Каким мог быть наш город…

Каким мог быть наш город…

09.10.2012

 

В руки одного из краеведов Случчины, Андрея Попова, попала Схема планировки г. Слуцка (или скачать в высоком разрешении: 9,63 мб) датированная 6 февраля 1948 года. Документ разрабатывался в «Белгоспроекте» Управления по делам архитектуры при Совете Министров БССР и официально приобретён в архиве научно-технической документации «Белгоспроекта».

Автором проекта выступил Георгий Артемович Парсаданов (10.09.1911–16.10.1989).


Немного об авторе проекта.

Развитие белорусской советской архитектуры тесно связано с именем Георгия Парсаданова, стоявшего у истоков ее создания и внесшего большой вклад в ее развитие и становление.

Георгий Парсаданов родился в г. Владикавказе, в семье рабочего. После окончания девятилетки со строительным уклоном, он в 1930 г. поступил во владикавказский железнодорожный техникум, а через год успешно выдержал экзамены на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства.

Получив диплом с отличием по специальности «проектирование городов и населенных мест», Парсаданов в 1937 г. приезжает на работу в Беларусь. С этого времени многие годы его творческой деятельности связаны с крупнейшим проектным институтом республики – «Белгоспроектом».

Архитектор разрабатывал генеральные планы городов Речицы (совместно с М. Томахом) и Слуцка, планировку района Луполово и жилой квартал шелковой фабрики в г. Могилеве, проектировал и строил военные аэродромы перед войной.

Участник Великой Отечественной войны.

День Победы Георгий Артемович встретил в Вене. В августе 1945 года он демобилизовался и вернулся в столицу Беларуси. «Разрушения Минска были потрясающими. Всюду видны были одни коробки и пепелища. Расчищены только проезды». Парсаданов снова стал трудиться в «Белгоспроекте», где кипела бурная творческая жизнь. «Работали по 16–18 часов, спали на подрамниках, там, где и работали».

Уже в сентябре 1945 г. зодчий участвовал в разработке первого послевоенного генерального плана восстановления и развития города Минска. При непосредственном участии архитектора в 1940–1950-е гг. шла колоссальная работа по созданию генеральных планов городов республики — Могилева (совместно с М. Андросовым и К. Басовым), Речицы и Слуцка, разрабатывались проекты застройки жилых районов минских автомобильного и подшипникового заводов, камвольного комбината, генеральных планов жилых поселков Мозырского нефтеперерабатывающего завода и Старобинского калийного комбината.

За создание проекта Заславского водохранилища в 1961 г. Парсаданов награжден большой золотой медалью ВДНХ. Он с коллективом архитекторов проектировал застройку курортной зоны озера Нарочь, разрабатывал генеральную схему размещения и развития курортов и зон отдыха БССР, перспективную схему развития туризма республики.

С 1962 по 1973 гг. Георгий Артемович Парсаданов работал начальником управления по строительству и архитектуре Минского облисполкома.

В 1969 г. ему присвоили звание Заслуженного архитектора БССР за активное участие и успехи в развитии белорусской архитектуры. 1970-е–1980-е годы — это время, когда Георгий Парсаданов работал в институте МФ ЦНИИП Градостроительства. Его всесторонние знания и опыт проектной работы оказали неоценимую помощь сотрудникам в проектировании зон отдыха и курортов, охраняемых природных территорий и других важных градостроительных объектов. Архитектурно-планировочная мастерская, которую возглавлял Г.А. Парсаданов, стала настоящей школой для архитекторов-градостроителей.

Каким видел город Слуцк один из ведущих архитекторов страны? Что удалось осуществить из задуманного в те далёкие годы? Теперь схема планировки рассекречена, и мы можем сравнить замыслы архитектора и современный вид нашего города.

