Слуцкий фотограф Сомир Юхнин

Слуцкий фотограф Сомир Юхнин

04.04.2019

История белорусской творческой фотографии и сегодня остаётся почти не изученной, этакой «терра инкогнита» на карте отечественной культуры. Частично исследованы только некоторые её «пограничные» области. Например, творчество нашего земляка – классика польской, литовской фотографии Яна Булгака или известного русского, советского фотографа, мастера психологического портрета минчанина Моисея Напельбаума. Более скромные успехи в исследовании творчества белорусских фотографов, которые не были связаны с культурой народов соседних стран. Стала изучаться история фотографии Минска, появились небольшие очерки, посвящённые жизни и деятельности отдельных мастеров фотографии – Антона Прушинского, Григория Миранского. Не так давно (2002 г.) прошла выставка и был издан каталог работ ещё одного яркого представителя минской школы фотографии Льва Дашкевича. Но по-прежнему много имён талантливых фотохудожников, творивших в Беларуси, остаются без внимания исследователей. Будем надеяться, что это лишь фактор времени и в недалёком будущем все изменится к лучшему.

Среди плеяды фотографов, творивших в начале ХХ в. в Беларуси, слуцкий фотограф Сомир Львович Юхнин (1870 –?) [1] занимает своё, особое место. Одарённый фотохудожник, человек творческий, изобретательный, которого явно не устраивала скромная роль местечкового фотографа. Он оставил нам многочисленные фотографические виды Слуцка и его окрестностей, а также интереснейшую портретную фотосерию белорусских крестьян, которая на сегодняшний день насчитывает 15 сюжетов. Благодаря природной наблюдательности, тонкому художественному вкусу фотограф сумел уйти от изображения конкретных лиц и создал обобщённый образ, заключающий в себе основные черты внешности и характера, типичные не только для жителей данной местности, но и всей белорусской нации. Глядя на них, поражаешься, как этот городской человек мог так тонко чувствовать и понимать душу крестьян.

В каких же условиях творил этот талантливый мастер фотографии? Почему именно такие направления в своём творчестве выбрал?

Одним из определяющих факторов, конечно же, было то место, где мастеру суждено было творить. В начале ХХ в. Слуцк – небольшой уездный город Минской губернии с населением чуть более 14 тыс. человек, на который в среднем приходилось 2–3 фотографических заведения. Максимальное их количество – 5 – фиксировалось в 1902 году. В период с 1874 по 1885 г. в Слуцке вообще была только одна фотография – Гирши Лефеля, который первым почувствовал на себе все «прелести» развивающегося капитализма. Пытаясь сохранить своё привычное положение, этот старейший слуцкий фотограф направлял минскому губернатору бесконечные ходатайства с просьбами не разрешать открытие в Слуцке ещё одного фотографического заведения (просителем выступал некий мещанин Любатинский, содержавший фотографию в Новогрудке) [2]. Объяснял это тем, что «Слуцк есть город бедный, войска не имеются, а также и железной дороги». Он был искренне убеждён, что «в Слуцке 2-х фотографий никогда не существовало и существовать таковые не могут» [3]. У властей на этот счёт было иное мнение – они стремились поддерживать здоровую конкуренцию и, как правило, очередному просителю в открытии новых фотографических заведений не отказывали.

Фотография 26-летнего витебского мещанина Сомира Львовича Юхнина, судя по архивным документам, появилась в городе в феврале 1896 г. и первоначально располагалась на одной из центральных улиц города – Шоссейной [4]. К сожалению, остаётся неизвестным, где обучался этому ремеслу Сомир Юхнин. Возможно, это было в одном из многочисленных фотографических ателье Витебска, города с сильными фотографическими традициями. Именно там до приезда в Слуцк проживал фотограф.

