Приметы, связанные с растениями

Приметы, связанные с растениями

19.02.2019

Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп. – О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу её «выкупить». На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили – понимает, что у него новый хозяин появился.

До яблочного Спаса яблоки грешно есть. – Поверье зародилось на мистическом уровне: яблок до Спаса нельзя есть тем, у кого дети умерли, – чтобы им на том свете яблоки достались (имеется в виду духовная субстанция сохранённых на дереве плодов). Но об этом со временем забылось, и остался лишь запрет для всех. Основан он на том, что в деревнях до августа (то есть именно до Спаса) далеко не все яблоки успевают созреть; дети, наевшись зелёных яблок, страдают затем расстройством желудка. Чтобы не было соблазна, им и говорят об этом запрете.

Зацветёт зимой комнатный цветок, дотоле летом расцветавший, – к смерти в семье. – Поверье это распространено не только в России, но и во многих других странах. Причём относится оно не только к комнатным растениям, а и к тем, которые не ко времени зацветут во дворе (особенно плодовые деревья). Причину можно искать на символическом уровне: зацвести среди зимы – скоро погибнуть. Есть и более щадящее поверье: не ко времени расцветший цветок – к вестям, которых не ждали.

Не спи возле белены – не проснёшься. – Употребление белены или долгое вдыхание запаха её цветов приводит к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: «Дурит, словно белены объелся». Если долго вдыхать её запах, можно и в самом деле умереть.

Украденные цветы и прочие растения приживаются лучше, чем купленные или подаренные. – Это уж вполне бытовая примета, оставляющая в стороне и этику, и мистику. Украденные приживаются лучше, чем купленные, потому что их быстрее в землю сажают, пока уличить не успели. К тому же у купленного или полученного в подарок растения корни подсохнуть могут, а украденное – только что из земли и снова в землю.

Горох рассыпать – к слезам. – Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины. Но есть и более легендарное пояснение, когда за прегрешения род людской был наказан голодом, то, чтобы спасти людей, Матерь Божия плакала и слезы её становились горошинами.

Горох сей только тогда, когда накануне ночь была звёздная. – Очень простая взаимосвязь: желание, чтобы гороха было столько, сколько звёзд на небе.

Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу. – Имеется в виду распространённое гадание на бобах, которым приписывают мистические, сверхъестественные свойства. На бобах не просто гадают, а стремятся предотвратить беду, развести её «в разные стороны», уничтожить.

Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил – значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет. При зубной боли надо взять рябиновый прут, надколоть начетверо и на больной зуб положить. Но ягоды рябины после этого нельзя есть несколько лет. – С рябиной связано много примет и поверий – как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что её плоды используются в домашней медицине. В частности, рябиновый квас – это и слабительное, и противовоспалительное средство, его дают при высокой температуре как жаропонижающее и т.д. Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Некоторые исследователи полагают, что таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму. Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, – лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Запрет на ягоды после использования рябинового прута – «извинение» перед деревом за причинённый вред.

Увидишь цветок сирени о пяти лепестках – съешь. Это к счастью, к удаче. – Считается, что счастье так же редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость. Кстати, можно сравнить это с находкой «курьего божка» – камня с дырочкой посередине – на морском побережье. Нашедший считается удачливым и должен загадать желание, которое обязательно исполнится. Автор этих строк в течение одного дня, на зависть отдыхающим в Коктебеле, случайно обнаружил два десятка таких камней с дырочками. Но загаданное желание – купить билет на московский поезд – исполнилось только через два дня.

Если снег растаял и на этом месте плесень появилась – к грибам. – Речь идёт не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом, примеченном месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице (она же – мицелий) – тончайших разветвлённых и переплетённых нитях, образующих вегетативное тело грибов.

Сад поздно зацветает – к смерти хозяина. – Объяснение то же, что и по поводу зимнего или несвоевременного цветения растений: несвоевременный расцвет грозит гибелью – и это символически переносится на хозяина. Явный перебор с подобными приметами в коллективном сознании народа – свидетельство его нелёгкой жизни на протяжении многих веков.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. – Имеется в виду, что этот человек умрёт тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. Поверье относится к числу щадящих: верба растёт долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости. В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась «проклятой», потому что ни плодов, ни тени она не даёт. Пословица «влюбился, как черт в старую вербу» подтверждает негативное отношение. Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Большой урожай рябины – к долгой и морозной зиме. Рябина в лесу урожайная – к дождливой осени, если нет – к сухой. – Примета проверена временем и фиксирует регулирующие функции природы. Как уже говорилось, перед затяжной морозной зимой рябина плодоносит больше обычного, потому что без её ягод птицы не смогут дожить до весны. Вопрос в том, как природа выдерживает эту закономерность. Но сама по себе примета верна, как и вторая из приведённых здесь.

Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. – От молнии оберегает всякое высокое дерево, поскольку оно служит естественным громоотводом (молниеулавливателем). Именно поэтому в поле во время грозы нельзя прятаться от дождя под дерево: будучи единственным возвышающимся объектом, оно в первую очередь станет жертвой молнии. Что касается особенности берёзы отпугивать зло, это связано с её белым цветом и с преданиями. Некогда берёзка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы Святую Пятницу, – потому и пользуется покровительством всех троих. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в берёзовые ветви вселяются души умерших родственников, которые продолжают помогать оставшимся в живых. Вообще берёза – самое любимое славянами дерево. Оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времён. Кора берёзы служила «бумагой»: свитки из берёзовой коры сохранились в новгородских и других землях вплоть до XX века, свидетельствуя о грамотности древних русичей (ещё до принятия христианства).

Если больного на Максима берёзовым соком напоить, то он выздоровеет. – День Максима и Ясона (Иассона) – 28 апреля старого стиля – 11 мая нового. В этот день обычно начинают собирать берёзовый сок. Наиболее целебным считается сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Смысл приметы в том, что именно в этот день – «на Максима» – берёзовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери. – Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах. Это основано на её целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника. Вспомним, что Пушкин отправлялся в далёкие одинокие прогулки по окрестности Михайловского, тогда ещё богатым лесами, всегда с посохом – возможно, как раз бузинным, ибо хорошо знал народные приметы.

Грибы на стене растут – к богатству. – Речь идёт, конечно, о внешней, а не внутренней стене дома. Смысл поверья порядком подзабыт, и теперь уж мало кто может выявить истинное его происхождение. Многие говорят, что в основе – количество: мол, богатства будет – как грибов. Или что оно само появится, как появляются грибы. На самом же деле забытый смысл состоит в том, что гриб был одним из фаллических символов (не случайно до сих пор грибы делят на «мужские» и «женские»). Именно поэтому толкователи снов по сей день трактуют гриб как жениха или как беременность, т. е. в любом случае – «прибыль». На поверхности лежащее объяснение – в пословице: «Коли грибовно – так и хлебовно». То есть обилие грибов связывается и с урожаем зерновых. Ну а если даже на стене дома грибы появились – точно быть богатству (хлебу).

Вековую ель рубить нельзя – к неприятностям. – В народе считается, что старая, вековая ель – это жилище лешего. Если её срубить, то леший начнёт мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Мужчина, пристрастившийся к конопле, может остаться бездетным. – Ранее это было просто приметой, основанной на опыте, на наблюдениях. Теперь же, зная о наркотических свойствах конопли и о её воздействии на организм, можно убедиться в верности давнего народного наблюдения: действительно, употребление конопли (имеется в виду очень частое) снижает потенцию.

Если травой колюкой окурить ружье, то оно становится метким. – Конечно, само по себе ружье, без охотника, не может быть метким или неметким. Поэтому резонно предположить, что речь идёт о воздействии дыма колюки не на ружье, а на зрение охотника.

Хочешь, чтоб лен хороший уродился, – сей его обнажённым. – Поверье родилось ещё в дохристианские времена, когда природа одухотворялась и обожествлялась; славяне считали, что любое растение так же мыслит и чувствует, как и человек. Обнажаясь, хотели обмануть лен – чтобы он подумал: надо мне уродить, а то человеку и надеть-то на себя нечего! Ведь лен служил основной тканью для одежды: из грубого льняного полотна изготовлялась вся повседневная одежда русских крестьян, из тонко выделанного и украшенного – праздничная.

Засохла липа в саду – к худу. – Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка), и служила сырьём для деревянных поделок. Лишиться липы в своём саду – действительно, к худу.

Если во время падежа на шею животному привязать луковицу, оно не заразится. – Вполне логичное и верное наблюдение, поскольку лук (как и чеснок) обладает лечебными свойствами. Это закреплялось в сознании народа такой, например, пословицей: кто ест лук, того Бог избавит от мук. Сохранилась и рекомендация: есть сырой лук с хлебом, солью и квасом – быть здоровым и ликом светлым. Стоит в то же время предостеречь от чрезмерного количества и излишней частоты в употреблении лука и чеснока: во всем нужна мера, и перебор с этими лечебными продуктами тоже вреден.

Кто любит миндаль, тот и жену любит. – Это наблюдение можно отнести к любым орехам (в том числе и к лесным, и к грецким). Все они рекомендуются в пищу мужчинам, т. к. положительно действуют на половую функцию организма. Рецептов, как древних, так и современных, существует великое множество. К тому же орехи хорошо насыщают, и вегетарианцы с успехом заменяют ими (а также фасолью) мясо.

