Мелкая литая пластика

Мелкая литая пластика

Новые иконы в коллекции
24.04.2014

 

Коллекция мелкой литой пластики из коллекции Владимира Бойко вновь пополнилась. На этот раз два складня и плакетка, изготовленные в XVIII–XIX веках.

Складень трехстворчатый «Богоматерь Владимирская. Избранные праздники».

Медный сплав, литье 93 x 109 x 2 мм.

Складень с навершием: «Спас Нерукотворный», «Троица Ветхозаветная» и два херувима.

В среднике – «Богоматерь Владимирская».
Владимирская икона Божией Матери (первоначально Вышгородская) — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; считается чудотворной.

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Владимиру Мономаху от императора Алексея Камнина. В 1136 г. в церкви святого Бориса и Глеба, в Вышгороде, загородной резиденции Киевских Князей, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский забрал Вышгородскую икону Богоматери и перевёз во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

 

 

 

На створках изображены избранные праздники.

На левой: «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне».

На правой: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вознесение Господне».

 

Складень трехстворчатый «Богоматерь Владимирская. Избранные праздники»





Складень трехстворчатый «Богоматерь Казанская. Избранные святые».

Медный сплав, литье 67 x 95 x 2 мм.

Складень с навершием «Спас Нерукотворный».

В среднике – «Богоматерь Казанская».
Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.
Обретение иконы

День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь.

Сначала икона почиталась местно, в казанской епархии. В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). Однако её общенациональная известность и почитание связаны с событиями Смутного времени. Когда под стенами Москвы, занятой интервентами, стояло в 1611 году первое ополчение, протопоп казанского Благовещенского собора привёз список с главной святыни своего родного города. Именно помощи образа приписывалось то, что ополченцы отбили у «литвинов» Новодевичий монастырь.

Осенью того же года протопоп находился с иконой в Ярославле в ожидании возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. Прибывшая в это время из Нижнего Новгорода рать князя Дмитрия Пожарского (второе ополчение) «пожелала иметь икону с собою, а в Казань послали список с неё».

Общегосударственное почитание иконы стало вводиться в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска, чьей небесной покровительницей считалась другая икона типа «Путеводительница».

В 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

В продолжение последующих 150 лет десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.

Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.

В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков.

 

 

 

На створках в трех рядах поясные парные изображения святых в трехчетвертном повороте к центру.

Левая створка: архангел Михаил и апостол Петр, святитель Василий Великий и великомученик Георгий, святители Иоанн Златоуст и Петр митрополит.

Правая створка: архангел Гавриил и апостол Павел, святитель Григорий Богослов и великомученик Димитрий Солунский, святитель Афанасий и священномученик Власий.

Складень трехстворчатый «Богоматерь Казанская. Избранные святые»





Образок, маленькая православная икона (ладанка) или плакетка «Спас на престоле» или «Cвятая Седмица».

Медный сплав, литье 56 х 65 x 4 мм.

Деисус. Седмица.

В центре иконы – Спас на престоле с предстоящими Богоматерью с раскрытым свитком в руках и Иоанном Предтечей. За престолом – по сторонам Петр и Павел, архангелы Михаил и Гавриил. У подножия престола – припадающие преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

Деисус означает моление, прошение. В композиции воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. В центре композиции изображается Спас Вседержитель (Христос), по сторонам, обращенные к нему Богоматерь и Иоанн Предтеча. Кроме этих основных фигур в деисусах часто изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые. Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII–XIV веках.

Образок, маленькая православная икона (ладанка) или плакетка «Спас на престоле» или «Cвятая Седмица»



 

Владимир ХВОРОВ


 

 

Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
18.01.2014

Это складень XVIII–XIX века, называется «Двунадесятые праздники и похвала иконам Богоматери» или «Большие праздничные створы» (нар.).

Материал – медный сплав, литье, эмаль. Размер – 17.7 × 41.5 × 0.7 см

Аналогичный складень находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве.

Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):

 

 

 

Цитата:
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:

3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Наш складень как раз попадает под это определение.



Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):

Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм

 



Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим

 



Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы

 



Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»

 

Владимир ХВОРОВ
 

 

 

 

 

Коллекция пополнилась двумя иконами
11.12.2013

Коллекция мелкой литой пластики из коллекции Владимира Бойко пополнилась двумя иконами-плакетками. Обе латунные, литые, покрытые эмалью. На одной из них изображен Николай чудотворец, на другой – изображения мучеников Иоанна Воина, Харлампия и Вонифатия.

Образы трех святых в старообрядческом литье представлены немногочисленными иконами. В виде отдельных иконок отливались створки складней «девяток», средником, которых был Деисус. Это иконки с изображением: митрополита Филиппа, Николая чудотворца и Иоанна Богослова; Ангела-Хранителя, преподобных Зосимы и Савватия; Великомученика Георгия, священномучеников Антипы и Власия; преподобного Иоанна Ветхопещерника, мучеников Космы и Дамиана.

Весьма распространенными были иконы трех святителей: Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Этот образ известен в двух изводах. Один из них, более древний, представляет великих учителей церкви в полный рост в фронтальной композиции. Другой, появившийся не без влияния барокко, изображает святитель в более свободных и раскованных позах; этот образ известен под названием «Беседа».

Похожей на трехсвятительский образ в первом его упрощенном изводе является икона преподобных Иоанна Левствичника, Иоанна Дамаскина, и Алексия человека Божия.

Великомученик и целитель Пантелеимон в окружении священномучеников Садока и Афиногена образуют еще одну икону «тройку». Священномученик Антипа в окружении мучеников Флора и Лавра отливался и как отдельная икона, и как средник складня.

Среди почитаемых в народе святых особое место занимали мученики Гурий, Самон и Авив, которые считались покровителями брака. Известны небольшие литые образки с анфасным в рост изображением этих святых.


Профильные в рост изображения мучеников Иоанна Воина, Харлампия и Вонифатия характерны еще для одной литой иконы «вершкового» размера. Иоанну Воину молились для возвращения украденной или потерянной вещи, мученик Вонифатий помогал от чрезмерного пристрастия к вину.

Похожие иконы «тройки» отливались с изображением мучениц Параскевы Пятницы, Екатерины и Варвары; Параскевы Пятницы, святителя Николая, святителя Тихона. Следует заметить, что святитель Тихон, изображенный в фелони с архиерейским омофором, – это не тот преподобный Тихон, который известнее на иконах с единственным святым.

Достаточно редкой является небольшая иконка с образом Богородицы Знамение, на которой в нижнем ряду изображены мученики Тихон, Мина и Параскева Пятница.

 

Владимир ХВОРОВ

 

29.08.2013

Меднолитые кресты, иконы, складни, ранее целенаправленно не изучавшиеся, представляют собой интересный и разнообразный материал для исследования. Подобные памятники имеются в музейных собраниях различных регионов нашей республики и других стран.

Медное литье – условный термин, принятый в современном музейном деле. Медь в чистом виде не использовалась – только с легирующими добавками. Уже в Киевской Руси кресты и иконы отливались из различных сплавов, состоящих из нескольких компонентов: меди, олова, цинка, свинца, взятых в определённых процентных соотношениях. Литье было наиболее распространённым способом обработки металла со времени бронзового века. Расплавленную массу заливали в жёсткие (каменные) или пластические (глина, песок, земля) матрицы, формы с применением восковой модели или без неё. Разнообразной была техника декорирования готовых изделий: чернь, инкрустация серебром, полихромные эмали. Литые кресты, иконы и складни иногда покрывались позолотой.

