У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

Борис Всеволодович Игнатович

31.07.2014

Мастер военного фоторепортажа

Для случчан имя этого выдающегося фотографа, родившегося в Слуцке, практически неизвестно. Этот материал о классике советской фотографии, человеке, чьё имя в середине прошлого века имело мировую известность. Он стоял у истоков фотографии тогда молодого государства – СССР, а его снимки времён Второй мировой войны стали классическими.

Среди фотохудожников, чьи снимки военных лет вошли в антологию советского военного фоторепортажа, достойное место занимает имя Бориса Всеволодовича Игнатовича, нашего земляка, уроженца Слуцка.

С началом Великой Отечественной войны он, уже известный в стране фотомастер, ушёл на фронт. Снимал для армейской газеты, был на передовой, принимал участие в рейдах за линию фронта, летал на самолёте к партизанам.

Вместе с бойцами Игнатович дошёл до Берлина, оставив нам документальную фотолетопись фронтовых будней и ожесточённых сражений.

Думается, что читателям будет интересно ознакомиться не только с фотоснимками военных лет нашего земляка, но и узнать факты его творческой биографии.

Так выглядел Борис Игнатович, классик советской фотографии, в годы войны. Фото из архива Бориса ИгнатовичаРодился Игнатович в 1899 году в городе Слуцке в семье учителя гимназии.

В 1908–1917 годах учился в гимназии Лодзи, а позже – Луганска, откуда был исключён за издание рукописного журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках.

Однако уже в 1918 закончил с серебряной медалью гимназию в Петрограде. Возвратился в Луганск и устроился журналистом в местной газете.

С начала и до середины 1920-х годов работал в московских изданиях, заведовал редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина», «Смехач», «Бузотёр».

Бок о бок с Игнатовичем работали Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Михаил Зощенко, художники Кукрыниксы. Общение с карикатуристами оказало на него серьёзное влияние – их непривычно острое мироощущение стало для Игнатовича опорной точкой в решении заниматься изобразительным искусством.

Борис Игнатович. Красная площадь. Москва. Военный парад. 1927 годИменно тогда он увлёкся фотографией и пришёл к пониманию неразрывной связи технической и творческой составляющих в фотоискусстве.

Он изучает технику съёмки, свойства оптики, познает секреты обработки фотоматериалов, что сразу даёт результат.

Его фотоработы, показывающие жизнь и преобразования 1920–1930-х годов, получают широкую известность, как в СССР, так и за рубежом. Фактически Борис Всеволодович стал одним из основоположников авангардизма в фотографии.

Борис Игнатович. Юный партизан. 1942Вместе с Александром Родченко, (родоначальник дизайна и рекламы в СССР, также фотограф с мировым именем) – один из организаторов и руководитель группы «Октябрь».

После войны Игнатович много времени отдавал пейзажу, занимался цветной фотографией, о его авангардных снимках довоенных лет практически забыли. Умер фотограф в Москве в 1976 году.

Как нередко бывает, о мастере вспомнили уже после кончины.

В последнее время ни одна большая художественная выставка в России и соседних странах не обходится без его работ.

Они находятся в коллекциях крупнейших музеев, их публикуют в престижных монографиях, а самого фотохудожника называют не иначе как выдающимся.

Фотографии Игнатовича имеют мировой индекс художественной ценности, продаются на ведущих аукционах мира, таких как Sothebys, Christies, Swann Galleris и других.

 

Сергей БОГДАШИЧ
kurjer.info


 

Следующий материал об Б.Игнатовиче, заслуживающий внимания, биография фотографа с сайта artinvestment.ru.

 

ИГНАТОВИЧ Борис Всеволодович

4 апреля 1899 (Слуцк) – 4 апреля 1976 (Москва)

Фотограф

 

Борис Игнатович. Чаепитие в Раменском. 1928 г.Родился в семье учителя гимназии. С 1908 по 1914 учился в гимназии в городе Лодзь (Польша), а затем, с 1914 в гимназии Луганска, откуда был исключён в 1917 за издание журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках. В 1918 закончил с серебряной медалью гимназию в Петрограде и возвратился в Луганск, где поступил журналистом в газету «Северо-Донецкий коммунист».

