Дорожные приметы
01.04.2019
От слова «куда?» дорога будет несчастливой. Тем, кто по неразумию и недалёкости спрашивает: «Куда идёшь?», надо отвечать: «За Кудыкины горы». – Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это – лишняя помеха. Так, беременная женщина долго скрывает от посторонних сам факт беременности. Домашние предпочитают до рождения ребёнка никому не сообщать, когда именно ожидаются роды. Сказать, куда ты направляешься, подвергнуть опасности сглаза цель путешествия. Поэтому и возникло слово «горы»: мол, так далеко, что тебе и не увидеть. Одновременно спрашивающему возвращается его слово, которое благодаря этому уже не имеет силы.
Встретить монаха – к несчастью. Встретив монаха, тут же сделай в кармане кукиш, не то ждёт неприятность. – Однозначно объяснить это нелегко. Возможно, речь надо вести об опасности встречи с двойничеством: в монашестве принимается второе имя, и потому встречаешь словно бы не одного, а двоих; одному из них, неведомому, и показываешь кукиш. Может быть, причина и в том, что такая встреча сбивает бодрое самочувствие, настраивает на унылый философский лад; в таком случае дело не в неприятности как таковой, а в изменении настроения. Кукиш (жестовый мат) выполняет роль оберега. С.В. Максимов в своих «Крылатых словах» поясняет это следующим образом: «Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими ещё гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времён. Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с тех времён, когда языческая Русь, не всегда увещанием, а чаще насилием, обращалась в христианство и крестилась в воде и сгонялась в церкви… Время изменило это суеверие: встреча с монахом полагается теперь в числе счастливых».
Перед дальней дорогой надо присесть и помолчать. Это – к удачному пути. – Вполне логично, потому что именно в эти минуты человек ещё раз интенсивно прокручивает в голове: все ли он взял с собой? Не забыл ли документы, билет, ключи? В порядке ли оставил дом – воду, газ, свет? А молчание помогает сосредоточиться.
Если вернулся зачем-то с полпути – перед новым выходом посмотри на себя в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик – тоже помогает. – Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало). Заодно и дать понять, что её не боятся. Некоторые символически меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причёсываются. Таким образом получается, что это уже другой человек. С бытовой точки зрения факт возвращения считается неудачным по той ясной причине, что время потеряно и, нагоняя его, придётся торопиться, опаздывать, нервничать.
Отправляться в дальнюю дорогу в дождь, который пошёл неожиданно, – к удачному пути. – Считалось, что дождь – небесная вода – смывает все болезни и печали. С языческих времён сохранилось и восприятие дождя как небесного молока, кормящего землю и все на ней растущее. В древности Земля отождествлялась с женским началом, Небо – с мужским, оплодотворяющим. Все это вместе взятое и осталось в поверье.
Идёт кто-то навстречу с пустыми вёдрами – к пустому дню, пустым хлопотам. Поп, да девка, да порожние ведра навстречу – к плохим вестям. – Это поверье, как и многие другие, связанные с понятием «встреча» («Возьми в кумовья первого встречного» и пр.), основано на том, что встреча даётся человеку свыше и определяет его судьбу. Значит, всякая встреча – знак судьбы, которой не избежать. Во втором поверье к уже упоминавшимся ранее попу и пустым вёдрам добавляется «девка» (девушка; слово девка не имело в старину негативного оттенка). Именно встреча с девушкой, девицей, незамужней женщиной считалась неблагоприятной, а исключительно благоприятной – встреча с беременной женщиной и теми, кто несёт что-либо наполненное. Соответственно пустые ведра в руках у любого встречного воспринимаются как предупреждение свыше о грядущей неудаче, несчастье.
Встретишь утром первым мужчину – к удаче, женщину – к неудаче. – Одна из причин кроется в том, что считалось: женщина (особенно старая) гораздо чаще может сглазить, чем мужчина. Ещё одна причина кроется в говорливости женщин, которые затем станут рассказывать о том, кого они встретили, как он был одет, куда направлялся и т.д. А это непременно скажется на задуманном (в худшем же случае – раскроет таимый секрет). Если кто-то идёт навстречу с полным ведром, уступи ему дорогу. Мистический смысл этого: нельзя переходить дорогу собственной удаче, о которой таким образом сообщается свыше. При этом не имеет значения, что в ведре: вода или молоко, ягоды или песок, – главное, что оно не пустое. Нельзя, думается, отрицать и заключённой в том поверье элементарной вежливости: ведь с полным ведром идти тяжело, и потому желательно уступить дорогу тому, кто его несёт. Он за это поблагодарит – вот и удачное начало дня.