Из пояснительной записки к проекту удалось узнать не много. Тем не менее. Реконструкцию города начали готовить ещё в довоенный период. В 1936 году было построено здание райисполкома. Нет, не то что мы видим сегодня, а предыдущее! В то же время рыночная площадь была перенесена в то место, где она находится сейчас. В 1939-ом – началось строительство Дома культуры на месте детинца.

Но полностью реконструкцию города провести не удалось – началась Великая Отечественная война. В ходе боевых действий в городе было разрушено 14 каменных и 1341 деревянное здание. В городе не было водопровода и канализации.

В то время у нас работало три хлебопекарни: одна - в районе, где сейчас находится Районный узел связи, вторая - по ул. Школьной (теперь – в районе ресторана «Заря») и в 11 военном городке.

Железнодорожный вокзал представлял собой два деревянных здания, построенных в 1948 году.

Население города составляло 18 461 человек.

По плану подлежали сносу и выводу на окраины города: Мыловарня, располагавшаяся на ул. Урицкого (сейчас – ул. Копыльская) и Ветлаборатория, которая была по ул. К. Клибкнехта (сейчас – ул. Виленская).

Планировалось восстановить следующие объекты, разрушенные в годы войны. Учительский институт на ул. Пролетарской (здание бывшего коммерческого училища на нынешней территории Консервного завода); школу на ул. Комсомольской (Гимназия №1); баню на ул. Революционной; одноэтажное здание Райпромкомбината по ул. Урицкого; здание столовой по ул. Комсомольской; кирпичное здание на ул. Пролетарской, двухэтажные каменные ясли на этой же улице и одноэтажное здание Военторга.

Так же было известно, что у 1948 году в Слуцке насчитывалось 7 военных городков.

 

Существующая схема г. Слуцка почему-то всегда по своему виду напоминает ящерицу. Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на план Г.А. Парсаданова – явно выраженная радиально-кольцевая планировка города. Одним из городов, ярко обладающих такой планировкой, является г. Москва. Мы можем насчитать как минимум 3 полных или почти полных кольца улиц и радиально расходящиеся улицы, визуальный центр которых находится в районе впадения притока Бычок в реку Случь.

Заранее оговоримся, что будем называть улицы так, как они называются и где существуют в настоящее время и максимально стараться называть предприятия и организации так, как они звучат сейчас (в наше время смена названия – довольно распространенное явление). Для соединения улиц между собой, а так же для прокладки новых улиц, естественно планировалось снести часть жилой застройки города.

Первое и второе (самые маленькие) кольца улиц по замыслу архитектора должны были проходить практически рядом, судя по схеме, в 80–100 метрах друг от друга. Межу ними в большинстве случаев, где нет исторической застройки, должен быть бульвар. Первоначально бульвары строились на месте прежних городских валов и название своё получили от французского boulevard – укреплённый земляной вал. Возможно, что задумывалось по каждому кольцу бульвара одностороннее движение транспорта, что очень часто практикуется в таких случаях.

Итак, первое кольцо состоит из двух улиц, идущих параллельно. Пролегают они по нынешней ул. Корзуна, далее – по Зимней, пересекают ул. Красноармейскую, р. Случь и выходят слева от Литейно-механического завода (теперь РУП «Слуцкий завод «Эмальпосуда») огибают его по 1-му Красноармейскому переулку и выходят на ул. Р. Люксембург (параллельная идет ул. Плиева). За тем мы попадаем на ул. Трудовую и через реку на ул. Монахова, а далее – по улицам 11-го Июля и параллельной ей Кононовича замыкаем улицы в кольцо.

Второе кольцо, большего диаметра планировалось начать в районе Стоматологической поликлиники Слуцкой центральной районной больницы. Движемся по 2-ому переулку Якуба Колоса, далее по прямой, пересекая ул. Социалистическую и р. Случь, с выходом в район 2-го Комсомольского переулка и потом по 1-ому и 2-ому переулкам Чапаева на ул. Строителей. Далее – через парк культуры на ул. Жукова, с неё – на 1-й переулок Урицкого и потом на Коммунальную. Оттуда мимо относительно нового района застройки по 1-ому переулку 14-ти Партизан выход на улицу 14-ти Партизан в районе остановки «Текстильная фабрика».