В 1919–1920 вступил в ряды РКП (б); работал литсотрудником в харьковских и киевских газетах, ответственным редактором газеты «Красная Башкирия» (Уфа); заведовал областным отделом РОСТа в Стерлитамаке. Один из первых членов созданного тогда Союза журналистов. Участвовал в Первом всероссийском съезде журналистов (1920). Позже был делегатом Второго и Третьего всесоюзных съездов журналистов.

Борис Игнатович. В гостях у земляка. 1928 г.В 1921–1922 работал заместителем главного редактора, а затем редактором московской газеты «Горняк»; за публикацию непроверенных рабкоровских писем из провинции был переведён из членов РКП (б) в кандидаты и отстранён от должности редактора. Вскоре уехал в Ленинград, где заведовал редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина», «Смехач» и «Бузотёр». В 1923 сделал свой первый репортажный кадр: снял карманным фотоаппаратом «Кодак» писателя Михаила Зощенко за покупкой яблок.

В 1925 был восстановлен в рядах РКП (б) и возвратился в Москву, где работал заведующим редакцией журнала «Рабочая неделя». В 1926, работая в приложении к газете «Труд», приобрёл свои первые фотокамеры. Участвовал в выставке фоторепортажа, организованной Ассоциацией московских фоторепортёров при Доме печати (Москва).

В 1927 поступил в редакцию газеты «Беднота» (Москва) на должность фотокорреспондента; снимал репортажи о сельской жизни, о Волховстрое, первые турбины. В 1928 по заданию редакции снимал Лудорвайский процесс над кулаками в Удмуртии.

Борис Игнатович. На теплой печи. 1927 г.С 1929 – профессиональный фоторепортёр журналов «Современная архитектура» и «Даёшь!», в котором были опубликованы 13 авторских фотоочерков, «Радиослушатель», «Иллюстрированная рабочая газета». Одним из первых стал снимать немецкой малоформатной камерой «Лейка». Серия кадров, снятых этой камерой, опубликована на страницах журналов «Советское фото» («С новым урожаем!», «Красноармеец», «Групповой портрет», «На скотном дворе») и «Даёшь!». Участвовал в фотовыставке Общества друзей советского кино (ОДСК) (Москва), на которой во время развески экспозиции познакомился с Александром Родченко. Участвовал в выставке художественной фотографии в Вене (Австрия).

В 1930 по сценарию Эсфири Шуб снял на киностудии «Союзкинохроника» киноочерк «Сегодня», часть кадров которого была опубликована в журнале «Кино и жизнь» (1930, № 21), а также участвовал в создании одного из первых звуковых фильмов «Олимпиада искусств».

Борис Игнатович. Хлебозаготовка. 1936 г.В 1931 работал фоторепортёром издательства «Изогиз», в котором для специального выпуска журнала «СССР на стройке», вместе с Н. Штерцером, сделал большую серию аэросъёмок Ленинграда с самолёта «Р-5» (№ 11, 1931).

Вместе с Александром Родченко руководил, до роспуска в апреле 1932, фотосекцией группы «Октябрь» (возникла на основе одноимённого объединения представителей разных жанров и видов искусств). Фотосекция стала самостоятельным творческим фотографическим объединением, которое известно в истории советской фотографии как «Группа «Октябрь»». Участвовал в выставке группы в Доме печати (1931).

В 1932 был избран председателем Московской ассоциации фотокорреспондентов. В 1932–1934, работая кинооператором «Союзкинохроники», снял документальный очерк «Как работают Кукрыниксы», а также фильм «Электрификация СССР».

В 1934–1935 заведовал отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва», сотрудничал с газетами «Правда», «Рабочая газета», «Труд», «Комсомольская правда», журналами «Прожектор», «Красная нива», «Огонёк», «Смена», «Советское фото». В середине 1930-х особую известность приобрела так называемая «Бригада Игнатовича», снимавшая для газеты «Вечерняя Москва» и агентства фотоинформации «Союзфото». В бригаду, кроме Б. Игнатовича, входили Е. Лангман, Я. Бродский, Л. Бать, О. и Е. Игнатович.

Борис Игнатович. Хлебороб. 1930 г.В 1935–1936 руководил спецбригадой фоторепортёров, созданной агентством «Союзфото» для съёмки сюжетов о стахановском движении. Создал серию «Казаки».

С 1936 по 1937 работал фоторепортёром газеты «Комсомольская правда». В 1937–1938 участвовал в Первой Всесоюзной выставке фотоискусства (Москва (ГМИИ им. А.С. Пушкина) – Ленинград (ГРМ) – Киев).