В среде коллекционеров не редко можно встретить употребление термина «металлопластика», под которым они и понимают все изделия, изготовленные из металла. Хотя в узком понимании – металлопластика это несколько другое. Это особая техника создания рельефных изображений на металле, один из видов декоративно-прикладного искусства. Он похож на чеканку и отличается от неё тем, что производится исключительно на тонких листах металла толщиной до 0,5 мм путём выдавливания контура рисунка специальными инструментами (а не ударом, как в чеканке), благодаря которым образуются плавные деформации металла. Более толстый лист не поддаётся подобной обработке, а лист тоньше 0,2 мм может порваться. Металлопластика использовалась с древних времён для украшения мебели, изготовления различных элементов декора или в качестве самостоятельного произведения искусства. А вот для изготовления форм для литья металлопластика подходит как нельзя кстати и, видимо, использовалась в древности. Возможно, поэтому и укоренилось это понятие.

Литая мелкая пластика из меди известна на Руси с XI века, и была распространена на протяжении всего средневековья и Нового времени. В конце XVII – начале XVIII в. она получает необычайно широкое развитие, вытесняет резную пластику из камня, кости, дерева и не выходит из обихода до начала XX века. Исследователи сравнительно недавно обратились к изучению меднолитых предметов и установили, что такие произведения относятся к ценным историческим источникам. Нередко – это копии уникальных памятников, не сохранившихся до наших дней. Изучая некоторые экземпляры, можно найти их связь с конкретными историческими событиями, определить области наибольшего почитания отдельных святых, убедиться в разнообразии иконографии и длительном сохранении церковных канонов в традиционных сюжетах.

Со времён Киевской Руси меднолитая пластика выпускалась массовым тиражом и предназначалась не только для церквей и монастырей, но получала распространение преимущественно как предмет личного благочестия. На протяжении длительного периода производство литых изделий приобрело ремесленный характер.

Иконография, типология, формы медного литья складывались постепенно, на нескольких этапах. Религиозный раскол второй половины XVII века проложил своеобразную границу в развитии этого вида прикладного искусства, ставшего составной частью особой, старообрядческой, культуры, которая, подвергаясь гонениям и запретам, развивалась параллельно официальной.

Старообрядческая меднолитая пластика находится в процессе изучения, о чем свидетельствуют многочисленные публикации последних лет. Она тесно связана с идеологией одного из основных течении старообрядчества беспоповского поморского согласия, не приемлющего священства, игравшего ведущую роль на протяжении всего XVIII века. Есть основания предполагать, что именно поморские изделия были наиболее ранним видом старообрядческого литья. В 1694 г. в Карелии, в Заонежье, на реке Выг (40 км от г. Повенца) возникло Выговское, или Выгорецкое, поморское общежительство. Уже к началу XVIII в. эта преуспевающая община стала идейным и культурным центром старообрядчества. Среди глухих лесов были организованы литейные мастерские, выпускавшие разнообразную продукцию: створы (складни), кресты, образки, элементы книжного оформления. Массовость и повсеместное бытование меднолитых изделий привлекли особое внимание государства и официальной Церкви. В постановлениях Синода за 1722 и 1723 гг. содержатся прямые запреты на изготовление подобной продукции. Благоприятный для старообрядцев период длился недолго: от начала царствования Екатерины II (1762–1796) до конца правления Александра I (1801–1825). Однако при императоре Николае I (1825–1855) гонения возобновляются, что наиболее отразилось на жизни выговских поселенцев. С 1848 г. начинается разорение Выговского общежительства, а в 1854 г. власти добились полного его закрытия.

Тем не менее, старообрядческая меднолитая пластика не исчезла. С конца XVIII века традиции поморского литья продолжили мастера Московской Федосеевской Преображенской общины. Как правило, в московских мастерских использовались поморские образцы. В тот же период стало развиваться медно-литейное производство и в среде старообрядцев-поповцев, приемлющих священство. Многочисленные кустарные мастерские были созданы в Московской, Нижегородской, Владимирской и других губерниях. Широкую известность приобрели гуслицкие мастера (по названию местности Гуслицы в Богородицком уезде Московской губернии), создавшие кресты сложной композиции с добавлением икон, фрагментов складней и херувимами в навершии. Литейные мастерские существовали также на Урале, в Сибири, Поволжье, Прибалтике. Исторические и литературные источники, в которых упоминаются предметы старообрядческого литья, немногочисленны.

