«Вовремя распознать и отторгнуть идеи неонацизма»

«Вовремя распознать и отторгнуть идеи неонацизма»

04.02.2021

 

История не терпит суесловья — сознательного искажения событий прошлого, псевдоисторической информации, оправдывающих действия нацистских преступников и их пособников. Наша задача — не позволить оскорбить память бесчисленных жертв Второй мировой войны, не допустить негативного влияния на молодежь, порождения мировоззрения нетерпимости, ненависти и устрашения, поощряющих и прощающих готовность использовать радикальные средства для достижения собственных целей. Как противостоять лжи, укреплять патриотические ценности, не допустить героизации нацизма? Об этом мы говорили с Иваном Гордейчиком, председателем Белорусского общественного объединения ветеранов.

 

— Иван Аркадьевич, какой вы видите сегодня главную задачу ветеранской организации?

 

— Воспитание молодежи. Следует признать, где-то мы новое поколение упустили, нарушился порядок преемственности, передачи традиций. Я родился после войны, рос в деревне, где что ни мужчина, то фронтовик или партизан. Это было несгибаемое поколение: ведь они мало того, что победили, так еще и отстроили, восстановили страну. Мы видели, как они трудятся, замечали, как их уважают, чувствовали их боль и горечь от ранений, потери близких, слушали их воспоминания, которые западали в душу, пусть сами мы войну и не застали. Но чем больше проходит времени, тем меньше остается свидетелей тех страшных событий, тускнеют и стираются воспоминания. Наверное, стремясь дать своим детям больше материальных благ, чем имели сами, оградить их от неприятных и тяжелых впечатлений, мы меньше внимания уделяли их духовному развитию, в том числе патриотическому воспитанию. 

 

Что ж, тем важнее сегодня работать с молодежью, заполнять пробелы в ее знаниях об истории, прививать любовь к родине.

 

— Как получилось, что возникший вакуум в убеждениях некоторых стали заполнять неонацистские идеи? 

 

— Вероятно, в глубине души некоторым людям нравится мысль о превосходстве над другими, на этом и основывалась когда-то идеология фашизма, которая привела к политике геноцида. Фашисты ведь в славянах вообще людей не видели! Это же невообразимо: чтобы ростки нацизма взошли на почве, где в годы войны был убит, замучен каждый третий, где пылали печи концлагерей, где сожгли, нередко вместе с жителями, более 9000 деревень! Они затаились, не проявлялись, когда еще жили многие ветераны… Кому выгодно переписать историю, принизить роль нашего народа в Великой Победе? Западным пропагандистам. И они сегодня вовсю взаимодействуют с молодыми людьми: в лагерях, организованных через различные фонды, посредством интернета навязывают им лживую информацию, идеологию нацизма, прививают чуждые ценности. 

 

— Как вы считаете, поможет ли в борьбе за наши юные умы законодательство, направленное на недопустимость героизации нацизма?

 

— Нацизм представляет собой реальную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам людей. В связи с этим в феврале 2020 года в закон о противодействии экстремизму были внесены изменения, которые корректировали определение понятия «экстремизм», ввели термины «нацизм», «реабилитация нацизма», «нацистская символика и атрибутика» и дали их определения. За нарушение закона установлена административная и уголовная ответственность. Мы не одиноки: в большинстве стран Восточной и Центральной Европы существует уголовная ответственность за отрицание преступлений нацистов. И сейчас, когда участились случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма, мне представляется целесообразным дальнейшее системное и комплексное регулирование правовых отношений, связанных с противодействием подобной деятельности. Но этого недостаточно: необходимо вести воспитательную работу с нашей молодежью, чтобы она сама могла вовремя распознать и отторгнуть идеи неонацизма. 

 

— Какой вы видите эту работу? 

 

— Программу воспитания нашей молодежи нужно готовить на государственном уровне, а начинать ее реализацию — буквально с детского сада. Уже тогда начинают формироваться убеждения маленьких людей. Надо рассказывать детям о нашей родине, ее красоте, истории, о замечательных людях, героях. Продолжать эту работу нужно и в школе, причем не ради галочки. Молодежи нужно показывать правдивые фильмы, советовать хорошие книги. Во многих учебных заведениях есть замечательная традиция — ухаживать, благоустраивать воинские захоронения, памятники. Наши дети умные, пытливые, они обязательно заинтересуются, что это за могила, кто здесь лежит, кому установлен памятник. Важно не упустить этот момент, дать ответы на эти вопросы, пробудить интерес к истории местности, своей семьи. К слову, сейчас в школьной программе на изучение истории Великой Отечественной войны отведено совсем немного учебных часов. Из-за этого информация оказывается выхолощенной. Вот и получается потом, что на вопрос, кто такой Дмитрий Карбышев, школьник отвечает: «Он возглавлял какой-то отряд?..» Больно и обидно! 

 

Мне кажется, в школьную программу следует вернуть начальную военную подготовку. Пусть многие молодые люди не будут служить, но они должны хотя бы научиться держать в руках оружие. И потом, буквально каждый вид оружия имеет свою славную историю, связан с чьим-либо подвигом, чем не повод рассказать о них детям? 

 

Обязательно нужно сохранить преемственность поколений. Белорусская общественная организация ветеранов прилагает к этому все усилия. Мы посещаем школы, колледжи, вузы, предприятия. Заключено соглашение о совместном сотрудничестве между тремя поколениями: Белорусский республиканский союз молодежи символизирует наше будущее, Федерация профсоюзов Беларуси — настоящее, Белорусская общественная организация ветеранов — героическое прошлое.

 

Не следует забывать и об идеологии. Она, то есть определенное мировоззрение, система взглядов и идей, существовала всегда и в любом государстве. Та же «американская мечта» — что это, если не идеология? Четкие убеждения помогают противостоять внутренним и внешним угрозам. 

 

Достойное воспитание начинается с укрепления дисциплины и возможно только на личном примере. Мама может несколько раз попросить ребенка собрать игрушки, но, если сама она при этом играет в телефоне в неопрятной комнате, добиться послушания будет нелегко. Насилие — не выход из положения. Нужно научиться слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение. 

 

Беларусь сегодня

автор статьи: Оксана Невмержицкая