Найти одолень-траву и с собой носить – талант и добро обрести. – Одолень-трава – народное название кувшинки. Особыми свойствами её наделили за то, что она применялась в медицине, служа противоядием и средством от зубной боли. Со временем ей, уже на основе названия, приписали свойство одолевать не только боль, но и злых людей, колдунов, всяческие несчастья.

Для того чтобы уберечь новобрачных от порчи, им в карманы кладут кусочки коры ольхи. – Магическим оберегом ольха стала из-за красного цвета коры, который ассоциируется с кровью. Как все яркое, красная кора привлекает взгляд и, соответственно, оберегает от сглаза. Даже если кора спрятана в карман, у человека есть уверенность, что его не сглазят. Считается, что купание в реке, омывающей корни ольхи, предохраняет от болезней, а ветки её, воткнутые по краям поля, защищают от града.

Кто носит с собою орех-двойчатку, богатым будет. – В основе поверья – количественный принцип и уверенность в том, что пустой орех – к голоду, а полный – к достатку. Тем более – орех-двойчатка.

От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путём сожжения его на осиновом костре. – Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда. Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырём оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного. С течением времени варварский обычай расправы с «вампиром» видоизменился: стали класть в гроб погибшего неестественной смертью осиновый крестик или водружать крест из осины на могиле. Из этого же ряда – примета, что убитую змею надо повесить на осине, не то она оживёт и укусит. Не исключено, что основа соединения в сознании осины и змеи такова: кора осины использовалась как противоядие при укусе змей; заговорив кору, её прикладывали к месту укуса. Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: чтоб он на осиновом дереве сгорел!

Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти. Чтобы ребёнок перерос свою болезнь, его волосы и ногти надо спрятать в ствол осины на уровне роста ребёнка. Когда осина подрастёт, она и болезнь унесёт. Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберёт его болезнь. При бессоннице ребёнка надо положить ему в колыбель веточку осины. – В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время её запрещалось сажать возле дома, топить печь её дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.

Петунья-трава от хмельного питья бережёт. – Действительно, это растение, часто встречающееся в садах, обладает свойством нейтрализовать действие алкоголя. Рецепт прост: перед употреблением спиртного смешать ложку оливкового масла с двумя ложками истолчённой петуньи и принять это внутрь.

Если приложить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится. Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить её в кузницу, то кузнец работать не сможет. – Эти и многие другие поверья, связанные с легендарной разрыв-травой, пока не имеют под собою чётких оснований. Считается, что листья этой загадочной травы имеют форму крестиков, цветок её словно огнём полыхает. Как и папоротник, распускается разрыв-трава только в ночь на Ивана Купалу. Цветёт очень недолго – за это время возможно лишь прочитать «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Предание гласит, что эту волшебную траву мало кто видел и мало кому известно, где она растёт. Более того, и добыча её сопряжена со смертельной опасностью. Говорят, что обычная трава, брошенная в реку, плывёт по течению, а разрыв-трава – против течения. Так её и узнают. Поверья о разрыв-траве существуют не только у славян, а и у других народов, что может свидетельствовать или о том, что она и в самом деле существует в природе, или о всеобщей мечте о ней. Некоторые качества разрыв-травы находят в цикории. В.И. Даль пишет, что близкими к ней являются растения прыгун, розопас, нетронь-меня, saxifraga, impatiens.

Если к хвосту курицы пристала соломинка – к покойнику. – Эта примета – скорее следствие, чем предвестник. С мистической точки зрения она может быть основана на том, что курица, несущая яйца, символизирует продолжение жизни, а солома – нечто отжившее, умершее. Но если исходить из обычая выбрасывать в отдалённые места солому, на которой обмывали покойника, и куриной привычки везде шастать и все разгребать, то реальная причина связи между этой соломинкой и покойником станет ясна.

Кто сон-траву съест, тот всю зиму проспит и будущее предсказывать сможет. – Трав, обладающих ярко выраженным снотворным воздействием, немало. К ним относятся: дурман, горицвет, atropa belladonna, pulsatilla patens, viscaria vulgaris, известные в народе сон-дрёма, пёсьи вишни, синий анемон, сонник, самсончики и пр. Другими словами, сон-трава – собирательное название. Что касается её особенностей наделять пророческим даром, то речь надо вести о лёгком наркотическом состоянии, в которое впадает человек. А, как известно, некоторые сны бывают вещими.

Хранить в доме сушёный трилистник – к благополучию. – Думается, что хранить в доме любую сушёную траву, которая используется в народной медицине, будь то зверобой, тысячелистник, мята или ромашка, – к благополучию, если под таковым для начала разуметь здоровье.

