Иконы на металле

Иконы на металле

09.02.2015

Мы уже писали о старинной печатной иконе на бумаге. Оказывается, таких икон производилось не так уж и мало, а цель была проста: необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками. Но кроме икон на бумаге можно встретить множество икон на металле.

Старинные печатные иконы на жести были особенно востребованы, они являли собой образец живописности, яркости, антуражности. Новые технологические возможности печати и нанесения тиснения на металл дали поразительный визуальный эффект, выгодно отличали старинные металлические иконы от скорописных провинциальных темперных икон и подокладных икон-маслушек. Иконы из металла не боялись воздействий атмосферы, противостояли падающим на них, горящим свечам, их можно было протирать и мыть, и главное – они стоили небольших денег.

Иконы на металле XIX век породил множество, но, увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешёвые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии жестяные иконы встретить уже трудно.

Купить иконы на металле можно было и в столице России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка-то есть придание объёма железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография. Мелко рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более что, вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной»!

Но в производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть ещё один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе!

Штамп изготовителя иконы - Жако, МоскваСтаринные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в её линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая!

Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причём отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберёте ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю.

Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток. Для завоёвывания покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жёсткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

При рассмотрении старинной жестяной иконы Жако Москва, видно, сколь точно выдержаны её размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как чёток и многоцветен рисунок!

Надпись на торце иконыВсе это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу. В результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающим, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести!

Но и иконы на жести со временем приходили в негодность. Старые иконы из металла убирали на чердаки и в сараи, где они подвергались закономерной коррозии, выцветали от солнца, плесневели и портились.

 Епископ Питирим Епископ Тамбовский и Козлоский 15 февраля 1685 — 28 июля 1698 Церковь: 	Русская православная церковь Предшественник: 	Леонтий Преемник: 	Игнатий   Имя при рождении: 	Прокопий Рождение: 	27 февраля 1645 Вязьма, Смоленская область Смерть: 	28 июля 1698 (53 года) ЕпископсЕпископ Питирим (в миру Прокопий; 27 февраля 1645, Вязьма — 28 июля 1698) — епископ Русской православной церкви, епископ Тамбовский и Козловский. (Жако и компания, Москва)Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце XIX столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстёры, Палеха… И правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить Икона размером со спичечный коробокиконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон.

В этом конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешёвая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так!

Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов. В 1901 году сам император Николай II издаёт особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева!

И когда в начале следующего, XX века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах. Также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния.

2Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера: жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции, положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история.

Классификация икон на металле примерно такова.

Есть иконы, выполненные в рельефе или барельефе без применения красочного слоя; выполненные художественными красками на металлической основе; выполненные художественными красками на «золоте» (основа иконная доска) и в смешанной технике.

Рельефные и барельефные иконы на металле известны ещё с первых веков христианства. Резные рельефы, литьё, чеканные иконы дошли в своей традиции и до наших дней.

Она из восстановленных икон из коллекции В.БойкоСреди иконных техник выполнения художественными красками на металле, самой лучшей можно признать технику эмали. Сплавление специальным способом кварцевого песка и красящего пигмента было известно ещё в античности, поэтому вполне можно допустить применение этой техники с первых веков христианства. Вначале наибольшее распространение получила техника перегородчатой эмали, где на подготовленной пластине иконы делались тонкие золотые перегородки для заливки цвета. Вместе с тем эти пластинки создавали своеобразный рисунок. После обжига эмали получалось очень крепкое и прочное красочное покрытие, единственный недостаток – хрупкость.

В древнерусском искусстве перегородчатая эмаль применялась редко и в основном в декоративных решениях. С XVII века на Руси получает распространение эмаль без перегородок, где наложение красок было похоже на иконопись. Одним из центров этой эмали был Ростов Великий, отсюда и пошло именование – ростовская финифть.

Художественный потенциал этой техники огромен, и почему сегодня он не востребован – не понятно. Современные эмали позволяют получать очень красивые насыщенные цвета. Высокая светопрочность, атмосфероустойчивость предполагают использование этих красок для фасадных икон храма.

С XVII века в России появляются иконы, выполненные масляными красками на металле, но своё широкое распространение они получили с середины XIX века. К сожалению, эта техника письма обладает рядом недостатков: сцепление красочного слоя с металлом со временем ослабевает, коррозия металла – ржавчина жести или окись меди влияют на цвет иконы, потемнение масла и др. Именно эта техника рекомендуется многими «специалистами», как фасадная икона – вот где плод заблуждения. Жесть как основа для фасадной живописи вообще не пригодна, у неё самая низкая сцепляемость с красочным слоем. Немного лучше дела обстоят у меди, и ещё лучше у алюминия. Это связано с наличием оксидной плёнки у меди и алюминия, что создаёт дополнительную «рыхлость» поверхности. Поэтому когда готовится лист меди или алюминия под живопись, не надо их начищать до блеска – достаточно обезжирить поверхность. Как показывает опыт: сами масляные краски мало пригодны для живописи по металлу. Уже давно разработаны специальные краски по металлу на основе акриловых смол (не водные!).

Ещё одна техника работы по металлу – золотая наводка по меди. Эта сложная и редкая техника ещё называется «огневое золочение». Рисунок выполняется золотом, растворенным в ртути. При дальнейшем нагревании ртуть «испаряется», а золото прочно соединяется с металлом. Сегодня редко кто использует такую технологию, чаще применяют способ наложения «на отлип» клея или лака.

Металл, а в частности золото, использовали не только как фон или основу. Эффект отражения света проходящего сквозь красочный слой, был замечен иконописцами уже давно и порой очень удачно применялся. К сожалению икон написанных специально с этим эффектом немного.

Применение смешанной техники в работе по металлу позволяет получить очень хорошие и красивые результаты.

 

Владимир ХВОРОВ
По материалам интернет-ресурсов

Иконы предоставлены коллекционером Владимиром БОЙКО


 

Справка из Википедии

Релье́ф – вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Виды рельефа:

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Контррельеф (от лат. contra – против и «рельеф») – вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) – вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.