Как видим, кольцо не замкнулось. Но оно и не могло замкнуться. Между ул. 14-ти Партизан и Ленина (в то время – Пролетарской) в это время был Лесозавод и мельница «Восток». Не сносить же их! Правда, потом всё же снесли, но автор проекта, вероятно, побоялся делать такое предложение. Второй разрыв кольца должен был быть в районе парка культуры. Проезд через зону отдыха не был предусмотрен – только пешеходные дорожки.

Кстати о парке. По замыслу архитектора парковая зона должна была быть несколько больше, чем мы имеем сегодня. Стадион был запланирован на месте нахождения сейчас МОУП «Слуцкий консервный завод», а Винозавод и завод безалкогольных напитков – с другой стороны 2-го пер. К. Либкнехта. Так же проектом предусмотрено, что парковая зона должна простираться за ул. Виленской, до самой реки. Но в дальнейшем границы парка немного сдвинулись на восток. Возможно, из-за того, чтобы сохранить, а скорее всего, использовать еще добротное здание бывшего коммерческого училища. Да и дома частного сектора вдоль реки не тронули.

Третье кольцо начиналось бы от угла городского кладбища на ул. 14-ти Партизан, где начинается аллея к входу на мемориальный комплекс и перекрёсток с ул. Зеленой. Далее должна была быть проложена прямая дорога к ул. Косберга. Улица Косберга должна была удлиниться вплоть до 3-го Красноармейского переулка. Переулок, в свою очередь, должен был тоже вырасти в длину, пересечь р. Случь, и далее по пойме реки (почти по границе города с д. Ячево) новая дорога должна была выйти на 2-ой переулок Чапаева (не удивляйтесь, что опять упоминается этот переулок – он имеет весьма интересную форму зигзага) и потом на ул. Чайковского. С ул. Чайковского мы бы попали на 2-й пер. К. Либкнехта, мимо МОУП «Слуцкий консервный завод», и по ул. Мельничной добрались до городского рынка. Чтобы попасть на продолжение ул. Мельничной рынок пришлось бы оставить справа или слева. Далее планировалось строительство новой улицы в район 4-го переулка Урицкого и потом на замыкание кольца через 2-й переулок ул. 14-ти Партизан.

Как видим, уже в те времена архитекторы думали о том, как разгрузить улицы от транспортных и людских потоков, обеспечить подъезд автомобилей экстренных вызовов, да и при другой необходимости в любую точку города без всяких проблем.

Обращает на себя внимание и спроектированный, но неосуществлённый фрагмент проекта: бульвар, идущий с развилки ул. Ленина и Магистральной (в народе – «штаны»), в район Дома офицеров 11-го военного городка по удлиненной и расширенной ул. Суворова.

Рассмотрим, где и какие предприятия и организации планировалось разместить в черте г. Слуцка и что из этого осуществлено (нумерация в соответствии с экспликацией схемы).

1. Литейно-механический завод.
Сейчас – РУП «Слуцкий завод «Эмальпосуда». Предприятие образовано в 1923 г., в 2013 г. отмечает 90-летний юбилей. Местоположение соответствует проекту.

2. Слуцкая ГЭС.
Год постройки – 1936 г. Сейчас здание бывшей электростанции является одним из производственных корпусов городской котельной № 1. Местоположение соответствует проекту.

3. Моторо-ремонтный завод и МТС.
Сейчас – ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования». МТС (машинно-тракторная станция) была построена в 1930 году. В довоенное время она была одним из крупнейших предприятий города. Моторо-ремонтный завод образован в 1945 году. Местоположение соответствует проекту.

4. Лесозавод и мельница «Восток».
На этом месте сейчас расположены многоэтажные жилые дома. Располагались в этом месте на момент проектирования.