В 1937–1941 работал штатным фоторепортёром журнала «Строительство Москвы», продолжая сотрудничать с журналом «СССР на стройке». В 1938 участвовал в выставке советского фотоискусства в Каунасе (Литва); а в 1938–1939 – в международной фотовыставке в Англии.

Борис Игнатович. Маяковский на Красной площади. Москва. 1-е мая. 1-е мая, 1928С первых дней Великой Отечественной войны – военный фотокорреспондент газеты «Боевое знамя» 30-й армии на Калининском фронте (1941–1943). В 1943–1944 был командирован на Западный и Брянский фронты, работал в партизанских отрядах Брянщины. В 1945 фотографировал маршала Г.К. Жукова во время подписания Акта о капитуляции Германии.

В 1945–1950 работал в студии им. Грекова военным фотохудожником. В 1950 демобилизовался в чине капитана; к этому времени относятся первые опыты в цветной фотографии. Снимал пейзажи, уделял много времени портретной фотографии. Работал фотокорреспондентом издательства «Правда» и журнала «Огонёк» (1950–1951) и фотохудожником производственно-технических мастерских Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), где в 1952 организовал лабораторию цветной фотографии. В 1953–1954 работал фотохудожником издательства «Изогиз»; участвовал в выставке «Фотоискусство СССР за 40 лет» (Москва). Работал фотографом-художником в «Журнале мод» (1954–1955), в «Стройиздате» (1955–1956), заведовал отделом в издательстве «Искусство». В 1957, когда было возобновлено издание журнала «Советское фото», около года работал в его редакции литературным сотрудником. В 1959–1965 руководил фотостудией на заводе «Серп и молот», консультировал в фотостудии клуба «Трудовые резервы», вёл секцию фоторепортажа в крупнейшем фотоклубе страны – московском «Новаторе», участвовал в отчётных выставках клуба.

Борис Игнатович. Музыкальная олимпиада. Ленинград. 1926 г.Персональные выставки прошли в Праге (1947); Москве (1948, ЦДРИ; 1969, Центральный дом журналистов), Вильнюсе (1972).

Умер от инсульта. Похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

Фотографии находятся в коллекциях Союза фотохудожников России, музея «Московский Дом фотографии», ГМИИ им. А.С. Пушкина, галерее Алекса Лахмана (Кёльн), в Музее Людвига (Кёльн) и других собраниях.



А вот эта статья неизвестного автора с сайта club.foto.ru перепечатана многими Интернет-ресурсами, посвящёнными фотографии и фотографам. К сожалению, авторство и первоисточник пока установить не удалось, но большинство ссылок ведёт именно на этот ресурс.

Борис Игнатович – Жизнь и творчество

Борис Игнатович начинал как редактор и журналист, но фотографическая слава затмила его достижения на литературном поприще. Нам Борис Игнатович известен как талантливый и многогранный фотограф, чьи работы злободневны, чьё мастерство ставит фоторепортаж вровень с лучшими образцами изобразительного искусства, а найденные ракурсы и по сей день копируются в работах фотографов и художников.

Борис Игнатович. Этажи. 1933 г.Первые шаги в журналистике (тогда ещё не фото-) 19-летний редактор-стажёр делает в редакции луганской газеты «Северо-Донецкий коммунист». Там его способности были быстро замечены и оценены по достоинству: уже через год он направляется для работы в харьковской «Красной звезде».

В качестве репортёра «Красной звезды» Игнатович проходит сквозь фронты гражданской войны. Его очерки с поля боя, статьи, посвящённые жизни людей в это непростое время, регулярно появляются на страницах газеты. Мирное время Борис Игнатович встречает в столицах – работает редактором московской газеты «Горняк», заведует редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина», «Смехач», «Бузотёр». Журналы покупаются нарасхват.

Борис Игнатович. В цехе прожекторного завода. 1930 г.Бок о бок с Игнатовичем работают М. Булгаков, В. Катаев, М. Зощенко, Кукрыниксы. Общение с карикатуристами оказывает на молодого человека огромное влияние – их взгляды на жизнь, непривычно острое мироощущение становятся для Игнатовича опорной точкой в решении заниматься изобразительным искусством. По-настоящему судьбоносным для Бориса Игнатовича явилось знакомство со знаменитым художником В.В. Лебедевым, под влиянием которого молодой редактор и начинает серьёзно изучать историю и теорию фотоискусства.

