Слуцк, который мы утратили

Слуцк, который мы утратили

02.04.2014

Принято считать, что основной причиной исчезновения памятников истории и архитектуры в Слуцке явились былые пожары и войны. С этим, вероятно, стоит согласиться. Тем не менее, надо отметить ряд других факторов, способствующих потере местных достопримечательностей. Точнее, разговор пойдёт о том, почему один из самых древних городов Беларуси остался практически без свидетельств старины.

Изначально Слуцк застраивался стихийно, вокруг горки, где находился замок. В результате, сложилась традиционная для древнего славянского города кольцевая архитектурно-планировочная структура.

Строительные новации
В начале XIX века планировочная структура претерпевает коренные изменения. Связано это с появлением в 1800 году первого градостроительного плана. Вместо нерегулярной уличной сети была запланирована прямоугольная схема застройки. Намечалось обустройство на наиболее широкой улице и центральной городской площади.

Серьёзные перемены были осуществлены в старой части города. Княжеский дворец, другие замковые строения, оказавшись в стороне от предполагаемого центра, постепенно обветшали и были разобраны. Отпала необходимость и в мощных оборонительных сооружениях.

В первой половине XIX века город окончательно вышел за границы кольцевой системы укреплений. Рвы были засыпаны, большинство валов и бастионов – срыты. Новую квартальную застройку ускорило прошедшее через Слуцк Московско-Варшавское шоссе. Наиболее состоятельные горожане стремились поставить свои дома именно вдоль этой главной транспортной артерии, ставшей центральной улицей Слуцка. Здесь же заново отстраивались административные и общественные здания.

Словом, градостроительные новации способствовали исчезновению ряда оригинальных и даже уникальных строений. Сложившийся в сознании людей образ Слуцка как бастиона Литвы практически исчез.

Архитектор Людмила Луцевич в ходе благоустройства набережной Случи к «Дажынкам-2005» признавала, что на этой территории историко-культурные ценности почти полностью утрачены и единственной привязкой к истории могут служить сохранившиеся здесь элементы бывших городских укреплений. Работая над образом парковой зоны, Людмила Луцевич постаралась привнести в её облик исторический контекст (образ бастиона Литвы). По крайней мере, в ландшафт этой части современного Слуцка.

Политические мотивы
Дореволюционный автор Андрей Снитко, посетивший Слуцк в 1909 году, в очерке «Из слуцкой старины», опубликованном в альманахе «Минская старина» (1911 год), писал: «Слуцк со своими деревянными церквями – это настоящий музей». Настолько он был поражён красотой местных храмов.

Однако с установлением советской власти, культовые сооружения не вписывались в её атеистический курс. И, как результат, к началу 1940 годов в городе остались только две церкви: Михайловская (теперь это Свято-Михайловский собор) и Варваринская (находилась на городском кладбище, сгорела в 1956 году). Остальные были разрушены или приспособлены для других нужд.

Справедливости ради, надо отметить, что в 1926 году в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров БССР «Об объявлении государственной собственностью памятников старины искусства, быта и природы» в Слуцке таковыми признавались 12 объектов. Среди них все сохранившиеся церкви, включая Михайловскую, Воскресенскую, Рождественскую, Стефанскую, Варваринскую и церковь Тройчанского монастыря, а также четыре колокольни и кальвинистский собор.

Правда, уже в 1930-х государство изменило своё отношение к памятникам и сочло целесообразным избавиться от большинства из них. Остатки некоторых храмов (костёл около нынешней маслобазы и церковь Троицкого монастыря) окончательно были уничтожены уже после войны. К началу 1990 годов в Слуцке сохранилась только одна Свято-Михайловская церковь.

Военный аспект
За годы Великой Отечественной войны в Слуцке было уничтожено до 80 % общественных, административных и жилых зданий. Потери оказались невосполнимы, а необходимость быстрого восстановления диктовала упрощённые подходы в послевоенном строительстве. Наспех проведённые работы, как правило, приводили к потере исторического облика зданий, да и использовать многие из них планировалось лишь временно.

Так, разрушенное здание бывшего коммерческого училища в виде руин простояло до середины 1950 годов, а позже было передано консервному заводу и приспособлено под производственный цех. В этом качестве оно находится и сейчас, хотя считается памятником архитектуры.

Отдельные сооружения в первые послевоенные десятилетия неоднократно передавались на баланс различным организациям, а те перестраивали их, исходя из собственных нужд. И, ясное дело, без учёта их архитектурных достоинств.