Фотоателье С. Юхнина стало довольно популярным у горожан, особенно после того, как в 1907 г. его фотографии были удостоены золотой медали на выставке в бельгийском Антверпене и похвального отзыва на сельскохозяйственной выставке в Слуцке в 1908 г. (об этом свидетельствовали надписи на фирменных картонных паспарту) [5]. Здесь выполнялись всевозможные виды съёмок, в том числе было единственное в городе специальное отделение для увеличения портретов до натуральной величины. Тем не менее, несмотря на широкий спектр предлагаемых услуг, вопрос о простом материальном выживании в условиях сильнейшей конкурентной борьбы за клиента стоял весьма остро. Выход из этой ситуации был найден весьма оригинальный. Поскольку население города было небольшим и нельзя было рассчитывать на огромное количество заказов, даже снимая жителей окрестных местечек, Сомир Юхнин начинает производить съёмку видов Слуцка, типажей крестьян и горожан. Свои фотографии он предлагает издателям почтовых карточек, а по возможности издаёт их самостоятельно. Так поступали многие столичные фотографы, этот же путь выбрал и уездный фотограф Сомир Юхнин. И надо сказать, дело пошло довольно успешно. Почтовые открытки, как правило, выходили сериями, по нескольку десятков сюжетов, каждый из которых имел свой порядковый номер. Одной из первых, в период с 1909 по 1913 г., была напечатана серия в известном виленском издательстве А. Фиалко. Она насчитывала как минимум 30 сюжетов (с № 1 по № 22 – виды Слуцка, с № 23 и далее – белорусские типы). Открытки, а они выполнены способом глубокой печати, и сегодня поражают своим высоким качеством исполнения.

Ещё одна известная нам серия почтовых карточек была издана позже, вероятно, в период Первой мировой войны (1914–1918 гг.). Тут и формат меньше стандартного, и качество печати невысокое. На обороте читаем – издательство «Fabian i Co», Бреслау (Пруссия; сейчас это польский Вроцлав). На сегодняшний день в собрании музея насчитывается 12 открыток из этого выпуска. По неизвестным причинам издатель не упомянул имя автора фотографий. Путём сравнительного анализа легко установить, что это – Сомир Юхнин. На всех открытках помещаются слуцкие виды, пять из которых отпечатаны со старых негативов и полностью дублируют сюжеты видовых открыток предыдущих серий, изданных А. Фиалко.

Сюжеты почтовых карточек С. Юхнина весьма просты и незатейливы, но выполнены с огромной теплотой и любовью к родному городу и людям, его населяющим. Возможно, именно этим объясняется их притягательность. Камера С. Юхнина подробно зафиксировала наиболее интересные городские достопримечательности – общественные и культовые здания: гимназии, училище, церкви, костёлы, монастыри, часовни. Грамотно подбирая ракурсы и точки съёмки, фотограф создаёт настолько привлекательный образ родного города, что возникает желание сюда непременно приехать. Мы часто видим в кадре у Юхнина людей. Не от этого ли статичные по своей природе изображения превращаются в интересные, динамичные фотокартины?

Среди сюжетов почтовых карточек встречаются весьма любопытные. Например, открытка «Слуцк. Автомобильное движение». На ней изображены 4 автобуса. Их салоны заполнены людьми, на крышах-платформах расположились любопытные мальчишки-гимназисты. У самых колёс выстроились жители Слуцка постарше, в основном, мужская часть населения. Все замерли и сосредоточенно смотрят в объектив фотографа. Оказывается, ввиду отсутствия в городе железнодорожного сообщения, в 1909 г. одна из частных фирм приобрела в Германии автобусы, которые постоянно курсировали в окрестностях Слуцка. В самом же городе находились центральная станция и автобусный гараж. Этот удивительный исторический факт и запечатлела для потомков фотокамера Сомира Юхнина.

Безусловно, одни из интереснейших сюжетов почтовых карточек виленской серии – это так называемые «Белорусские типы» («Дети белорусской деревни», «Тип белорусского крестьянина», «Тип еврея-талмудиста» и др.). Некоторые из них имеют двойников в виде авторских фотоотпечатков. Данная тематика была весьма популярной в то время. Известны «Типы и виды Малороссии», «Типы России», «Типы Польши» и др. Конечно же, Сомир Юхнин был знаком с подобными изданиями и воспользовался этой идеей для создания своей собственной фотогалереи, целиком состоявшей из образов местных жителей Слуцка и окрестных селений. Его герои очень разные, но все люди простые и небогатые. Дети, в характерных для Слутчины головных уборах, с глиняными горшочками в руках, бедно одетый, присевший отдохнуть подёнщик, углубившийся в чтение книг местный еврей-талмудист.