Хочешь вернуться в понравившуюся местность – брось в ближайший водоём монетку. – Воде в славянских преданиях присуща мистическая символика, прежде всего очистительная и животворящая («мёртвая вода» – очищение, «живая вода» – сотворение заново, оживление). Вода – граница между тем и этим светом, вся она в конечном счёте – с небес. Бросить в воду монетку – значит задобрить её, умиротворить, выказать своё уважение, чтобы она не препятствовала возвращению. А в то же время – словно бы и оставить на этом месте часть себя (вспомним поверье о забытой в чужом доме вещи: обязательно туда вернёшься).
Перед дальней дорогой не мой волосы – беду накличешь. – Безусловно, здесь ярко выражено отношение к волосам, ибо в них, по верованиям древних, заключается жизненная сила. Мотив волос находит своё отражение во всех важнейших событиях жизни человека: прядку волос малыша закатывают в воск; ребёнка нельзя стричь до года; в определённые дни беременной женщине не позволяется не только стричь волосы, но и мыть их, и т.д. Считалось, что по брошенным волосам можно навести порчу, лишить здоровья, – поэтому предостерегали от выбрасывания волос где попало. После мытья головы часть волос остаётся в воде, часть – на гребешке, что не приветствуется перед дорогой: все волосы должны быть с тобой. Бытовое объяснение поверья простое: если волосы не успеют высохнуть до выхода из дому, то можно простудиться.
Перед дальней дорогой надо подержаться за угол стола – это к удаче. – До нас дошёл лишь отголосок славянского поверья, гласившего: отправляясь в дорогу, надо поцеловать стол. Такое отношение связано с почитанием, которое бытовало на протяжении веков и нашло своё отражение в фольклоре («Сколько за столом – столько и в Царстве Небесном» и т. п.). Стол считался настолько важным символом дома, что в старину, продавая дом, оставляли в нем стол (ибо дом и стол нераздельны). А отправляясь в путь и прикасаясь к углу стола, получали благословение дома на удачную дорогу и благополучное возвращение.
Если кто-то чужой по твоим следам идёт, то он забирает у тебя, впереди идущего, силу. – След, оставляемый человеком и животным, всегда наделялся мистической силой. Считалось, что по оставленному следу можно не только многое узнать о шедшем, но и, идя след в след за ним, навести на него порчу, отнять силы. Физически это связано с тем, что идущий по проторённому пути тратит собственных сил намного меньше, чем тот, кто путь прокладывает. Мистическое же объяснение заключается в том, что, затаптывая умышленно следы, человека лишают собственного следа, делают незащищённым (аналог – человек без тени). В некоторых местностях, особенно на Украине, автор этих строк встречал и ещё более мрачное поверье: если идти по чьим-то следам, то в семье этого человека вскоре кто-то умрёт.
Незваный гость на двор – и беда на двор. Незваного гостя берегись. – Поверье, которое поначалу трудно понять, ведь в русском народе отношение к гостям всегда было доброжелательным. Корни поверья – ещё в том времени, когда Русь находилась под игом монголо-татар (XIII – XIV века). Поработители («незваные гости») вели себя как хозяева, входили в любой дом и забирали все, что нравится, чаще всего – девушек. Естественно, что это осталось в исторической памяти народа и перешло в устойчивое поверье. Что касается «незваного гостя» в отрыве от этих тяжких страниц истории, то отношение к нему остаётся всё-таки непростым, с уклоном в отрицательное, поскольку он нарушает планы хозяев, ставит их в неловкое положение.
Когда выходишь из дому, всякая встреча на крыльце – не к добру. – Считается, что встречный определённым образом переходит дорогу намеченному делу, подрезает путь. Примета, очень мешающая мнительным натурам: исходя из уверенности, что любая встреча предназначена Судьбой, человек затем помимо воли тратит немало энергии на разгадывание смысла этой первой встречи, что и в самом деле сказывается на деле. Встреча при выходе из дому – это и возможный запретный вопрос «Куда идёшь?», обрекающий на неудачу задуманное, и простая незапланированная задержка, ведущая к опозданию. Заметим, однако: если эта примета и имеет ещё какое-то влияние на деревенских жителей, то в условиях городских многоэтажных домов, где подобных встреч не избежать при всем желании, она потеряла смысл и лучше об этом не задумываться.
Случайно встретить на дороге похоронную процессию – к удаче. – Это странное поверье укоренилось на том основании, что раньше принято было вручать первому встречному от имени семьи умершего так называемую «подорожну»: кусок холста, хлеб, свечу и монету. Считалось, что принявший все это символически отпускает грехи умершему. В благодарность же умерший на том свете первым встретит этого человека и будет его опекуном, защитником и наставником. Отсюда и пошло поверье, что тот, кто первым идёт навстречу похоронной процессии, – счастливый: он уже обеспечил хорошее отношение к себе на том свете. Впрочем, в некоторых местностях существует и диаметрально противоположное поверье.
