Протестантизм белорусов
26.06.2017
Протестантизм является одним из традиционных религиозных направлений в Беларуси. Поэтому его нельзя рассматривать вне истории белорусской государственности и культуры. Христиане-протестанты внесли большой вклад в экономическое, социальное и нравственное развитие своего Отечества.
Задолго до Реформации в Беларуси стали возникать религиозные течения, вероучительные положения которых были сходны с теми, которые позднее составили протестантскую доктрину.
Возникнув в Европе в первой четверти XVI столетия, протестантизм быстро стал одним из трёх крупнейших христианских течений наряду с православием и католицизмом. Уже в середине того же XVI века протестанты появились и в Великом княжестве Литовском, в т.ч. на территории современной Беларуси. Первыми представителями этого направления на территории Беларуси были постоянно проживавшие здесь иностранные купцы, зарубежные специалисты, а также военнопленные.
Исторически протестантизм в Беларуси был представлен различными вероисповеданиями. В конце XVI столетия, наряду с кальвинистами и лютеранами, появились и первые реформаторы. Новообразованные на территории современной Беларуси протестантские общины постепенно обзаводились своими церковными зданиями.
Протестанты способствовали развитию белорусской экономики и укреплению обороноспособности страны. Они не только занимались торговлей, но и строили заводы, а также занимались модернизацией и становлением регулярной, сильной армии. Протестанты внесли большой вклад в развитие образования и культуры.
Ян Гус (Гусинец)
Проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации родился в бедной крестьянской семье. В 1393 г. окончил Карлов университет в Праге, в 1396 г. магистр, в 1401 – 02 гг. декан факультета свободных искусств, в 1402 – 1403 и 1409 – 10 гг. ректор Карпова университета. С 1402 г. проповедник Вифлеемской часовни в Праге. В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Ян Гус обличал католическое духовенство, требовал коренной реформы церкви, осуждал её богатство, развращённость клира, симонию (продажа и покупка церковных должностей), выступал против немецкого засилья в Чехии, угнетения бедняков. Проповеди Яна Гуса на первых порах вызвали сочувствие определённых кругов господствующего класса в Чехии, заинтересованных в секуляризации церковных земель, симпатии чешского короля Вацлава IV. Однако в дальнейшем развитие Гусом идей Реформации вызвало резкий отпор с их стороны. В 1410 г. Гус был отлучён от церкви и в 1412-м, после выступления против продажи индульгенций, вынужден покинуть Прагу. Гус отправился в Южную Чехию, где выступал с проповедями, всё более выражая в них чаяния широких народных масс. В конце 1414 г. Ян Гус был вызван на церковный собор в Констанце, где в открытом споре надеялся защитить своё учение. Однако, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда I, был схвачен и брошен в тюрьму. Все попытки католических церковников склонить Гуса к отречению от его учения не привели к успеху. Ян Гус был осуждён собором как еретик и сожжён заживо.
В 1413 году Иероним Пражский, сподвижник Яна Гуса, проповедовал в Беларуси евангельскую весть о спасении через веру в Иисуса Христа и о необходимости жить по Слову Божьему – Библии. Уже через несколько десятков лет евангельское учение так широко распространилось в нашей стране, что в 1436 году для борьбы с гуситами была введена инквизиция. Однако большого успеха она не имела. На протяжении всего XV века мы встречаем свидетельства о деятельности гуситов в Беларуси.
Идеи Яна Гуса оказали большое влияние на белорусского первопечатника Франциска Скорину, так что униатский архимандрит Анастасий Селяев, живший в начале XVII века, прямо называет его «еретиком гуситов».
Франциск Скорина
Уроженец древнего Полоцка, выдающийся философ, просветитель, гуманист, писатель, учёный эпохи Возрождения Франциск Скорина вошёл в историю как «отец» восточноевропейского книгоиздания: именно он в 1517 году впервые издал Библию на старобелорусском языке для «людей посполитых к доброму научению».
Родился Франциск Скорина около 1490 года в семье купца Луки (Лукиана) в городе Полоцке, который в то время являлся одним из крупнейших политических и культурных центров Великого княжества Литовского.