Увлечение фотографией начинается с малого. Весной 1923 года Борису Игнатовичу дарят карманный «Кодак», и он просит пришедшего в редакцию «Смехача» М. Зощенко немного попозировать. Уходя же вместе с Зощенко с работы, Игнатович делает свой первый репортажный кадр – снимает писателя-сатирика, покупающим яблоки. Не на шутку увлёкшись фотосъёмкой, молодой художник приходит к пониманию неразрывной связи технической и творческой составляющих фотографии. Он изучает технику съёмки, свойства Борис Игнатович. У Эрмитажа. 1931 г.оптики, познает секреты обработки фотоматериалов, что мгновенно даёт результат. На всех фотографиях Бориса Игнатовича видно виртуозное мастерство владения камерой – а ведь в первой половине прошлого века техника была далека от сегодняшних стандартов как в оперативности и удобстве работы, так и в смысле технического качества получаемого результата. Для первых «фотографических» лет Б. Игнатовича характерно использование непривычных углов съёмки, острого ракурса и «косины» горизонта – художник явно находится под влиянием А. Родченко. Впрочем, и в эти годы, художник не отдаётся слепому копированию – в его работах ракурс всегда обоснован и служит выражению мысли автора.

В 1926 году в Охотном ряду, на крыше «Рабочей газеты», проходит собрание, которое учреждает Ассоциацию фоторепортёров при Доме печати – уникальной организации, которая заменяет многим фоторепортёрам учебные курсы и объединяет людей, преданных фотоискусству. Один из инициаторов создания ассоциации, Игнатович активно участвует в её деятельности. Это ничуть не мешает его творческой работе – в качестве фотожурналиста Игнатович сотрудничает с журналами «Прожектор», «Огонёк», «Красная Нива». В 1927 году он приглашён в газету «Беднота» на должность бильдредактора. Здесь фотограф учится искусству образной публицистики, здесь же формируется его команда, в которую в дальнейшем войдёт его сестра Ольга Игнатович. Публикации, например, в «Советском фото» или «Вечерней Москве», зачастую так и подписываются: «Бригада Игнатовича». Эта команда выступает против канонов салонной фотографии и режиссуры: Игнатович открывает выразительность внутрикадрового монтажа, стремясь при съёмке к конструктивному размещению предметов в кадре. Руководствуясь своей теорией, фотографы стараются заполнить все поле кадра «активным материалом» – изображением объектов, которые в сочетании создавали бы представление о сюжете и теме. Разрабатываются универсальные приёмы: «упаковка кадра» (включение в кадр необходимого материала), «разгон по углам» (углы кадра несут смысловую нагрузку). Фотографы экспериментируют с разными типами оптики, используя объективы в несвойственных для них жанрах (широкоугольник в качестве портретного, длиннофокусный – для съёмки пейзажей).

Борис Игнатович. Исаакий. 1931 г.Игнатович пробует себя в кинематографе в качестве оператора. В 1930 году он снимает киноочерк «Сегодня» по сценарному плану кинорежиссёра Эсфири Шуб, участвует в создании кинофильма «Олимпиада искусств». Киносъёмка, так же, как и фотография, показывает свойственную Игнатовичу крупность плана, динамизм и лаконичность кадра. Впрочем, спустя некоторое время Игнатович возвращается в фотографию, снова начиная эксперименты с кадрированием и оптикой, выделяя смысловой центр композиции посредством глубины резкости и направленных к нему воображаемых линий.

Борис Игнатович. У Смольного. 1931 г.С 1930 года по инициативе А.М. Горького в Москве начинает выходить иллюстрированный журнал «СССР на стройке». В редакции журнала числятся такие известные фотомастера как Я. Халип, М. Альперт, А. Шайхет, Д. Дебабов, Г. Петрусов. Сотрудничает с новым изданием и Игнатович. Один из номеров 1931 года, посвящённый Ленинграду, иллюстрируется Игнатовичем и его бригадой, причём специальным уведомлением читателям сообщают, что лично Игнатовичем «производились специальные съёмки с аэроплана» – тогда это было большим новшеством. «Мне предоставили самолёт Р-5, – вспоминает Борис Всеволодович. – Пилот попался опытный и к тому же фотолюбитель. Он понял моё намерение и охотно взялся содействовать. Я сел к нему спиной и попросил лететь, как можно ниже, почти на бреющем полете. Очень хотелось дать кадры покрупнее. В руках у меня «Лейка» с единственным объективом «полтинником». Телевиков мы тогда ещё не имели…» Сегодня, разглядывая эти снимки почти вековой давности, остаётся лишь восхищаться мастерству фотографа, который без специального оборудования, в неприспособленном самолёте сделал кадры ставшие классикой – достаточно упомянуть лишь «Исаакиевский собор с высоты птичьего полёта».