Оригинальных (то есть перенесённых с негативов на фотобумагу способом фотопечати) фотографических работ Сомира Юхнина сохранилось не так много, но вполне достаточно, чтобы составить представление о его творчестве. Условно их можно разделить на 2 группы. В первую отнесём стандартные фотографии, сделанные в интерьерах павильона по заказам горожан. Как правило, это портреты на тиснёных картонных паспарту с перечнем всех званий и регалий фотографа. Они почти ничем не отличаются от массы портретных снимков начала ХХ в. Те же привычные павильонные аксессуары – рисованные фоны, балюстрады, плетёные кресла, столики. Здесь диктует правила не фотограф, а скорее заказчик. И это понятно – клиент в Слуцке дорог. Однако встречаются и среди этих работ талантливо выполненные портреты. Как правило, выигрывают те, в которых присутствует минимальное количество деталей, где умело выставлено освещение, со вкусом подобраны фон и соответствующие характеру модели аксессуары. Таков портрет неизвестной пожилой женщины, выполненный в период 1896–1906 гг. Основное его достоинство – психологизм. Перед нами образ умудрённого жизнью человека с сильным и волевым характером. Строгое лицо, открытый уверенный взгляд, полные понимания и мудрости глаза. Подчёркивает и усиливает эти характеристики тёмный цвет одежды женщины, контрастирующий с её седыми волосами.

Вторую группу составляют работы, в которых явно присутствует авторский художественный замысел. Здесь мы встречаем кадры чисто постановочные, выполненные фотографом в условиях павильона. Он до мелочей продумывает сюжет снимка, ищет выразительное лицо, подбирает одежду и позу модели, а уже затем выстраивает кадр композиционно. Сюда отнесём портретную серию «Белорусские типы», которая запечатлена как на оригинальных фотографических снимках, так и почтовых карточках. Это замечательные портреты, в которых узнаешь характерный фотопочерк Сомира Юхнина – «Песенница-белоруска деревни Сераги Слуцкого уезда» (1908 г.), «Тип подгородного слуцкого белоруса из деревни Лучники» (1908 г.) и «Тип полешучки из под Мозыря».

Ряд жанровых работ выставочного формата выполнен Юхниным на открытом воздухе. Это «Жатва» (1912 г.) и серия из 2 снимков «Сенокос между д. Брановичи и Лучники Слуцкого уезда» (1912 г.). Сюжеты, взятые фотографом из повседневной крестьянской жизни, подчёркнуто реалистичны. Композиционно, своим духом они перекликаются с полотнами русских художников-передвижников конца XIX – начала XX в., в творчестве которых огромное место отводилось повседневному бытописанию крестьян.

Безусловно, одна из лучших работ фотографа – «Лирники во время ярмарки в Слуцке» (1909 г.). Перед нами колоритная группа жителей Слуцка, судя по одежде – представителей мещанского сословия, а также приезжие окрестные крестьяне. Они обступили нищих странников и двух музыкантов, играющих на старинных белорусских музыкальных инструментах – лирах. Фотограф так удивительно живо и точно передал атмосферу события, что, созерцая фотографию, как будто бы оказываешься в самой гуще народа и слышишь тихие мелодичные звуки. Великолепны стоящие в группе люди. Лица и характеры каждого из них – от нищего странника до зажиточного мещанина – настолько искусно переданы, что легко запоминаются. Это даже не фотография, это – фотокартина, настолько она живописна. Именно это качество присуще лучшим работам слуцкого фотографа Сомира Юхнина, в этом их главное отличие от работ других мастеров.

В советские времена судьба фотографа сложилась непросто. Он по-прежнему занимается любимым делом – фотографирует город и его жителей, но уже в условиях новой исторической действительности. Выполняет в 1925 г., вероятно, для местной краеведческой организации, фотосъёмку костёла бернардинцев и уникальной деревянной колокольни Рождественской церкви, фиксирует изменения в крестьянском быте («Тип новой (1921) деревенской хаты Слуцкого района».

Одна из его фотографий слуцкого пояса, оригинал которого был представлен в 1908 г. на Слуцкой сельскохозяйственной выставке, в апреле 1927 г. экспонировалась в Минске, в Белорусском государственном музее на выставке слуцких поясов [6].

Все необходимые для работы фотоматериалы Юхнин по-прежнему приобретает в Минске, у хорошо знакомых ему фотографов Миранского, Гатовского и Ильюшина [7].

Роковым для слуцкого фотографа стал его профессиональный интерес к почтовым карточкам, в своё время дававший ему устойчивый денежный доход, а, следовательно, возможность свободно и независимо творить. Но времена изменились. На протяжении 1923–1924 гг. фотографа неоднократно штрафовали за приобретение и хранение контрабандных материалов (имелись в виду почтовые открытки зарубежного производства). По очередному доносу в 1927 г. 58-летний Сомир Юхнин был арестован ОГПУ за покупку в Слуцке «500 штук заграничных открыток… разных фирм», которые «держал… у себя дома для работы» [8]. За это «преступление» особым совещанием при Коллегии ОГПУ от 6 апреля 1928 г. Сомир Юхнин был выслан из г. Слуцка без права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и пограничных губерниях сроком на 3 года. Указано, что местом жительства фотограф избрал г. Владимир [9].

