Слуцкого края небесная покровительница

Слуцкого края небесная покровительница

01.04.2014

1 апреля – день памяти святой Софии, княгини Слуцкой.

Тернист и узок тот путь, по которому шли к Богу Святые земли Белорусской, к лику которых принадлежит и святая София княгиня Слуцкая.

Этот путь преграждают человеку всякого рода соблазны, белы, гонения, нестроения и искушения. Но христианин всегда должен помнить и твердо веровать, что если и селен враг его, но Господь всемогущ и ни­когда не оставит без защиты тех, кто ищет Его. Нужно только непоколебимое упование на Бога крепкого и слабый человек делается чрезвычайно твёрдым.

Такое упование на Всемогущего Бога явила в своей жизни святая Княгиня. Её блаженная жизнь принадлежит народу, ибо она в годы тяжёлых Церковных и народных испытаний сохранила в себе силы быть преданной своей вере и своей Родине. Неотступно осуществляла она в своей жизни заповеди Господа Иисуса Христа о любви и служении ближнему.

Глубокая ревнительница Православия она хорошо понимала, что только принадлежность к святой Церкви может открыть православному народу источник неисчерпаемых сокровищ, при­общаясь к которому каждый может получить духовную мудрость и силы к бескорыстному служению Богу и ближнему.

Значение личности святой Софии для истории Слуцкого края велико. Об этом говорит тот факт, что верующий народ Слутчины хранит и передаёт от поколения к поколению благодарную и благодатную память о непоколебимой охранительнице Православия от всевозможных наветов католицизма и протестантизма.

Покорность воле Божией, любовь к Богу и людям наполняют весь её жизненный путь.

Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. Она происходила из древнего княжеского рода, ведущего своё начало от Великих князей Киевских и Литовских. По свидетельству Киево-Печерского архимандрита Иосифа Тризны (XVII в.). Киевский князь Владимир придал основанной им в 1005 году Туровской епархии в числе других городов и Слуцк. Историк В.Н. Татищев говорит, что в 1097 году Слуцк также принадлежал Киеву. Упоминается город Слуцк в Ипатьевской и Лаврентьеской летописях под 1116 годом. В 1160 году Слуцк – столица удельного княжества. Князем здесь стал внук Владимира Мономаха – Владимир Мстиславич. В конце XIV века Слуцкое княжество стало удельным владением литовской великокняжеской династии Гедеминовичей. Потомки этой династии – князья Олельковичи владели княжеством до 1612 года, когда умерла святая София княгиня Слуцкая.

Известны имена многих славных представителей рода Олелько. Дед святой Софии Юрий Юрьевич – великий почитатель православных святынь – известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Троицкому монастырю. Сохранились грамоты князя Юрия и его супруги Екатерины о слуцких церквях и монастырях. В своём духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято-Троицким монастырём, не отнимать у обители данных ей пожертвований и привилегий, твердо держаться Православия.

Отец святой Софии – Юрий Юрьевич – был единственным из трёх сыновей, исполнивших заветы своего родителя. Несмотря на притеснения из-за верности Православной Церкви, Юрий Юрьевич твердо держался веры отцов и обычаев предков. Как и отец, он был щедрым дарителем церквям и монастырям: известен пожертвованный им Благовещенской церкви Свято-Троицкого монастыря литой серебряный настоятельский посох.

Слуцк был одним из значительных центров Великого княжества Литовского. В грамоте 1441 года великий князь Казимир Ягеллончик перечислил 15 наименований крупных городов Великого княжества Литовского, 7 из них находились на территории нынешней Белоруссии. Слуцк стоит в списке после Полоцка и Витебска. Слуцкие князья стремились поддерживать тесные связи с Московским княжеством. Развитию города и всего княжества способствовали также духовные связи. Центром духовной и просветительной жизни, начиная с XI века, являлся Свято-Троицкий монастырь. Позже появляются и другие монастыри в городе – это Свято-Ильинский и Спасо-Преображенский. Имеются известия о Слуцкой Псалтири XI века, видимо написанной в Троицком монастыре. Настоятели в эти монастыри, как правило, назначались Киевскими митрополитами. В городе к концу XVI века насчитывалось около 15 церквей.

Охранителями благочестивой жизни в народе были Церковь Православная и князья, которые в основе своей отличались благонравием в личной жизни и любовью к своему народу.

В такое время и при такой обстановке родилась святая София. Но жить ей пришлось во времена, которые по выражению историка О.В. Щербицкого были характерны «притеснениями и обидами, которым подвергалось православие от римо-католиков, а также лишением некоторых гражданских прав».