Изучение культового медного литья в целом началось с середины XIX века. В основном собирателей и учёных привлекал археологический материал. Большое число меднолитых памятников вошло в такие издания, как «Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Н.М. Постниковым», «Сборник снимков с предметов древностей из киевских частных коллекций», составленный Н.А. Леопардовым и Н.П. Черневым, собрание «Русских древностей» Б.И. и В.К. Ханенко, а также работы А.С. Уварова. В 1930–1950 гг. были опубликованы труды Н.Ф. Романченко, Б.А. Рыбакова, М.К. Каргера, Г.Ф. Корзухиной, не утратившие своей ценности до наших дней.

С древних времён меднолитая пластика получила широкое распространение на землях Беларуси. Об этом свидетельствуют находки местных жителей, предметы археологических раскопок в Минске, Витебске, Турове, Новогрудке и других древних городах. Материалы белорусских историков и археологов опубликованы в статьях и монографиях Л.В. Алексеева, Г.В. Штыхова, М.С. Кацера, Я.Г. Зверуго. В них рассматриваются произведения, созданные до XVII в., прежде всего как ценные свидетельства высокого уровня материальной культуры белорусских земель.

По традиции, большинство предметов древнерусского (XI–XVI вв.) периода сосредоточено в Национальном музее истории и культуры Беларуси. В Национальный художественный музей Республики Беларусь археологами передавались только уникальные образцы мелкой пластики из камня, кости, стекла, реже – из металла. Целенаправленное собирание предметов медного литья в НХМ РБ началось в 1980-x гг. Впервые обзор коллекции был опубликован в 2001 г.

Наибольшее число сохранившихся памятников в музеях относится к старообрядческой культуре. С конца XVII – начала XVIII века на белорусских землях существовали старообрядческие поселения, сосредоточенные в нынешних Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской областях. Наиболее известное – в Ветке Гомельской области. Изучению своеобразной культуры этого региона посвящены статьи и отдельные издания. Сохранилось имя одного из мастеров: Глыбин Николай Григорьевич (1868–1945). К сожалению, в настоящее время нет сведений о существовании некогда в Ветке литейной мастерской, поэтому принято считать, что местные старообрядцы пользовались привозными изделиями.

Сбережённые памятники старообрядческой пластики наглядно подтверждают ориентацию на древнерусские образцы. В произведениях выражен приоритет новгородского и московского влияния, соблюдается устойчивость иконографических и технологических признаков, отражены идейные особенности разных направлений старообрядчества. Медная литая икона объединила в себе классические основы с узорочьем народного творчества, использовала достижения книжной культуры, синтезировала живописный и скульптурный языки изобразительного искусства. Медное литье – часть общего славянского культурного наследия, которая нуждается в подробном изучении и популяризации.

Благодаря простоте и доступности приёмов она была включена в учебную программу советской школы в 20-е годы XX века. Однако затем эта техника была забыта, и лишь в последнее время интерес к ней опять повысился.

 

 

Статистический анализ

медных икон позволяет составить достаточно точную таблицу распространенности отдельных сюжетов в старообрядческом медном литье:

Образ Богоматери – 35%
Святые – 45%
Праздники – 11%
Образ Христа – 9%

 

Образ Богоматери:
Богоматерь Всех скорбящих радость – 35%
Богоматерь Одигитрия Смоленская – 25%
Богоматерь Казанская – 20%
Богоматерь Знамение – 10%
Богоматерь Тихвинская – 5%
Остальные изводы – 5%

 