Как сложилась дальнейшая судьба Сомира Юхнина, неизвестно. Возможно, он так и остался во Владимире, возможно, вернулся в родной Слуцк. По некой иронии последние в Беларуси фотографии Сомира Львовича Юхнина экспонировались в тот момент, когда Юхнины уже были депортированы из Слуцка. Это была первая Всебелорусская выставка краеведческих фотографий и зарисовок, проходившая в залах Белорусского государственного музея по улице Красноармейской, 3 с 15 апреля по 15 мая 1928 г. На ней экспонировалось около 2000 произведений. Работы С. Юхнина размещались в разделе «Здания» (вместе с фотографиями И. Сербова, Л. Дашкевича, зарисовками М. Филипповича), а также в «весьма немногочисленом» разделе «Быт населения» [10].

Сегодня, вероятно, самое крупное в республике фотографическое наследие мастера хранится в собрании Национального музея истории и культуры Беларуси. Это 28 авторских фотоотпечатков различных размеров и 35 открыток, выполненных с фотографий С. Юхнина. К довоенному собранию 1920-х гг. относятся все образцы художественной фотографии Сомира Юхнина – 20 авторских фотоотпечатков, а также 15 открыток. В 1944 г. они были вывезены в Германию, а в апреле 1948 г. одними из первых вернулись на родину.

И сегодня, спустя почти 8 десятков лет, работы Сомира Юхнина весьма популярны. Современные исследователи – этнографы, историки, краеведы – используют их для иллюстрирования своих научных трудов, поскольку фотографии С. Юхнина – богатейший кладезь визуальной информации по истории Беларуси. Их также охотно публикуют на страницах художественных журналов. Не так давно ряд его фотографий был показан на выставках «Белорусский фотоальбом. Мастера отечественной фотографии конца XIX – начала XX вв.» (2000 г.), и «Искусство фотопортрета: в поисках традиций» (2001 г.). И это, пожалуй, самая лучшая награда для Мастера, когда спустя десятилетия строгие потомки с искренним восхищением взирают на его творения.

P.S. Для установления дальнейшей судьбы фотографа Юхнина автор предпринимает попытки поиска его родственников. Из анкеты, составленной при допросе С. Юхнина в ОГПУ (1927 г.), известно, что у него было двое детей, которые проживали в Ленинграде и окрестностях. Это сын Лев Сомирович Юхнин 1906 года рождения, ученик Ленинградской консерватории (? – в анкете неразборчиво) и дочь София Львовна Юхнина 1908 г.р., химичка фабрики Озера (? – неразборчиво), проживала – г. Озера.


1. Анкета для арестованных и задержанных с зачислением за ОГПУ // Архив КГБ Республики Беларусь, дело № 35029-с, л. 9.

2. Прошение слуцкого фотографа Гирши Файвелевича Лефеля // НИА, ф. 295, оп. 1, д. 7669, л. 141 об.

3. То же. Л. 142 об., 143.

4. Ведомость о фотографических заведениях в Слуцком уезде Минской губернии за 1896 г. // НИА, ф. 295, оп. 1, д. 6251, л. 12; Рапорт слуцкого уездного исправника о фотографиях в г. Слуцке за 1905 г. НИА, ф. 295, оп. 1, д. 7534, л. 26 об.

5. Каталог фотографий С. Юхнина, приложение к статье, № 48 – 55.

6. Каталег выстаyкі слуцкіх паясоy Беларускага дзяржаyнага музэю (красавік 1927). Менск, 1928. С. 20.

7. Протокол допроса Юхнина С.Л. // Архив КГБ Республики Беларусь, д. 35029-с, л. 11 об.

8. Там же. л. 11.

9. Там же. л. 24.

10. Шашалевіч А. Першая Усебеларуская Выстаyка Краязнаyчых фотографій і зарысовак // Наш край. 1928. № 6–7. С. 3–10.



 

Надежда САВЧЕНКО,
историк, заведующий отделом письменных и изобразительных источников Национального исторического музея Республики Беларусь, специалист в истории белорусской фотографии

Беларусь в мире, 31.12.2005
Публикуется по версии Платформы LIBRARY.BY

 

Фотографии Сомира Юхнина на нашем сайте можно посмотреть в альбоме «Слуцк. Путешествие во времени» и специальной подборке «Фотографии Сомира Юхнина».

 

Последние новости по теме.