Образ великого Ленина в филателии

Образ великого Ленина в филателии

21.04.2014

Гениальная личность Владимира Ильича Ленина, разносторонняя деятельность которого оказала огромное воздействие на историческое развитие стран бывшего СССР, нашей страны и всего человечества, неизменно влекла к себе и вдохновляла живописцев, скульпторов, графиков.

Было время, когда не было образа значительнее, любимее, привлекательнее, чем образ Ленина. Но нет для художника и задачи сложней, дерзновенней, ответственней, чем воплотить его образ…

Время великих революционных изменений, когда на авансцену истории вышел революционный пролетариат России, одержавший решительную победу над помещиками и капиталистами, свергнувший старый, буржуазный строй и начавший строить новый, социалистический, выдвинуло и новых героев. Это были организаторы и свершители победоносных революционных боев, а затем невиданных и по масштабам, и по своей внутренней социальной сущности политических и хозяйственных преобразований.

В условиях буржуазного эксплуататорского общества искусство все менее и менее могло обращать свой взор в сторону положительных героев. Ведь то были борцы против этого общества, против всех его основ и принципов. Эксплуататорские классы стремились всеми силами увести искусство от таких героев, препятствовали художественному отражению их облика и их дел в искусстве.

То же самое мы видим и в отношении художественного воплощения облика Владимира Ильича Ленина, чья жизнь еще до революции была окружена любовью народных масс. В «большом» дореволюционном искусстве его образ не отражен. Только отдельные художники, которые близко стояли к революционному движению и лично знали Владимира Ильича, взялись за карандаш, кисть, резец, чтобы воплотить средствами искусства образ этого великого человека. Так появились немногочисленные и случайные работы, выполненные в общем на невысоком художественном уровне. Но как бы то ни было мы сейчас можем быть только благодарны таким скромным художникам, как Н. Аронсон, А. Магарам, которые в меру своих сил и возможностей запечатлели В. И. Ленина в дореволюционный период.

Победоносная социалистическая революция в России, ознаменовавшая собой начало новой эры в истории человечества, привела к глубоким революционным преобразованиям и в области искусства. Новое содержание очищенной революционной грозой жизни широким потоком стало вливаться в искусство; в него уверенно вошли новые темы и образы, а трудовой народ решительно предъявил свои требования на реализм, на яркий, сильный и понятный язык полноценных художественных образов.

Одним из величайших и подлинно новаторских образов в социалистическом искусстве стал образ народного вождя, мудрого и прозорливого руководителя революционных масс, нерасторжимо, кровно связанного с ними. Естественно, что прежде всего советские художники обратили свой взор к Владимиру Ильичу Ленину, великому ученому и политическому борцу, вдохновителю и организатору первой в мире победоносной социалистической революции. В Ленине ярчайше был воплощен всемирно-исторической важности тип нового человека – борца за коммунизм. В глазах широких народных масс «Ильич» – так по-товарищески ласково и просто как истинно родного, близкого человека называли его рабочие и крестьяне – являл собой высокий образец человека, безмерно привлекательного мудростью, силой и чистотой своего духовного и нравственного облика.

А. М. Горький в замечательном очерке «В. И. Ленин» привел такой характерный отзыв рабочих, сравнивавших Плеханова и Ленина: «Плеханов – наш учитель, наш барин, а Ленин – вождь и товарищ наш».

Революционный народ хотел видеть образ своего великого вождя. Отдельные случайные зарисовки и фотографии не могли его удовлетворить. Сам Владимир Ильич, будучи чрезвычайно скромным человеком, всегда решительно выступал против какого бы то ни было возвеличивания его личности и не любил позировать ни фотографам, ни художникам, но требование народа было настолько сильным, что он был вынужден согласиться на то, чтобы мастера фотографии (Оцуп и Наппельбаум) начали систематически работать над его фотопортретами, а несколько художников получило возможность наблюдать и зарисовывать его во время работы – в зале заседаний правительства и в рабочем кабинете.

Все эти материалы, имея нередко самостоятельную художественную ценность, послужили в то же время драгоценнейшими документами, на основе которых стала возможной последующая работа художников над бессмертным образом вождя революции.

Сегодня, многие по-разному относятся к В.И. Ленину его идеям, делам и конечным результатам: кто-то с уважением и восхищением, кто-то со злобой и ненавистью…

В канун дня рождения вождя Октябрьской революции мы предлагаем вам подборку марок и картмаксимумов из коллекции Владимира Бойко, выпущенных в разные годы на основе имеющихся произведений советского изобразительного искусства: картин, бюстов, барельефов, памятников, фотографий.

 

При подготовке использовано: Зименко В.М. "Образ великого Ленина в произведениях советского изобразительного искусства" - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962

 

Владимир ХВОРОВ

 

 

Образ великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателииОбраз великого Ленина в филателии