Экскурсия по слуцкому городскому кладбищу
15.04.2019
В рамках «Феста экскурсоводов» 13 апреля свою первую экскурсию провела Вера Грабовская, администратор группы «Старые памятники в Слуцке» соцсети «Вконтакте» и одноимённого сайта. На мероприятие собралось более 35 случчан.
Что показала и рассказала собравшимся молодой экскурсовод на слуцком городском кладбище по ул. 14-ти Партизан? Об этом наш материал.
По мнению историков, слуцкому кладбищу более 400 лет.
Кладбище многоконфессиональное, тут хоронили православных, католиков, протестантов, а в послевоенное время и евреев. Части кладбища, где хоронили представителей определённых конфессий, раньше были разделены рвами, на месте которых теперь дорожки.
Экскурсия началась с православной части кладбища.
Дорожка, по которой мы пошли от южного входа, раньше вела прямо к Варваринской церкви. Церковь сгорела накануне Пасхи в 1953 году.
Пройдя немного по главной аллее православной части кладбища с правой стороны, мы увидели чёрный гранитный памятник настоятеля Михайловской церкви Лисицкого. Лисицкий Иоанн Евсимович – настоятель Михайловской церкви в 1880–1902 гг. Его сменит Василий Мацкевич.
За ним, вглубь ближе к улице, памятник в виде дерева с отрубленными ветвями – здесь лежит городской глава Иван Бокша с женой Меланией и сыном Михаилом. Бокша Иван Матвеевич – слуцкий городской глава, позднее староста, в 1888–1903 гг., коллежский асессор. Похоронен вместе с женой Меланией и сыном Михаилом 31 года. Памятник в виде дерева с отрубленными ветвями свидетельствует о прерывании рода.
Возвратившись на аллею, справа увидели чёрную с жёлтым ограду. Подойдите лицом к памятнику и правее перед оградой будет лежать небольшой камень – бывшего директора Слуцкой гимназии Лубкина. Лубкин Пётр Александрович (ум. 1862) – директор Слуцкой гимназии в 1851–1861 гг., статский советник. Родился в дворянской семье, предположительно в 1810 г. Окончил Московский университет, работал учителем математики в Оршанском дворянском училище, Свислочской гимназии, смотрителем в Виленском дворянском училище. В 1851 г. назначен и. о. директора Слуцкой гимназии. В 1858 г. Петру Лубкину сверх жалования была назначена пенсия и он был оставлен на службе ещё на 5 лет, но проработал лишь до 16 октября 1861 г.
Впереди по аллее с этой же стороны видим памятник генералу Тистрову… Тистров Николай Васильевич – генерал-майор, Слуцкий уездный военный начальник, 1833 г. р. В 1863 г. принимал участие в подавлении шляхетского восстания на землях бывшей Речи Посполитой, отошедших к Российской империи, а именно в Царстве Польском, Северо-Западном крае и на Волыни. С 1874 года – военный начальник Красноставского уезда Люблинской губернии; с 1878 года – Новорадомского уезда Люблинской губернии; с 12 февраля 1887 года был назначен Слуцким уездным военным начальником. Есть большая вероятность, что Николай Васильевич Тистров является дядей Надежды Константиновны Крупской! Мало кто знает, что девичья фамилия её матери – Тистрова. Отец, Василий Иванович Тистров – горный инженер. Родовые корни Василия Ивановича берут начало где-то в Северной Германии или Дании. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, в том числе и Николай (1834 г). После рождения девятого ребёнка мать Александра Гавриловна умерла. Сыновей удалось определить в военное училище и горный институт, младших девочек – в Павловский военно-сиротский институт благородных девиц. Муж сестры Елизаветы – Константин Крупский – тоже был военным уездным начальником в Царстве Польском.