Борис Игнатович. На заводе «Динамо»Начало Великой Отечественной войны вынуждает талантливого фотомастера стать фронтовым фоторепортёром. Игнатович неотступно следует за боевыми частями на лошади. Выходит серия кавалерийских репортажей. Форма подачи сюжетов очень разнообразна: хроникальные зарисовки, жанровые сцены, групповые и персональные портреты. Немало здесь и батальных эпизодов. Некоторое время проводит Игнатович в партизанском отряде, что позволяет ему сделать портреты и описать быт партизан. К завершению войны мастер делает фотопортреты ведущих военачальников, в том числе известнейшие снимки маршалов Г.К. Жукова и В.И. Чуйкова. Попадают в объектив фотографа и зарисовки с исторических мировых событий (маршал Жуков на конференции в немецком городе Потсдам).

Борис Игнатович. Молодой рабочий. 1930 г.После войны мастер целиком сосредоточен на мирных темах. Выходит серия пейзажей с ритмичной и стройной композицией. На кадрах почти всегда присутствует активный передний план, а последующие планы отдаляются через плавный тональный переход. Немало создаёт Игнатович и портретов, реалистических и даже «репортажных» по исполнению. Среди моделей фотографа – скульпторы В. Мухина, С. Коненков и И. Макагон, писатель М. Шолохов, академик Д. Прянишников. Для съёмки портретов мастер пользуется форматной камерой с размером фотопластины 18х24 см. Такой аппарат позволяет эффективно управлять рисунком изображения, в нужной плоскости проводя границу «резкость-нерезкость», а в дальнейшем обеспечивает возможность критичного в жанре портрета негативного ретуширования.

Борис Всеволодович щедро делится своими знаниями и опытом с молодёжью. Он нередко посещает собрания в московском клубе «Новатор», популярнейшем месте общения фотографов 60–80-х гг. прошлого века, печатает статьи в журнале «Советское фото». Фотограф учит новое поколение чувствовать световой рисунок, не злоупотреблять контрастностью или недодержкой, обедняющими тональные переходы, изучать технику, развивать пространственное мышление. Большое значение придаёт Игнатович умению использовать источники света и компоновать кадр соответственным образом, последовательно он проводит и мысль о необходимости искать наилучшую точку съёмки, а не пытаться исправить композицию кадра фотоувеличением. Советы мастера фоторепортажа звучат актуально и сейчас, спустя более тридцати лет после его смерти. Работы же Бориса Игнатовича нашли своё место в фонде классики мирового фотоискусства.



Весьма интересна статья Григория Михайловича Чудакова о Борисе Игнатовиче на сайте photographer.ru.

Борис Игнатович. Первое мая. 1-е мая, 1931С каждым годом, а может быть и с каждым месяцем, имея ввиду нынешний фотографический бум с множеством экспозиций в самых престижных столичных залах, возрастает интерес к фотоискусству прошлого. И, в первую очередь, что вполне закономерно, к 20–30-м годам XX века. Интерес этот проявляет не только «широкая публика», во многих случаях вооружённая «мыльницами», но и теоретики, коллекционеры, архивисты. Удивляться этому не стоит, а радоваться – безусловно! Наше отечественное фотоискусство уже давно привлекло к себе внимание, но нам все было «не до этого». Мастера, достойные мирового признания, уходили в мир иной, а их наследники, за редким исключением, весьма безразлично относились к отпечаткам и негативам, занимавшими квадратные метры в скромных квартирных масштабах.

Но вот, другие времена, другие песни! Запад подтолкнул не только искусствоведческий интерес к ретроспективной фотографии, но и «меркантильный». И это – на аукционах цены на произведения фотоискусства вошли в один ряд с ценами на живописные и графические работы известных художников.