Встретится лысая лошадь или свинья – удачи в пути не жди. – «Лысая лошадь» – это лошадь с длинным белым пятном на лбу. Поверье основано на отрицательных последствиях любой встречи с «мечеными» (в том числе и с людьми). О свинье исследователь фольклора С.В. Максимов справедливо пишет, что это суеверие в народе уже совершенно исчезло и «встречи со свиньёй опасаются только продавцы раков, убеждённые опытом в том, что свиной запах их убивает, то есть они засыпают». Остаётся лишь добавить, что по нынешним временам встреча со свиньёй на улице столь же редка, как и с крокодилом или страусом.
Подошвы чешутся – к дороге, ноги горят – к пути. – Скорее это не поверье, не примета, а шутка. Хотя человек, уже знающий, что ему предстоит долгий путь, вполне может испытывать подобные ощущения.
С левой ноги встанешь – пути не будет. – Это суеверие, как и многие подобные, идёт от уверенности, что за левым плечом стоит у человека искуситель, черт, а за правым – Ангел-хранитель. Именно поэтому столь близки слова «правый» и «правда». Ещё более древние корни приводят к следующему пояснению: с утра молясь солнцу, то есть обратясь лицом на восток, человек слева ощущал холод севера (злые силы), справа – тепло юга (силы добрые). В сущности, на этом и основаны все приметы, поверья и суеверия, связанные с левой стороной: левую руку не подают при приветствии; с левой ноги нельзя начинать день; через левое плечо сплёвывают, чтобы не произошло беды.
Кто, домой возвращаясь, споткнётся – с домашними поссорится. – Споткнуться – вообще не самая хорошая примета, ибо она толкуется как стороннее вмешательство. Но, минуя мистический смысл, с чисто психологической точки зрения вполне объяснимо, что у споткнувшегося человека портится настроение, тем более – если он к тому же упал. Лучше всего исходить из мудрого совета: «Не вини коня, вини дорогу», – и не придавать случившемуся особого значения.
Перед дорогой что-нибудь зашивать – удачи не видать. – Как ни странно, эта примета нередко сбывается. Но причина скорее всего не в том, что «зашивается удача», а в том, что перед отправлением в дорогу все делается на скорую руку, что затем и сказывается. Немаловажную роль может играть и то, что человеку известна эта примета и он подспудно настроен на неудачу, привлекает её, неосознанно провоцирует. Так что лучше и в самом деле перед дорогой ничего не зашивать.
Найти на дороге гвоздь или ещё что-то острое – к неприятностям. – Первоначальный смысл – в отношении к оберегам и к порче. Если человек сам хочет уберечься от порчи, от несчастья, он все острое направляет против предполагаемого недруга (например, иголки, воткнутые в дверь; нож у порога остриём наружу). Если же что-то острое направлено в сторону путника – значит, он мистическим образом «пронзён», лишён сил. Правда, почти все фольклористы слышали уточнение: неприятности ждут путника лишь в том случае, если предмет направлен остриём на человека, а если наоборот, от него, то это – к воспоминанию близких о нем. Лучше всего, видимо, не искать ничего под ногами по дороге.
В пятницу в дальний путь лучше не отправляться: дороги не будет. – В пятницу не рекомендовалось не только в дорогу отправляться, но также и выполнять некоторые работы, особенно женщинам. Это связано с культом Параскевы Пятницы, которая нередко ассоциируется с Судьбой. А Судьбу лишний раз испытывать не надо. Возможна и трактовка, связанная с постным пятничным днём (не случайно в сходной ситуации упоминается и среда – ещё один постный день).
Бери с собой полынь – путь благополучным будет. – В данном случае полынь рекомендована как одно из действенных средств, предохраняющих от сглаза. Положительное, очищающее действие оказывает сам запах полыни. В некоторых местах из полыни делают веники и выметают ими в доме, «чтобы ведьма не могла войти и чтобы колдун испугался». С такою же целью, как полынь, используются почти все растения, имеющие резкий запах: укроп, чеснок, лук, душица, кориандр, фиалка, тмин, чабрец, мандрагора, мята и др.
Перебежит собака дорогу – худа в том нет, но и особого добра не жди. – Какова примета, таково и пояснение: с одной стороны, собака похожа на волка, с другой – она друг дома.
Если больному в бреду мерещится дорога – значит, он скоро умрёт. – Безусловно, суть приметы основана на простой ассоциации дороги и «последнего пути», о котором думает или который предчувствует больной.
Приметы, связанные с беременностью, детьми
Приметы, связанные с живностью
Приметы, связанные с растениями