Начальное образование юный Франциск получил в родительском доме, где постигал азы чтения и письма, а затем изучал латинский язык в школе при Полоцком бернардинском монастыре, основанном в 1498 году по инициативе великого князя Александра Ягеллона.
В 1504 году «сын из славного града Полацка» поступил в один из лучших европейских университетов того времени – Краковский – на факультет «вольных искусств» и спустя два года получил свою первую учёную степень – бакалавра философии.
В студенческие годы среди увлечений Франциска была и медицина: согласно данным биографов, спустя несколько лет в стенах alma mater он получил степень магистра, а в 1512 году – блестяще сдал экстерном экзамен доктора медицины в Падуанском университете.
О природном даровании и усердии молодого учёного ходили легенды, а в актовых записях отмечается, что «сын господина Луки Скорины из Полоцка проявил себя похвально и превосходно». И сегодня портрет белорусского доктора можно найти в университетской галерее среди других выпускников, именитых учёных из разных европейских стран.
Согласно одной из версий, в 1512–1516 годах Франциск Скорина служил личным лекарем и секретарём сына литовского короля Сигизмунда І Старого – княжича Яна, с которым познакомился ещё во время обучения в Болонском университете.
Издание Скориной в 1517 году белорусской Библии, способствовало стремительному распространению евангельского учения. Уже в 1535 году в Слуцке была выделена земля под строительство первого в Беларуси лютеранского храма. В 1539 году выпускник Виттенбергского университета Авраам Кульва открыл в Вильне Библейскую школу, в которой учились дети магнатов и шляхты.
Николай Радзивилл
В 1553 году Николай Радзивилл Чёрный, канцлер Великого княжества Литовского и один из богатейших магнатов Беларуси, стал открыто исповедовать кальвинизм и основал протестантские церкви в Бресте, Вильне и Несвиже. В течение нескольких лет сторонниками Реформации стали Воловичи, Глебовичи, Сапеги, Вишневецкие, Зеновичи, Огинские и другие белорусские магнаты. Горожане не менее активно принимали евангельское учение. Во второй половине XVI века в Беларуси было основано около 300 евангельских церквей. В середине XVI века Реформация в Беларуси приобрела такие масштабы, что, можно сказать, в нашей стране Евангельская Церковь заняла ведущие позиции в духовной жизни общества. Большая часть политической и интеллектуальной элиты Беларуси XVI века или непосредственно были членами протестантских церквей, или находились под сильным влиянием реформаторских идей. Достаточно назвать Николая Радзивила Рыжего, Астафея Воловича, Яна Кишку, Яна Глебовича, Николая Дорогостайского, Льва Сапегу, Андрея Волана, Василия Тяпинского, Соломона Рысинского, Андрея Рымшу, Гальяша Пельгримского, Циприана Базилика и т.д.
Успех Реформации стал причиной позитивных изменений в жизни страны. XVI век называют Золотым Веком, лучшим периодом в истории Беларуси. Евангельские христиане стояли у истоков и были авторами Второго и Третьего Статутов Великого княжества Литовского. Распространение библейского учения о спасении высвободило экономическую инициативу белорусов. Благодаря экономическим реформам, проведённым в то время, национальный доход страны увеличился в 4 раза.
Однако в начале XVII века Евангельская Церковь в Беларуси не смогла противостоять Движению Контрреформации и начала быстро терять свои позиции. В этой сложной ситуации убежищем для Евангельской Церкви стала Случчина. В 1617 году в Слуцке была основана кальвинистская школа, которая является старейшим образовательным учреждением в Беларуси. За 300 лет своего существования Слуцкая гимназия дала Беларуси целую плеяду учёных и церковных деятелей. Среди них изобретатель сегодняшнего кириллического шрифта Илья Капиевич, философ и поэт Ян Белбоцкий, писатели Альгерд Обухович, Антон Петкевич, славяновед Зариян Даленга-Ходаковский, медик Антон Красовский, астроном Витольд Цесарский, политик и меценат Эдвард Войнилович. С середины XIX века в Беларуси начался новый этап в развитии евангельского движения. В городах и деревнях Восточной Беларуси стали открываться баптистские церкви. Первой из них была церковь в деревне Уть на Гомельщине. В 1888 году баптистские собрания стали проводиться в Витебске, а в 1905 году – и в Минске.