Уния 1596 года надолго изменила церковную жизнь Юго-Северо-Западного края России. Первые деятели унии, в виду грядущих благ, стали с такой энергией, с таким рвением распространять унию, что приводили в изумление даже католиков. Новые церкви строились по образу костёлов, многие храмы, в том числе и древнейшие отбирались и отдавались униатам. Даже Иконостасы стали исчезать и за­меняться ширмами, которые легко можно было снять, если в этой церкви желал служить католический священник или епископ. На хорах появились органы. Даже внешний облик православного духовенства стал меняться. Православным запрещалось занимать общественные должности, созывать общественные собрания, искать протекции под угрозой применения законов против бунтовщиков. Крещение, венчание, погребение разрешалось совершать только с согласия католического ксёндза за установленную, последним плату. Хоронили православных ночью. Дети, рождённые от смешанных браков, причислялись к католической церкви!

Уния охватила почти всю Пинско-Туровскую епархию. Оставался православным город Слуцк с его монастырями и храмами. Глубокая вера святой Софии княгини Слуцкой позволила ей оставить родной город твёрдым в «истинном уповании». Будучи благочестивой отраслью знатного рода, святая София проявила свою верность Православию ещё в юном возрасте. Лишившись благочестивых родителей, когда ей был всего один год (в 1586 умер отец Юрий Юрьевич, а в 1591 году и 1592 году умерли её дяди Александр и Ян-Симеон), девочка стала наследницей всего княжества. Опекуном её стал родственник Юрий Ходкевич, который распоряжался княжеством и получал от этого немалые доходы. После смерти Юрия Ходкевича опекуном стал его брат Иероним.

Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и решили использовать свою опеку и за счёт громадных имений юной сироты, отделаться от долгов и при этом ещё многое приобрести. Был заключён договор, согласно которому княжна София Олелько, по достижению совершеннолетия должна будет выйти замуж за Януша Радзивилла, князя Несвижского. Князю Янушу позволено было видеться с юной Софией, жившей тогда в Виленском доме Ходкевичей. Этот договор породил затем вражду между опекунами и Радзивиллами из-за неуплаты долгов. Назревало кровопролитное сражения, но воля Божия была другая: чтобы ради молитв церкви и её угодницы, юной княжны «Дело, на которое их милости (Враждующие стороны – прот. М.В.) съезжаются с немалыми войсками, успокоиться смогло с Божией помощью и разрешиться к радости обеих сторон, без нарушения хвалы Божией и покоя народного». Такое обращение направил в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь униатский митрополит Ипатий Потей. Стороны после молитв Церковных склонились к миру. Непреложным условием бракосочетания православной княжны и князя католика было: совершение таинства Венчания по православному обряду, и чтобы дети от этого брака были непременно православными.

Преданность Богу и Православной Традиции – это то, что позволило ей умиротворить враждующие стороны. Блаженная княгиня видела с каким упорством происходит давление католичества, что для сохранения хотя бы малого остатка верных нужно ей принять подвиг крестоношения. «Краткое временное лёгкое страдание наше, – говорит апостол Павел, – производит в безмерном преизбытке вечную славу». Ведь земная жизнь ограничена временем, а духовная, небесная не имеет предела. Подражающий Христу становится Христовым, приносящим «плод Богу». Этим «плодом Богу» и явился поступок святой Софии не ради себя, а ради своего народа. «В святости и чести, – как говорит святой апостол Павел, – а не в страсти похотения» состоялось венчание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. Хотя Януш Радзивилл и получил разрешение на брак от Римского папы, но обязательство воспитывать будущих детей в Православии стали причиной сильного давления со стороны Рима, что привело к тому, что Януш оставил католичество и обратился к кальвинизму.

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для блаженной княжны Православная вера. Во всех печалях своих обращалась она к Богу для очищения, для преодоления раздвоенности и раздробленности сил души. Скорби и испытания она не воспринимала как нечто странное и случайное. Даже в «самых огненных» искушениях она усматривала для себя необходимую душевную пользу. Скорби душевно оживляют человека. Ведь христианин – последователь Самого Христа Спасителя, Его апостолов и того Священного Предания, которое живёт в истинной Церкви, считала святая София. Поэтому ей надлежало стать участницей крестного пути Христова. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обнов­ляется» – учит апостол.

Для нынешнего поколения это поистине живой пример преданности Матери Церкви, когда круглая сирота в столь юном возрасте осталась верной Православию до самозабвения и противостояла зародившейся унии.

В молодой княгине наши православные предки нашли великое нравственное начало, духовную и моральную поддержку, что дало жителям города и края возможность сплотиться под сенью своих святынь: монастырей, храмов и Слуцкого Спасо-Преображенского Братства.