Яркий пример – комплекс почтовой станции. Здесь в разные годы размещались автобаза, вытрезвитель, дорожная служба, магазины и даже жилые помещения.

Судьба сохранившихся немногих памятников Слуцка была предрешена как генеральными планами развития города, так и бытовавшими тогда представлениями об архитектуре.

Многоэтажный культ
Многие случчане ещё помнят неподдельный восторг, который они переживали в связи с появлением в городе первых многоэтажных зданий. Казалось, что они выглядят не только современно, но и являются олицетворением прогресса.

Правда, монотонность появляющихся как грибы после дождя типовых «хрущёвок» быстро дала о себе знать. Люди заговорили об оригинальности старых зданий и необходимости их сохранения. Но новая, уже девятиэтажная волна застройки временно заглушила эти голоса.

В угоду моде исчез целый квартал в центре города, возведённый в XIX веке. Теперь на его месте стоят три убогие девятиэтажки (район центральной аптеки). Не сохранилось даже старое здание городского Совета депутатов, которое вместе с жилыми домами по сторонам центральной площади составляли гармоничный архитектурный ансамбль.

К слову, автор этого ансамбля известный архитектор Георгий Парсаданов, разработчик первого, ещё довоенного, генерального плана развития Слуцка.

Возможно, возведённый новый исполком в семь этажей и решил проблему размещения различных служб, но архитектурной достопримечательностью города так и не стал.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века осознание невосполнимых потерь архитектурных и исторических достопримечательностей в Слуцке подвигло городской Совет депутатов принять решение о составлении перечня местных памятников с придачей им охранного статуса. В список вошли около двух десятков зданий, построенных в разное время, включая даже советский период. Но и это обстоятельство не остановило их исчезновение.

В тисках проблем
Содержание памятников в надлежащем состоянии, без сомнения, требует солидных финансовых затрат. А с этим всегда проблемы. На первый план выходят вопросы строительства жилья, развития промышленности, сельского хозяйства, городской инфраструктуры, проведения текущего благоустройства.

Вот и получается, что экономическая целесообразность побуждает пренебрегать сохранением исторического наследия.

К празднику «Дажынкі – 2005» на реставрацию оригинального здания бывшей земской городской больницы средств не нашлось, и оно было просто снесено, несмотря на протест общественности. Теперь на этом же месте строится частный медицинский центр. По внешнему виду – рядовое сооружение и уж ни в коей мере не архитектурная достопримечательность.

Оправдывать такие действия экономической целесообразностью можно, но правильно ли это?

Другие белорусские города демонстрируют совершенно иной подход. Не будем упоминать столицу и областные центры, где памятники не только сохраняют, но и отстраивают заново уже утерянные. Обратим свой взор на соседний со Слуцком Копыль, где все имеющие историческую ценность здания взяты на учёт и приведены в надлежащий порядок.

Владельцам таких зданий предписаны строгие правила эксплуатации и содержания, а исполком ежегодно рассматривает их соблюдение. Есть в этом городе и планы, по нашим слуцким понятиям утопичные. Например, на бывшей рыночной площади в центре города, вдоль которой стоят старинные здания, намереваются освободить из-под асфальта брусчатку, чтобы этот уголок города принял действительно исторический облик.

Человеческий фактор
Многое, о чём говорилось выше, становится возможным из-за царящего в умах людей бытового сознания. Им-то и измеряется, как правило, наша история.

Характерным примером может служить случай с выделением лет 30 назад средств на ремонт Слуцкого краеведческого музея. Один из ответственных местных чиновников, узнав о конкретной сумме, искренне тогда заявил, что за эти деньги он бы за одну ночь снёс здание бывшего дворянского собрания и за год построил бы новое. Комментарии, как говорится, излишние.

И сегодня среди случчан, далеко не рядовых, есть те, кто готов серьёзно оспаривать, например, историческую ценность таких объектов, как Слуцкая гимназия, комплекс зданий почтовой станции, или необходимость реставрации здания бывшего коммерческого училища.

Если их взгляды победят, то древнему городу на Случи уготована судьба остаться и вовсе без древностей.

 

 

Владимир Иванов
kurjer.info, 2008

 

 

 

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

Владимир Иванов – это псевдоним Сергея Богдашича. Им он подписывал материалы только в газете «Курьер».

Сергей Богдашич получил Диплом I степени за эту статью, ставшую победителем Республиканского конкурса «Памятники умирают стоя», который проводился Белорусским обществом охраны памятников совместно с Белоруской ассоциацией журналистов.