Пасхальное послание

Пасхальное послание

14.04.2017

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА СЛУЦКОГО И СОЛИГОРСКОГО АНТОНИЯ
ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ СЛУЦКО-СОЛИГОРСКОЙ ЕПАРХИИ
БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Дорогие отцы, братья и сестры!

Приветствую вас словами пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

В эти радостные дни обратим наши сердца к немеркнущему лучезарному образу Победителя смерти и Подателя жизни. «Воскресший Господь — чудо чудес; однако именно как чудо чудес Он есть <…> истинная природа человеческая, первозданная, райская природа Адамова. <…> Не состоит истинная природа человека в уничижении, в болезни, в смертности и в греховности; но в славе и здравии, в бессмертии и безгрешности», — так раскрывает красоту Божественного замысла о нас святитель Николай Сербский. Правда о Боге и правда о человеке — вот суть этого ликующего возгласа:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Воскресение Христово имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Восставший из гроба Спаситель даровал всем нам возможность личного воскресения и жизни вечной. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6: 3-4). Так наставляет нас первоверховный апостол Павел. Вот почему так современны и актуальны эти древние слова:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Ради того, чтобы возвестить миру о Воскресении Христовом, были написаны книги Нового Завета. Во славу Воскресения Христова отправлялись на проповедь апостолы, проливали кровь мученики, совершали свой дерзновенный аскетический подвиг преподобные, смиренно служили ближним праведники. Символ нашей веры, знамение нашей надежды, благоуханное излияние нашей любви — вот что заключено в этом кратком приветствии:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Вновь послушаем святителя Николая Сербского: «Христос есть несравненный и величайший Врач в истории человечества, ибо Он дал людям лекарство от болезни всех болезней, то есть от греха, из коего рождаются все прочие болезни и все прочие страдания человеческие, и душевные, и телесные». Воскресение Христово исцелило род людской от уныния, безысходности и страха перед неизбежным концом жизни. В тишине пасхальной ночи Сын Божий сокрушил врата адовы и вывел на свободу пленников преисподней. Нет причин отчаиваться — даже тот, кто своими грехами вверг себя в ад на земле, может выйти оттуда стезей покаяния. Нет повода бояться смерти — сама смерть боится тех, у кого в душе звучат слова:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Евангелие повествует, что Воскресший Спаситель был узнан учениками в преломлении хлеба (Лк. 24: 35). Подобно тому как апостолы разделили между собой хлеб в день Воскресения Мессии, поделимся и мы пасхальной радостью друг с другом — и пусть таинство общения в любви поможет нам понять сердцем, что Христос посреди нас, и есть, и будет!

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35), — говорит Господь. Деятельная любовь к ближним и дальним посвящает нас в чин апостолов и жен-мироносиц. Поспешим творить добро — и мир вокруг нас преобразится в храм, под сводами которого возносится ввысь торжествующая песнь:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

☨ Антоний,
епископ Слуцкий и Солигорский

Пасха Христова
2017 года
Слуцк — Солигорск

 

Воскресение Христово

 

 

Камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру,
оказался отваленным, а гроб – пустым

 

 

Воскресение Христово произошло в первый день недели по древнееврейскому календарю, или в воскресенье по-современному, – на третий день после распятия. Первым о нём узнали стражники, приставленные ко гробу иудейскими начальниками. Камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру, оказался отваленным, а гроб – пустым. Испугавшись произошедшего, стража бежала в город, где получила приказ рассказать, будто тело украли ученики.

К утру воскресенья женщины, пришедшие ко Гробу Господню, увидели его опустевшим. Они же стали первыми, кто встретил воскресшего Иисуса, хотя в первый раз и не узнали Его, приняв за садовника. Исполняя просьбу Спасителя, женщины поспешили к Его ученикам сообщить о случившемся.

 

 

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь –
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.


 

Борис Пастернак

 

 

Говоря о Воскресении, нельзя не обратить внимание вот на что: при том, что это центральное событие для христианства, его никто не видел… Это Тайна.

Воскресение невозможно изобразить. Как воскресает мёртвое тело? Как душа, сходившая в ад и встречавшая души тех, кто умер, возрождается к жизни? Каким образом вся полнота Личности, которая никогда не разлучается с другими Личностями Святой Троицы, из состояния смерти переходит в состояние Воскресения? Этого мы не знаем. Мы только знаем, что это действительно произошло.

Изменился ли Христос по Воскресении? Да. Его человеческое тело стало таким, каким тело человека было до грехопадения Адама. Христос мог проходить сквозь стены: Он вошёл в комнату к ученикам, когда двери были заперты; мог делаться невидимым; нечто иное появляется в Его внешности, уходит то, что святые отцы называют «дебелостью плоти».

Позитивистские теории XIX века объясняли Воскресение иллюзией, обманом, профанацией. Но не они первые. Уже иудейские первосвященники решили вопрос просто и практично с точки зрения, скажем современным языком, «пиара»: подкупили воинов, чтобы те объявили народу, что тело выкрали ученики. И эта басня дошла даже до книг научных атеистов прошлого столетия. Но вот что интересно: Воскресение Христово, помимо фактов явления Христа ученикам, подтверждается последствиями этого события в их жизни.

Люди, которые ходили за Ним, полтора десятка ближайших учеников и несколько десятков учеников среднего круга, принимают все это как несомненный факт, как нечто, что определяет все в их дальнейшей жизни. Они перестают бояться. Ещё недавно Пётр дрожал, когда служанка узнала в нем ученика Спасителя, – теперь же он открыто проповедует перед иудеями и готов принять смерть. На смерть бесстрашно идут и другие апостолы. Все они, кроме Иоанна, будут убиты. Это вовсе не «смерть за идею», подобная смерти за детей, за жену, за идеал, за родину. Последователи Христа знают, что Воскресение уже здесь – и умирать не страшно. Смерти больше нет.

Воскресение Христово помогает нам понять, что христианство – не философия, не мировоззрение, не система этических норм. Это жизнь. Вот я знаю, что моё сердце бьётся – меня можно бить, пытать, но этого знания у меня не отымешь. Также и знание о воскресшем Христе, дарующее жизнь вечную.

Мы все соприкасаемся с этим знанием о Воскресении. Конечно, его интенсивность менялась на протяжении веков. Ярче всего она проявлялась в святых, мучениках и преподобных. У нас, рядовых христиан, она меньше, и это знание как бы слегка касается нас. К примеру, на ночном пасхальном богослужении, когда, бывает, самого твердокаменного человека вдруг «прошибает». Или в момент Причастия, когда кажется, что в несколько секунд вмещается вечность. Наверное, почти каждый сможет вспомнить подобный опыт в своей жизни.

Надо, конечно, стремиться к утверждению в себе мысли о том, что Христос действительно воскрес. Вот только не нужно возбуждать подобные чувства искусственно. Тут ни в коем случае нельзя подменять Благодать игрой воображения. Воскресение – это не иллюзия, это опыт, до которого каждому из нас нужно дорасти.

 

 

Пресс-служба Слуцкой епархии