Святые:
Никола – 40%
Избранные святые (Кирик и Иулитта, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Параскева, Екатерина и Варвара) – 12%
Антипа – 10%
Георгий – 4%
Параскева – 4%
Можайский – 3%
Кирик и Иулитта – 2%
Остальные – 25%

 

Праздники:
Рождество Христово – 23%
Рождество Богородицы – 19%
Воскресение (Сошествие во ад) – 14%
Троица Ветхозаветная – 12%
Распятие Христово – 6%
Остальные – 26%

 

Образы Христа:
Деисус – 82%
Спас Образ Нерукотворный – 6%
Спас Вседержитель – 5%
Седмица – 5%
Остальные – 2%

 

 

 

Врезные старообрядческие бронзовые иконы
Среди икон, бытовавших, преимущественно, в старообрядческой среде, имели распространение культовые произведения, соединяющие элементы живописи и медной пластики.

Особое значение они приобрели в Сибири и на Урале в XVIII–XIX веках. Литые бронзовые иконы неоднократно запрещались указами властей и православной церкви. Несмотря на бытование и распространение медного литья у православного населения, основным носителем целого пласта культуры в виде комбинированных произведений оставались именно старообрядцы.

Слово «врезка» имеет два значения. В одном случае так называется приём, когда в новую основу переносят аккуратно вырезанный из старой иконы фрагмент, или всю ветхую икону врезают в новую доску, в целях сохранения. А у старообрядцев врезкой называют иконы, в которые вставлены медные складни, кресты или плашки (иконки). Такая врезка безошибочно указывает, что икона старообрядческая.

Иногда можно встретить и такое понятие как ПЛАКЕ́ТКА (франц. plaquette – «маленькая дощечка, пластинка») – небольшая декоративная вставка, маленькое панно. В отличие от круглого или овального медальона плакетки имеют разнообразную форму. Плакетки не врезают как обычные вставки, например в мебели (интарсия; маркетри; мозаика), а накладывают, прикрепляют к какой-либо поверхности.

Врезные произведения можно разделить на 3-и группы.

В первой группе композиционной основой являются литые произведения пластики: распятие, икона, складень. Доска, в которую они врезаны, служит «кивоткой» – декоративным оформлением пластического элемента, занимающего промежуточное место между иконами и объёмными киотами. Они представляют собой сосновые доски, обработанные как для иконы, со сквозной врезной шпонкой или меньшие – без шпонки, с декоративной росписью маслом и вырезанными в дереве выемками для медной пластики, возможны элементы накладной резьбы.

В произведениях второй группы бронзовая пластика и живопись составляют единую систему, равноправную в идейном и композиционном отношениях.

К третьей группе относятся домашние иконостасы. Обычно это доска, обработанная как иконная, размером до полуметра, покрытая краской или сусальным золотом. На ней укреплено несколько произведений медного литья: в центре – обычно Распятие, вверху трёхстворчатый бронзовый складень с изображением Деисуса. Другие сюжеты менее каноничны: либо это изображения особо почитаемых святых, либо соимённых владельцу и членам его семьи.

«Кивотки», получившие большее или меньшее распространение в крестьянской старообрядческой среде, являясь произведениями низовой культуры. Широкое распространение в православной среде крестьянской иконы в XIX веке является в основе близким «кивоткам» явлением. Кроме того, глаз православного верующего был приучен к соединению живописи и металлическими окладами, получившими широкое распространение в русской среде с середины XVI века. Однако в «кивотках» художественный приём как бы переосмысливается наоборот: здесь живопись обрамляет пластику, в то время как в канонической иконе металлический оклад имеет декоративную функцию, обрамляя письмо.

 

 

Предлагаем ознакомиться с экспонатами мелкой литой пластики из коллекции Владимира Бойко



Складень трёхстворчатый «Деисус»

 

В среднике – Спас Вседержитель с благословляющим жестом правой руки, в левой – раскрытое Евангелие.

На левой створке изображена Богоматерь с развёрнутым свитком, на правой – Иоанн Предтеча, в левой руке его чаша с младенцем и свиток. На обороте левой створки – Голгофский крест.