Мацкевич Василий Викентьевич (ум. 27.01.1908, жил 63 года) – священник Михайловской церкви. Это был энергичный и деятельный священник. За неполные 5 лет своего служения в Слуцке он «благоукрасил до неузнаваемости» приходской храм и два приписных. Михайловскую церковь перекрасил извне и изнутри; приобрёл для неё два колокола в 50 и 25 пудов; заказал красивые киоты с иконами; купил в церковь дорогие трёхсвечники и подсвечники; подновил всю ризницу и пополнил её новыми священническими облачениями. При этом отец Василий потратил немало собственных средств. В приписную Варваринскую церковь он приобрёл колокол в 26 пудов, установил вокруг кладбища ограду, построил новый дом для кладбищенского сторожа. Для Георгиевской церкви приобрёл два колокола в 6 пудов и в 3 пуда. Капитально отремонтировал некоторые священнические постройки и вчерне возвёл дом для псаломщика. На священнической усадьбе и на церковном погосте за собственные деньги высадил много фруктовых деревьев. Мечтал построить церковно-приходскую школу и обновить иконостас Михайловской церкви, но не успел… Он скончался на 64-м году жизни от инсульта.
Юркевич Андрей Иванович (1870 – 1929) – член III Государственной думы от Минской губернии, крестьянин села Чапличи Слуцкого уезда. Во время русско-японской войны был попечителем Красного Креста. Здесь же похоронен и его сын, Юркевич Михаил Андреевич (27.10.1903–25.12.1923). Верхняя часть памятника с надписью о сыне и крестом отломана.
Кулешевич Доменикия – бабушка Язепа Дыло (Иосифа Дыло), белорусского писателя, драматурга. По его воспоминаниям, детство прошло в окружении интересных людей. Среди них, например, был дед по матери сапожник Тодор Кулешевич. Его жена Доминика – добрая и справедливая, помогала бедным, знала много белорусских песен и сказок и охотно делилась ими с детьми. Именно от неё Иосиф услышал песню о том, как Слуцк оборонялся от татарского нашествия. Впоследствии этот сюжет лёг в основу его исторической повести «Настасся Мякота», которую он опубликовал под говорящим псевдонимом – Тодор Кулеша.
Протопопов Николай Данилович – учитель географии и истории слуцкой гимназии, статский советник. Окончил Киевский университет. В должности с 1864 г. Помогал малоимущим способным ученикам, занимался благотворительностью. Получил прозвище «добрый гений». Сам жил очень скромно. Возможно он есть на фото учителей 1860 гг. из книги «Слуцк. Путешествие во времени».
В конце экскурсии по православной части кладбища об иеромонахе Макарии и месте, где стояла Варваринская церковь рассказал Андрей Попов.
Католическая часть
Вход на католическую часть с ул. Кладбищенской начинался каменной брамой.
Домбровский Казимир Хризостомович (ум. 3 марта 1870) – уездный врач, надворный советник. Изучал медицину в Московском университете. Затем переехал в Слуцк и здесь несколько лет был уездным врачом, а последние 3 года своей жизни совмещал обязанности врача слуцкой гимназии и врача еврейской больницы. Умер от тифа. Его сын, тоже Казимир, продолжил деятельность отца и стал известным врачом в Гродно.
Флориан Куликовский – найдена его праправнучка Мария, живёт в Польше. Прислала фотографии Флориана и его жены Вероники Нажимской. Фотография жены сделана в Слуцке.
Тадеуш Адамович Войнилович родился в семье слуцкого уездного предводителя дворянства Антона Адамовича Войниловича и его жены Теофилии Одынец. Был назван в честь Тадеуша Костюшко. Тадеуш Войнилович женился на Казимире Наркевич-Иодко, которая родила ему трёх дочерей: Софию, Анелю и Эмилию. София вышла замуж за Леона Михайловича Доманского, землевладельца Слуцкого уезда. А вторая дочь Эмилия тоже вышла замуж за брата Леона – Адама Доманского. Семь раз избирался уездным предводителем дворянства с 1845 по 1862 годы. Наверное, Тадеуш Войнилович был бы назначен на эту должность российской властью и после, в 1863 г., но это стало невозможно из-за громкого инцидента с «минском протоколом», который состоялся в 1862 г. в Минске.
Накануне восстания 1863–1864 гг. в патриотических целях минский губернский предводитель дворянства Александр Доминикович Лапа развернул активную деятельность, желая добиться от российских властей соединения Минской губернии (а вместе с ней и других «северо-западных губерний») с польскими губерниями в рамках Российской империи в некую отдельную автономию и возобновления деятельности университета в Вильнюсе (или в другом месте Беларуси). 17 ноября 1862 г. в Минске губернское дворянское собрание во главе с Александром Лапой намеревалось представить на имя российского императора Александра II официальный адрес (обращение), в котором сказалось бы о необходимости соединить Минскую губернию с польскими губерниями. Планировалось представить такие же адреса от всех губернских дворянских общин страны.
Слуцкий уездный предводитель Тадеуш Войнилович из патриотических побуждений также подписался под этим протоколом. Генерал-губернатор вынужден был распустить дворянское собрание. Все документы, которые касались тех событий, были 21 января 1864 г. изъяты по приказу Временного военного губернатора Минской губернии из канцелярии минского губернского предводителя дворянства и Минского дворянского депутатского собрания. В 1863 г. Александр Лапа был выслан по распоряжению нового виленского военного генерал-губернатора Михаила Николаевича Муравьева в Пермскую губернию за допущение подписания «минского протокола», а его крупное имение Рудобелка подверглось принудительной продаже.
В 1862 г., сразу после подписания протокола и приезда в своё имение в Слуцком уезде, Тадеуш Войнилович отказался подписать верноподданнический «адрес» к российскому царю, который в то время подписывали многие дворяне «западных губерний», подал в отставку и готовился спокойно к высылке властями, хотя это могло угрожать конфискацией всего имения и трагедией для всей семьи.
Однако в 1863 г. российская власть на должность Слуцкого предводителя назначила Иосифа Ксаверавича Войниловича, дальнего родственника Тадеуша.
Жена Тадеуша умерла раньше него. Позже, когда пожар сжёг все его дома, как в Слуцке, так и Кляримонте, несколько лет Тадеуш жил в Савичах у своего брата Адама. Он был рад принять Тадеуша, так как в 1861–1865 гг. его сын Эдвард во время учёбы в гимназии проживал в Слуцке в доме Тадеуша, за что Адам был рад отблагодарить брата.
Адам Песляк – небогатый помещик из д. Мохорты. Его дочь Елена была дочерью известного учёного Якуба Наркевича-Иодко, который проживал в имении Наднеман Узденского уезда, доставшемся от отца. Местные его называли «электрическим человеком», а сейчас его называют «белорусским Теслой». Вера Грабовская рекомендует посмотреть документальный фильм «Якуб Наркевич-Иодко. Укротитель молний, или «Электрический человек»».
Ольгерд Обухович – писатель, переводчик, родоначальник белорусской басни. По материнской линии из рода Бандинелли. Обучался в Слуцкой гимназии, много путешествовал по Европе. Знал английский, немецкий, французский, итальянский, польский языки. Принимал участие в восстании 1863–1864 гг., был сослан в Сибирь. По воз ращении хотел раздать землю людям, однако эта идея не понравилась родственникам. Тогда он бросил всё и уехал в Слуцк. Занимался репетиторством, творчеством. Рекомендуется почитать книгу Г. Родченко «Абуховiч. Творы».
Доманский Адам Михайлович (24 декабря 1831 – 21 апреля 1891) – крупный землевладелец, в собственности которого были имение Чижевичи, село Совково, винокуренный завод, ветряная мельница. С братом Леоном были женаты на дочерях слуцкого предводителя дворянства Тадеуша Войниловича – Эмилии (жена Адама) и Софии (жена Леона).
Люция Орда с Рутковских – предположительно родственница Наполеона Орды, однако этому нет подтверждений. В музее Н. Орды тоже нет информации.
Вроченский Виктор Францевич (ум. 12 марта 1901) – ксёндз, декан Слуцкого уезда в 1873–1901 гг.
Герочинский Андрей Миколай (28.11.1829–11.01.1905) – бывший настоятель Копыльского прихода.
После личной беседы с Минским губернатором ксёндз Герочинский на некоторое время перестал использовать польский язык. В 1896 г. Герочинский возвратился к практике ведения богослужения на польском языке. Учтя предыдущий опыт, ксёндз обращался к народу в костёле с амвона предварительно сняв с себя облачение. Но это его не спасло – министр внутренних дел постановил выслать Андрея Людвига Герочинского в Олонецкую губернию (Карелию) под гласный надзор полиции на три года. А на его место назначен был Станислав Далецкий, который показался власти вполне благонадёжным, но Далецкий также прославился пением духовных гимнов на польском языке. За что и заключили его в Аглонский монастырь.
Михаил Троянович фон Мевес (1835–1905) – генерал от инфантерии, член Военного совета Генерального штаба Российской империи. Из дворян Владимирской губернии. Участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Имел 9 орденов и золотую саблю за храбрость.