Борис Игнатович. «Винтовки к ноге!». 1930 г.А каков результат? Бесспорно обнадёживающий. Не может не радовать тот факт, что произведения наших талантливых мастеров прошлого получили, наконец, широкое мировое признание. В их числе работы Бориса Игнатовича. Годы, в которые впервые заявил о себе фотожурналист Борис Игнатович, были временами безапелляционного утверждения, социалистических идей, а значит и «социалистического наступления на фотофронте». Фотография в прессе утверждала себя фиксацией положительных фактов, не нуждаясь инсценировок, постановочных кадров во имя высоких целей. Фотография художественная – пейзажи, портреты, «полуобнажённая» натура подвергалась жёсткой критике, вплоть до административных, а то и более серьёзных выводов.

«Новая волна», наиболее яркими представителями которой стали, по своей изначальной биографии, художник-конструктивист Александр Родченко, пишущий газетчик Борис Игнатович, киношник Дмитрий Дебатов, сотрудник фотоателье Елизар Лангман. Все они в конце 20-х – начале 30-х годов олицетворяли собой «левое» направление – группу «Октябрь», существовавшую в постоянной полемике с Российским объединением пролетарских фотографов (РОПФ), утверждавшим «идеологическую правду». По мнению Бориса Игнатовича, сформулированного им на страницах журнала «Пролетарское фото», они подменяли «настоящую действительность, документальность советского фоторепортажа слащавой картинкой и позой…» А что же в противовес ропфовцам и отрицательным чертам «художественной» фотографии предложил и с успехом осуществил Борис Игнатович?

Борис Игнатович. Молодость. 1937 г.Ответ на этот вопрос дают не только получившие широкое признание в нашей стране и за рубежом классические работы талантливого мастера, но и его размышления о специфике и своеобразии фототворчества, опубликованные в конце 70-х годов на страницах журнала «Советское фото». Эта публикация, увидевшая свет благодаря вдове фотомастера Клавдии Николаевне Игнатович, многое объясняет и даёт возможность заглянуть в творческую лабораторию создателя талантливейших фотопроизведений и бытописателя целой эпохи в жизни нашей страны. Однако заслуги Клавдии Николаевны этим не исчерпываются. Она сумела сберечь в полной сохранности богатейшее наследие фотохудожника-фоторепортёра, предоставить уникальную возможность познакомиться с его работами посетителям многих выставок, как отечественных, так и международных.

Борис Игнатович. Душ. 1935 г.Казалось бы, наследие Б. Игнатовича уже давно не есть тайна за семью печатями. Но искусство фотографии настолько многообразно, специфично, что с годами многие произведения, по-настоящему талантливо исполненные, и в то же время представляющие собой документ, зеркало конкретной действительности, обретают все новое и новое дыхание. Так случилось и с коллекцией негативов, унаследованных К.Н. Игнатович и переданных недавно на хранение Центральному архиву аудиовизуальных документов Москвы (ЦААДМ). Этот неизвестный или известный в «узких» кругах Борис Игнатович возрождается к творческой жизни благодаря усилиям наследницы и сотрудников архива, а также фотогалереи «им. Братьев Люмьер», плодотворно работающей в одном из залов Центрального Дома Художников (ЦДХ). В ближайшее время с экспозицией сумеют познакомиться посетители ЦДХ, по достоинству оценить и восхититься своеобразным талантом, фотографической исключительностью автора и, по желанию, даже приобрести отпечатки некоторых экспонатов.

Борис Игнатович. На водной станции. 1927 г.…Однако, в чем же секреты и уникальность творческого вклада Бориса Игнатовича в историю российского и мирового фотоискусства? Речь идёт, прежде всего, о хрестоматийных работах, вошедших во многие фотоальбомы и выставочные каталоги, издания, посвящённые истории и теории фотоискусства. Они узнаваемы с первого взгляда: «Исаакий». Ленинград 1930 г., «У Эрмитажа». Ленинград 1930 г., «Чаепитие в Раменском» 1928 г., «Первая кинопередвижка» 1928 г., «Обед в коммуне» 1929 г., «Оркестр на Красной площади» 1935 г., «Коновод» 1944 г. и т. д. Именно эти произведения в наибольшей степени иллюстрируют авторский почерк, единство содержания и композиционного решения, найденных и воплощённых в жизнь Борисом Игнатовичем. Автор шедевров на сельскую тему пишет о своём снаряжении: «В моем ручном багаже, кроме фотоаппарата и треноги, уместились 30 дюжин пластинок, походная лаборатория с химикатами и, самое главное, самодельная лампа-вспышка с запасом магния и бертолетовой соли». И при этом снаряжении он «увидел кусок настоящей жизни, интересных людей (речь идёт о снимке «Чаепитие в Раменском») Не стал их тревожить, никого специально не усаживал, а предложил всей компании продолжать заниматься своим приятным делом». Вспышка! И на стене в комнате Б. Игнатовича появилась любимая его сердцу фотография – «я с удовольствие взираю на милые моему сердцу лица бородачей».