Господь Иисус Христос, хотя и является Главой Церкви, в иконографии представлен значительно меньшим количеством иконографических типов (при множестве изводов каждого типа), чем Богородица и святые. Вероятно, это связано с тем, что грешному человеку гораздо проще обратиться с молитвенным прошением к человеку – Божией Матери или святому, нежели к Богу, даже если это – Воплотившийся Бог Иисус Христос.

Наиболее распространенный в литье иконографический тип – Деисус. Русское слово «Деисус» – это искаженное греческое слово «Деисис», что означает моление. Деисус – изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева – Иоанн Предтеча.

 

 

Складень трёхстворчатый «Богоматерь всех скорбящих радость»

 


В среднике – Богоматерь всех скорбящих радость. Слева – Святой Никола с предстоящими, справа – Святые Кирик и Улита и избранные святые.

Ближе всех святых к русскому православному человеку находилась Божия Матерь. В иконописи известны сотни иконографических типов, каждый из которых, происходя от конкретной чудотворной иконы, имеет по нескольку разновидностей. Далеко не все из них встречаются в изделиях старообрядческих медниц: некоторые из-за того, что мало были известны на Руси (например, Млекопитательница, Иерусалимская, Влахернская и другие), а некоторые в силу того, что были очень похожи между собой (например, Смоленская, Иверская, Скоропослушница).

Наиболее распространенным богородичным сюжетом в литье является образ «Всех скорбящих радость». Возможно, это связано с тем, что эта икона была одной из последних чудотворных икон, прославленных на Руси до раскола. Этот сюжет встречается в мелких плакетках, достаточно больших отливках, имеющих куполовидное навершие, иногда в обрамлении херувимов. Достаточно распространены трехстворчатые складни, различных типов, средники которых представляют этот образ. В отличие от икон на дереве, где Богородица иногда изображается с младенцем, в литье она всегда изображена без младенца со скипетром в руках. В больших отливках композиция иконы более подробна, нежели в мелких, где она ограничивается фигурами Богоматери и нескольких облагодетельствованных ею страждущих. Здесь появляются ангелы, через которых Божия Матерь подает свою помощь, лики солнца и луны, символизирующих непрерывность этой благодати.

Святые в старообрядческом литье не особенно многочисленны. Из сотен имен, входящих в святцы, в литье воплощаются не более двух десятков святых. При этом наиболее распространенный в домонгольском литье архангел Михаил в старообрядческом почти исчезает.
Чаще всего встречаются литые иконы Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Старообрядцы признавали только древнюю форму имени этого святого – Никола, которая и помещалась на иконах. Иконография Николы – это вариации двух изводов: Николы Зарайского – с Евангелием (оно может быть закрытым и раскрытым) в руках и Николы Можайского – в рост, с храмом в левой руке и мечом в левой.

Очень распространен небольшой образок с избранными святыми, где в верхнем ряду изображены мученицы Параскева, Евдокия и Варвара, в нижнем в рост – Василий Великий, Григорий Богослов, Кирик и Иулита.

 

 

Икона «Георгий Победоносец». Латунь, литье, эмаль
Плакетка «Георгий Победоносец»


Достаточно распространен в медном литье и образ Георгия Победоносца. Вероятно, традиция изготовления литых образков Георгия не прерывается с домонгольского времени. Старообрядцы изготавливали, как маленькие образки с Георгием, так и иконы большего размера, часто украшенные эмалями. Вставлялись такие иконы как средники в складни с различными створками. Известны прорезные иконы, по меньшей мере, трех разных типов, относящиеся к XVII столетию. Иконография Георгия традиционна. Он изображен сидящим на коне, поражающим копьем поверженного крылатого дракона. Вариативна постановка фигуры святого. Его голова может быть обращена вперед или, реже, обращена вполоборота назад. В правом верхнем углу в облаках видна благословляющая десница Божия. Встречаются иконы, на которых выше фигуры святого находится поясное изображение Христа-Эммануила (отрока), благословляющим жестом обеих рук.