Идея Братств по преимуществу принадлежит Востоку. В то время как на Западе стали объединяться в различные ордена, союзы, ассоциации и проч., любимой формой объединения в Православных епархиях стали братства, которых Западная Европа почти не знает. Обращаясь к прошлому истории нашего отечества, мы находим там, что в самые не благоприятные моменты жизни православным народом и его Церковью выдвигалась идея Братств, как выражение всей полноты его духовных сил, как определение его исторической индивидуальности и особой миссии предназначенной самим Богом.

Земля Белорусская была древним достоянием потомков святого Владимира, и православные чада её были соединены кровными и духовными узами родства с Русью Восточной. В их жилах текла родная кровь, в устах звучала родная русская речь, в памяти сохранились одни и те же предания священной старины, и дух их получил жизнь и силу из одного и того же благодатного источника – Православной веры. С началом распространения унии ей стал противодействовать сам народ, объединившийся в церковные общества или братства. Такие братства появились в Киеве, Вильнюсе, Львове, Луцке, Могилёве, Орше, Бресте, Пинске, Бельске, Минске.

Спасо-Преображенское Братство в Слуцке появилось в конце XVI века. В плодотворной деятельности которого принимала самое активное участие святая София как высокоименитая братчица.

При участии святой Княгини братство устроило Преображенский монастырь, при котором была богадельня и училище. В последствии в келий этого монастыря жил и трудился будущий святитель Дмитрий Ростовский. Здесь начиналась его проповедническая и агиологическая деятельность. Влияние Спасо-Преображенского братства было велико.

Так праведная княгиня, заручившись поддержкой братства, настойчиво убедила своего мужа в бытность его католиком исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении «благочестивых» (то есть праведных) принуждать к унии. Грамота была выдана. И эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась успехом.

Даже по смерти святой Княгини Януш Радзивилл в память о своей супруге писал в одной из грамот: «Церкви и монастыри религии старо­русской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены», в другой грамоте он писал: «чтобы Церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братство в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены должны быть сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных.

Авторитет Княгини и её высоконравственный духовный облик способствовал и тому, что по отзыву историка Минской епархии Архимандрита Николая «город Слуцк, остался единственным из городов Северо-Западного края, который терпеливо выдержал весь гнёт католицизма и был сильной тверды­ней Православия, сохранив целость, чистоту и неприкосновенность такового, так что все коренные вероисповедания Православия уцелели в том самом виде, в каком они внушены были первыми просветителями славян».

Заслуги Спасо-Преображенского братства были отмечены Патриархом Иерусалимским Феофаном. В своей грамоте от 6 июля 1620 года он писал: «Святой крест от руки нашои в той святый храм посылаю Молит Вас смирение наше и отеческим благонравием повелевает Вам не расслабевать душею, не унывати телом, но еже бодренным и готовым быти, вземш вся оружия Божия на прогнание врага. Сею благословенною хартиею нашею тое Братство Ваше Боговожделенное при храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Богоспасаемем граде Слуцку… во вечные роды благословляем и утверждаем».

Кроме защиты Православия святая Княгиня всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божиию, собственноручно изготовляла для церквей дорогие, шитые золотом и серебром священнические облачения и давала средства на различные церковные постройки. Любовь к святым местам побуждала Княгиню совершать паломничество в дальние храмы в дни их престольных праздников. Так, и по ныне существует живое предание, что она не опустительно приходила пешком в построенную исключительно на её средства Покровскую церковь на Мир-горе Язельского прихода некогда Бобруйского уезда, куда в день Покрова Пресвятой Богородицы стекалось большое количество богомольцев из нескольких уездов.

Такая деятельность святой Княгини оставила неизгладимую печать доброго материнского отношения к своему народу и родной Православной Церкви. Слутчане, видимо, почти целое столетие ещё после провозглашения церковной унии оставались непреклонными и непреложными в своих религиозных убеждениях, но потом, как и прочие, все начали слабеть и уступать западному влиянию. Во второй половине XVII века и первой половине XVIII века в городе появляются католический монастырь и кальвинский собор.

Благоверная княгиня София была последней представительницей славного рода благодетельных Слуцких князей Олельковичей. По милости Божией она была погребена в Слуцке, в Спасской церкви Свято-Троицкого монастыря. Деревянный гроб был вставлен в металлический – цинковый, который сверху покрывался тканью с надписью: «Блаженни алчущие, ибо тии утешатся». На внешней стороне крышки цинкового гроба сделана надпись вылитыми буквами: «1612 года, марта 19 преставися благоверная София, княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичевна, Ольгердово племя и положена бысть в Слуцку в монастыре Святое Живоначальное Троици».