5. Маслосырзавод.
Построен в мае 1935 года. Подпольной группой, действующей на заводе, 25 мая 1943 года он был сожжен и восстановлен после освобождения Слуцка в 1944 г. К 70-м годам имеющиеся мощности уже не в состоянии были переработать объемы поступающего сырья. Это вызвало необходимость строительства нового завода, которое началось в апреле 1978 года. Уже в конце 1981 года на заводе проводились пуско-наладочные работы. Действующий маслозавод был преобразован в производственный участок нового сыродельного комбината. Затем там расположился Комбинат кооперативной промышленности Слуцкого райпо, который, впрочем, уже закрыт. Часть помещений сдана в аренду, часть – законсервирована. Местоположение на тот момент соответствует проекту.

6. Винозавод и завод безалкогольных напитков.
По плану его планировалось построить на базе Мармеладной фабрики. Но где она в то время находилась – загадка истории. Сейчас здесь находится МОУП «Слуцкий консервный завод». Свою историю начал в ноябре 1930 года. Как было замечено ранее, по проекту должен был уступить место стадиону и переместиться западнее.

7. Мельзавод.
Сейчас – ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов». Год образования – 1912. В этом году празднует 100-летний юбилей. Местоположение соответствует проекту.

8. Механический хлебозавод с кондитерским цехом.
Сейчас – ОАО «Слуцкий хлебозавод». Датой основания Слуцкого хлебозавода считается 23 декабря 1953 года. Расположение почти полностью соответствует проекту – небольшие отличия по южной границе предприятия.

9, 10, 26. Птицекомбинат и инкубаторная станция, Мясокомбинат, Заготскот.
Ранее здесь располагался Мясокомбинат, который занимал и прилегающую территорию, где сейчас находится ДУП «Слуцкагротранс». В настоящее время цеха принадлежат РУСПП «Слуцкий племптицезавод» (д. Селище) основанному в 1960 году. Здесь находится участок убоя и переработки птицы предприятия.

Тут же рядом находился Заготскот: в 1932 г. в городе работала убойная площадка скота производительностью 300 кг колбасных изделий в сутки.

На базе убойной площадки 17 августа 1944 г. был организован Слуцкий птицекомбинат. В июле 1966 г. в связи со значительным увеличением производственного плана выработки мяса Слуцкий птицекомбинат был переименован в Слуцкий мясокомбинат. В ныне существующих границах ОАО «Слуцкий мясокомбинат» начал работу в 1976 г.

Сейчас на месте Заготскота находятся хранилища сырья ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат», который был введен в эксплуатацию в 1965 году.

11, 35. Швейная фабрика индивидуального пошива, База Белбродтреста.
По улице Красноармейской, сразу за Маслосырбазой (склады ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» на месте Бернардинского монастыря) планировалось поместить базу Белбродтреста («Белбродтрест» существовал с 1944 по 1953 гг. и объединял пивоваренные заводы страны). Слуцкий пивоваренный завод был введен в эксплуатацию на много позже – в 1971 г. Напротив, через дорогу, должна была расположиться Швейная фабрика индивидуального пошива. Но она так же, как и база осталась только на плане. ОАО «Слуцкая фабрика пошива одежды» была построена по ул. Уласовца, 3 лишь в 1963 году и в 2013 году будет отмечать свой 50-летний юбилей.

12. Мастерские военторга и спецторга.
Они должны были расположиться по ул. Социалистической, там, где сейчас находится Детский сад №19. Садик был построен в 1980 году, до этого здесь были дома частного сектора. Проект не осуществлён.

13, 18. Артель «Пролетарий» и Мебельная артель «им. Молотова».
Сейчас здесь находится ОАО «Слуцкая мебельная фабрика».

14, 23, 25, 27, 28, 29. Артель «Красный кожевник», Утильбаза, Заготкож, Мыловаренный завод, Ассенобоз и Поля ассенизации.
Эти шесть объектов не зря планировалось разместить вместе. Все они в процессе работы выделяют довольно неприятные запахи в атмосферу. Поэтому и были размещены на окраине города с учетом зоны ветров. По воспоминаниям старожилов все эти предприятия существовали, но затем были упразднены. Из всего перечисленного существуют в настоящее время только поля ассенизации или, так называемые, отстойники.