Если редьку или редиску резать ножом не сверху, а от корня, то отрыжки не будет. – Действительно, так устроены волокна этого растения. Кстати, на этой особенности построены народные розыгрыши с применением другого растения: если горький перец разрезать поперёк, то горечь его очевидна, но если тот же плод разрезать вдоль, то его можно спокойно есть, вместо горечи ощущая сладость.

Если сварить репу, а оставшейся водой омыть чирьи, то они вскоре исчезнут. – Наблюдение, основанное на опыте народной медицины. Это средство вошло в некоторые, травники. Вероятно, в отваре репы содержатся вещества, помогающие заживлению.

Просыпать нечаянно рожь – к удаче. – Поверье основано на том же принципе, что и осыпание зерном молодожёнов: зерно – символ плодородия и жизни.

Улика-трава мужа к жене возвращает, а жену – к мужу. – Не исключено, что эта трава и впрямь обладает такой особенностью, но реальных подтверждений автору не довелось встретить. Сохранился заговор, который надо произносить, готовя из улики-травы питье для того, кто разлюбил: «Как ты, трава, приклонила главу свою к земле, так бы и он (она) приклонил главу свою ко мне и был со мною сердцем и душою до гробовой доски!» Травники сообщают, что трава эта – красно-вишнёвого цвета, цветки жёлтые, листья лапками.

Кто при себе сухой хмель носит, тот от порчи спасается. – Хмель стоит в ряду природных оберегов в силу того, что используется и в медицине, и при изготовлении пищевых продуктов (например, пива). Следовательно, с ним связано представление о веселье и здоровье.

Если в доме ругаются, то цветы гибнут. – Давнее и, безусловно, верное наблюдение. Многие обращали внимание на то, что в иных домах цветы растут пышно, а в иных не приживаются. Дело может быть как в ссорах, так и в характере, в биополе хозяина. Некоторые виды цветов реагируют даже на резкие звуки. Ныне доказано, что цветы реагируют и на неблагоприятные места в квартире. Поэтому рекомендуется хорошо растущий цветок поставить на месяц возле кровати или письменного стола и проследить за его состоянием. Если при том же уходе и количестве света он начинает чахнуть, значит вы большую часть времени проводите в неблагоприятной зоне и есть смысл об этом задуматься.

Завяли цветы в доме – к обнове. – Вполне естественно, поскольку придётся покупать или разводить новые. Примета направлена на утешение, что не так уж часто встречается, к сожалению, в поверьях и приметах нашего народа.

Кто ест с пищей чернобыльник, тот может не бояться ни колдунов, ни змеиных укусов. Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится. Кто перед днём Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует. – Чернобыльник (он же – чернобыл, он же – будыльник, artemisia vulgaris) – вид крупной полыни. Корень её дают при падучей болезни. Как и многие растения с острым запахом, трава эта служит оберегом: либо отпугивает, либо вызывает доминирующее внимание, не оставляя у завистника сил на сглаз.

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережёт от искушений. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде. Чертополох защищает дом от ведьм, а людей – от порчи. – Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus), – колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное остриём на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Значительную роль здесь играет, как и во многих сходных случаях, эффект самовнушения: когда человек знает, что его оберегает какой-либо амулет (например, залитый воском чертополох в ладанке), он более спокоен, и, соответственно, менее подвержен отрицательным эмоциям. Название своё трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, а и у других европейских народов.

Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится. Если толчёный варёный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут. При укусе змеи надо это место мазать чесноком, прожаренным в деревянном масле. Кто ест хлеб с чесноком, не заболеет. Ешь натощак печёный чеснок – голос звонким будет. Если лихорадка настигла, надо водку на чесноке настоять и пить понемногу после приступов. – Примет и поверий, связанных с чесноком, очень много. Одинаково почитаемо это растение и славянами, и египтянами, и англичанами, и немцами, и персами, и турками, и греками, и многими другими народами. Причина в том, что чеснок – природная аптека, кладовая витаминов. В наше время столь же часто, как в старину, чеснок применяется в борьбе с простудой. Что касается способности чеснока отпугивать нечистую силу, предохранять от сглаза и порчи, то способность эта приписывается ему благодаря стойкому резкому запаху, который отвлекает «глазливых» людей и саму нечисть. С древних времён к чесноку относились как к драгоценному продукту, это и закрепило его мистический культ.

 

 

 

Приметы о смерти и похоронах

Приметы о человеке

Предсвадебные приметы

Приметы о женихах и невестах

Приметы, связанные с беременностью, детьми

Приметы о жилище

Приметы, связанные с пищей

Приметы, связанные с живностью

Приметы, связанные с растениями

Приметы о вещах

Дорожные приметы