Защита и поддержка Православия со стороны святой Софии Юрьевны не ограничилась её земной жизнью. Глубоко почитаемые нетленные останки святой Княгини, которые ныне открыто почивают в Минском Кафедральном Свято-Духовом соборе, свидетельствуют нам о вечном небесном покровительстве её над всем Слуцким краем и Церковью Беларуси. Своим основанием в 1793 году Минская духовная семинария имеет древний город Слуцк и его Свято-Троицкий монастырь. Не ошибутся, если будут возлагать учащие и учащиеся духовных школ своё упование на святую благоверную княгиню Софию. Народом же слуцким она с древних времён признается целительнице всех больных женщин и детей.

В своё время в архиве Свято-Троицкого монастыря найдена запись чудес благоверной княгини Софии. Запись эта составлена учителем слуцкой семинарии иеромонахом Маркианом. Отец Маркиан документально сообщает о том, что заступничеством святой Софии люди исцелялись от различных душевных и телесных недугов; о том, что свирепствовавшая холера в городе отступила после того, как был совершён крестный ход с мощами; о том, как она защищала бедствующих от пожара.

Вот некоторые случаи из истории города и жизни его жителей, зафиксированные в хронике отца Маркиана.

«В 1848 году страшно свирепствовала холера в г. Слуцке. По просьбе горожан разрешено было подлежащим начальством пронести чрез город в двух направлениях (накрест) мощи блаженной Софии. В 4-х противоположных концах города были остановки и служились молебны; в местах остановок (Тройчаны, Остров, Выгода и Кладбищенская улица) поставлены кресты с соответствующими надписями, которые существуют и по настоящее время. Холера после обнесения мощей тотчас же, по небесному заступничеству блаженной Софии, прекратилась».

«Крестьянин д. Михеек Самуил Прокофьев-Шилович на 11-ом году жизни был поражён громовым ударом и в течение 4-х лет был совершенно расслабленный и тупоумный, врачебная помощь была бессильна. Односельчане признавали его погибшим и обычно говорили его родителям: «Ничего не будет с вашего Самуся», так как он сам не мог даже двигаться.

Благоверная София явилась во сне матери Шиловича и повелела ей привезти больного в монастырь к её гробнице. Здесь в гробницу им был опущен серебряный рубль, и во время колокольного звона больной получил полное исцеление, к удивлению всех, как совершенно здоровый, пешком пошёл домой».

«Слуцкая мещанка Ольга Космина-Барановская, состоя на службе в им. Некрашах, от сильного пара с котла ослепла. В течение 12-ти лет с поводырём ходила по деревням и питалась милостынею. В таком несчастном положении молебственно просила она себе смерти. Во сне явилась ей Матерь Божия в короне и порфире и сказала ей: «Иди в Слуцкий монастырь и там, у гробницы святой Софии, получишь исцеление». По пути в Слуцк собрала на свечу деньги, поставила свечу у гробницы и здесь 23 апреля прозрела, при этом дала обет до конца жизни ходить по святым местам и никогда не употреблять мясной пищи. В благодарность за чудесное исцеление Барановская на добровольно собранные пожертвования приобрела в Слуцкий монастырь ценную икону Божией Матери Почаевской в виде звезды и икону Божией Матери где она неоднократно бывала».

Счастлив тот народ, в котором сильна вера в Бога и Его Святых. Блажен тот народ, который способен по своим религиозным убеждениям прибегать к тем небесным покровителям, которых Господь посылает ему. Великий плод христианского подвига жизни явила Святая! Он есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие». Её житие – это живая Богодухновенная проповедь о Христе Спасителе «не в слове только, но и в силе, но и в Святом Духе, и со многим удостоверением».

 

Протоиерей Михаил Вейго
apostol.by


 

Сегодня, 1 апреля, в день памяти святой праведной Софии, княгини Слуцкой Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Михайловском соборе возглавил епископ Борисовский Вениамин, Викарий Минской Епархии.

Владыке Вениамину сослужил Благочинный Слуцкого районного округа, настоятель Свято-Михайловского собора протоиерей Михаил Вейго и священнослужители Слуцкого Благочиния.

В 12 часов состоялся молебен у памятника Святой Софии, который возглавил Владыка, после чего поздравил жителей города с днем памяти княгини Софии Слуцкой. Затем Владыка посетил приход Иконы Божией Матери «Целительница» в городе Слуцке.

 

Фоторепортаж с молебна у памятника Святой Софии
Фото – Владимир ХВОРОВ