – Шпилевский П. М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. Мн: Беларусь, 2004. – С. 71.

[19] – НИАБ, Ф. 694, Оп. 1, Д 23, Стр. 176 -177. Материалы к родословной Радзивиллов. В документе возле имени сына «Николай» стоит одна дата – 1604 г., и возле имени дочери «Екатерина» стоит одна дата – 1608 г. Можно сделать предположение, что дети умерли вскоре после рождения, но их успели покрестить и дать имена. Ранее считалось, что у св. прав. Софии Слуцкой детей не было и она умерла при пёрвых родах.

[20] – НИАБ. Материалы к родословной Радзивиллов. Ф. 694. Оп. 1. Д. 19. С. 255 об.; Ф. 694. Оп. 1. Д. 19. С. 257.; Ф. 694. Оп. 1. Д. 19. С. 201; Ф. 694. Оп. 1. Д. 19. С. 286. По документам установлена точная дата смерти княгини Слуцкой. Ранее считалось, что св. прав. София умерла 19 марта.

[21] – По старому стилю.

[22] – Киевский центральный исторический архив Ф. 48. Оп. 1. Д. 497. – С. 114.

 

 

Тамара ЛЕВИШКО,
секретарь-референт прихода храма
в честь святой праведной Софии Слуцкой города Минска,
член Союза писателей Республики Беларусь

Журнал «Минские епархиальные ведомости», 2-2015
 



Назад
Комментариев: 6

ingenegr 2016-02-03 13:08:05

Уважаемый Игорь. Порой удивительные факты, имевшие место быть в реальной жизни можно обнаружить в сказках,легендах,народных песнях и сказаниях. Поэтому в народе говорят: Сказка-ложь, да в ней намек....

Игорь 2016-02-02 21:47:57

Уважаемый ingenegr. Кое в чём я с Вами согласен, считать или не считать человека святым -- дело церкви. Другой вопрос, что на решение церкви оказывает влияние идеология и политика, здесь все ортодоксальные церкви "хороши". И образ святого может весьма отличаться от его реального, скажем так, прототипа. Имеем два совершенно разных подхода: 1) сугубо материалистический, с точки зрения исторической науки с полным набором методов научного познания 2) подход церкви, которая живёт в совершенно иных реалиях и оперирует совершенно иными понятиями, нежели историческая наука. И если для любого историка житие, написанное через 200-300 лет после смерти святого -- не более чем сказка, то для церкви -- это церковное предание, авторитетнейший источник. Вот и получается, что по совокупности исторических данных княжна Софья -- католичка, обычная для магнатской среды женщина, никакими личными качествами или экстраординарной деятельностью не выделявшаяся. Позиция церкви на этот счёт и так известна. То, что княжна вышла замуж за Януша Радзивилла и на долгие годы слуцкие земли перешли под власть протестантских магнатов, несомненно способствовало сохранению православия. Софья сразу после свадьбы подарила Слуцкое княжество мужу, он мог творить там всё, что ему заблагорассудится, а вот ей с этого момента нужно было супружеское разрешение. Возможно, Софья и на самом деле трепетно относилась к наследию предков, но ничего выходящего за рамки обычного для того времени источники не фиксируют. В то же время, восточнее Березины не было ни Софьи, ни Януша, а население оставалось сплошь православным. И сильнейший православный центр Могилёв с огромной волостью, принадлежащий королю, и другие имения феодалов-католиков. Понятия "государственный язык" в то время не существовало в принципе. Если же речь идёт о языке делопроизводства, то в Короне он был в то время латинским, в ВКЛ -- старобелорусским ("русским"). Здесь мы имеем дело с пока плохо исследованной темой, о том как литовские феодалы в относительно короткий промежуток времени сначала крестились в православие и обрусели, а затем полонизировались.

ingenegr 2016-02-02 12:50:24

Уважаемый Игорь.Согласен, нормальная практика выбора вероисповедания детей по вероисповеданию родителей(мать-дочь,отец-сын)того периода. И нет ничего удивительного, что София воспитывалась в католических традициях.Но во-первых:существуют факты, дающие основание считать Софию святой;во-вторых:решение о причислению её к лику святых приняла Православная церковь, а не католическая;в третьих:ополонизированные Алельковичи до Юрия 3 точно оставались православными, а польский язык в Речи Посполитой после 1569г считался государственным и не удивительно, что Алельковичи общались на польском( вы же общаетесь на русском). Ну, а главным решением Софии в пользу православия было - принятое самостоятельно решение выйти замуж за Януша Радзивилла, не смотря на давление со стороны опекунов-католиков Ходкевичей.А поддержка политики мужа на слуцких землях, завещание исполненное сыном Януша от второго брака - Богуславом только укрепили позиции православного вероисповедания на случчине. Факт существования сильных позиций православной церкви на случчине за период с образования городища до сегодняшнего дня мне кажется трудно оспорить.

Игорь 2016-02-02 08:34:59

Уважаемый ingenegr. То что Софья была католичкой не моё мнение, а документально подтверждённый факт. В то время как тезис о православном исповедании княжны базируется лишь на домыслах и уже разоблаченных подделках. Душещипательные истории о паломничествах княжны и т.п. также не опираются на исторические источники (в т.ч. и в этой статье). Хотите верить в мифы -- верьте. В ХIX в. того, что Софья происходила из православного рода и похоронена в православном монастыре было достаточно, чтобы взяться за создание культа. А то, что Олельковичи полонизировались уже в сер. XVI в., видимо не очень беспокоило. Та же Софья не оставила ни одного автографа кириллицей -- только по-польски. Деятельность же её в отношении Православной церкви нигде не выходила за рамки права collatio, в отличие, например, от деятельности всем известного Константина Острожского. Сохранением неприкосновенности православия в Слуцком княжестве способствовал в первую очередь её муж Януш Радзивилл, став предводителем т.наз. диссидентов -- шляхты протестантского и православного исповедания в Речи Посполитой. Не ясно, какие же такие значимые решения для Православной церкви приняла всё таки Софья?

ingenegr 2016-01-29 13:47:19

Уважаемый Игорь. Святая София слуцкая была прогребена по православному обряду в слуцком православном женском Ильинском монастыре.Что на это повлияло: принятие Софией православия перед смертью или политическое решение её мужа - не известно. Но значимость принятых ранее ею решениий для Православной церкви неоспоримы. Ваше мнение не играет абсолютно никакой роли.

Игорь 2016-01-28 22:27:08

Софья была католичкой, уже найдены и опубликованы подтверждающие это источники (на вашем же сайте, причём). Православная Софья -- криво-косо сконструированный в 19 в. миф.

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 1407. Последнее 2018-11-21 15:24:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru