Леопольд Ванновский (1798–1849)
03.01.2019
Леопольд Ванновский родился 5 сентября 1798 г. в семье пастора, ректора гимназии Михаила Ванновского и Людвики с Хазлеров. Атмосфера, царящая в семье, безусловно, привела его к глубокой вере и выбору жизненного пути. В 1806–1814 гг. Леопольд учился в Слуцкой гимназии. В 1810 г. получил стипендию от Петрозолина. Ксендз Богуслав Курнатовский (1783–1820), учитель литературы, привил ему любовь к своему предмету. В школе дружил, так же, как и его братья – Фелициан и Константин, с Вавжинцом Путткамером (1794–1850), позже многолетним директором и куратором Синода Едноты Литовской, уездным предводителем дворянства в Лиде, имевший репутацию либерала и защитника крестьян.
В год окончания гимназии Синод выделил Леопольду стипендию на обучение в Виленском университете, в котором он окончил физико-математический факультет и хорошо изучил польский язык. Виленский университет в то время имел целый ряд известных профессоров (взять хотя бы Иоахима Лелевеля). Леопольд учился вместе с Адамом Мицкевичем и Томашем Заном, основателями Общества Филоматов.
После окончания учёбы, возможно из-за проблем со здоровьем, вернулся в Слуцк, где провёл один год в родительском доме, размышляя над выбором профессии.
Однажды во время весеннего половодья Леопольд провалился под лёд и стал просить божьей помощи, пообещав в случае спасения служить ему. Тут же ему удалось выбраться из-под льда и остаться живым. Этот случай решил его судьбу.
В результате он выбрал духовенство, и в 1817 г., получив стипендию Синода, поехал изучать теологию в Кёнисберг (Калининград). Кроме своего факультета, ещё изучал философию. Однако его слабое здоровье не позволило ему учиться дальше и через 2 года он вынужден был прекратить обучение и вновь вернуться в Слуцк.
Не чувствуя, что в полной мере готов к духовенству, устроился работать учителем немецкого языка в Слуцкую гимназию, а после смерти Богуслава Курнатовского стал учителем истории, польского и латинского языков. Также занимался репетиторством для учеников старших классов у себя дома.
В 1825 г. сдал экзамен на дьякона и в том же году, после отставки его отца – ксендза Михаила Ванновского, был назначен смотрителем (префектом) гимназии.
Его первым важным заданием был перевод уездного училища в гимназию в 1827 г. В результате, была получена помощь в размере 2600 руб. в год и сохранено право выбора учителей с утверждением их кандидатур Виленским университетом.
Работая смотрителем гимназии, Леопольд прикладывал все старания для поднятия качества обучения. Помогали ему в этом деле великолепные профессора, которые несмотря на скромный заработок, честно выполняли свою миссию: Генрих Курнатовский (1809–1889), Эразм Петрозолин (1807–1870), Мартин Речинский (1802–1876), Юзеф Севрук (1792–1836) и братья Фелициан (1801–1872) и Константин (1803–1833) Ванновские. Увеличивалось количество учеников, а, следовательно, улучшалась и финансовая ситуация.
Местная шляхта, из которой происходило большинство учеников, охотно участвовала в пожертвованиях на нужны гимназии. В этой ситуации в 1829 г. Леопольд начал строительство нового просторного здания гимназии по проекту архитектора Виленской губернии Кароля Греготовича и Кароля Подчашинского (1790–1860), профессора архитектуры в Виленском университете, автора проекта костёла евангелическо-реформатского в Вильно. Чуть позже, благодаря вмешательству Ванновского и пожертвованиям Льва Витгельштейна (1799–1899) в размере 3000 руб., было построено здание конвикта, способного разместить 50 учеников. Торжественное открытие нового здания гимназии произошло в 1840 г.
Ксендз Ванновский стоял во главе строительного комитета нового каменного костёла, который был построен после его смерти в 1853 г.
До 1824 г., когда куратором Виленского учебного округа был Адам Ежи Чарторыйский (1770–1861), реформы не нарушали польского характера образования. Либеральная политика властей закончилась в 1824 г. с появлением нового куратора Николая Новосильцева (1761–1838). Важнейшими элементами новой политики были: русификация и постепенное уменьшение влияния Евангелическо-реформатской церкви на деятельность гимназии. Виленский учебный округ вместе с Виленским университетом в 1832 г. прекратили существование. Гимназия в Слуцке стала относиться к Белорусскому учебному округу, куратором которого был Григорий Карташевский (1777–1840). Стал изменяться административный порядок, на руководящие должности стали назначаться русские преподаватели, происходила постепенная дискриминация мелкой шляхты и русификация образования.
«Бунт учеников», произошедший в сентябре 1833 г., когда ученики во время богослужения в костёле отказались от повторения молитвы о здоровье царя и его семьи, ускорил (по предложению Карташевского) реорганизацию гимназии. Она заключалась в том, чтобы гимназию больше приблизить к другим учебным заведениям. Несмотря на все усилия Синода и секретаря правительства Царства Польского графа Стефана Грабовского (1767–1847) с обращением к министру народного просвещения Сергею Уварову, в 1835 г. реформа была проведена. Было ограничено влияние Синода на педагогическую деятельность. Назначение директора и учителей русского языка и истории происходило согласно решению царя, а инспектора (так сейчас именовался смотритель) выбирал Синод с дальнейшим утверждением министром. После этого во время работы Ванновского директорами были: Чашников (с 1836 г.), Андриевский (с 1837 г.) и Адамович (с 1838 г.). Обучение в гимназии перешло на русский язык, хотя изучение религии для учеников евангелическо-реформатского вероисповедания осталось на польском языке.
Ванновский пользовался уважением у куратора Карташевского, который неоднократно не давал ход разным доносам.
31 июля 1832 г. белорусский суперинтендант ксёндз Юзеф Кюхн (1769–1843) назначил Ванновского в должности почётного вицесуперинтенданта, а в 1833 г. – белорусского вицесуперинтенданта. Во время Синода, происходившего в Вильно, 22 июля 1843 г. Александр Анишевский (1835–1844) назначил Ванновского на должность суперинтенданта. После этого назначения ему посоветовали отказаться от должности инспектора гимназии, чтобы не усугублять его слабое здоровье. Но Леопольд Ванновский не прислушался к этим советам и продолжил работу инспектором и учителем польского языка и литературы для учеников старших классов евангелическо-реформатского вероисповедания.
Каким педагогом был Леопольд Ванновский может рассказать творчество его учеников – Антона Петкевича (Плуга) (1823–1903), Александра Оскерко, Александра Валицкого (1826–1893) и др.
В своем произведении «Majowka. (Wspomnienie szkolne)» (Майский пикник. Школьные воспоминания), опубликованном в 1888 г. в журнале «Kłosy», Адам Плуг пишет о своём учителе Леопольде Ванновском, а также упоминает врача Мацкевича и учителя латинского языка Якоба Ягелло. В рассказе речь идёт о пикниках за городом, которые Ванновский организовывал для учеников в мае, каждый год 2 или 3 раза. На пикник ходили в лес, чаще в Новый двор или даже Манкувку, в 1,5 версты от Слуцка. Целый день проходил в играх и забавах, что очень радовало гимназистов. И в честь префекта (инспектора) гимназии школьный хор пел такую песню (пер. с польского):
Виват, виват, пусть Ванновский живёт,
Пока комар всю воду с моря не выпьет.
Комар, комар, пей воду медленно,
Путь достойный пан префект подольше поживёт.
Это подтверждает, что Леопольд Ванновский пользовался большим уважением и ученики искренне переживали за его здоровье.
Посвятив себя костёлу и школе, Леопольд Ванновский так и не создал семью.
По воспоминаниям его воспитанников он был преданным духовным наставником даже за стенами школы. Ванновский часто с Генрихом Курнатовским посещал учеников в конвикте, проводил для желающих бесплатные уроки по современным языкам и рассказывал о научных открытиях. В свободное время не отказывался от игры в мяч или городки с учениками. Переписывался с выпускниками гимназии, интересуясь успехами в обучении и помогая справляться с возникающими трудностями.
Леопольд Ванновский находил время на углубление своих знаний, хорошо знал латинский язык и литературу, выучил греческий и еврейский языки. Последний изучил до такой степени, что вызывал восхищение у евреев, которым читал и пояснял Ветхий Завет. Улучшил знание немецкого и французского языков, читая последние работы по теологии, также выучил русский язык, на котором проводил уроки вместо отсутствующих учителей.
Ванновский был известен прекрасными проповедями в праздничные дни в слуцком костёле. Одна из этих проповедей сохранилась в брошюре, выданной в 1836 г. по случаю освящения костёла в Вильно.
Ванновский принадлежал к комитету, во главе которого стоял виленский вицесуперинтендант ксёндз Стефан Липинский, с целью подготовки нового молитвенника. Он выбирал тексты со старых изданий, а также сам написал много песен. Поскольку Ванновский не успел окончить работу, Липинский вместе с консеньором жмудским ксёндзом Михаилом Речинским добавили песни со старого издания 1742 г., песнопения 1810 г. ксёндза Владислава Курнатовского, а также некоторые тексты, подготовленные Леопольдом Ванновским. Этот молитвенник, называвшийся «Собрание псалмов, песен духовных и молитв для публичного и личного богослужения в евангелическом костёле» был издан в Вильно в 1856 г. Одна из песен Ванновского «В Новый год» сохранилась, поскольку входила в состав выданного в 1899 г. «Песенника для Евангелическо-Аугсбургской церкви в Царстве Польском». Несколько песен было размещено в новом виленском песеннике 1927 г.
Много видов деятельности и преждевременная смерть не позволили Леопольду Ванновскому издать книгу «История Реформации в Литве», над которой он долго и много работал.
1 ноября 1838 г. Ванновский был награждён орденом Святого Станислава 4 степени (Учреждён 7 мая 1765 года королём польским и великим князем литовским Станиславом Августом Понятовским. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград орден Российской империи, вручался с 1831 до 1917 года главным образом для отличия чиновников. – В.Х.) за отличную, добросовестную и полезную службу.
Леопольд Ванновский умер после короткой болезни («нервной горячки», так раньше называли тиф) 28 апреля 1849 г. в Слуцке. На похороны собрались жители Слуцка и окрестностей разного социального положения и всех вероисповеданий. В том же году Синод, который проходил в Биржах, принял решение о написании биографии Ванновского виленским вицесуперинтендантом ксёндзом Стефаном Липинским, а также об издании оставшихся рукописей Леопольда Ванновского. Однако это инициатива так и не была претворена в жизнь. Также после постройки нового кальвинского костёла в Слуцке в 1856 г. в нём была установлена памятная доска (перевод с польского):
КСЕНДЗА ЛЕОПОЛЬДА ВАННОВСКОГО. СУПЕРИНТЕНДЕНТА БЕЛОРУССКОГО. ИНСПЕКТОРА СЛУЦКОЙ ГИМНАЗИИ. ЕДНОТА ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-РЕФОРМАТСКАЯ. РОД. 1798 Г. УМ. 1849 Г.
Вот что писал историк Александр Ельский (1834–1916) о кальвинском храме в 1883 г.:
«Сегодняшний храм – это строение нынешнего века в новоготическо-романском стиле, в нём есть неплохой орган, а богослужение происходит по старинному обряду, на польском языке. Там не только протестанты, но часто и католики, не имея храма своей конфессии, приходят сюда, чтобы вознести хвалу Богу.
Перейдя на левый бок, мы замечаем вмурованную в стену чёрную мраморную доску. И с уважением читаем имя человека, который не только перед Слуцком, но и перед всем краем имеет безмерные и неслышные заслуги, воспитавший несколько поколений на принципах гражданской добродетели. Это скромный памятник в честь Леопольда Ванновского, белорусского суперинтенданта, магистра философских наук, инспектора Слуцкой школы, деятеля редкой учёности и общественной добродетели, опытного педагога, настоящего отца школьной молодёжи, поэта, оратора и автора. Этот отличный гражданин родился в 1798 году, умер в Слуцке в 1849 году и покоится рядом, на кальвинистском кладбище.
Совершенно непонятно, почему до сегодняшнего дня мы так и не имеем печатной монографии, посвящённой этому со всех точек зрения исключительному, заслуженному и неустанному деятелю, а его соотечественники даже не знают, как он выглядел (у пастора Бергеля был художественный портрет Л. Ванновского, выполненный Гессе, который должны были бы напечатать наши иллюстрированные журналы)».
В результате того, что книга «История реформации в Литве», биография и портрет Ванновского так и не были опубликованы, а кальвинский сбор с памятной доской был повреждён во время Великой Отечественной войны и окончательно разрушен в 1950-е гг., память о Леопольде Ванновском в родном городе не сохранилась и он был незаслуженно забыт на долгие годы.
Вера ГРАБОВСКАЯ
Старые памятники в Слуцке
Ewa Cherner. Słownik biograficzny duchownych ewangelicko‐reformowanych. Jednota Litewska i Jednota Wileńska 1815‐1939.
«Kłosy», Warszawa, 1888.
Jelski Aleksander. Wzmianka o bibliotece ś.p. Juliana Biergiela, pastora w Słucku.