15, 16. Инвалидная артель «Красный кожевник» и Артель «Верёвочник».
Располагались эти артели на месте УП «Слуцкая текстильная фабрика», которая, кстати, в настоящее время находится в стадии ликвидации.

17. Вышивальная артель «1-е Мая».
Вероятно, она уже находилась в то время между улицами Кольцова и Гончарова. Когда прекратила деятельность – не известно. Теперь там дома частного сектора.

19. Горпромкомбинат.
На проекте он занимает большой участок территории города от ул. Ленина до городского рынка. Вероятно, он там раньше и находился, но потом на этом месте была построена ОАО «Слуцкая фабрика пошива одежды» (см. выше), Столовая № 5 и Поликлиника больницы (теперь в ней располагается Детская поликлиника УЗ «Слуцкая центральная районная больница»), а некоторые здания переведены в жилой фонд.

20. Типография.
Ранее находилась в районе Роддома, на пересечении ул. Ленинской и Жукова. В настоящее время она стала укрупнённой и расположена на ул. М. Богдановича.

21. Леспромхоз.
По проекту он располагался по улице 14-ти Партизан, у пересечения с Загородным переулком. На этом месте сейчас стоит деревянный одноэтажный жилой дом барачного типа и двухэтажный дом инвалидов по зрению. Вероятно, это деревянное здание и было конторой Леспромхоза, который в начале 80-х годов перебрался в новое здание, где и находится сейчас под названием ГЛХУ «Слуцкий лесхоз». А здание конторы отдали под жильё. Кстати, новая территория Леспромхоза заняла участок, планировавшийся для обустройства сквера.

22. Овощеплодоперерабатывающее производство.
По плану оно находилось на месте, где сейчас находится территория УО «Слуцкий государственный медицинский колледж». С 1944 по 1954 г. здесь действовало педучилище. Позже здание перешло сельскохозяйственному ПТУ, с 1965 г. частично, а с 1974 г. полностью здание принадлежит теперешнему хозяину.

24. Склад лесоматериалов.
Сейчас почти всю территорию, отмеченную на плане, занимает Слуцкий филиал госпредприятия «Миноблтопливо», которое начало свою работу в 1940 году.

30, 41. Городские склады, Нефтебаза.
Склады здесь действительно имеются, но большая часть территории отводимой по проекту под них отошла гаражному кооперативу. Хотя идея расположения складов вдоль железнодорожной ветки, идущей к хлебозаводу, весьма хороша и они там есть. Почему она не реализована в полной мере – останется загадкой истории. Назовем наиболее крупные организации, расположившиеся на этом участке сейчас. Это ДУП «СПМК-99» УП «Минскоблсельстрой», ОАО «Слуцкпромбурвод», «Газавтосервис», склады и представительство госпредприятия «Белрыба», ОДО «Стронг 2002». Была здесь, как и указано в проекте, нефтебаза с подъездными железнодорожными путями. Потом, в 1976 году, была построена новая, на юго-восточной окраине города, вероятно из соображений безопасности, которая сейчас является Слуцким филиалом РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт». Старая нефтебаза была закрыта, оборудование демонтировано.

31. Ветлечебница.
Ее местоположение было запланировано на въезде в город со стороны г. Минска там, где сейчас находится завод «Модуль». Судя по отведенной площади, предприятие должно было быть солидным. Однако, как мы знаем, ГУ «Слуцкая районная ветеринарная станция» расположилась за чертой города, на западе в районе ПЭС, а городская – на ул. Жуковского в Слуцке.

32. Оранжерея.
Она должна была расположиться неподалёку от рынка, одной стороной выходя на ул. Уласовца, а другой – на ул. Ленинскую. Ни какой оранжереи там сейчас нет – только частный сектор. Старожилы ни чего не припоминают.