Сымонович Антон-Ромуальд Эдуардович (1850 (60) – 1912) – генерал русской армии. Окончил Слуцкую гимназию, а затем 2-е военное Константиновское училище. Был католического вероисповедания. Участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
Протестантская часть
В прошлом году в Польше была издана книга Евы Шернер «Библиографический словарь евангелическо-реформатского духовенства. Еднота Литовская и Еднота Виленская 1815–1939». В книге содержится информация о 100 протестантских деятелях. Как минимум, 67 из них так или иначе связаны со Слуцком – родились, или учились в гимназии, работали или похоронены тут.
Констанция Бергель (1825 – 10.04.1888) – жена пастора, учителя религии Слуцкой гимназии Юлиана Бергеля (1819, Изабелин – 1885, Варшава).
Юлиан Бергель имел очень ценную коллекцию документов, рукописей, старопечатных книг, где были редкие экземпляры XV–XVIII вв. По одной из версий, после смерти мужа, нарушив завещание (завещал городу), Констанция продала 1500 книг из его знаменитой библиотеки краковскому антиквару Игелю, а тот перепродал их. Книги оказались в библиотеках Польши, Украины, Литвы.
Фелигия Бергель Черняховская – их дочь. Умерла в возрасте до 40 лет. Внизу памятника с левой стороны есть упоминание о изготовителе памятника и его адрес. Мастерская Р. Любовецкого существует в Варшаве до сих пор, принадлежит этой же семье.
Ижицкий-Герман Владислав (1822–1871) – инспектор Слуцкой гимназии. Рядом похоронена его дочь Мария (1853–1860) и жена Элеонора.
Ястржембский Станислав (ум. 1894, жил 75 лет) – пастор сбора Слуцкого и Копыльского. У них с женой было 9 детей. Один из сыновей Михаил Юзеф окончил слуцкую школу и далее пошёл по стопам отца. C 1888 г. и до своей смерти в 1838 г. служил в реформаторско-протестантской церкви в Вильнюсе.
София Худинская – жена Станислава Ястржембского.
Ванновский Леопольд родился в семье ректора гимназии Михаила Ванновского. Атмосфера, царящая в семье, безусловно, привела его к глубокой вере и выбору жизненного пути. Учился в Слуцкой гимназии. После окончания учёбы в Виленском университете, возможно из-за проблем со здоровьем, вернулся в Слуцк, где провёл один год в родительском доме, учась и размышляя над выбором профессии. Однажды во время весеннего половодья Леопольд провалился под лёд и стал просить божьей помощи, пообещав в случае спасения служить ему. Тут же ему удалось выбраться из-подо льда и остаться живым. Этот случай решил его судьбу. В результате он выбрал духовенство, и в 1817 г., получив стипендию Синода, поехал изучать теологию в Кёнисберг (Калининград). Не чувствуя, что в полной мере готов к духовенству, устроился работать учителем немецкого языка в Слуцкую гимназию, а после смерти Богуслава Курнатовского стал учителем истории, польского и латинского языков. Также занимался репетиторством для учеников старших классов у себя дома. В 1825 г. после отставки его отца – ксёндза Михаила Ванновского, был назначен смотрителем (префектом) гимназии. Леопольд начал строительство нового каменного здания гимназии. Также при нем было построено деревянное здание конвикта.
Рядом похоронен Ванновский Константин, его брат, тоже учитель гимназии.
Ванновский Михаил – их отец, ректор гимназии.
Барон фон Нолькельн – известный генеалог Ханецкий Витольд его потомок. Сейчас он готовит белорусское издание книги Danuta Koral «Wydziedziczeni saga rodziny Nolkenów i Chaneckich».
Очередное маленькое открытие – Адам Дик (ум. 1907 г., жил 79 лет). Совсем не приметный камень. Это дед по материнской линии известного скульптора и художника Ромуальда Ромуальдовича Иодко (1894, Слуцк – 1974, Москва). Адам Дик был органистом кальвинского сбора в Слуцке. Жена: католичка Ядвига Ремидовская. Его внук стал ректором Московской художественной академии. Информация вошла в новую книгу И. Титковского.
Вера ГРАБОВСКАЯ,
Владимир ХВОРОВ
Больше фотографий с экскурсии