 

 

Икона Казанской Божией Матери 


Казанская – одна из широко известных на Руси икон Божией Матери. Обретенная в 1579 году она оставалась в числе местночтимых, то есть не почитаемых вне определенного региона икон, до осени 1612 года. Народное ополчение, освободившее Москву от поляков и литовцев, двигалось к столице с этой чудотворной иконой. С этого времени Казанская становится национальной святыней Русского государства: большинство храмов и монастырей, построенных в XVII столетии, было освящено в честь этой иконы. Отличительной особенностью Казанской является то, что младенец Христос изображен стоящим. Его левая рука спрятана в складках одежды, правая сложена в двуперстное благословение. Изображение Богородицы – оплечное; ее руки не видны вовсе В медном литье образ Казанской Божией Матери представлен в изделиях разных размеров с самыми разнообразными навершиями. Широко распространены самые разнообразные складни, в которых средник – реже одна из створок – представляют собой Казанскую икону.

 

 

Плакетка «Успение Богородицы» 


«Успение (по-славянски – смерть, «успление») Богородицы – событие, глубоко чтимое христианским миром, в честь которого 15 (28) августа празднуется один из главнейших, двунадесятых праздников.

В старообрядческом литье большое место занимают праздничные сюжеты. В основном – это образы главных церковных праздников, которые по их количеству (12) называются «двунадесятыми». Более высоким статусом обладает только один праздник Воскресение Христово, так же достаточно полно представленный в древнем литье.

Среди «путевых», носимых на теле во время путешествий икон XVI–XVII столетий удивительной насыщенностью отличаются «праздничные» образки, где на пространстве нескольких квадратных сантиметров размещаются до двенадцати праздников. Такой же лаконичностью отличались похожие образки, в которых место праздников занимали изображения святых.

 Сюжет Успения, одного из любимых христианских праздников, воплощался  в нескольких вариантах. Даже на самых миниатюрных «вершковых» иконах удавалось поместить и ложе с телом Богородицы, и Христа, принимающего ее душу, и апостолов, прибывших на погребение и шестикрылого серафима, стоящего у входа в рай; изображался и ангел, отекающий мечом руки нечестивого иудея, вознамерившегося опрокинуть одр Богородицы. Наряду с этими миниатюрами во второй половине XIX века отливались большие иконы Успения, в верхней части которых находились поясные изображения апостолов, переносимых на облаках к месту погребения Богородицы.

 

 

Икона «Никита Бесогон» 


До 1666-го года – старообрядческого раскола, самым известным и почитаемым из двух образов св. Никиты был Никита-«бесогон».  Иконографический сюжет с побиением беса вплоть до девятнадцатого  века изредка воспроизводился старообрядцами по старым образцам.

 В больших количествах археологи находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение св. Никиты, сюжет которых иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития, согласно которому став христианином, Никита вызвал ярость отца-язычника и после истязаний был скинут в темницу. Там к мученику явился бес – в ангельском облике, который уговаривал его поклониться языческим идолам и обещал, что тем самым святой избежит новых истязаний.

 Но мученик усомнился в ангельской сущности этого "гостя", и по молитве Господу св. Никиты с небес сошел архангел Михаил, который испытал этого, ложного, ангела. Св. Никита наступил на беса, побил своими железными кандалами, и бес был вынужден признать свою дьявольскую сущность, а на допросе у царя мученик "предъявил" беса, показав того, кто над ними, царем и язычниками, властвует.


Статья, посвященная этой иконе размещена на нашем сайте.

 

 

 

При подготовке использованы материалы

книги «Образ литой, старинный…»

(Автор: Е. Карпенко, Издательство: Национальный

художудожественный музей Беларуси)

и материалы сайта mednyobraz.ru

Владимир ХВОРОВ