33. Питомник.
По плану он должен был протянуться вдоль ул. Уласовца от здания Милиции до Комбината хлебопродуктов. Судя по схеме – это не питомник животных, а именно растений. Но его мы там не наблюдаем и ни кто такового не помнит. Возможно, вместо него мы имеем предприятие по благоустройству в составе КУП «Слуцкое ЖКХ». Именно его оранжереи и питомник находятся за территорией бывшего военного госпиталя на западной окраине города.

34. Автобусные и городские гаражи.
В соответствии с планом они существовали в районе пересечения ул. Ленинской и Жукова (недалеко от роддома) но потом были снесены. На их месте выросли многоэтажки.

Вторым большим участком под гаражи выделялась площадь, ограниченная ул. П. Маглыша, Колхозным переулком и железнодорожной веткой, идущей к Комбинату хлебопродуктов. Однако планы не осуществились. Та же участь постигла огромную площадку в районе д. Ячево. С учетом того, что там будут размещены гаражи, через Ячево планировалось проложить магистраль – продолжение ул. Вечеркевича. Дорога эта есть и сейчас, правда грунтовая. А автобусный и грузовой парки были построены на другом конце города. Сначала автохозяйство находилось по ул. Покровского, 13, а в 1966 году автобусно-таксомоторный парк переселился на новую производственную базу, где и находится по сей день. Там же был построен и грузовой парк № 5. В 2010 г. предприятия объединились. Теперь это единое автохозяйство – филиал «Автобусный парк №2» ОАО «Миноблавтотранс».

36, 37, 38, 39, 40. Заготсено, Заготзерно, Склады стройматериалов, База сельхозснаба, Заготлён.
Все эти сельхоз организации располагались именно там, где указано на схеме. Но со временем их стало меньше. Заготсено превратилась в сенобазу Комбината хлебопродуктов, База сельхозснаба реорганизовалась в РАПС (Райагропромснаб), который в свою очередь вошел как структурное подразделение в состав ОАО «Слуцкий Агросервис». Склады за ненадобностью сдаются в аренду. Заготлён по свидетельству Людмилы Дмитриевны Суходоловой, некогда возглавлявшей Слуцкий льнозавод, ликвидирован в 60-е годы прошлого века.

42. Больница.
Корпуса больницы долгое время находились в месте, обозначенном на схеме. В 1987 году была введена в эксплуатацию новая центральная районная больница с поликлиникой по обслуживанию взрослого населения на 960 посещений в смену по ул. Чайковского. На этом месте проектом была предусмотрена зона застройки, а возможно и парковая (без условных обозначений понять сложно). Старая поликлиника была переоборудована под детскую. По месту прежней прописки остался только родильный дом.

43. Кладбища.
В соответствии с проектом существующие в границах города древние кладбища должны были сохраниться. Но сохранилось только кладбище по ул. 14-ти Партизан. На месте еврейского кладбища построены жилые многоэтажки.

44. Водозабор.
Между заводом «Модуль» и д. Лучники по плану расположен Водозабор. Возможно, что уже тогда были проведены изыскательские работы, но предприятие пока в этом месте не строилось.

45. Райдетдом.
На плане он находится на южной окраине Слуцка, по ул. М. Богдановича по соседству с Маслосырзаводом. Это не тот Детский дом, что расположен по ул. Монахова, 15 для малолетних детей. Здесь находился Детский дом для детей школьного возраста.


Вот такой первичный анализ проекта схемы планировки мы сделали. Конечно же, в изложенном материале много предположений и логических умозаключений, так как материалы пояснительной записки к схеме весьма скудны. К тому же при сканировании потеряна цветная составляющая схемы, а с ней и условные обозначения автора проекта.

Приглашаем всех желающих к обсуждению данного документа.

 

Андрей ПОПОВ, Владимир ХВОРОВ