В 20-х годах XX века евангельское пробуждение началось в Западной Беларуси. В течение одного десятилетия там возникло около 200 баптистских и пятидесятнических церквей. В 1926 году брестский пастор Лука Дзекуть-Малей начал издавать евангелия на белорусском языке, а в 1931 году вышел полный текст Нового завета и Псалмов в переводе Луки Дзекуть-Малея и Антона Луцкевича. Несмотря на то, что протестантские церкви, открывшиеся на нашей земле, подвергались преследованиям, их число постоянно увеличивалось. К 1917 году в Беларуси насчитывалось около 200 тысяч коренных белорусских протестантов. Многие из них были протестантами уже в нескольких поколениях. Хотя отношение к ним со стороны господствующей Церкви и представителей власти было достаточно сложным, протестанты всегда оставались частью общества и делили со своей страной все радости и горести. Белорусские протестанты основное внимание уделяли духовным вопросам, но были озабочены также и делами благотворительности. Так, в годы первой мировой войны они создавали лазареты для раненых, собирали средства на их оборудование и содержание, на помощь раненым и семьям погибших. Многие протестанты сражались в действующей армии.
После 1917 года они активно включились в социальную жизнь страны: создавали коллективные хозяйства, построенные на христианских принципах, пропагандировали нравственное достоинство и экономическую эффективность честного, добросовестного труда, трезвого образа жизни. В конце 20-х годов ХХ столетия для протестантов нашей страны наступило время испытаний: они подверглись жесточайшим репрессиям и преследованиям. Несмотря на это, протестанты встретили Великую Отечественную войну как истинные граждане своего Отечества. Героический труд в тылу и участие в военных действиях на фронте, молитвы за Отечество – таков был вклад христиан-протестантов в борьбу за спасение Родины в те тяжёлые годы. Несмотря на облегчение положения верующих в сороковые годы прошлого века, протестантов продолжали преследовать и ограничивать в церковной деятельности вплоть до конца 80-х годов.
Одним из самых серьёзных ограничений, которым подвергались христиане-протестанты вместе с представителями других религиозных течений в советский период, был запрет на любые формы социальной активности, включая и благотворительность.
В 1945 году под давлением советских властей часть церквей вынуждена была действовать нелегально. Несмотря на политику воинствующего атеизма, проводимую властями СССР, Евангельская Церковь не только не была уничтожена, но и продолжала расти.
Распад СССР и получение Беларусью независимости открыли новые возможности для проповеди Евангелия. Как самостоятельные объединения стали действовать Союз Евангельских Христиан Баптистов, Союз Христиан Веры Евангельской, Объединение Общин Христиан Полного Евангелия, Конференция Адвентистов Седьмого Дня.
Начиная с 90-х годов, в последний период существования СССР и после создания нового независимого государства Республики Беларусь, белорусские протестантские церкви активно включились в общественную жизнь страны. В последние годы реализовано много социальных программ, направленных на оказание помощи неимущим, инвалидам и другим незащищённым слоям общества. Оказывается помощь детям, детям-сиротам и детям – жертвам Чернобыльской аварии, создаются реабилитационные центры для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. На 2007 год в стране действуют 14 протестантских деноминаций христианства, которые включают 985 приходов и располагают 5 духовными учебными заведениями. Википедия (свободная энциклопедия) утверждает со ссылкой на сайт nationmaster.com, что сегодня количество верующих всех протестантских деноминаций составляет — 515 024, а адвентистов седьмого дня — 4633 человека.
Сегодня в городе Слуцке и районе существует несколько протестантских общин. Это представители Церкви евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры евангельской, объединения общин христиан полного Евангелия и религиозной общины Христиан-адвентистов седьмого дня. Обычно общины пользуются молитвенными домами. Усилиями членов слуцкой городской общины евангельских христиан-баптистов на улице Якуба Коласа в 1992 году был возведён каменный храм. При нем действует церковный хор, работает библиотека, проводятся занятия воскресной детской школы.
Владимир ХВОРОВ
по материалам сайтов протестантских церквей Беларуси