Автор выдающихся фотопроизведений, журналист-профессионал считал себя… фотолюбителем, когда в 1923 году создал свой первый снимок для журнала «Смехач». «Миша покупает яблоки» (писатель Михаил Зощенко). В руках у фотографа в тот раз был «Кодак» – плоский, небольшой, почти карманный… В дальнейшем подобное могла сотворить только гениальная «Лейка»… Но «Лейка» пришла позже, в тридцатых годах.

Борис Игнатович. Кавалерийский отряд на переправе.1944Купол Исаакиевского собора был сфотографирован «Лейкой» с самолёта на расстоянии всего сорока метров от креста. Этой же камерой была создана широко известная эрмитажная «нога». Оба уникальных кадра были, по выражению автора, «предельно упакованы», место для ненужных подробностей автор, как правило, не оставлял. И такой подход применялся даже в тех случаях, когда автор работал большой камерой (18х24). «Лейка» позволила Б. Игнатовичу решать многие композиционные задачи. Однако при всем желании фотограф не мог объективом (F=50), снимать объект с расстояния ближе одного метра. Этому, как установил соратник Игнатовича по группе «Октябрь» Елизар Лангман, мешал стопорный винтик на конце объектива. Когда он был удалён, появилась великолепная возможность приблизиться к объекту съёмки чуть ли не вплотную. И тогда… с едва заметным искажением портреты обретали совершенно иное звучание, рождался объёмный пластический образ.

«Упаковка» была не единственным приёмом, отличившим творчество фотографов группы «Октябрь», испытавших на себе жесточайшую критику, объявленных формалистами, авангардистами, которым чужды идеи советского искусства. Столь же нетерпимо относились сторонники социалистического реализма к «разгону по углам», «косине», а также к съёмке сверху вниз, снизу вверх и по диагонали, которую утверждали в своих работах А. Родченко, Б. Игнатович и их соратники.

Партизаны брянщиныВсе эти приёмы съёмки и кадрирования откровенно представлены и в снимках доселе неизвестного Игнатовича. Но главное, конечно, их содержание. Оно даёт возможность увидеть прошлое страны, народа не только в 20-е – 30-е годы, но и в годы Великой Отечественной войны, когда Борис Игнатович своим специфическим оком опытного мастера, фронтового фотокорреспондента сумел увидеть и подарить нам, сегодняшним зрителям правду о бойцах, командирах, партизанах, тех, кто, жертвуя собой, победил фашизм. В каждом кадре, правда и только, правда!

В послевоенные годы Борис Игнатович сыграл большую роль в утверждении цветной фотографии. Но главное за что и сегодня ему благодарны многочисленные ученики, это шефство над теми, кто вышел на творческую арену в 60-е годы. Новое дыхание шестидесятники обрели во многом благодаря отеческой заботе старших. Все заметные выставки фотоклуба «Новатор» проходили в те года под покровительством и при участии Бориса Всеволодовича. Память о нем новаторцы бережно хранят по сей день, и авторы лучших произведений удостаиваются почётного диплома имени Б.В. Игнатовича. Можно надеяться, что снимки классика отечественной фотографии, которые дополнят и обогатят его наследие, будут с радостью востребованы всеми, кто любит и ценит искусство фотографии.


Конечно же, мы не ставили целью собрать все фотографии знаменитого фотохудожника на нашем сайте. Кому интересно – легко найдёт  множество фотографий в интернете по запросу Boris Ignatovich или Борис Игнатович…

 

Подборка статей – Владимир ХВОРОВ
Фотографии с вышеуказанных Интернет-ресурсов
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 3156. Последнее 2019-06-25 14:02:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru